Пономарева Татьяна Рассказ Автобус

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Пономарева Татьяна Рассказ Автобус. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Сборники».

Пономарева Татьяна Рассказ Автобус.rar
Закачек 2801
Средняя скорость 3426 Kb/s

Пономарева Татьяна Рассказ Автобус

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Этап мобилизации.

Сегодня очередное занятие клуба «Ключ и заря». Мы продолжим начатую нами тему на прошлых уроках. Кто помнит, как она называется?

3. Постановка цели урока.

4. Проверка д. з. (хр. с.36 – 38)

Выразительное чтение стихотворения Э. Мошковской «Мотылёк».

5. Определение новой темы по оглавлению с.5

Чтение интриги на стр.113.

6. На слайде показать портрет писателя и книгу «Укротитель макарон».

Рассказ учителя: Татьяна Дмитриевна Пономарёва родилась 9 ноября 1977г. В Москве у Покровских ворот. Училась в маленькой сельской школе в подмосковном посёлке Клязьма, потом в любимой 720-й московской школе, потом в медицинском училище. Закончила Литературный институт им. Горького.

Работала медицинской сестрой, воспитателем в детском саду, библиотекарем, редактором… «Думаю – все эти мои работы были по призванию, обо всех вспоминаю с благодарностью».

В детстве хотела стать балериной, любила читать сказки.

— Почему Вам нравиться быть писателем?

— Не знаю. Наверное, потому, что уже поздно становиться балериной.

А ещё потому, что мне всё время дарят ручки и разные блокнотики.

7. Рассматривание книги «Укротитель макарон».

Поймать сбежавшего из зоопарка льва, укротить сбесившиеся макароны, успокоить грустное приведение и приютить бездомный автобус – не так уж и просто. Но отважная и добрая бабушка легко справляется с этими трудными делами.

8. Чтение текста Т. Пономарёвой «Автобус». (с.114 – 115)

9. Выполнение заданий с.115 — 118.

Сколько героев (действующих лиц) в этой истории? (Ответы детей)

Миша говорит, что двое, а Маша – что их не меньше трёх.

А как думаешь ты ?

Поведение автобуса напоминает тебе чьё- то ещё поведение? Чьё именно? Объявление в газете подтверждает твою догадку? (Дети ищут подтверждение своих ответов в тексте.)

Симпатичный ли человек бабушка? Она похожа на твою бабушку?

10. Определение Жанра произведения. (стр.115-117)

— Это сказка или рассказ? – спросила Машина подружка Таня Перова?

— Конечно, это сказка! – рассмеялся Миша. — Разве автобус может потеряться? Может вести себя, как собака?

— Это рассказ! – убеждённо возразила Маша, но доказать не смогла.

— Это небылица, — сказал Костя Погодин. Все выжидательно посмотрели на Михаила Потаповича.

— Выдумка может быть и в небылице, и в рассказе, и в сказке, — сказал Главный Библиотекарь. — Я предлагаю сначала обсудить Костино мнение. Чтобы решить, прав ли Костя, нужно задуматься над тем, что у небылицы, у сказки и у рассказа — разные цели.

Познакомься с содержанием плаката Летучей Мыши.

Цель небылицы — поразить воображение слушателей необыкновенной
выдумкой, тем, чего не бывает.

Цель сказки — приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевлённым миром природы и с волшебным миром.

Цель рассказа — «рассказать» случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей.

Теперь ты сможешь ответить на вопрос: прав ли Костя? Этот текст — действительно небылица?

— Обсудим мнение Маши и Миши, — предложил Михаил Потапович. — Ещё раз прочитайте, каковы цели сказки и рассказа. Итак, «Автобус» — это сказка или рассказ?

Как ты ответишь на этот вопрос?

Мнения ребят разделились. Михаил Потапович сказал, что так и должно быть: по смыслу это сказка-рассказ!

— Но вот по ПОСТРОЕНИЮ это точно.

Как ты думаешь, что ещё хотел сказать Михаил Потапович? Ты соглашаешься с ним?

В рассказе события развиваются так же, как в обычной жизни, то есть подчиняются СЛУЧАЮ. А в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным ЗАКОНАМ.

