Методы и Приёмы Словарной Работы

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Методы и Приёмы Словарной Работы. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Словари».

Методы и Приёмы Словарной Работы.rar
Закачек 3778
Средняя скорость 9558 Kb/s

Методы и Приёмы Словарной Работы

В методике словарной работы выделяют две группы методов: методы окружающей содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

К первой группе методов относятся: а) непосредственное ознакомление с окружающим, формирование и обогащение словаря: рассмотрение и обследование предметов, наблюдения, обзоры, целевые прогулки и экскурсии б) опосредованное знакомство с окружающим, формирование и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием в сопровождении беседы, чтение художественных произведений, показ диа-, кино-, видеофильмов, просмотр телепередач, показ различного рода театров, дидактические игры с игрушками, предметами, картинками . В основе этих методов лежит чувственный опыт ребенка. Все они обязательно сопровождаются наглядностью. Ребенок имеет возможность сама увидеть, прикоснуться, понюхать, обследовать предмет или явление. Наличие наглядного образа стимулирует речевую активность детей.

Первоочередное место в ознакомлении детей с ПМР с окружающим и обогащении словаря принадлежит непосредственным методам обучения. Рассмотрим некоторые из них.

Рассмотрение и обследование предметов, наблюдение за животными, деятельностью людей, природе, обзоры помещений дошкольного учреждения проводятся во всех возрастных логопедических группах. Они имеют целью дать представление о предметах, взаимосвязи между ними, уточнить и углубить знания о них. Прежде всего это те предметы, с которыми ребенок часто встречается в повседневной жизни. При этом используют приемы обследования, сравнения, позволяет выделить отличия и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. Дети постепенно усваивают слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия.

Наблюдение определяют как целенаправленный и организованный процесс, направленный на познание, уточнения и закрепления знаний об окружающем. В основе наблюдения лежат непосредственные ощущения и восприятия предметов, явлений объективной действительности и их свойств. В этом процессе участвуют все анализаторы ребенка (зрительный, слуховой, осязательный, кинестетический, обонятельный). Это помогает познать предмет с разных сторон, лучше запомнить его название.

Наблюдательность — это особенность психической деятельности человека, способность подмечать в предметах и явлениях то, что является существенным, но малозаметным в них. Это умение ребенка всматриваться и видеть, замечать признаки, качества, изменения, делать элементарные выводы из наблюдений. Наблюдения могут быть непродолжительные (например, по труду водителя) и длительные (за строительством, за сезонными изменениями). Наблюдение проводят как занятия преимущественно в младшей и средней группах. В старшем дошкольном возрасте наблюдения проводят в повседневной жизни.

Наблюдениям готовятся заранее: осматривают объект наблюдения, продумывают расположение детей, продумывают вопросы (констатирующие, дополнениями, вспомогательные), подбирают загадки, стихи, пословицы. Необходимо продумать, какие слова нуждаются в объяснении, определить конкретно, какими словами следует обогатить словарь, которыми активизировать, а какие требуют лишь уточнения.

Важным методическим приемом является сочетание непосредственного восприятия объектов, слова педагога и речи детей. Если дети впервые знакомятся с любым явлением, то нужно почти полное сочетание во времени восприятия предметов, действий и слов, их обозначают. В случаях повторного наблюдения целесообразно сначала предложить детям вспомнить соответствующее слово, а затем педагогу его уточнить. Во время наблюдения каждый ребенок должен иметь возможность высказаться, закрепить новые слова.

Особое значение имеет образец речи (названия) педагога. Новые слова должны произноситься четко, понятно. Используют специальные приемы привлечения внимания детей к слову: интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирования, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми. Это способствует запоминанию слова, сохранению в памяти его звукового образа, образованию кинестетических ощущений, образующиеся при его многократного повторения. Речевое образец сопровождается объяснением слов, уточнением их смысла.

