Поэзия Серебряного Века Конспект Урока 11 Класс

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Поэзия Серебряного Века Конспект Урока 11 Класс. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Поэзия Серебряного Века Конспект Урока 11 Класс.rar
Закачек 2195
Средняя скорость 9495 Kb/s

Поэзия Серебряного Века Конспект Урока 11 Класс

Разделы: Литература

Тема урока: Серебряный век русской поэзии.

Цели урока:

  1. Показать разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века.
  2. Расширить представление обучающихся о творчестве поэтов Серебряного века.
  3. Пробудить интерес к личности и творчеству поэтов Серебряного века.
  4. Развивать интерес к литературе как к предмету и виду искусства.
  5. Развивать чувство прекрасного, воображение, фантазию в процессе инсценирования и выразительного чтения стихотворений.

Вид урока: ролевая игра, литературный клуб “Бродячая собака”.

Оборудование: портреты поэтов серебряного века; столы, на столах старинные подсвечники; плакат с названием клуба “Бродячая собака”.

Шум города затих,
Тоски распались узы,
И чувствует душа
Прикосновенье Музы.

Дорогие друзья! Муза приглашает нас совершить путешествие в Серебряный век русской поэзии.

Звучит “Лунная соната” Л.Бетховена.

Серебряный век… Само это словосочетание ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления на свет статьи Николая Оцупа “Серебряный век русской поэзии” (1933). Термин “серебряный век” возник по аналогии с “золотым веком”, веком Пушкина, Толстого, Тургенева. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX—XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства. В это время жили и творили такие художники, как М.Врубель, И.Репин, Н.Рерих, Б.Кустодиев. Создавали свои музыкальные произведения такие композиторы, как А.Скрябин, С.Рахманинов, Д.Шостакович, И.Стравинский. Но, пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей этого периода стала поэзия.

Русская поэзия Серебряного века дала много блестящих поэтов. В те далекие времена они часто собирались в одном из самых известных литературно-артистических клубов Петербурга под названием “Бродячая собака”.

Да, я любила их – те сборища ночные,
На низком столике – стаканы ледяные,
Над черным кофием голубоватый пар,
Камина красного тяжелый зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки –
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.

Было очень тесно, очень душно, очень шумно. На крошечной, из теса сколоченной эстраде читали стихи, доклады, музицировали, танцевали, устраивали диспуты представители разных течений, обрушивались друг на друга с критикой, доказывая состоятельность лишь своего направления, свою избранность в создании нового искусства.

В клубе “Бродячая собака” гремел рокочущий бас, раскованный, могучий, Владимира Маяковского (представляемые поэты встают, раскланиваются), звучал бархатистый, грудной голос Анны Ахматовой; читал свои таинственные, мистические стихи А. Блок; звучал высокий, звонкий, гибкий голос Марины Цветаевой. А среди них – чудесный, как весенний цветок, голос Сергея Есенина.

Звучит фортепиано – “Над окошком месяц”.

Сергей Есенин (Подходит, облокачивается о фортепиано.)

Я сын крестьянина … С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно грянул в Петроград. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городецкий.

Блока я знал уже давно, но только по книгам. Был он для меня словно икона, и я решил: доберусь до Петрограда и обязательно его увижу. Хоть и робок был тогда, я дал себе зарок: идти прямо к нему домой. Приду и скажу (подходит к Блоку, сидящему в кресле): “Вот я, Сергей Есенин, привез вам мои стихи. Вам только одному верю. Как скажете, так и будет”.

Александр Блок (сидя в кресле)

В дневнике у меня после посещения Есенина появилась запись: “Был у меня рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые”.

Есенин всегда с благодарностью вспоминал об этой встрече, считая, что именно с легкой руки Александра Блока началась его литературная дорога.

Есенина полюбили, ему многое прощали. Есенина зазывали в литературные салоны, кафе, чтобы послушать нежные, напевные стихи, какие никто не писал.

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа …
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза

Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою». …

Через два месяца Сергей Есенин, уже известный, возвращался к себе на родину.

Но не всех поэтов публика приняла так, как Сергея Есенина. Много споров, непонимания, критики встретила поэзия целого ряда художников.

На сцене появляются окололитературные дамы.

Вы слышали, среди поэтов появились какие-то футуристы, символисты, акмеисты?

Слова-то все какие-то нерусские. Да это, кажется, литературные течения.

Читала и слышала я их. Вчера здесь, в “Бродячей собаке”, один из них, Игорь Северянин, читал свои стихи:

Ананасы в шампанском!
Ананасы в шампанском!
Весь я в чем-то норвежском,
Весь я в чем-то испанском.
Фи!