— Хотите проверить своё предположение? — спросила ребят Анишит Йокоповна.

— Замените в тексте слово «автобус» словом «пёс» и прочитайте ещё раз. Сразу всё увидите.

— Тогда придётся ещё кое-что заменить, — озабоченно сказал Костя. — Пёс не может быть со спущенной шиной и треснутым стеклом!

— Хорошо, — согласилась Волшебница. — Пусть он будет со спутавшейся шерстью и с маленькой царапиной на боку. Мне важно, чтобы вы увидели, как именно развиваются события в этом тексте.

Ты тоже замени слово «автобус» словом «пёс» и проверь, действительно ли по построению это рассказ, хотя события в нём — необыкновенные?
Можно ли сказать, что автор этого произведения воспринимает неодушевлённые предметы как живые? Как называется такой приём?

Итог: Главная героиня (бабушка), и автор (Татьяна Пономарёва) – это люди, обладающие фантазией и развитым воображением, и что под их взглядом обычные предметы становятся чудесными, способными на превращения.

11. Поход в «музейный дом» с.122-124. Работа по фотографии «Нарвские ворота» и по репродукции картины Павла Филонова «Нарвские ворота».

1 ) Рассказ ученика про Нарвские ворота .

Эти ворота находятся в Петербурге. Они были построены в 1834 году в память об Отечественной войне 1812 года, когда Россия воевала с Наполеоном. Сами ворота кирпичные, покрытые медными листами. А наверху — колесница. Конями управляет богиня Славы. Кони сделаны из меди!

2) Выполнение Заданий на с.122 – 124.

Рассмотри Нарвские ворота на картине художника Павла Филонова. Видишь коней? Фигуру наездника? А арку под конной группой? догадываешься, какое время года изобразил художник? Почему ты так думаешь? А какой день: погожий и солнечный или хмурый и пасмурный? Докажи своё мнение.
А теперь сравни ворота на картине и на фотографии. Где ворота слились с городом в единое целое? А где они стоят обособленно, отдельно от города?

Где видно, что ворота — это вход в большой город с многоэтажными домами?

Сравни изображение коней на картине и на фотографии.

— На картине коней меньше и они очень смешные, — сказал Миша, — а на фотографии кони очень важные и торжественные.

— На картине кони как будто ожили, — заметила Маша.

А у тебя какое впечатление?

— Знаете, как называется изображение, составленное из разноцветных кусочков какого-нибудь материала? — спросила Анишит Йокоповна. — Такое изображение называется МОЗАИКОЙ.

А ты когда-нибудь видел(а) мозаику? Может быть, ты сам(а) составлял(а) мозаичное изображение?

— Художник пишет свою картину так, чтобы создать впечатление мозаики, — сказала Анишит Йокоповна. — Кто догадался, зачем он это делает?

А тебе удалось догадаться?

— Из-за этой мозаики кажется, что на улице очень солнечно и снег блестит.
Маша уверена, что разноцветные пятнышки делают картину нарядной и праздничной.

Костя Погодин решил уточнить:

— Мозаика из пятен создаёт впечатление большого города, который сверкает окнами многоэтажных домов.

А что скажешь ты?

3) Итог: Для того, чтобы глядя на Нарвские ворота, изобразить их так, как это сделал Павел Филатов, нужно обладать воображением и фантазией.

12. Подведение итогов и контроль результатов.

Задачи:

  • Побуждать перечитывать, просматривать тексты произведений при помощи системы вопросов; работать над пониманием смысла названия рассказа.
  • Формировать познавательные умения: задавать вопросы, выдвигать предположения, делать выводы; умения и навыки учебного труда: работать с книгой, словарем.
  • Воспитывать ответственность за свои действия и поступки; формировать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебные книги, компьютер, карточки – опоры

I. Организация класса

II. Повторение изученного материала

1. Предлагаю прослушать музыкальное произведение.

Вспомнить название, автора Приложение

Сергей Прокофьев пьеса “Мимолётности № 1”

— При работе, над каким разделом мы слушали эту пьесу?

Пытаемся понять, почему люди фантазируют название на доску

— Что узнали, когда пытались узнать, почему люди фантазируют?