Среди методов опосредованного ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря значительное место занимает показ предметных картинок и сюжетных картин с малознакомым содержанием. Они дают детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (диких животных, отдельные виды труда, средства передвижения, жизни народов в других странах и т.д.). С физиологической точки зрения картина обеспечивает связь второй сигнальной системы с первой, быстрое усвоение слов. Большое значение картине в развитии словаря оказывал еще К. Д. Ушинский. По его мнению она направляет формирование дара слова. Картина предоставляет ребенку вместе с представлением и слово, его рассмотрение сопровождается речевым образцом, объяснением и рассказом педагога, чтением стихов, загадыванием и отгадывание загадок, объяснением новых слов, сопоставление их с уже известными, постановкой вопросов, многократным проговаривание слов в различных контекстах.

Одним из средств обогащения словарного запаса является художественная литература. Словарная работа является важным звеном в работе над текстом. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. Работа над лексическим значением слов углубляет понимание замысла автора. Это может быть не только лексика, используемая автором, но и словарь, необходимый для характеристики героев, их поступков.

Особая роль художественного произведения заключается в обогащении речи образными словами и выражениями ( «Зимонько- Снегурочка, наша билогрудонько, ни верти хвостом . «, Глебов). Большое значение в этом процессе оказывают загадкам, поговорки, пословицы.

В связи с чтением и рассказыванием используют такие приемы работы над словом:

— Накопление содержания речи в предыдущей работе, обогащение знаний детей об окружающей с целью подготовки к восприятию произведения;

— Акцентирование на словах, которые имеют основную смысловую нагрузку;

— Выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, которые используются в переносном смысле;

— Объяснение педагогом значений слов;

— Проговаривание слов детьми;

— Замена авторских слов словами, близкими по значению;

— Подбор слов для характеристики героев;

— Использование слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.

Ко второй группе методов относятся: рассмотрение и описание знакомых предметов, игрушек, рассматривание картин со знакомым содержанием, чтение стихов и рассказов познавательного содержания, устное народное творчество, дидактические игры и, особенно, словесные дидактические игры и упражнения.

Рассмотрение игрушек используют как метод уточнения, закрепления и активизации словаря. Для развития словаря используют различные категории игрушек: фигурки людей, жилье людей, их окружение, средства передвижения, животные, птицы, фрукты, овощи, орудия труда. При рассмотрении игрушек используют игровые приемы, игровые действия, но нет строгих правил. Но игрушки можно использовать и в дидактических играх, где есть игровые задания, игровые правила, игровые действия.

Рассматривания картин со знакомым содержанием направлено на уточнение детских представлений и словаря. Оно всегда сопровождается беседой, которая активизирует ранее усвоенный словарь. Словарная работа при этом связана с развитием диалогической речи. Вопрос является основным приемом работы над словом.

Дидактические игры — довольно распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. Они дают возможность педагогу в эмоциональной форме организовать упражнения детей в употреблении ранее приобретенных слов, выражений, уточнять и активизировать их словарь. Новые слова во время игры не используют, поскольку они отвлекают детей, нарушают игру. В словарных дидактических играх ребенок оказывается в ситуации, когда она вынуждена использовать ранее приобретенные знания и словарь в новых условиях. Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы (игры «Магазин», «Кому что нужно?», «Волшебная сумочка» и т.д.).

Дидактические упражнения не имеют игровых правил. Игровое задание заключается в быстром подборе соответствующего слова ( «Назови одним словом», «Назови части предмета» и т.д.). Это составляет для детей определенные трудности. Поэтому особое внимание нужно уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении задач, их связям с предыдущими этапами работы над словом. Упражнения способствуют формированию умений свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают условия для активного отбора слов.

Одно из главных правил введения новых слов в словарь ребенка — ознакомление со словом в определенном контексте (минимальный контекст — словосочетание, или предложения), отработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания.

Особое внимание уделяется семантизации лексики. Для объяснения значений слов применяют такие приемы:

а) объяснение значений слов путем показа картинки;

б) сопоставление слов с другими словами (смеяться — по какому поводу ?, насмехаться — над кем?);

в) объяснение этимологии слова (цапля-болотница; лиса зимой мишкуе . );

г) составление словосочетаний и предложений со словом, которое объясняют;

д) объяснение слова другим, близким по значению (мужественный — храбрый)

ж) объяснение значения слова через его определение (герой — человек, который отличается храбростью)

с) сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов.

