Полонез Огинского Глубоко Тронул Рассказчика

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Полонез Огинского Глубоко Тронул Рассказчика. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Сборники».

Полонез Огинского Глубоко Тронул Рассказчика.rar
Закачек 2429
Средняя скорость 4776 Kb/s

Полонез Огинского Глубоко Тронул Рассказчика

Полонез Огинского «Прощание с Родиной»

А вы знаете, какое произведение является наиболее известным и популярным не только в Польше, но и во многих других странах? Сомнений быть не может, конечно же «Полонез Огинского». Это сочинение знакомо многим еще со школьной скамьи, ведь даже в музыкальных школах ученики часто исполняют его.

История создания

В этом случае уже само название произведения подсказывает ответ на главный вопрос – кто написал полонез Огинского? Это был Михал Клеофас Огинский, родившийся 25 сентября 1765 года недалеко от Варшавы. Стоит уточнить по поводу имени композитора, ведь за частую его фамилию пишут с мягким знаком, а имя указывают Михаил. Как же правильно? Михал – это всего лишь польская форма Михаила, а вот фамилия Огинский по-польски правильно произносится именно с мягким знаком. Именно поэтому оба варианта употребления его имени не являются ошибочным. В творчестве этого композитора преобладают сочинения для фортепиано, причем отличительной чертой многих из них является наличие национальных черт и элементов. Кроме того, многие его произведения наделены особым лиризмом и изяществом, что отличает стиль Огинского.

Свой знаменитый полонез Огинский сочинил когда жил в Венеции в 1794 году, где был вынужден скрываться после подавления восстания Костюшко в Речи Посполитой. Примечательно, что полонез ля минор No 13 имеет название, данное ему самим Огинским «Прощание с Родиной».

Интересные факты

  • Любопытно, что сам полонез возник в Польше в XV веке, и первое время считался лишь свадебным танцем. Лишь позднее он стал дворцовым, со всей характерной пышностью.
  • Михал Клеофас был превосходным композитором, но также занимал весьма престижную должность при дворе, равную министру финансов.
  • Сохранились сведения, что некоторые сочинения композитора пришлись по вкусу императрице Екатерине II и это несмотря на то, что взаимоотношения между Российской империей и Польшей были не самыми лучшими.
  • Михал Клеофас принимал непосредственное участие в восстании Костюшко и даже сам снарядил целый отряд на свои средства.
  • Когда восстание было разгромлено, композитору пришлось бежать в Италию, прикинувшись лакеем и используя поддельные документы.
  • У Михала Клеофаса Огинского есть еще один полонез, который носит название «Раздел Польши». Он сочинил его, впечатлившись политическими событиями в стране.
  • Примечательно, что в XIX веке они очень часто звучали на всех балах и званых ужинах высшего общества в Санкт-Петербурге и Москве.
  • Первые такты произведения можно услышать в московском метрополитене, если попытаться пройти через турникеты не оплатив.
  • Белоруссия рассматривала Полонез Огинского для своего государственного гимна, но отклонила, посчитав его достаточно сложным для исполнения и восприятия.
  • В мультфильме про кота Леопольда это произведение слушает на грампластинке главный герой.
  • Художник И. Репин изобразил Михала Клеофаса на картине «Славянские композиторы».
  • Польский писатель А. Ленкевич высказал необычную версию о том, что полонез был создан на самом деле дядей композитора – Михалом Казимиром Огинским, который также принимал участие в мятеже. По его версии, написал он это произведение в 1773 году в Париже, однако каких-либо достоверных доказательств этому нет. Кроме того, большинство исследователей не принимают эту версию.
  • Всего композитору принадлежит около 40 произведений для фортепиано, из них 25 – это полонезы. Помимо этого им написаны камерно-вокальные произведения, а также опера, состоящая из одного акта.
  • В 1994 году выпустили почтовую марку, посвященную композитору.

Интерпретация и современные обработки

Свое произведение автор изначально сочинил именно для клавикорда, позднее переписав его уже для фортепиано. Принято считать, что этот вариант наиболее точно передает задумку Огинского и всю палитру чувств, которая скрыта за музыкальными звуками.

Полонез был необычайно популярен, именно поэтому на данный момент существуют переложения для самых различных инструментов, ансамблей и даже оркестра. Многие исполнители не упустили возможности добавить полонез в свой творческий репертуар.

Например, «Квартет им Чюрлёниса» исполнил «Полонез Огинского» в переложении для струнного квартета. Благодаря этого, такое знакомое произведение заиграло новыми красками, став более нежным.

