Нетипичная Форма Правления Шпаргалка

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Нетипичная Форма Правления Шпаргалка. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Шпаргалки».

Нетипичная Форма Правления Шпаргалка.rar
Закачек 3064
Средняя скорость 9201 Kb/s

Нетипичная Форма Правления Шпаргалка

Нетипичные формы правления.

Форму правления характеризуют как способ организации и взаимоотношений высших органов государства. Как один из элементов формы государства форма правления тесно связана с сущностью государства и является его внешним выражением. Зная форму правления, мы можем с достаточной уверенностью судить о внутреннем содержании, социальном назначении и функции государства, т.е. его сущности. Актуальность проведенного исследования заключается в том, что проблема нетипичных форм правления приобретает на сегодняшний день не только теоретическое, но и первостепенное практическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.

В XIX-XX вв. наряду с традиционными формами правления появились совершенно новые формы путем соединения, совмещения и появления новых признаков, причем эта тенденция постепенно набирала силу: чистых и традиционных форм становится все меньше и меньше. В данном случае речь идет не столько о капиталистических и развитых странах, где на основе демократизации политической системы практически утратились различия между монархией и республикой: по своему характеру монархии в Великобритании или Японии мало чем отличаются от республик Италии или Франции. Речь идет о появлении нетипичных или смешанных форм правления, когда воедино сливаются черты республики и монархии (Малайзия), абсолютной и конституционной монархии, затем и дуалистической (Кувейт) и т.д.

По мнению Чистякова В.Е., эти модификации обусловлены несколькими причинами.

Во-первых, практика последних десятилетий показала, что для эффективного управления государством важно не только соблюдение принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов, обеспечивающих демократизм и исключающих концентрацию власти в руках одного органа или человека, но и установление необходимых взаимосвязей, взаимообусловленности, согласованности в работе высших органов государства.

Во-вторых, «чистые» формы правления имеют свои недостатки из-за односторонности, однобокости. К примеру, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму. Об этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в Латинской Америке, президентско-монократических республик в Африке. В парламентарной республике, как и в парламентарной монархии, утрата поддержки парламентского большинства ведет к выражению вотума недоверия и частой смене кабинета министров. Создание смешанных, «гибридных», нетипичных форм правления позволяет устранить недостатки отдельных форм правления и объединить их позитивные, положительные стороны.

В-третьих, возникновение нетипичных форм государства связано с распространением и влиянием во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей, гуманистических идей и институтов. Под их влиянием были приняты Конституции в Кувейте, Катаре, Бахрейне, ОАЭ и Саудовской Аравии, где абсолютная монархия как форма правления превалирует по сей день.

И, наконец, изменения в форме правления связаны с борьбой, давлением прогрессивных сил. Это и фактическое изменение формы правления в Иордании в 90-х годах при сохранении власти прежнего монарха, и появление новой Конституции Непала в 1990 г.

В результате этих процессов появились следующие нетипичные монархические формы правления:

— Выборная или республиканская монархия. Глава государства в монархии является наследственным и пожизненным. Выборы монарха проводятся в том случае, когда прекращается династия. Вместе с тем, в современных условиях есть такие монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система существует в Малайзии и объединенных Арабских Эмиратах – своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из них глава государства переизбирается каждые пять лет. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям, а только один из правителей составных частей федерации.

— Коллективная монархия – несколько иная форма монархии сложилась в Объединенных Арабских Эмиратах. Здесь Высший совет эмиров -субъектов федерации – обладает всей полнотой власти вплоть до законотворческой деятельности. Несмотря на то, что и здесь раз в 5 лет избирается монарх, высшие полномочия остаются у Высшего совета. Поэтому ОАЭ является коллективной монархией.

— Патриархальная монархия – особый вид монархии, сложившийся в Свазиленде, где король, по существу, является вождем племени.

— Квази-монархия. Особо выделяют квази-монархию в Британском Содружестве (Commonwealth) – Австралию, Канаду, Новую Зеландию — главой которого является британская королева, представленная генерал-губернатором, но фактически все функции государства осуществляются правительством.

— Теократическая монархия – это форма монархии, при которой высшая политическая и духовная власть сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства. Теократической монархией является государство Ватикан, где Римский Папа является главой католической церкви и государства.

Монархий в мире (учитывая и британское Содружество) немного -около У6 всех государств на планете. Однако смешанные формы монархии не представляют столь большого интереса исследователей, так как число их довольно ограничено. Более перспективными являются нетипичные формы республики, имеющие множество разновидностей.

