Падение Белогорской Крепости Конспект Урока

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Падение Белогорской Крепости Конспект Урока. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Падение Белогорской Крепости Конспект Урока.rar
Закачек 1182
Средняя скорость 4643 Kb/s

Падение Белогорской Крепости Конспект Урока

Урок литературы по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе.

Предварительный просмотр:

по повести «Капитанская дочка»

Учитель Бурая Оксана Анатольевна

(I квалификационная категория, 2010)

Тема: Падение Белогорской крепости. Встреча с Пугачевым.

Формирование навыка анализа художественного текста, работы с текстом.

Воспитание нравственных качеств личности: верности долгу, слову, гуманности.

Развитие памяти, речи.

  1. Презентация.
  2. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс.
  3. Репродукции картин А. А. Пластова «Суд Пугачева», Иванова

Слово учителя. На прошлом уроке мы увидели, как повлияла жизнь в Белогорской крепости на нравственное возмужание Гринева. Сегодня предстоит обсудить поведение Петруши и защитников крепости во время ее осады и взятия, а также взглянуть на фигуру Пугачева. К этому уроку все должны были прочитать главы VI, VII, VIII. Подготовить краткий пересказ главы VI, чтение по ролям эпизодов из глав VII, VIII. Отдельные ученики получили индивидуальные задания.

  1. Проверка домашнего задания.

Слово учителя. В начале VI главы А. С. Пушкин дает историческую справку, в которой

объясняются причины будущих грозных событий. Их он справедливо видит в крепостном гнете, жестокостях, самовластии, в политике царского правительства.

Давайте вспомним, как нарастали события в Белогорской крепости. Во время пересказа вашего товарища все должны внимательно слушать и следить за ходом событий, подготовить вопрос.

Ответ ученика. Краткий пересказ VI главы.

  1. В VI главе еще нет Пугачева, но есть зарницы, которые предвещают его близкое приближение. Какие?
  1. Письмо генерала
  2. Схвачен башкирец с возмутительными листами
  3. Взята Нижнеозерная крепость
  1. О чем думает Петруша? Как это его характеризует?
  1. Петруша думает о Маше: «Участь Марьи Ивановны живо представилась мне, и сердце у меня так и замерло» (стр. 152) Петруша – человек чести, его беспокоит судьба самых незащищенных, о себе он не думает.
  1. Почему Василиса Егоровна отказывается от возможности уехать?
  1. Василиса Егоровна предана мужу: «А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобой да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать» (стр. 153)
  1. Важное место в VI главе занимает эпизод с изувеченным башкирцем, который вводится для того, чтобы показать, как власти жестоко относятся к национальным меньшинствам. Сцена пытки вызывает в Петруше отвращение к жестокости и бесчеловечию.

Какую существенную деталь во внешности башкирца отмечает автор? Над этим вопросом дома размышляла …

*Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей.

Предполагаемый ответ ученицы. «Я взглянул на него и содрогнулся. Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узкие глаза его сверкали еще огнем» (стр. 150) А. С. Пушкин обращает внимание на глаза башкирца, в них огонь ненависти несмирившегося человека.

  1. Но вот мятежники вступили в крепость. О чем мечтает Петруша?
  1. Петруша мечтает о подвиге: «Сердце мое горело. Я воображал себя ее рыцарем. Я жаждал доказать, что был достоин ее доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной минуты» (стр. 155)
  1. Но, увы, жизнь опять разбила все романтические мечты героя: все вышло гораздо проще и менее эффектно, чем рисовало воображение. И вот Пугачев принимает присягу: «Пугачев сидел в креслах… Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом…» (стр.157 — 158)

Предлагаю вам посмотреть кинофрагмент «Казнь» и подумать над вопросами в парах:

  1. Как удалось актерам и режиссеру передать характеры героев?
  2. Какие детали во внешности Пугачева, Василисы Егоровны, Петруши помогают ярче представить их характеры?
  3. В чем режиссер идет вслед за автором, а в чем отступает от текста?