2 дама (достает из сумочки кусочек обоев)

Вы только посмотрите, что о себе заявляют футуристы: “Прошлое тесно… Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого … с парохода современности… Только мы – лицо нашего времени” И отпечатана их программа на чем? На оборотной стороне обоев. И называется “Пощечина общественному вкусу”!

Сколько шума от этих футуристов, Маяковского, Хлебникова. Ничего не поймешь в их поэзии, весь русский язык исковеркали. Разве это стихи:

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!

Галиматья какая-то! А чем символисты лучше? Одна мистика. Все ноют … Тоска зеленая. Слышали новый шедевр символиста Валерия Брюсова? Сочинил стихотворение всего в одну строку: “О, закрой свои бледные ноги”.

А что поэтического в другом его стихотворении?

Тень не созданных созданий
Колыхается во сне
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.

Ничего не поймешь! Сплошные загадки. И вся жизнь – загадка.

Звучит “Сентиментальный вальс” П.И. Чайковского.

Совсем иными кажутся стихи “царскосельской веселой грешницы”.

Я родилась 11 июня 1889г. под Одессой. Годовалым ребенком была привезена в Царское Село. Там прожила до 16 лет… Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет…

Она носит зеленое малахитовое ожерелье, затянута в черный шелк, худа, застенчива, элегантно небрежна, с редкостной грацией. Всегда горделиво прекрасна, величава.

Известность и настоящую славу Анне Ахматовой принесли ее первые сборники: “Вечер”, “Четки”, “Белая стая”.

Сжала руки под темной вуалью…
“Отчего ты сегодня бледна?”
Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна…

Звучит баркарола из “Времен года” Чайковского.

В царскосельских садах произошла встреча Анны Ахматовой с Николаем Гумилевым. Ей было 14, а ему – 17. “Книга женской души”, – так говорят о стихах Ахматовой.

Под аккомпанемент гитары звучит песня на слова Ахматовой “Ты письмо мое, милый, не комкай”.

Николай Степанович Гумилев был одним из основателей акмеизма. Он объединил литературную молодежь, создав “Цех поэтов”. Гумилев был страстным путешественником, добровольцем ушел на фронт в Первую мировую войну, награжден двумя Георгиевскими крестами. О нем привыкли говорить: поэт, путешественник, воин. Слушателей буквально завораживали его живописные стихи: стихи об экзотических животных, о жарких пустынях, далеких морях.

Н.Гумилев (читает стихотворение “Жираф”)

Лирический герой стихотворения, романтик, мечтатель, обращается к женщине, хрупкой, нежной. Ей сегодня особенно грустно. И чтобы утешить любимую, поэт рассказывает прекрасную сказку про далекую землю.

1 ведущий (под звуки адажио из “Лебединого озера” Чайковского)

Поэзия Серебряного века немыслима без имени Марины Цветаевой. Ее стихи узнаешь безошибочно по особому распеву, неповторимым интонациям. Они напоминают маленькие музыкальные пьесы.

Марина Цветаева (читает стихотворение “ Мне нравится, что вы больны не мной”).

Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Она хорошо была знакома с Валерием Брюсовым, Сергеем Есениным, Анной Ахматовой, Владимиром Маяковским и другими талантливейшими людьми.

1 ведущий (под звуки чарльстона)

Владимир Маяковский в серебряный век вошел как возмутитель спокойствия. Знаменитая желтая кофта долго дразнила воображение публики.

Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы – гнуснейшего вида. Испытанный способ – украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор…

К футуристической кампании Маяковского не было равнодушных. Их публичные выступления, поездки по стране вызывали самые шумные, самые противоречивые отклики. Действительно, необычно парадоксально звучат стихи Маяковского. Он находит в повседневности что-то причудливое и неожиданно, фантастически делает это ярким.

Я сразу смазал карту будня
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

Сам большого роста, он все преувеличивал: любовь, ненависть, улицы, дома, космос. В своей первой футуристической поэме, которая очень броско названа “Облако в штанах”, он дерзко, весело, озорно разговаривает с небесами.

Современники вспоминают, что был Маяковский эмоциональный, романтичный, нежный.

Послушайте!
Ведь если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – это необходимо,
Чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Кого только из писателей, художников, актеров не видели и не слышали стены клуба “Бродячая собака”! Читали еще не напечатанные стихи Мандельштам, Бальмонт, Хлебников. Для нас, живущих в XXI веке, их творчество, несомненно, Большая Поэзия, которая пришла к нам как радость, как новое открытие мира. Прав был поэт Осип Мандельштам: “Все эти русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда”.

Звучит стихотворение К.Бальмонта “Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце”

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья
Всегда пою.
Мою мечту страданья победили,
Но я любим за то.
Кто ровен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце,
А если день погас,
Я буду петь, Я буду петь о солнце
В предсмертный час!