Смысловая сторона речи развивается в процессе работы над антонимами ,. Сначала используют приемы работы с изолированными словами (словосочетаниями), затем

— С такими же словами в предложениях и связных высказываниях:

а) подбор антонимов к заданному слову (через картинки и на вербальном материале: высокий — низкий и тихо — громко и т.п.);

б) отыскания слов-антонимов в рассказах, пословицах и тому подобное;

в) договорювання предложений со словами-антонимами (летом жарко, а зимой -. )

г) составление предложений с заданной парой антонимов (весело — грустно).

В работе над синонимами используют такие приемы:

а) подбор синонимов к изолированных слов;

б) объяснение отбора слов в синонимическом ряду;

в) замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений (бежит ручей — течет, льется, журчит)

г) составление предложений со словами синонимического ряда;

д) составление рассказа со словами синонимического ряда. Раскрытие значений многозначных слов происходит с помощью таких приемов:

а) определение многозначности слов в конкретных ситуациях (идет: часы; дождь; троллейбус)

б) объяснение и сравнение значений многозначных слов (ручка у ребенка, ручка в двери)

в) подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова: острый перец — горький, страстный; острая игла — колючая, остроконечная;

г) подбор антонимов к каждому значению многозначного слова: острый — сладкий, острый — тупой;

д) составление предложений с многозначными словами;

ж) нахождения многозначных слов в пословицах, скороговорках, литературных произведениях.

Словарная работа на занятиях сочетается с активизацией слов в различных видах деятельности.

Выделяются две группы методов:

1. метод накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря);

2. методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Рассмотрим подробнее эти методы.

рассматривание и обследование предметов, например: рассматривание новой игрушки, предмета одежды, посуды (внешний вид, из чего сделана, сравнение с другими игрушками, нахождение нового, необычного). Тем самым развивается кругозор детей и идет обогащение активного словаря.

наблюдение, например, природного явления, объектов природного окружения, деятельности людей с использованием в речи прилагательных, наречий, глаголов.

Осмотры должны быть интересны детям.

Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями.

Обеспечивать детям активность восприятия: им разрешается потрогать, подержать, поиграть.

При первом знакомстве с явлением, требуется полное совпадение во времени восприятия данного явления. (Радуга)

При повторном наблюдении целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспитателю уточнить его. Можно использовать подсказ начала слова.

целевые прогулки и экскурсии (в библиотеку, в музей, в ДШИ, в ДХШ).

рассматривание картин с малознакомым содержанием, например, рассматривая репродукции картин военной тематики, обогащаем речь детей новыми словами (захватчики, партизаны, мужество, стойкость, героизм, Отечество и т.п.);

При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным.

чтение художественных произведений, например, при чтении сказки «Лисичка со скалочкой» объясняю детям лексическое значение слова скалочка; приемы работы над словом:

Объяснение значений слов, выражений, словосочетаний.

Проговаривание слов детьми.

Замена авторских слов словами, близкими по значению.

Подбор слов для характеристики героев.

Употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.

показ видеофильмов, мультфильмов, например, в процессе просматривания фильма комментируются малознакомые слова, словосочетания («Ледниковый период» — знакомство с вымершими животными, средой их обитания);

Методы для закрепления и активизации словаря:

Рассматривание игрушек используется во всех возрастных группах.

Рассматривание картин направлено на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь.

Дидактические игры и словарные игры.

Загадывание и отгадывание загадок.

По мнению К.Д.Ушинского, «у ребенка запас слов обыкновенно не мал, но быстро отыскать в памяти слов требуемую форму и составляет дар его речи». Значит, нужна тренировка активного словаря детей. Помимо обычно используемых в этих целях методик, я использую в работе методы ТРИЗ-технологии, которые не только помогают в формировании словаря, развивают воображение, фантазию, позволяют раскрепостить мышление. В работе над словарем обучаю детей переносу признаков любого выбранного слова на другое слово, наугад выбранное из книги или названий окружающих предметов. Игры, основанные на этом методе, не только обогащают словарь, но и уточняют и расширяют знания о предметах и их действиях. При этом ребенком ведется активный поиск ассоциаций заданному слову в разных областях. Ребенок испытывает восторг от нахождения нового образа слова или словосочетания.