(просмотр кинофрагмента и обсуждение)

Предполагаемый ответ ученика. Пугачев не смотрит на тех, кого отправляет на казнь, ему безрачличны судьбы людей. Глаза его сверкают ненавистью, удалью. Комендант, Петруша, Василиса Егоровна ведут себя смело, дерзко. Режиссер подчеркнул удальство этих героев такими деталями: комендант плюет в самозванца, Василиса Егоровна сама выходит к месту казни, вступает в схватку с урядником)

  1. К образу вождя крестьянской войны не раз обращались художники. Перед вами репродукции картин А. А. Пластова «Суд Пугачева» и С. В. Иванова «Суд Пугачева». Каким увидели Пугачева художники? Сходны ли трактовки образа художниками и режиссером? Над этим вопросом дома размышляла …

Предполагаемый ответ ученика. Художники по-разному подают образ вождя крестьянской войны. Трактовка Иванова ближе к официальной хронике. Пугачев предстает злодеем, главное в его образе – месть. Не случайно на заднем плане изображена виселица с взобравшимся на нее башкирцем. Аркадий Пластов, на мой взгляд, несколько по-иному смотрит на Пугачева. Поза вождя, его взгляд говорят о том, что он узнал Петрушу. Черты лица его более мягкие, человечные. Мне кажется, трактовка Пластова ближе к замыслу А. С. Пушкина.

  1. К кому из героев повести относится эпиграф VII главы? Какие черты характера капитана Миронова раскрывает эпиграф? Какие слова из плача жены коменданта в конце главы перекликаются с эпиграфом? Какие — вызывают гнев Пугачева? Над этими вопросами работала дома …

Предполагаемый ответ ученицы. К VII главе А. С. Пушкин избрал эпиграфом народную песню:

Голова моя, головушка,

Голова моя послуживая!

Послужила моя головушка,

Ровно тридцать лет и три года…

Относится эпиграф к капитану Миронову. Капитан Миронов проявил бескорыстие, честность, верность присяге, государыне-императрице. Он жил честно, скромно и смерть свою встретил так же достойно. В плаче Василисы Егоровны перекликаются с эпиграфом следующие слова: «Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули ни штыки прусские, ни пули турецкие; ни в честном бою положил ты свой живот».

  1. В чем причины падения Белогорской крепости и победы пугачевцев?
  1. Численное преимущество восставших, нераспорядительность и бездарность более высокого начальства, бросившего Белогорскую крепость на произвол судьбы, бедственное положение угнетенного народа, заставившее поверить в воскрешение государя Петра Федоровича и идти за ним в поисках справедливого счастья – очевидные причины победы пугачевцев.
  1. По официальному донесению, Пугачев – злодей. Именно такими словами называют его и капитан Миронов, И Василиса Егоровна. Всех ли без разбора казнит Пугачев?
  1. Пугачев казнит только тех, кто отверг его предложение о сдаче, кто обозвал его вором и самозванцем. То есть, казнит своих врагов.
  1. Почему же тогда Пугачев помиловал Гринева?
  1. Пугачев щадит Гринева, помня его доброту, и даже выводит его из затруднительного положения грубоватой шуткой. Но Гринев еще не узнал Пугачева. О сходстве «Великого государя» с вожатым позднее надоумил Петрушу Савельич.
  1. И вот «государь» требует Гринева к себе. Каким предстал Пугачев в VIII главе? Что представляет собой гвардия Пугачева? Почему песня произвела на Петрушу «пиитический ужас»? Над этими вопросами дома размышляла…

Предполагаемый ответ ученицы. Гринев отмечает у Пугачева приятные черты лица, не изъявляющие ничего свирепого. Петруша становится невольным свидетелем «странного военного совета», где все обходятся между собой как товарищи, свободно высказывают свое мнение, спорят с Пугачевым. «Пиитический ужас» произвела на Гринева простонародная песня про виселицу, которую распевали люди, обреченные на смерть, но имеющие силу духа об этом говорить.

  1. Для чего Пугачев пригласил Гринева?
  1. Пугачев пытается переманить Гринева на свою сторону, но Петруша остается верен присяге.
  1. Как это случай характеризует Гринева?
  1. Гринев – человек чести.
  1. Почему Пугачев отпускает Петрушу?
  1. Пугачев отпускает Гринева, пораженный его искренностью. Будучи сам человеком прямым и открытым, он уважает прямых и мужественных людей.
  1. Чтение по ролям эпизода

из VIII главы – «Разговор Пугачева и Гринева».

  1. Как должен держаться Гринев во время этого разговора?
  2. Каким тоном говорит Пугачев?

Задание. Слушаем диалог в исполнении двух пар (стр. 165 -166). Кому из чтецов удастся более правильно передать характер своего персонажа?

