План Рассказа Три Ветки Мимозы

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: План Рассказа Три Ветки Мимозы. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Сборники».

План Рассказа Три Ветки Мимозы.rar
Закачек 3699
Средняя скорость 3789 Kb/s

План Рассказа Три Ветки Мимозы

В данном материале представлен конспект урока по рассказу В. Железникова «Три ветки мимозы»

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Шахтинский педагогический колледж»

Технологическая карта (план-конспект)

урока литературного чтения,

проведенного в 3 «А» классе

гимназии им. А. С. Пушкина

студентом группы 3 «А»

Дреевым Дмитрием Александровичем

Дата проведения: 09.02.2016 г.

Учитель: Астраханцева Т. В.

Преподаватель-руководитель практики: Асидулина М. И.

Дата 09.02.2016 ФИО учителя Астраханцева Татьяна Викторовна

Класс 3 «А» ФИО практиканта Дреев Дмитрий Александрович

Технологическая карта урока № 4

Предмет: Литературное чтение

В. Железников «Три ветки мимозы»

-Познакомить с рассказом В. Железникова «Три ветки мимозы»;

-Развивать творческие качества: воображение, память, эмоциональную сферу, речь;

-Воспитывать нравственные качества человека в отношениях между людьми;

-Умение давать характеристику героям, правильно оценивать их поведение;

-Умение учить составлять картинный план и пересказывать по плану;

-Умение читать выразительно выборочно, по ролям;

-Умение рассуждать и делать выводы.

-Умение оценивать свое и чужое высказывание по поводу произведения;

-Умение оценивать позитивное отношение к чтению.

*Регулятивные: 1.Умение планировать и регулировать свою деятельность;

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

4.Умение оценивать характер героя, его поступки и их мотивы, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

*Коммуникативные: 1.Умение получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства;

2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами;

3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию;

4.Умение взаимодействовать в парах, в группах, слушать мнение других, высказывать свое мнение;

5.Умение донести свою позицию до других;
6.Умение выразительно читать и пересказывать текст.

*Познавательные: 1.Умение понимать авторскую позицию, отношение автора к героям произведения;

2.Умение давать определения понятиям;

3.Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
4.Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
5.Умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Урок введения нового знания и формирования УУД

Формы, приёмы и методы

Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, логические

1. Организация начала урока.1-3 мин.

2. Актуализация знаний.10 мин.

3. Постановка проблемы.10-15 мин.

4. Физминутка 3-5 мин.

5. «Открытие» детьми новых знаний.7-10мин.

6. Итог урока. Рефлексия.3-5 мин.

1. Организация начала урока

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дмитрий Александрович и урок литературного чтения сегодня проведу у вас я. Садитесь. Проверили готовность к уроку (на парте всё необходимое).

Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с творчеством замечательного писателя и просто удивительного человека Владимиром Карповичем Железниковым.

Владимир Карпович Железников – известный детский писатель и кинодраматург. Родился в 1925 году. Первую часть своей жизни, детство, много путешествовал. Его отец был кадровым военным, и поэтому семья часто меняла место жительства. Мелькали города России, Белоруссии, Прибалтики…

Писать он начал очень рано. В девять лет уже вел дневники. «Перед самой войной, когда мне было пятнадцать, я написал маленькую повесть. В годы войны он учился в спецшколе Военно-воздушных сил и в артиллерийском училище. После войны приехал в Москву, окончил здесь юридический институт. Первая его книга вышла в 1960 году, это была «Разноцветная история». Тогда же писатель впервые попробовал себя в роли кинодраматурга, написав сценарий фильма «Серебряные трубы». творческой биографии писателя более сорока книг, переведенных на многие языки мира, и двадцать сценариев для фильмов. Эти истории повествуют об отношениях между людьми, о проблемах детства и взросления.

-Ребята, скажите какой праздник наступает в первые весенние дни? (Международный женский день — 8 марта)

-Что принято дарить на праздник? (подарки, цветы)

-Какое настроение у людей весной? (радостное, доброе, весеннее)

-С каким цветом ассоциируется весна? (жёлтый — тепло, доброта, ласка, счастье)

3. Постановка проблемы.

Чтение рассказа учителем.

-Вам понравился рассказ? (Понравился)

-Какое у вас настроение после прочтения? (весёлое, грустное)

-Сложная ситуация, в которой оказался мальчик?