Домашнее задание: рефераты, презентации по жизни и творчеству поэтов Серебряного века.

Представлен вводный урок по литературе в 11 классе по теме «Серебряный век русской поэзии». Прилагается презентация.

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе

«…Этот мир очарований, этот мир из серебра»

Цель: ввести учащихся в необыкновенный мир поэзии Серебряного века.

  1. Познакомить учащихся с понятием «Серебряный век» и определить хронологические рамки этого явления.
  2. Познакомить с биографическими сведениями некоторых поэтов Серебряного века, показав их яркие индивидуальности и судьбы.
  3. Научить учащихся видеть за произведением поэтическую Я-концепцию поэта.
  4. Подвести учащихся к пониманию, почему именно поэзия заняла ведущее место в культуре Серебряного века.
  1. Развивать мышление учащихся, обучая работе с поэтическими текстами.
  2. Развивать образное ассоциативное мышление учащихся, работая над составлением ассоциативной цепочки «Серебряный век — …».
  1. Воспитывать эстетический вкус, помогая постичь гармонию стиха и его музыкальность.
  2. Воспитывать внимание к поэтическому слову.

Приемы, которые использует учитель

— составление ассоциативной цепочки

— сопоставление музыкального произведения и стихотворений

Посмотрите вокруг себя… Так необычно всё, что нас окружает: полотна художников и звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.

Я произношу слова: «Серебряный век…»

Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите это слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

Составим ассоциативную цепочку: «Серебряный век — …»

Ученики вместе с учителем составляют словесный ряд.

Серебряный век – блеск, яркость, звон ,утонченность, хрусталь, хрупкость, мгновенность, отражения, прозрачность, сияние, свечение, тайна, шёпот, волшебство, туман, дымка, голоса…

Звуковой облик слов «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чём-то возвышенном и прекрасном.

В искусствознании и литературоведении это словосочетание обрело терминологическое значение. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже ХIХ – ХХ веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.

Впервые это название было предложено философом Бердяевым, но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962) вошло в культурный обиход окончательно.

Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён. Наум Коржавин считает, что Серебряный век начался в 10-е годы ХХ века и закончился с «революцией или, вернее, с первой мировой войной».

Ефим Григорьевич Эткинд считает иначе:«Серебряный век робко начинался в 90-х годах(ХIХ века)… 1915 – высший подъем Серебряного века и, в то же время, конец его».

Татьяна Бек уверена, что «…исходная граница Серебряного века… более или менее совпадает с хронологическим рубежом столетий»

2.Каково же основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?

Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?

2. Выступление подготовленных учеников:

1.Историческая справка (ученик 1)

На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий ХIХ века пришёл период социальных, экономических потрясений. Осмыслите хронику ключевых событий эпохи

  • 1890 – экономический рост
  • 1894 — Николай II
  • С 1902 – политические партии
  • 1904-1905 – русско-японская война
  • 1905 – первая русская революция
  • 1906 – I Государственная Дума
  • 1914 – начало Первой мировой войны
  • 1917 – Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция
  • Открытие рентгеновских лучей
  • Исследование радиации
  • Создание квантовой теории
  • Изобретение беспроволочной связи

Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество.

3. Слово учителя

Ощущение кризиса было всеобщим. В начале ХХ века ещё творили Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, но уже появились Короленко, Вересаев, Горький, Куприн, Бунин.

Авторский взгляд повернулся к человеку в целом и обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам.

Понятие «серебряный век» связано прежде всего со следующими понятиями:

  1. МОДЕРНИЗМ (новейший, современный)

Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризует ощущение дисгармонии мира, разрыва с традициями реализма, преобладание мотивов утраты связи с реальностью.

Цель модернизма: создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира с помощью искусства.

Модернизм объединил следующие литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.

В эстетике модернизма отразился пафос «конца мира», неминуемой гибели мира. Поэтому многие отождествляли модернизм с декаденством

2) ДЕКАДЕНСТВО (упадок)

Явление в культуре конца ХIХ – начала ХХ века, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.

Константин Бальмонт написал:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Моё единое отечество –

Моя пустынная душа.

3) Работа по слайду № 10

2. Искусствоведческая справка

Настроение Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.

На фоне музыки «Вокализ» Рохманинова ученик представляет полотна, ставшие символом эпохи.

  • М.Врубель «Демон поверженный» (ученик 2)

А.Блок. Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше названье трех преобдадающих цветов, которым ещё «нет названия» и которые служат лишь знаком того, что таит в себе Падший: «И зло наскучило ему». Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трёх цветов Врубеля.