Метод фокальных объектов позволяет перенести признаки трех предметов на выбранный объект, при этом развивается способность к анализу и синтезу, поиску аналогов прямого смысла, метафор, к получению новых словосочетаний, сочинению сказок. Метод способствует закреплению знаний об окружающем мире, активизации и обогащению словаря.

«Бином фантазии» — метод, позволяющий учить детей объединять два слова (предметы, живые объекты, ситуации), разделенные определенной дистанцией, чтобы оно было достаточно чуждым другому. Задача: применяя предлоги (над, под, из-за), наречия (сверху, внизу, около, сбоку), описать новый объект.

«Полином фантазии» — учить детей придумывать самые необычные, фантастические сочетания при наборе слов из совершенно разных надсистем. Активизировать словарь, развивать аналитическое мышление.

Метод морфоанализа в словарной работе с детьми очень важен, поскольку он выполняет функции классификации материала и создание из двух известных объектов одного нового.

Таким образом, планомерная системная работа по формированию и активизации словаря способствует привитию любви к родному слову у детей, воспитывает чувство раскрепощенности и уверенности в процессе общения, формирует грамматически правильный строй речи.

Методы и приемы словарной работы

На протяжении всего курса русского языка в школе большое значение придается словарной работе.

Словарная работа охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, оттенков значений, эмоционально-экспрессивной окраски слов, сфер их употребления, многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов; активизацию словаря, использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов; очищение словаря, т. е. устранение из активного словаря учащихся диалектных, просторечных, вульгарных слов.

В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов работы со словарём, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

Методы и приемы словарной работы

Собственно, каждое слово, произносимое человеком, является живым словом, но мы в ряду занятий по развитию речи под названием «занятия по живому слову» подразумеваем такие занятия, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Формирование возможностей речевого общения дошкольников и школьников младших классов предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду, школе специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель или учитель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи.

При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального «речевого вклада» в решение общей задачи – в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

Основные методы словарной работы описаны ниже.

Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребенку она присуща еще в большей мере. Эту потребность надо широко использовать в интересах развития речи детей, руководства направленностью их мыслей и ростом запаса представлений.

В детском саду и в школе можно разговаривать с каждым из детей чаще, чем обычно это делае тся, нужно ид ти навстречу порывам детей делиться своими переживаниями, мыслями, выслушивать их, расспрашивать, отвечать на их вопросы, по возможности сопровождать речью все проявления жизненного общения с ребенком, чег о мы часто не делаем.

Поручения и задания

Существует еще один методический прием, тоже связанный с разговором, которому мы придаем громадное воспитательное значе ние, – это методически продуманные поручения, которые даются детям. Прием этот широко представлена семье, в которой в одних случаях сознательно, в других бессознательно дети привлекаются к участию в общей трудовой жизни. Но организ ованно он не представлен ни в детском саду, ни в школе.

Ребенку дается определенное поручение. Желательно, чтобы такое поручение имело практическое, ребенком осознаваемое значение. При этом он должен:[1]

1) внимательно выслушать, что ему говорят;

2) понять содержание обращенной к нему речи;

3) запомнить сказанное;

4) выполнить поручение;

5) дать словесный от чет о выполненном;

6) в итоге оказать помощь.

Таким образом, к активности привлекаются внимание, интеллект, память, моторика, речь. Как видите, нагрузка изрядная, а потому надо хорошенько продумывать сущность и содержание поручения, которое даешь ребенку в том или другом возрасте.

Поручения старшим детям должны носить практический характер: они могут быть разнообразны, должны постепенно осложняться и по возможности завершаться точным речевым отчетом.

Разговор и беседа – два почти тождеств енных проявления одного и того же процесса: речевого общения людей. Но мы, выделяя беседы как один из ценнейших приемов развития речи детей, подразумеваем под ними организованные, планово проводимые занятия, цель которых – углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей.

Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развязывается их язык, раз те беседы соответствует их интересам и психике.