-Как важно найти правильный путь выхода из этого. Вот об этом мы сегодня будем говорить.

-От чьего имени ведётся рассказ (автора или персонажа)?

Главный герой рассказа – Витя.

-Какой он по характеру? Словесное описание героя.

-Какие из перечисленных качеств подходят к главному герою?

-Каждую черту характера Вити, подтвердите словами из текста.

Вновь у нас физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

5. «Открытие» детьми новых знаний.

Анализируем содержание первой и второй сюжетных линий рассказа:

Прочитаем начало 1 часть.

1 . «Подарок маме в День 8 Марта».

— Какое было утро? (Светлое, радостное.)

— Что об этом свидетельствует? (Огромный букет мимозы на столе.)

— Какими предстают перед нами первые весенние цветы? (Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день. Использование прилагательных усиливает ощущение нежности, тепла, радости. Талантливый писатель подобрал замечательные слова)

— Чему была рада мама? (Праздничному дню, подарку от папы.)

— О чём забыл Витя? (У него тоже был приготовлен подарок, но вчера вечером помнил и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл.)

— Что подарил Витя своей маме? (Открытку, сделанную своими руками с надписью: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с 8 Марта! Обещаю всегда тебя слушаться».)

Как можно озаглавить 1 часть?

Дарить подарки приятно, также как и их получать. А вы с этим согласны?

(читаем дальше, 2 часть)

2. «Совет мамы подарить цветы Лене».

— Что посоветовала мама Вите перед выходом в школу? (Взять несколько веточек мимозы и подарить Лене Поповой.)

— Был ли рад этому Витя? (Нет. Он хмуро спросил: «Зачем?» Ему не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.)

— Почему же так? В весенний женский день приятно дарить девочкам- одноклассницам, мамам, бабушкам подарки? Да и папа Вити тоже подарил маме букет цветов?

Как можно озаглавить 2 часть?

(читаем дальше, 3 часть)

Переходим к следующему этапу урока — обратим внимание на третью и четвёртую сюжетные линии:

— В какой обстановке Витей были подарены цветы Лене Поповой? (Наспех, у самой школы, на улице, как- будто мимоходом. Витя протянул цветы и сказал: «Это тебе». Он даже не поздравил девочку и не дослушал благодарность. Он повернулся и убежал).

— Кому было обидно за Лену?

— Как в классе отнеслись к Витиному поступку? (Оказалось, что в этом классе вообще никто из мальчиков ничего не подарил девочкам. Ни один. И, конечно, подарок вызвал удивление. Со стороны учительницы одобрение, а со стороны класса — чувствовалось уже что- то недоброе).

Как можно озаглавить 3 часть? (читаем дальше, 4 часть)

4. «Отношение ребят к Витиному поступку».

— Когда Витя это почувствовал? (Ещё на уроке все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову. А когда на перемене Витя подошёл к ребятам, они вдруг закричали: «Тили — тили — тесто, жених и невеста!» Потом смеялись и показывали на него пальцами.)

Сработал «Эффект толпы» – дети сильно подвержены этому.

— Можно ли Витю назвать несчастным человеком? (Нет, он, наверное, слаб душой, не очень смелый, нерешительный, трусливый.)

— Какими предстают перед нами одноклассники Вити? (Чёрствые, равнодушные люди к ситуациям, которые несут положительные эмоции, дружбу, уважение, добро.)

— А смог ли Витя противостоять оговору? (Нет. В школе он не смог дать отпор одноклассникам. «Он еле досидел до конца уроков, и как только прозвенел урок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.)

Как можно озаглавить 4 часть?

(читаем дальше, 5 часть)

5. В пятой сюжетной линии «Это ты виновата».

(Кого же обидел Витя?) чувства героя обострены до предела, мы чутко улавливаем это. За счёт чего это достигается? (Строгий отбор содержания, речевые характеристики героев: он забарабанил изо всех сил по двери; закричал, он почти плакал; вбежал в комнату, топтал цветы ногами и другие.)

— На кого же сорвал обиду Витя?(На самого близкого, мудрого человека, на маму.)