Необычный вариант представили публике исполнители из Новой Зеландии. Трио «Тройка» значительно ускорили темп произведения, а их инструменты (домра, гитара, контрабас) во многом приблизили звучание к русско-народной музыке.

Такое популярное произведение нашло отражение и в кинематографе. В 1971 году Лев Голуб снял фильм с одноименным названием.

Содержание

Изначально полонез – это танец торжественный, который более уместно было бы назвать шествием. Он имеет польское происхождение. Трехдольный размер и четкий ритм отличают этот танец от других.

Из самого названия произведения Огинского, уже ясно о чем оно. Это прощание с Родиной, которая была так дорога для композитора, не случайно он пожертвовал всем, принимая участие в восстании, отстаивая свою страну. Лирическая, красивая мелодия одновременно передает слушателям грусть и в то же время величественную ностальгию. Можно с уверенность сказать, что это произведение о Любви. Но она здесь другая, это любовь к Родине. Примечательно, что в данном случае, расставание это было связано не только с фактическим отъездом Огинского в другую страну, но и с прощанием уничтоженной победителями страной. Четкий танцевальный ритм здесь превосходно соединяется с плавными интонациями, придающими лиричность и даже некую меланхолию.

На протяжении всего полонеза выдержан единый настрой, только в конце возникают краткие торжественные нотки, которые выражают скорее всего надежду композитора на возвращение в родные края.

Слушая то или иное классическое произведение, порой мы даже не догадываемся, какие чувства испытывал композитор, когда сочинял свой очередной шедевр. Только звуки подскажут правильное направление и приоткроют завесу тайны. Невероятная грусть, глубокая лирика и светлая ностальгия. а что вы почувствуете, прослушав «Полонез Огинского»?

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: слушать «Полонез Огинского»

Лучшие образцы классической музыки, проверенные временем, и сегодня заставляют задуматься, взгрустнуть или, наоборот, улыбнуться и забыть обо всем. К таким шедеврам относится полонез Огинского. Это произведение знакомо каждому из нас еще со школьной скамьи. Тем не менее, довольно часто можно услышать вопрос: «Кто написал полонез Огинского?» В этой статье мы раскроем историю создания этого музыкального шедевра и остановимся на творчестве композитора, сочинившего его.

Кто написал полонез Огинского?

Автором этой бессмертной пьесы является польский музыкант, а впоследствии и политический деятель – Михаил Клеофас Огинский. Он родился в 1728 г. в имении Гузов, расположенном рядом с Варшавой. Его родители принадлежали к аристократическим кругам. Поэтому с раннего детства Михаил занимался музыкой и учился играть на многих инструментах: арфе, скрипке, фортепиано, виолончели. Уже в молодые годы он создает первые сочинения – романсы, песни, полонезы, небольшие оперы. Свое музыкальное мастерство юный Огинский продолжает совершенствовать в Италии у таких мастеров, как П. Байо и Дж. Виотти. В семидесятые годы он ведет активную политическую деятельность, добиваясь независимости родной Польши. С 1789 года Михаил работает польским послом в Голландии и Англии. В 1794 году композитор был избран в Национальный Совет. После восстания Т. Костюшко, в котором он принимал непосредственное участие, композитор иммигрирует в Италию. Там он проживает в Константинополе, а с 1823-го – во Флоренции.

Произведения Михаила Клеофаса

Отвечая на вопрос о том, кто написал полонез Огинского, невозможно не затронуть творчество композитора. Его наследие составляют многочисленные романсы и фортепианные пьесы – мазурки, полонезы, менуэты, марши, вальсы. Практически все сочинения характеризуются наличием в мелодике и ритмике национальных польских черт и элементов, особым лиризмом и изяществом. А в 70-х годах огромной популярностью у слушателей пользуются полонезы. Один из них — фа мажорный, получивший негласное название «Раздел Польши». Он был создан под впечатлением от происходящих в те годы политических событий. Полонезы Огинского оказали огромное влияние на последующие поколения композиторов Польши. В 19-м веке они постоянно звучат на балах и званых ужинах в Петербурге и Москве

Полонез Огинского «Прощание с Родиной»

Это произведение, созданное в 1794 г., по праву считается лучшим творением Михаила Клеофаса. Историки полагают, что композитор написал полонез, скоропостижно покидая Речь Посполитую в связи с подавлением русскими войсками восстания Тадеуша Костюшко. Полонез Огинского (орган и скрипка) максимально точно передает настроение композитора, его тоску по Родине. Он символизирует расставание со страной, причем во всех смыслах – как отъезд за кордон и как прощание с захваченной победителями Речью Посполитой. Сегодня в Польше этот полонез считается музыкальным символом. Были даже высказаны предложения сделать его гимном страны. Вот такая непростая история у этого музыкального шедевра. Теперь, уважаемые читатели, вопрос «Кто написал полонез Огинского?» не поставит вас в тупик?