Проведя параллель с монархиями, описанными выше, можно утверждать, что число республик в «чистом» виде также чрезвычайно мало. На их месте возникают полупрезидентские и полупарламентарные республики, вследствие чего широко разрабатывается концепция « рационализированного парламентаризма» с целью ограничения власти парламента и усиления исполнительной власти, и концепция «ответственного правительства», которая усиливает уклон в сторону парламентарной республики.

Главный приоритет президентской республики – это объединение исполнительной власти в лице президента и правительства и невозможность увольнения правительства парламентом по причине политической борьбы партийных фракций. Важнейшее преимущество парламентарной республики – это ответственность правительства перед парламентом, обязывающее учитывать общественное мнение.

С другой стороны президентская республика имманентно тянется к авторитаризму, тогда как правительство парламентарной республики слабо и нестабильно (так, в Италии за полсотни послевоенных лет сменилось больше полсотни правительств, не проработав на своем посту даже года).

Вследствие этих причин объединение признаков президентской и парламентарной республики обусловило появление совершенно новой, не существовавшей ранее смешанной республиканской формы правления. Впервые такая форма республики была установлена в 1958 г. во Франции по инициативе Шарля Де Голля, стремившегося к сильной президентской власти, но учитывавшего традиции парламентаризма в своей стране.

В других странах смешанная республика была создана иными способами.

Во-первых, использованием вотума недоверия – ФРГ, Франция. В первой из них вводилось ограничение вотума недоверия, во второй – ограничение формы вотума недоверия. В Германии предусматривался «конструктивный вотум недоверия»: недоверие канцлеру считается принятым, если при внесении резолюции о недоверии указана фамилия его преемника. За все время существования ФРГ с 1949 года конструктивный вотум недоверия был применен лишь 1 раз. Во Франции требовалось, чтобы резолюцию порицания подписали не менее чем состава нижней палаты и, в отличие от Германии, принята не просто большинством нижней палаты, а абсолютным большинством. Но и здесь случаи внесения резолюции порицания были крайне редки.

Во-вторых, установлением ответственности в президентской республике некоторых министров, но не главы правительства, которым часто de-facto и de-jure был президент. Эта тенденция нашла отражение в конституционном праве стран Латинской Америки: Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Коста-Рика и др.

В-третьих, созданием особой должности административного премьер-министра – Египет, Перу, Турция. Фактическим руководителем правительства оставался президент, который председательствовал на его заседаниях. В обязанности административного премьер- министра входило ведение оперативной деятельности правительства и неофициальных заседаний. В итоге, при сложившемся впечатлении о якобы полном подчинении правительства парламенту через премьер-министра, в неприкосновенности оставался фактический руководитель в лице президента.

В результате были образованы следующие нетипичные формы республики.

— Смешанная полупрезидентская или полупарламентарная республика. Это упомянутые выше примеры Германии, Франции, Турции, Египта, Перу и др.

— Теологическая республика – это республика, при которой высшая политическая и духовная власть сосредоточена в руках религиозного служителя, который одновременно является и главой государства.

— Монократическая республика – республика, в которых в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашается пожизненным президентом, хотя парламент реальных полномочий не имеет (страны Африки).

— Республика Советов – это долгое время существовавшая в отечественной юриспруденции особая форма в виде советской республики, отличавшаяся диктатурой пролетариата, отсутствием разделения властей при полновластии Советов, жесткой иерархией, правом отзыва избирателями депутатов до истечения срока их полномочий. Крах социалистического строя СССР привел к утверждению в России смешанного типа республиканской формы правления.

— Суперпрезидентская республика – это республики на территории Латинской Америки, объединенные в отдельную группу в связи со специфичностью их происхождения. Из-за частых переворотов и контрпереворотов вопрос о форме государства приобретает здесь особое значение по сравнению с другими странами. Несмотря на то, что президентская форма республики была перенята у США, она приобрела здесь особое внешнее выражение в сверхцентрализации власти, приоритете армии в политике, преобладании насильственных методов достижения власти. По словам О.А. Жукова «реальной формой политического властвования в Латинской Америке в XIX веке стали диктаторские режимы». Суперпрезидентская республика отличается от монократической тем, что в пожизненное правление президента было предусмотрено в Конституции последних.

— Монархическая республика. Выше речь шла о монархиях, которые имеют республиканский признак, а вместе с ними и о выборности главы государства. Вместе с тем в условиях тоталитаризма появились республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Часто это происходит тогда, когда диктатор (он может называться как угодно – вождем, президентом и т.д.) захватывает власть в результате государственного переворота. В результате форма правления официально может провозглашаться республикой, но вся демократическая суть выхолащивается. Власть узурпируется на неопределенное время. Так поступил А. Гитлер в Германии в 1933 году, Ж. Мобуту в Заире (тогда – Конго) в 1960 году, «черные полковники» в Греции в 1967 году, А. Пиночет в Чили в 1973 году. Именно эту форму республики называют монархической.