— Как вы оцениваете его поступок? (Витя поступил не правильно в том, что он обвинил во всём происходящем маму. Мама хотела своему сыну только хорошего и дала ему правильный совет. Просто Витя не смог найти выход из сложившейся ситуации.)

— Как бы вы поступили, если бы попали в похожую ситуацию? Какой правильный совет дать Вите?

Каких качеств Вите не хватает?

(Надо учиться быть стойкими, мужественными, смелыми. Учиться жить с достоинством.)

6. Итог урока. Рефлексия.

— Какой нравственный урок преподнёс автор произведения?

(Надо уметь прощать людям слабости, понимать их, дарить радость, счастье, добро)

— С каким настроением вы заканчиваете урок?

Урок по произведению В.К. Железникова

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по произведению

В.К. Железникова «Три ветки мимозы». 4-й класс.

  1. познакомить учащихся с произведением В. К. Железникова “Три ветки мимозы”, учить “видеть и чувствовать” глубокий смысл произведения, формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
  2. развивать творческие качества: воображение, память, эмоциональную сферу, речь;
  3. воспитывать нравственные качества человека в отношениях между людьми;

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке литературного чтения познакомимся с творчеством замечательного детского писателя, который рассказывает о жизни современных мальчишек и девчонок.

2. Речевая гимнастика.

3. Психологический настрой.

Сегодня 16 марта.

Ах, какая чудная выдалась весна

Светит ярко солнышко и поёт душа!

Какое настроение у людей весной?

Почему пришла весна?

С каким цветом ассоциируется весна? (жёлтый — тепло, доброта, ласка, — счастье)

Весной мы отмечаем праздник самой прекрасной половины человечества.

Что принято дарить на праздник?

У кого папы мамам подарили цветы? Какие цветы?

Пусть сияет солнце!

Пусть уйдут морозы!

Пусть прогонит зиму

Веточка мимозы! (– цветок весны, 8 Марта, первый зацветает)

Мы вдохнули с вами запахи весны.

— Ребята, наш весенний букет собран из мимозы.

— Вы что-нибудь знаете о ней?

Мимоза — это название южной акации с жёлтыми цветками, они известны тем, что свёртывают листья при прикосновении к ним.

Мимозу называют «недотрога».

Пассивного, неактивного, «неженку» — человека называют мимозой.

— Этот букет у нас сегодня неслучайно.

4. Словарная работа.

1). Я предлагаю вам прочитать слова по слогам, с ударением.

ДЕЙ — СТВИ — ТЕЛЬ — НО________ДЕЙСТВИТЕЛЬНО

ОГ — ЛЯ- ДЫ — В А — ЮТ — СЯ______ОГЛЯДЫВАЮТСЯ

2). Читай целыми словами. Хоровое чтение по карточкам.

а) ИНТЕРЕС (разворачивается согнутая половинка с частичкой ОВАЛСЯ) – ИНТЕРЕСОВАЛСЯ (разворачивается согнутая половинка с частичкой ЗА) – ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ.

б) Чтение с разворотами.

3)- Как понимаете смысл слова, зашушукались! (шептали )

ШУ — ШУ — ШУ. Попробуйте сочинить и произнести чистоговорку с этими словами. Предлагаю вам прочитать мою чистоговорку с доски.

— Как будем говорить? (Шепотом)

Шу — шу — шу, шу — шу — шу,

5) В тексте вам встретится новое для вас слово.

Подмётка – образовалась от глагола подметать, подмётывать (пришивать или прибивать) — новая половинчатая подошва, подшиваемая на старые ботинки.

5. Чтение рассказа учителем.

Вам понравился рассказ?

Какое у вас настроение после прочтения? (весёлое, грустное)

Сложная ситуация, в которой оказался мальчик. Как важно найти правильный путь выхода из этого. Вот об этом мы сегодня будем говорить.

— От чьего имени ведётся рассказ (автора или персонажа)?

Автор Владимир Карпович Железников. Автор широко известных повестей «Каждый мечтает о собаке», «Чудак из `5-Б`» и «Чучело».

Книги Владимира Железникова издавались и многократно переиздавались не только в нашей стране, но по всему миру: в Японии, США, Дании, Польше, Венгрии, Китае, Югославии, Чехии и во многих других странах.

Как бы вы озаглавили рассказ?

6. Сообщение темы урока.

7. Анализ произведения

Главный герой – Витя.