  1. Что двигало защитниками Белогорской крепости в неравной схватке с Пугачевым?
  2. Почему Гринев не присягнул на верность Пугачеву?
  3. Почему Пугачев, несмотря на идейные разногласия, отпускает Петрушу Гринева?

Вывод. В главах, рассказывающих о падении Белогорской крепости, показан нравственный поединок двух противоборствующих сторон. Защитники Белогорской крепости, вместе с ними и Петруша Гринев, поставили свою человеческую дворянскую честь выше жизни. Но и Пугачев поднялся на большую высоту, восприняв не только душевную красоту Гринева, но и найдя в себе силы принести ей в жертву собственное себялюбие.

Главы IX-XI (знать содержание)

  1. Сопоставить сцены военных советов в главе VIII и X. Что дает сопоставление для понимания характера Пугачева?
  2. Сопоставить портреты Пугачева в главах «Вожатый», «Незваный гость», «Приступ», «Мятежная слобода». Чем обусловлено сходство и различие между этими портретными описаниями?
  1. Почему автор в качестве эпиграфа к VI главе избрал слова из народной песни?
  2. К кому из героев повести относится эпиграф VII главы? Какие черты характера капитана Миронова раскрывает эпиграф? Какие слова из плача жены коменданта в конце главы перекликаются с эпиграфом? Какие — вызывают гнев Пугачева?
  1. Какую существенную деталь во внешности башкирца отмечает автор?
  2. Каким предстал Пугачев в VIII главе? Что представляет собой гвардия Пугачева? Почему песня произвела на Петрушу «пиитический ужас»?
  1. Перед вами репродукция картины А. А. Пластова «Суд Пугачева». Каким увидел Пугачева художник? Сходна ли трактовка образа художником и режиссером?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия «Вечер встречи. Встреча с юностью, встреча с детством» посвящен вечеру встречи с выпускниками в год олимпиады в Сочи.

Последний день в Белогорской крепости (анализ 11-12 глав).

Сценарий вечера-встречи выпускников.

Презентация к уроку по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Урок литературы в 8 классе (авторская программа Г. С. Меркина).

Сценарий школьного вечера встречи с выпускниками.

Памятка по безопасному поведению во время падения снега и сосулек с крыш зданийОСТОРОЖНО СХОД СНЕГА С КРЫШ! 1. Обильные снегопады и потепление могут вызвать образование сосулек и сход снега с крыш зда.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

В БЕЛОГОРСКОЙ КРЕПОСТИ. (продолжение темы). ТРАГИЧЕСКАЯ НЕПРИМИРИМОСТЬ БОРЮЩИХСЯ СТОРОН. ПАДЕНИЕ БЕЛОГОРСКОЙ КРЕПОСТИ,

Народ живо помнит кровавую нору,

которую так вы разительно — назвал

А. С. Пушкин. «История Пугачева»

Знать: автор и рассказчик (несовпадение в оценках причин исторических событий), лаконизм пушкинской прозы.

Понимать: значимость художественной детали.

Словарная работа: трагический, конфликт, героизм, бескорыстие (бессребреничество — устаревшее).

Вопросы домашнего задания предопределили логику урока. Остановимся на конкретизации важнейших содержательных моментов анализа V I и VII глав повести.

I . Шестая глава называется «Пугачевщина». Почему Пушкин избрал для этой главы в качестве эпиграфа слова из народной песни:

Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы, старые старики, будем сказывати?

Эпиграф призывает нас к серьезному восприятию, настраивает на то, что речь пойдет о страшных событиях, потрясших Россию.

II. Глава начинается с небольшого исторического введения, в котором объясняются причины будущих грозных событий. Чья точка зрения представлена в этом введении: рассказчика Гринева или автора — А.С. Пушкина? (Это точка зрения Гринева, так как в чем-то она неверна, о чем-то он умалчивает. Речь идет о «полудиких народах», не привыкших к законам и гражданской жизни легкомысленных и жестоких, примкнувших к армии восставших казаков под предводительством Пугачева. Причиной восстания рассказчик считает строгие меры, предпринятые генерал-майором Траубенбергом. Этот взгляд продиктован сословной принадлежностью рассказчика, официальной точкой зрения. Пушкин же считает, что волнения среди национальных меньшинств, населявших Оренбургскую губернию, — прежде всего башкир и калмыков — были спровоцированы долголетними и безнаказанными истязаниями со стороны властей — и местных, и правительственных.)