Несомненно, создание нетипичных (смешанных) форм правления на опыте многих стран показало свои плюсы. Сюда входит стабильность управления государством, укрепление роли государственной власти на местах, не мешая местному самоуправлению, невозможность своевольного увольнения парламентом «неугодного правительства» и т.д.

Еще древнегреческий историк Полибий писал, что преодолеть круговорот политических форм способен только мудрый законодатель. Для этого необходимо, уверял Полибий, установить смешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая противодействовала другой. «Такое государство неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия». При этом он особо выделял Рим, где были представлены все три элемента: монархический (консулат), аристократический (сенат) и демократический (народное собрание).

Однако следует подчеркнуть и негативные моменты.

— Нарушается прежняя системность, структура, слаженная работа органов. На перестройку к новым условиям смешанной формы правления также уйдет время.

— Не стоит переоценивать влияние и роль парламента в парламентарной форме республики. «Обездвижив» парламентскую оппозицию, правительство имманентно будет стремиться к авторитаризму.

— Своеволие главы государства в президентской республике может чревато плачевными последствиями: превращением в монархическую, монократическую или суперпрезидентскую республику.

Мы рассмотрели далеко не все аспекты процесса становления смешанных и «гибридных» форм: каждая страна имеет свои особенности. Они неизбежны, даже если в государстве принимается уже известная модель. Например, на форму правления Алжира или Шри-Ланки в свое время существенное влияние оказали французские институты, но в Алжире коррективы внесла мусульманская идеология, в Шри-Ланке – британское на­следие. Не суть важно, какая форма правления установилась в той или иной стране, самое главное – это избежать значительных перекосов в ту или иную сторону, не допустить крайних форм проявления как республиканской так и монархической формы правления.

Термин «нетипичная» форма правления» отражает процессы сокращения и исчезновения «чистых» форм монархического и республиканского правления. Эти процессы вызваны к жизни теми изменениями, которые произошли в мире в целом и конкретно в каждом обществе. Демократизация, как глобальная тенденция, открыла доступ ранее политически бесправному населению к процессу принятия решений и изменила механизмы формирования и функционирования органов верховной власти.

· Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации [7] . Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.

· Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства [7] . Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии [8] , затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).

· Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.

Нетипичные формы правления

Причины появления нетипичных форм правления. Рассмотренные выше монархические и республиканские формы правления в науке принято называть типичными. Однако кроме типичных существуют также нетипичные формы правления. Их нередко называют смешанными, или гибридными, формами правления, однако ставить знак равенства между нетипичными и смешанными (гибридными) формами правления не следует, поскольку не все нетипичные формы правления можно рассматривать как смешанные.

Появление нетипичных форм правления вызвано разными причинами. Во-первых, чистые формы правления имеют, как принято считать, недостатки, присущие форме как таковой. Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, а парламентарной республике присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Во-вторых, создание нетипичных форм правления нередко связано со стремлением улучшить взаимодействие, взаимосогласованность высших органов государственной власти. В-третьих, появление таких форм связывается также с влиянием гуманистических идей и институтов, с распространением во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей. В-четвертых, появление нетипичных форм правления может быть обусловлено давлением и борьбой прогрессивных сил общества. В-пятых, это могут и другие причины.

Основные разновидности нетипичных форм правления. Как представляется, к основным нетипичным формам правления могут быть отнесены: полуабсолютные и полудуалистические (полупарламентарные) монархии, теократические монархии и теократические республики, так называемые «республиканские монархии» и «монархические республики», полупрезидентские (полупарламентарные) республики.

Полуабсолютные монархии – это монархии, сочетающие в себе черты абсолютной и ограниченной монархии. Как отмечалось выше, в современном мире практически нет абсолютных монархий в их чистом виде, т. е. монархий, в которых вся полнота государственной власти безраздельно принадлежит монарху, а конституция и парламент отсутствуют. Последняя абсолютная монархия, по мнению проф. В. Е. Чиркина, прекратила свое существование в Омане в 1996 г. после того, как монарх даровал конституцию[10]. Вместе с тем полуабсолютные монархии – это монархии, которые лишь по форме не являются абсолютными, поскольку оснащены конституциями и парламентами, формально ограничивающими власть монарха. Фактически же монарх в таких монархиях властвует безраздельно. Он может приостановить действие конституции (Бахрейн) или отменить ее (Свазиленд), распустить на неопределенное время парламент (Кувейт), отменить любой акт парламента, так как обладает правом абсолютного вето. Да и парламенты в этих монархиях не обладают реальной силой, поскольку всецело подчинены воле монарха. Вследствие этого полуабсолютные монархии по своей сути остаются абсолютными монархиями.