Какой он по характеру?

б) Словесное описание героя. Работа в парах

— Какие из перечисленных качеств подходят к главному герою?

МУЖЕСТВЕННЫЙ, ДОБРЫЙ, ПОСЛУШНЫЙ, ВСПЫЛЬЧИВЫЙ, НЕСДЕРЖАННЫЙ, СМЕЛЫЙ, НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ, ОБИДЧИВЫЙ.

в) Выборочное чтение

— Каждую черту характера Вити, подтвердите словами из текста.

Анализируем содержание первой и второй сюжетных линий рассказа:

Прочитаем начало 1 часть.

1. «Подарок маме в День 8 Марта».

— Какое было утро? (Светлое, радостное.)

— Что об этом свидетельствует? (Огромный букет мимозы на столе.)

— Какими предстают перед нами первые весенние цветы? (Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день. Использование прилагательных усиливает ощущение нежности, тепла, радости. Талантливый писатель подобрал замечательные слова)

— Чему была рада мама? (Праздничному дню, подарку от папы.)

— О чём забыл Витя? (У него тоже был приготовлен подарок, но вчера вечером помнил и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл.)

— Что подарил Витя своей маме? (Открытку, сделанную своими руками с надписью: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с 8 Марта! Обещаю всегда тебя слушаться».)

Как можно озаглавить 1 часть?

Дарить подарки приятно, так же как и их получать. А вы с этим согласны?

(читаем дальше, 2 часть)

2. «Совет мамы подарить цветы Лене».

— Что посоветовала мама Вите перед выходом в школу? (Взять несколько веточек мимозы и подарить Лене Поповой.)

— Был ли рад этому Витя? (Нет. Он хмуро спросил: «Зачем?» Ему не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.)

— Почему же так? В весенний женский день приятно дарить девочкам- одноклассницам, мамам, бабушкам подарки? Да и папа Вити тоже подарил маме букет цветов?

Как можно озаглавить 2 часть?

(читаем дальше, 3 часть)

Переходим к следующему этапу урока — обратим внимание на третью и четвёртую сюжетные линии:

— В какой обстановке Витей были подарены цветы Лене Поповой? (Наспех, у самой школы, на улице, как- будто мимоходом. Витя протянул цветы и сказал: «Это тебе». Он даже не поздравил девочку и не дослушал благодарность. Он повернулся и убежал).

— Кому было обидно за Лену?

— Как в классе отнеслись к Витиному поступку? (Оказалось, что в этом классе вообще никто из мальчиков ничего не подарил девочкам. Ни один. И, конечно, подарок вызвал удивление. Со стороны учительницы одобрение, а со стороны класса — чувствовалось уже что- то недоброе).

Как можно озаглавить 3 часть? (читаем дальше, 4 часть)

4. «Отношение ребят к Витиному поступку».

— Когда Витя это почувствовал? (Ещё на уроке все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову. А когда на перемене Витя подошёл к ребятам, они вдруг закричали: «Тили — тили — тесто, жених и невеста!» Потом смеялись и показывали на него пальцами.)

Сработал «Эффект толпы» – дети сильно подвержены этому.

— Можно ли Витю назвать несчастным человеком? (Нет, он, наверное, слаб душой, не очень смелый, нерешительный, трусливый.)

— Какими предстают перед нами одноклассники Вити? (Чёрствые, равнодушные люди к ситуациям, которые несут положительные эмоции, дружбу, уважение, добро.)

— А смог ли Витя противостоять оговору? (Нет. В школе он не смог дать отпор одноклассникам. «Он еле досидел до конца уроков, и как только прозвенел урок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.)

Как можно озаглавить 4 часть?

(читаем дальше, 5 часть)

5. В пятой сюжетной линии «Это ты виновата» .

(Кого же обидел Витя?) чувства героя обострены до предела, мы чутко улавливаем это. За счёт чего это достигается? (Строгий отбор содержания, речевые характеристики героев: он забарабанил изо всех сил по двери; закричал, он почти плакал; вбежал в комнату, топтал цветы ногами и другие.)

— На кого же сорвал обиду Витя?(На самого близкого, мудрого человека, на маму.)

— Как вы оцениваете его поступок? (Витя поступил не правильно в том, что он обвинил во всём происходящем маму. Мама хотела своему сыну только хорошего и дала ему правильный совет. Просто Витя не смог найти выход из сложившейся ситуации.)