1. Полонез Огинского

1а. Полонез Огинского

С ним познакомились на танцах. Духовой оркестр играл «Полонез Огинского». В вихре вальса все кружилось перед глазами. Они кружились, смеялись и снова кружились. Ее звали Таней, его Сергеем. Таня была студенткой консерватории, Сергей — инженером. Все получилось нечаянно. Они стали встречаться и скоро поженились. На свадьбу Сергей подарил Тане пианино и пластинку «Полонез Огинского». Но их счастью, как и счастью многих других людей, помешала война. Через неделю Сергей ушел на фронт. Они стали переписываться, но переписка постепенно затерялась, и вскоре Таня не получила ни одного письма. А однажды Сергей получил [письмо] от Таниной подруги, которая писала, что Таня умерла на ее руках. Сергей был убит горем. Он так любил свою жену, что не мог представить жизни без нее. Шли годы, кончилась война, но Сергей еще не был женат, хотя седина покрывала его виски. А однажды он встретил девушку, похожую на Таню. Такой же взгляд, такие же добрые ласковые руки. Они стали встречаться, но Сергей не мог рассказать всю правду, что он был женат, что любил девушку Таню, похожую на нее. А через год у них родилась дочь: назвали ее Таней. Как-то раз, придя с работы, Сергей включил радио. Передавали «Полонез Огинского». «Люба, Люба! Это может играть так только она, Таня! Ты слышишь?! Но концерт из Новосибирска был окончен, и кто играл «полонез», неизвестно. На следующий день Сергей сделал запрос в Новосибирск о том, кто играл «Полонез Огинского». Через день ему пришел ответ. «Полонез Огинского» исполняла Татьяна Васильевна Соколова». Да, она была жива. На следующей неделе Сергею дали командировку в Новосибирск Люба, собирая его в дорогу, как бы нехотя спросила: «Зайдешь?» «Зайду, обязательно зайду». «Но я в тебя верю, Сережка, слышишь? Верю!»

Вокзал, перрон, гудок, поезд мчится на восток И снова вокзал, перрон. Сергей без труда нашел ее квартиру, нажал кнопку. В коридоре было темно. Она пришла и сказала: «Войдите, пожалуйста» и, обратясь к сыну, проговорила: «Иди к себе, Сереженька!»

Сергей с нетерпением переступил порог комнаты Тани.

Она с плачем бросилась к нему. Еще бы мгновение, и Сергей поцеловал бы ее. Но перед ним встали добрые и доверчивые глаза Любины: «Я тебе верю, Сережка, слышишь, верю!» Они прошли в комнату и сели на диван. Сергей спросил: «Почему же ты не искала меня все эти годы. »

Таня встала, молча подошла к столу и подала ему похоронную. Да, он был заживо похоронен. Вскоре пришел муж Тани Михаил. «Знакомься, Михаил, это тот самый Сергей!» Они познакомились. Михаил взял Сережку и ушел гулять. Долго [одно или два слова повреждены] Таня и Сергей и вспоминали то, что уже никогда не вернешь. Пришел Михаил. Он попросил Сергея остаться. Но Сергей попросил на прощанье сыграть «Полонез Огинского».

Красивыми, сильными руками Таня ударила по клавишам. Музыка заполнила всю комнату. Таня плакала. Она не скрывала своих слез, и Сергей понял, что она играет только для него одного на свете. Но музыка не продолжается вечно. Таня кончила. Михаил встал, подошел к столу, завернул пластинку и подал ее Сергею. Сергей встал, попрощался и вышел.

Потрепанная тетрадь в кожаной обложке объемом более 120 страниц. Принадлежала 3. А. Гайнулиной 1947 г. р. (г. Шадринск Курганской обл. [далее везде — просто Шадринск]) заполнялась с 28 ноября 1966 г. Получена от ее дочери, студентки 4-го курса факультета дошкольного воспитания Шадринского пединститута Галимовой, г. Шадринск, конец 1990-х гг.

Рассказ «Полонез Огинского» — единственный рассказ в тетради, заполненной преимущественно песнями. Непосредственно за последними словами рассказа («. попрощался и вышел») в тетради написано: «Конец. Писала: Насретдинова Римма Латыповна». Очевидно, рассказ записан в альбом не самой хозяйкой, а ее подругой или знакомой.


Статьи по теме