Полудуалистические (полупарламентарные) монархии – это монархии, сочетающие в себе черты дуалистической и парламентарной монархий. Если в такой монархии преобладают черты дуалистической монархии, она считается полудуалистической, если же парламентарной, она считается полупарламентарной. Опять же по мнению В. Е. Чиркина, последняя дуалистическая монархия была упразднена в 1991 г. в Иордании[11]. Современные полудуалистические, полупарламентарные монархии таковыми могут считаться тоже лишь по формальным соображениям, т. е. исходя из действующих в них конституций. Фактически же в основе своей они остаются дуалистическими монархиями.

Теократические монархии и теократические республики. В теократических монархиях глава государства – монарх одновременно является и высшим духовным лицом в стране. Например, Римский Папа – глава римской католической церкви является главой государства Ватикан, а король Саудовской Аравии является главой ваххабизма – одного из направлений ислама. Теократическая форма правления, где реальная власть принадлежит духовенству, сложилась также и в некоторых республиках. Так, Конституция Исламской Республики Иран 1978 г. предусматривает наряду с постом президента страны пост духовного руководителя иранского народа, который занимает один из высших религиозных иерархов. Его решения обязательны для светской власти и оказывают на нее решающее влияние.

«Республиканские монархии»–это монархии, в которых присутствуют некоторые черты республиканской формы правления (Малайзия, Лесото, Объединенные Арабские Эмираты). Например, в современной Малайзии существует «выборная монархия». Глава государства не является здесь пожизненным и наследственным монархом, а каждые пять лет переизбирается. Это сближает монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Вместе с тем Малайзия в связи с периодическим переизбранием главы государства не превращается в республику, поскольку главой государства здесь может быть избран не любой гражданин, а только один из правителей субъектов федерации. Малайзия – федеративное государство, в котором 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами. Эти 9 султанов образуют Совет правителей, который раз в пять лет избирает главу государства. На этот пост султаны избираются по очереди, для чего в Совете правителей ведется особый список.

«Выборной монархией» является также государство Лесото, где король избирается общим собранием племенных вождей.

Некоторые государствоведы к «выборным монархиям» относят также государство Ватикан, ввиду того, что глава государства Верховный Понтифик, Владыка Государства Города Ватикана избирается коллегией кардиналов в соответствии с предписаниями канонического права[12].

Другой разновидностью «республиканской монархии» является «коллегиальная монархия», которая имеет место в Объединенных Арабских Эмиратах. Здесь полномочия главы государства фактически принадлежат Совету эмиров семи эмиратов федерации, хотя председатель этого Совета, которым, как правило, избирается эмир крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимает в Совете определяющие позиции и обладает значительными властными полномочиями.

«Монархические республики» – это республики, в которых проявляется такой признак монархической формы правления, как несменяемость главы государства. В этих республиках президент является пожизненным главой государства. В XX в. такие республики существовали в Индонезии, социалистической Югославии, на Филиппинах, в Малави, Уганде, Тунисе, Экваториальной Гвинее и некоторых других странах. В настоящее время пожизненный президент сохраняется, например, в КНДР, пост которого согласно действующей конституции передается по наследству.

Близко к «монархическим республикам» стоят суперпрезидентскиереспублики. Суперпрезидентские республики, существовавшие во многих странах Латинской Америке и существующие в настоящее время в некоторых странах тропической Африки, характеризуются тем, что возникают обычно вследствие военного переворота. При этом президент наделяется весьма обширными полномочиями, которые получает нелегитимным путем либо как предводитель переворота, либо как глава хунты, и которые использует для осуществления массовых репрессий в отношении оппозиции.

Полупрезидентские(полупарламентарные) республики – это республики, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик. Причем если какие-то черты парламентарной республики приобретает президентская республика, ее относят к полупрезидентской, если же черты президентской республики приобретает парламентарная республика, ее относят к полупарламентарной. Часто и ту, и другую условно именуют полупрезиденсткой республикой. Для полупрезидентской республики характерно то, что президент избирается непосредственно населением и наделяется обширными полномочиями (является главой государства, обладает основными полномочиями в сфере исполнительной власти, является верховным главнокомандующим). Вместе с тем правительство, которое назначается президентом и работает под его общим руководством, нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия может повлечь либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом. В настоящее время к полупрезидентским республикам относят форму правления в Австрии, России, Франции и ряде других стран.


Статьи по теме