III. Как ведет себя в трудный момент капитан Миронов? Какие черты характера открываются в нем? (Он осознает всю серьезность положения, и его любимая «приговорка» «слышь ты. » выражает обреченность, сознание безнадежности положения. «Слышь ты, легко сказать. Злодей-то, видно, силен, а у нас всего сто тридцать человек, не считая казаков, на которых плоха надежда. » При этом Иван Кузьмич старается строго выполнить указание о неразглашении секретного приказа генерала, отправляет жену к попадье, а девку Палашку запирает в чулан. Но в его распоряжениях: «Однако, делать нечего, господа офицеры! Будьте исправны, учредите караулы да ночные дозоры. » — понимание своей ответственности, стремление сделать все возможное перед неотвратимой опасностью.)

IV . Вопрос домашнего задания: «Почему урядник Максимыч перешел на сторону восставших?» — требует внимательной работы с текстом. Вот некоторые варианты ответа на него:

1) Максимыч — молодой и статный казак. А казаки были основной силой в отряде Пугачева.

Материал для учителя 1

Казачество — военное сословие в дореволюционной России, возникшее в ХI V веке на окраинах государства. Со второй половины Х V века на окраинах государства начали скапливаться беглые крестьяне и посадские люди, которые называли себя вольными людьми казаками.

С начала Х V III века царское правительство стало постепенно ограничивать автономию в казачьих областях. Восстание в Яицком городке, о котором упоминает Пушкин, и было вызвано тем, что казаки все больше теряли свои былые вольности: была отменена выборность войсковых атаманов, казаки стали подсудны царскому суду, который мог подвергать их телесному наказанию; ловля рыбы в реке Яик была объявлена государственной монополией, и казаки вынуждены были арендовать рыбные угодья; царское правительство требовало казачьи части для участия в самых опасных военных кампаниях. Казаки подали жалобу. Следственная комиссия генерала Траубенберга, посланная для рассмотрения жалобы, повела расследование столь круто и враждебно, что 13 января 1772 года вспыхнуло восстание. Оно было жестоко подавлено: многие были наказаны кнутом, у зачинщиков восстания были вырезаны ноздри, а на лицах «поставлены знаки», они были сосланы в Сибирь на Нерчинские заводы навечно; многие были отправлены с женами и малолетними детьми в Сибирь на поселение, молодых парней «для омытия пролитой крови» посылали на службу против неприятеля без очереди.

Пушкин писал в «Истории Пугачева»: «То ли еще будет — говорила прощенные мятежники. Так ли мы тряхнем Москвою. Тайные совещания происходили по степным уметам и отдаленным хуторам. Все предвещало новый мятеж. Недоставало предводителя. Предводитель сыскался».

2) Капитан Миронов, видимо, не замечая того, постоянно выражает недоверие Максимычу.

Здесь нужно отметить важность художественной детали у Пушкина. Особенность его прозы — лаконизм (краткость, сжатость) 2 . Какая-либо отмеченная автором особенность, необычность имеет большое значение, поэтому прозу Пушкина нужно не просто читать, а вчитываться в нее.

Вернемся к сцене военного совета у капитана Миронова (стр. 68). «Он (капитан) запер двери, всех усадил, кроме урядника, который стоял у дверей. »

Почему капитан Миронов не посчитал нужным предложить сесть и уряднику? И обратите внимание на оговорку, которую сделал добрый капитан: «. А у нас всего сто тридцать человек, не считая казаков, на которых плоха надежда, не в укор буди тебе сказано, Максимыч» (урядник усмехнулся)». Что таится за усмешкой урядника? Видимо, обида и угроза.

V . Зачем вводит Пушкин эпизод с изувеченным башкирцем? (Иван Кузьмич сразу узнал в нем «по страшным приметам одного из бунтовщиков 1741 года». Данный герой — иллюстрация жестокого отношения властей к национальным меньшинствам.)

Какую существенную деталь во внешности изуродованного башкирца подчеркивает автор? («Узенькие глаза его сверкали еще огнем». Это огонь ненависти, огонь борьбы непобежденного, несмирившегося человека. Башкирец был схвачен с «возмутительными листами» — воззваниями Пугачева.)

V I. В сцене пытки башкирца рассказчик Гринев показывает свое отношение к несчастному: «Никогда не забуду этого человека. Он оглядывался на все стороны, как зверек, пойманный детьми». Но капитан Миронов, чтобы узнать, велика ли армия Пугачева, хочет пытать этого изувеченного старика, а пленник не может ничего сказать — у него отрезан язык.

