Первый Сборник Коми Фольклора

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Первый Сборник Коми Фольклора. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Сборники».

Первый Сборник Коми Фольклора.rar
Закачек 3656
Средняя скорость 5584 Kb/s

Первый Сборник Коми Фольклора

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» г. Вуктыл

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Направленность: культурологическая Возраст обучающихся: 10-13 лет Срок реализации 1 год Составитель: Феофанова Вера Витальевна, педагог дополнительного образования

1. Пояснительная записка 3 стр

2. Учебно-тематический план 4 стр. 3. Содержание программы 5-6 стр.

4. Ожидаемые результаты и способы их проверки 6 стр. 5. Контроль в результате выполнения программы 7 стр.

6. Список литературы 8 стр.

Развитие личности осуществляется разными средствами. Одно из них — изучение народного творчества, фольклора народа коми. Актуальность предмета обусловлено необходимостью возрождения и сохранения в национальной культуре то ценное, своеобразное, рациональное, что было выработано народом коми много веков и что является частью общечеловеческой культуры, а также формирования гуманного взгляда на мир, воспитания потребности к саморазвитию.

Целью программы является творческое развитие личности в процессе ознакомления с материальной и духовной культурой, искусством народа коми.

приобщение к новому социальному опыту, формирование личности как представителя и умелого хранителя социокультурных ценностей и традиций коми народа;

расширение языковых, коммуникативных, познавательных способностей;

развитие нравственно-эстетической отзывчивости и умения видеть национальное своеобразие;

развитие умения отражать этнокультурные знания в разных видах творчества, практическое использование знаний в различных сферах деятельности;

воспитание чувства патриотизма, уважения к отечественной культуре через знакомство учащихся с традициями, бытом, историческим прошлым народа Коми края.

Программа дополнительного образования имеет культуроведческую направленность и предназначена для обучающихся 10-13 лет любого уровня развития. По цели обучения – познавательная, развивающая. Условия набора: свободный. Занятия проводятся групповые, индивидуальные. Формы занятия: теоретические, практические, комбинированные. Количество обучающихся – 15 человек в группе. Программа рассчитана на следующую продолжительность: 4 часа в неделю, в год 144 часа.

Реализация принципа практической направленности заключается в отборе содержания учебного материала с учетом практической деятельности обучающихся (наблюдение, творческие работы, метод составления проектов).

Социальными партнерами образовательного процесс выступают учреждения культуры: Центр национальных культур, музеи, библиотека.

  • Скачать презентацию (0.52 Мб)
  • 31 загрузок
  • 2.0 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему «Фольклор Коми народа» по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Фольклор Коми народа

Анастасия Хапугина г. Инта гимназия №2

В фольклоре коми представлены различные жанры: мифы, отражающие ранние представления народа об окружающем мире и месте человека в нем; эпические сказания и легенды; сказки и песни; пословицы и поговорки.

Во всем этом многообразии жанров устного поэтического творчества отразилась вся жизнь коми народа, его трудолюбие, нужды и социальные чаяния, его мудрость и вера в лучшее будущее. Особой оригинальностью у коми отличались свадебная поэзия и свадебная обрядность.

Во второй половине XIX века в Коми крае появились широко бытующие и в настоящие время частушки и элегические песни-раздумья, песни-воспоминания о прошедшей молодости «Шондi баной оломой» (Солнцеликая жизнь). Возникновение их стало важной вехой для коми песенного фольклора, использовавшего многовековой поэтический опыт народа.

Виды легенд и преданий по сюжетам:

Космогонические мифы. Колдовской эпос – предания о колдунах. Предания о местных героях, «силачах». Предания о происхождении некоторых видов хозяйственной деятельности. Происхождение названий мест, появление обычаев. Происхождение животных, птиц.