Свободная, непринужденная беседа, согретая интересом, осмысленная ценностью и з начительностью ее содержания, являю тся одним из могущественнейших факторов развития речи детей . Если темой беседы являются предметы и явления природы, то она может прив ести к законченному описа нию, сравнению, выяснению значения того или другого предмета или явления. Если же беседа возникла по пов оду явления социального, общественного, этического, наблюдаемого детьми лично или выдвинутого чтением, рассказом, то она приведет к характеристике явления, лица, выдвинет индивидуальное отношение к ним детей.

Беседа ни в коем случае не должна преследовать цели словесного насаждения в головы детей знаний. Её цель – систематизировать и закреплять живым словом знания, приобретенные опытным путем, непосредственно связанные с восприятиями детей и их живыми впечатле ниями .[2]

Темы для бесед могут быть чрезвычайно разнообразны: их подсказывает жизнь домашняя, детского сада, школы, живое общение с детьми в быту.

К методике проведения рассказывания нельзя предъявлять строгих, непоколе бимых требований. Рассказчик должен руководствоваться заинтересованностью детей. Содержание рассказа определяется педагогическим процессом и требованием подвижной, меняющейся жизни. При планировании занятий отмечаются и часы рассказа, часто рассказ рождается и по непредвиденному поводу, а потому ответить на вопрос, как часто можно рассказывать детям, трудно. Ответ подскажут сами дети и разум педагога. Обстановка при рассказе, как и при беседе, должна быть естественная, непринужденная.

Дети усаживаются, как хотят, соблюдая общие интересы и правила приличия. Прерывать рассказчика они не должны, но их иногда неудержимо вырывающиеся речевые реакции, возгласы не только не вредят интересу дела, но, наоборот, закрепляют связь между детьми и рассказчиком, воодуш евляют последнего.

Можно ли сопровождать рассказ демонстрированием картинок? Это зависит от особенностей и сущности рассказа. Художественный рассказ или сказку, конечно, нельзя: показ картин нарушит цельность впечатления. Но существует категория рассказов, рассчитанных главным образом на маленьких детей, требующих параллелизма текста и иллюстраций.

Встречающиеся в рассказе непонятные детям слова, незнакомые образы могут препятствовать пониманию содержания рассказа, а потому они должны быть разъяснены детям предварительно: повод для этого нетрудно найти.

Желательно, чтобы новое литературное произведение, преподносимое детям, расширяло круг их представлений и знакомило их с новыми образами, явлениями и обозначающими их новыми для детей словами. Этого требуют интересы культуры речи и обогащения словаря детей.

Каждое новое слово должно быть сохранено в памяти детей, и сделаться достоянием их собственной речи. Педагог должен об этом позаботиться. Все новые слова должны быть у него на учете. Произнести новое слово один раз мало, его надо произносить как можно чаще, изыскивая для этого подходящие моменты: только в таком случае новое слово войдет в жизнь и в активный словесный запас детей.

Один и тот же рассказ или сказку можно рассказывать детям несколько раз.

Все пока сказанное относилось к рассказыванию детям, но рассказывать должны и сами дети. Рассказ педагога является образцом, которому они будут следовать.

Прежде чем приступить к рассказу, следует самому себе поставить вопрос: представляю ли я сам себе вполне то, о чем я хочу говорить, все ли мне самому известно и понятно? И только в том случае, если все ясно, приступить к рассказу.

Дети обыкновенно охотно отзываются на предложение рассказать что-либо из их личных переживаний. Делит ься с другими своими мыслями, обмениваться впечатл ениями – насущнейшая потребность человека, кото рая выражается у детей очень своеобразно, по-детски. По пробуйте предложить детям рассказать о собаке, которую они знали, – и к вам протянется несколько рук. И сколько уст готовы немедленно приступить к изложению! Вы вызываете одного, другого, третьего – и начинается сбивчивое изложение с повторениями, противоречиями, остановками, заиканием, постоянными: «Нет, не так, я забыл сказать, я не помню, как это было» и т. п. Тут-то и следует растолковать детям, отчего это происходит.

Следует всячески сосредоточивать внимание детей на сути того, что они хотят рассказать, на основной мысли. Все постороннее, несущественное следует отбрасывать: во- первых, оно только затемняет сущность, а во-вторых, отнимает время.


Статьи по теме