V II. Мы увидим башкирца еще раз — в главе «Приступ» — на перекладине виселицы с веревкой в руках; на этой виселице будет повешен комендант Белогорской крепости.

Вывод. Два враждебных лагеря находятся в непримиримом конфликте, и жестокость восставших порождена жестокостью правительства. А Белогорская крепость, не защищенная, не укрепленная, обречена достаться врагу. И это чувствует жена коменданта. Найдите ее последние слова, обращенные к мужу. Почему Василиса Егоровна не хочет уезжать из крепости? (Вместе жить, вместе и умирать.)

V III. К кому из героев повести относится эпиграф VII главы? Какие черты капитана Миронова совпадают со словами народной песни?

Ах, не выслужила головушка

Ни корысти себе ни радости.

И ни рангу себе высокого;

Только выслужила головушка

Два высокие столбика,

Еще петельку шелковую.

Бескорыстие, честность, верность присяге проявил капитан Миронов. Он честно, скромно или на подвиг смотрит как на «дело служивое»: «Умирать так умирать: дело служивое. », «. докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные».

Задание. Прочитайте сцену гибели капитана со слов «Который комендант?». Кто указал на коменданта? (Урядник Максимыч, и это не случайно.)

Каковы последние слова капитана Миронова? Какую роль играет здесь его обычная присказка «слышь ты»? (Его твердым словам: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец» эта присказка придает оттенок простоты, обычной в речи Ивана Кузьмича.)

. Заканчивается глава »Приступ» плачем Василисы Егоровны о своем муже.

Задание. Какие слова из плача жены перекликаются с эпиграфом V II главы, а какие вызывают гнев Пугачева? («Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие. а сгинул от беглого каторжника».)

Задание. Лаконизм Пушкина пределен в сцене гибели Василисы Егоровны. Докажите это. (Конечно, оскорбительные для Пугачева слова о беглом каторжнике заставили его отдать короткий приказ: «Унять старую ведьму», который был понят «убить», что и было сделано.)

Задание. Как ведет себя народ в главе «Приступ»? На чьей он стороне? Докажите.

Х. В чем причина падения Белогорской крепости и победы пугачевцев? (Причина победы Пугачева не только в численном преимуществе его войска, в которое переходят все угнетенные народы Оренбургской губернии, но и в военном таланте Пугачева, в его личной храбрости. Гринев говорит о мощи восставших и слабости правительственных войск и умалчивает о нераспорядительности и бездарности более высокого начальства, бросившего Белогорскую крепость на произвол судьбы, и о глубоких причинах, заставивших народ верить в воскрешение государя Петра Федоровича и идти за ним в поисках справедливости и счастья.)

1. Почему Пугачев, так жестоко расправившийся с капитаном Мироновым, его женой, Иваном Игнатьевичем, пощадил Гринева?

2. Читать главы VIII —Х.

3. Сравнить два военных совета: военный совет у Пугачева в Белогорской крепости и военный совет в Оренбурге.

4. К чему привело решение об «оборонительных действиях» в Оренбурге?

5. Почему генерал отказался помочь Гриневу в спасении дочери капитана Миронова?

Сравнить народную песню о виселице, которую «выслужила солдатская головушка» (эпиграф к V II главе), с песней, которую поют пугачевцы на военном совете, сопоставить эти песни с образами капитана Миронова и Пугачева.

Для сильного ученика — задание не к следующему уроку а как итоговое по всей повести: «Тема дороги в повести «Капитанская дочка».

По материалам методических рекомендаций:

Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В., Гороховская Л. Н., Виноградова Е. А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. — 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово — РС», 2002. — 240 с.

1 Использована книга: Гиллельсон М. И., Мушина И. Б. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. Л., 1977. С. 95—96.

2 Словарь русского языка: В 4 т. Т. 2. М.: Русский язык, 1982. С.162.

Технологическая карта урока усвоения новых знаний

Предмет литература Тема урока: Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав. 8 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

предметные: показать возможности художественного слова; развивать коммуникативные навыки, связную монологическую речь; навыки работы с текстом;

метапредметные: формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала;

Личностные: формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского литературного языка

Цели и задачи: формирование навыка анализа художественного текста, работы с текстом; воспитание нравственных качеств личности: верности долгу, слову, гуманности; развитие памяти, речи.

Основные этапы организации учебной деятельности


Статьи по теме