Основные герои легенд и преданий

Божества Духи-хозяева Злые духи Чудовища Богатыри Колдуны

Войпель – могущественное божество, благосклонно относящееся к людям. К нему обращались с просьбой беречь людей от болезней, порчи, отводить от них оружие врагов. Ен – один из братьев-близнецов, создавших, по представлениям коми, мир. Предстаёт в виде лебедя, утки или голубя, или же в виде лягушки. Омоль – «сотворец» Ена в образовании мира. Мнение о его доле участия в этом творении противоречиво. Он либо лишь портил по ночам то, что Ен творил днём, а сам создал лишь всяких гадов и вредных насекомых. Либо же Омоль предстает как равноправный с Еном создатель мира.

Васа – водяной дух-хозяин, мог представать перед людьми в различном облике. Иногда появлялся на берегу в человеческом обличье. Когда он обратно бросался в воду, поднималась буря, и по поверхности воды прокатывались огромные волны. Ворса – лесного духа, живым воплощением которого или его ипостасью у коми считался медведь. Иногда Войпель летал над деревьями в лесу, появляясь и исчезая, как птица с шумным полетом. Его голосу приписывался крик филинов в лесу. Обычно же владыка леса оставался невидимым, или же появлялся в виде ветрового смерча. Олыся – домовой, дух-хозяин дома и хозяйственных построек для содержания скота. Его основной функцией было обеспечение благополучия обитателей дома и домашнего скота. Пывсянса – наиболее грозный из всех духов-хозяев дома и хозяйственных построек. С его проказами связывали угар или даже связывали смерть в бане. Отношения с банником были строго регламентированы.

Дзидзи – дух, крадущий и подменяющий детей. Считалось,что Дзидзи похищал оставленных без присмотра детей, о их дальнейшей судьбе сведений не имеется. Он обладал антропоморфным обликом, хотя значительно отличался от обычных людей. Калян – высокая девушка с длинными косами и синими глазами, одетая в шелковый синий сарафан и новые башмаки. Она варила в колодце пельмени, приглашала людей угощаться ими. Когда Калян обливали кипятком, она скрывалась в колодце или в реке. Кикимера – зловредный дух, который поселялся в доме и досаждал его обитателям. Считалось, что в новый дом Кикимеру подселяли плотники, обиженные чем-либо хозяином. Основными действиями, приписываемыми Кикимеру являются разбрасывание различных предметов и создание ночных звуковых эффектов. Кывтом — существо, которое былолишено языка охотником, напоившим его предварительно вином, за то что он ему досаждал. За полученное увечье Кывтом стал мстить людям, насылая на них простудные заболевания. Деятельности Кывтома приписывали болезни горла и носа, насморк, чихание, головную боль.

Виж паськома морт – лесной обжора-людоед. Гундыр — традиционный образ сказочного чудовищного великана с 3-мя, 6-ю, 9-ю, 12-ю, 24-мя головами. Чаще всего имеет человеческий облик, ездит на коне, живёт в доме, во дворце, выполняет хозяйственную работу. Носит железную рубашку, приходит ночью, обитает как под водой, землёй, в горе, так и на горе, на небе. Яг морт – великан, ростом с сосну, похожий на дикого зверя, в одежде из невыделанной медвежьей шкуры. Он похищал скот, женщин и детей, а люди против него были бессильны.

Кудым – сын вождя рода иньвенских коми, который одновременно был жрецом-памом, т.е. совмещал функции главы общественной, военной и культовой деятельности своего рода. Кроме того, Кудым-Ош обладал колдовскими способностями, например, был неуязвим для топора. Йиркап– богатырь, смастеривший лыжи из своего дерева-двойника. Сделанные Йиркапом из своего дерева лыжи (лыжина) обладали необыкновенной скоростью. Лыжи несли сами, достаточно было подумать о том, куда ехать. Удачливый охотник погубил синего оленя, оказавшегося на самом деле прекрасной дочерью колдуньи. Свою гибель Йиркап нашёл в водах им же открытого Синдорского озера, переходя по тонкому льду. Вместе с Йикапом погибли и его лыжи. Комтом Мартын- силач, герой преданий ижемских коми, согласно которым жил в с. Ласта (в 12-ти км от с. Ижма) и в любую погоду, зимой и летом ходил босиком. Обладал огромной силой. Пера — защитник Родины, победитель вражеского войска и победитель лешего. Деяния Перы свидетельствуют о его богатырской силе.


Статьи по теме