— Как бы вы поступили, если бы попали в похожую ситуацию? Какой правильный совет дать Вите?

Каких качеств Вите не хватает?

(Надо учиться быть стойкими, мужественными, смелыми. Учиться жить с достоинством.)

— В чём особенность композиции рассказа? (Кольцевая композиция: в начале текста перед нами предстаёт огромный букет мимозы. Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! А в конце рассказа эти жёлтые, нежные цветочки лопались под грубой подмёткой Витиных ботинок. Но в конце — опять нежные веточки мимозы. Так же и душа человека, оклеветанная недобрыми людьми, страдает и болит. Но она излечима. Нужно только захотеть. Писатель использовал художественный приём- антитеза: сравнивая предметы в начале текста и в конце (цветы, состояние души мамы.)

— Что вы подчеркнули для себя из рассказа? ( Быть людьми, заботиться о крепости своего духа, не быть малодушным. Собраться с силами, не падать духом, не унывать. Быть мужественным — долг человека перед жизнью. Беречь близких тебе людей.)

— Мы ходим каждый день в школу — зачем? (Главным образом за умом. Мы надеемся развить свой ум, обогатить память, узнать, как устроен мир, научиться писать, читать, считать. Всё это умственные занятия, и постепенно мы учимся ценить людей за один лишь ум. Но всё это неправильно, всё не так! Не ум, а сердце- главное в человеке. Сердце- способность любить, верить, надеяться, глубоко чувствовать. Учёный- это очень хорошо, но как мы все любим сердечных, теплых, расположенных ко всем людей. Каждому из вас придётся делать выбор. Пусть всем повезёт, пусть каждому встретятся умные и сердечные люди. Они обязательно встретятся, если мы будем знать, что же именно должны ценить в людях: сердце и ум.)

Будем держаться золотого правила : «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Боритесь со своим малодушием.

Христианская заповедь гласит: «Возлюби ближнего как самого себя».

8. Домашнее задание:

1. Прочитать по ролям. Рисунок.

2. Пересказать по плану.

3. Творческое задание -выступая в роли «соавторов» писателя подумайте о том, как можно закончить рассказ.

Рассказ трогает до глубины души, не оставляет равнодушным. Актуальность проблемы и замечательный талант писателя, который находит такие слова, фразы, которые не могут не найти отклика в сердце человека.

— Какой нравственный урок преподнёс автор произведения?

(Надо уметь прощать людям слабости, понимать их, дарить радость, счастье, добро)

Давайте посадим цветок Добра.

Пусть те ребята, которые сегодня совершили добрые поступки, помогут цветку Добра зацвести. Прикрепите лепестки добрых дел.

Я благодарна вам за отличную работу. Спасибо.

Какое придумать продолжение рассказа «Три ветки мимозы» В. Железникова?

Сначала кратко напишем содержание рассказа «Три ветки мимозы» и после допишем свою концовку/продолжение­ .

В истории рассказано о мальчике, который забыл о 8-м Марте и только увидев на кухне мимозы, подаренные его отцом маме, достал и свой подарок — открытку, сделанную им заранее.

Когда Витя уже выходил из дома в школу, мама сказала, чтобы он взял три веточки для своей одноклассницы, с которой сидит за одной партой, и подарил их ей. Мальчик неохотно, но послушался маму и вышел с цветами на улицу.

Испытывая стыдливость из-за своего вида, он наконец дошел до школы и всучил цветы девочке. Одноклассники начали шушукаться, а на переменке и вовсе называть Витю женихом.

Вернувшись домой, мальчик набросился на мимозы и растоптал их.

Продолжение

Поздно ночью, уткнувшись в подушку, Витя испытывал невероятную горечь за то, что так обошелся с мимозами, за то что испугался насмешек одноклассников, за то, что нагрубил маме. Он расплакался. Мама услышав, что сын плачет, вошла в комнату, ласково погладила его по голове и сказала: «ты растешь настоящим мужчиной, ты плачешь потому, что тебе стыдно, а раз стыдно, значит ты все понял. «

На следующий год Витя с мальчишками из его класса на 8-е Марта подарили по три тюльпанчика своим одноклассницам.


Статьи по теме