…Снизу ползёт синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы брезжит иное…

Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным Он – вестник, весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова – символы нашего времени.

Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опальные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое сострадание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности.

  • В.Борисов-Мусатов «Призраки» (ученик 3)

В красочных симфониях Борисова-Мусатова нашла отражение та сложная духовная реальность, что была соткана из тончайших лирических переживаний, неуловимых эмоциональных нюансов… Атмосфера безмолвной грусти царствует в «Призраках». В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения столь зыбки, столь бестелесны, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть. Грань между полувымыслом-полуреальностью, полусном-полуявью не умел, не хотел провести сам поэт-живописец – о магической действительности сцены говорят и странные белые фигуры на лестнице: то ли оживают в неверном свете каменные статуи,то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни…

  • К.Петров-Водкин «Купание красного коня» (ученик 4)

Торжественное монументальное полотно, оттолкнувшись от реального земного события, обнаружило глубокий символический смысл; чуткий зритель увидел в нем своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества… Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роднили картину со строем древнерусских картин.

Вывод: важнейшее свойство эпохи – лирическое изображение всех видов искусства.

В начале ХХ века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В ХIХ веке изобразительное искусство служило аналогией прозы. Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами.

Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского наступила эпоха А.Скрябина и С.Рахманинова.

  1. Анализ поэтических текстов. Коллективная работа

Вслушаемся в голоса поэтов начала ХХ века. Узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разделяло их.

На фоне музыки «Поэта экстаза» А.Скрябина читаем стихотворения и заполняем таблицу (распечатки со стихами у каждого ученика).

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Сызранский политехнический техникум»

Серебряный век русской поэзии

(Конспект урока литературы

с использованием мультимедийной презентации)

Автор Виноградова Н.Р.

русского языка и литературы

— способствовать закреплению системы знаний о модернистских течениях, их основных чертах и особенностях;

— способствовать раскрытиюмногообразия индивидуальных поэтических стилей

— способствовать развитиюнавыков анализа стихотворения, умения видеть особенности поэтического стиля;

— способствовать развитиюкоммуникативной компетентности учащихся через организацию работы в группах

способствовать воспитанию интереса к русской поэзии, внимания к художественному слову

Формы организации познавательной деятельности

— Русская литература XX века. 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2005.

— тексты художественных произведений

Ход урока (2 часа)

До урока – подготовка рабочих мест для работы по группам

Приветствие, настрой на работу

2. Целеполагание и мотивация

Определение целей урока:

закрепить знания основных черт и особенностей модернистских течений Серебряного века;

уметь отличать индивидуальность поэтических стилей XIX в. и XX в.;

по окончании работы в группах каждому участнику группы выступить с кратким анализом одного произведения

3. Систематизация знаний

Мультимедийная презентация позволяет быстро и наглядно обобщить и систематизировать знания учащихся о модернистских течениях Серебряного века, их основных чертах и особенностях; вспомнить представителей поэтических направлений.

Систематизация материала идёт фронтально по плану:

(Последний кадр презентации

4. Комплексное применение знаний и умений

Учащиеся работают в группах по 5 человек.

Каждой группе предлагается 5 поэтических текстов, из них 2 – стихотворения поэтов XIX в. (А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева), изученных в 9-10 кл. ; 3 – стихотворения поэтов XX в. (Д.Мережковского, К.Бальмонта, Н.Гумилева, О.Мандельштама, В.Хлебникова, И.Северянина), ранее не изученных.

В ходе групповой работы учащиеся устанавливают, к какому веку и направлению принадлежат данные произведения, определяют признаки модернистских течений, доказывают авторство стихотворений.

Выступления учащихся распределяются следующим образом:

1 – от каждой группы чтение и краткий анализ стихотворений А.С.Пушкина

2 – от каждой группы чтение и краткий анализ стихотворений А.А.Фета и Ф.И.Тютчева

3 – от каждой группы чтение и краткий анализ символистского стихотворения

4 – от каждой группы чтение и краткий анализ акмеистического стихотворения

5 – от каждой группы чтение и краткий анализ футуристического стихотворения

Учащиеся делают вывод о том, что поэзия А.С.Пушкина, представителя Золотого века русской поэзии, поэзия А.А.Фета и Ф.И.Тютчева как связующее звено между Золотым и Серебряным веком, а также поэзия Серебряного века русской поэзии – это душа России, никогда не знающая покоя, вечно ищущая и страждущая.

Демонстрируется последний кадр презентации, делается вывод о значении поэзии Серебряного века.

6. Информация о домашнем задании

Выучить наизусть одноиз трёх стихотворений Серебряного века.

Внутри групп выставляются оценки за работу каждому учащемуся.


Статьи по теме