/ Люди начинают фантазировать, когда пристально всматриваются в окружающий мир. (с.102)

/ Фантазерам все вокруг кажется одушевленным и живым. (с.102)

— Как называется такой прием в искусстве? (олицетворение)

/ При наличии веры в свои силы, огромного желания и приложенных усилий может произойти чудо: можно научиться очень сложным вещам, которые казались невозможными. (Тим Собакин “Игра в птиц”)

/ Каждый по собственной воле способен переступить тот порог, за которым кончается реальность и начинается особый, сказочный мир. Чтобы переступить этот порог, нужна фантазия и определенная смелость (К.Бальмонт “Гномы”, Б.Житков “Как я ловил человечков”)

/ Фантазия и настоящая жизнь часто переплетаются в творчестве (с.140 картина Василия Кандинского “Двое на лошади”)

В своем творчестве соединить настоящую жизнь и фантазию могут только люди, которые любят, любят мир, в котором они живут, любят людей, с которыми они встречаются, любят всё вокруг.

III. Работа по теме урока

1. Следующая глава в учебнике нас этому будет учить.

Смотрим в содержание учебника. (с.6) Как называется новая глава?

Учимся любить название на доску

— Какая цель будет стоять перед нами при работе над материалом этой главы?

/ Что значит любить? Можно ли научиться любить? Если можно, то как этому научиться?

— Посмотрите на содержание этой главы, какие виды работ там содержатся? (Поход в “Музейный Дом”, Слушаем музыку)

— Есть ли произведения знакомых авторов?

2. С какого произведения начнем? (с.142)

Татьяна Пономарева “Прогноз погоды” название на доску

— Что уже знаете о писательнице? Портрет

Пономарева Татьяна Дмитриевна, родилась в Москве 9 октября 1947 года. В детстве мечтала быть балериной. Окончила Литературный институт Публиковалась в журналах, в том числе и детских “Костер”, “Трамвай”, “Мурзилка”, “Наша школа”, “Веселые картинки”. Автор коллективных сборников “Сказки без подсказки”, “Круглый год” и многих других. В издательстве “Детская литература” вышла книга прозы для старшего школьного возраста “Трудное время для попугаев”, в издательстве “Дрофа” – сборник сказок “Укротитель макарон” (2001). По нескольким сказкам (“Случай на болоте”, “Дверь” и другим) созданы мультфильмы. Издательство АСТ – редакция научно-популярной литературы (серия “Я познаю мир”) – выпустило энциклопедии “Мир загадочного” (1999), “История ремесел” (2000), “Великие ученые” (2002), которые затем неоднократно переиздавались. Для издательства “Белый город” написаны биографии таких известных художников, как А.И. Мещерский, И.Е. Репин, Рафаэль, а также пересказаны книги “Сказки народов мира” и “Библия для детей”. Являлась членом жюри нескольких литературных конкурсов. Член Союза писателей России с 1993 года.

3. Продолжим знакомство с творчеством писательницы.

— Просмотрите текст произведения. (с.142-143) Словарная работа.

Найдите слова, которые отмечены для работы в Толковом словаре.

  • Прогноз (с.149) – предсказание, суждение о развитии событий, явлений.
  • Газон (с.132) – площадка в саду, парке, засеянная травой.
  • Антициклон (с.128) – воздушные процессы в атмосфере, влияющие на погоду.
  • Оттепель (с.144) – теплая погода зимой или ранней весной, отмеченная таянием снега.

Можно посмотреть значения до прочтения, но если не найдут все сразу, то посмотрят после прочтения.

4. Посмотрите на иллюстрацию к произведению, на название.

— Предположите, о чем или о ком речь пойдет.

— Сейчас я прочитаю, а вы послушайте и ответите, правильно ли догадались.

— Оправдались ли наши предположения?

5. Прочитаем “буксиром” за мной.

— Подумать что это по жанру: небылица, сказка, рассказ. название на доску

/ Это рассказ. Вспоминаем содержание плаката Летучей мыши на с.116.

Цель рассказа – “рассказать” случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей.

6. Поднимите руку, кому понравился рассказ?

— Какие рассказы Татьяны Пономаревой уже читали? (“Автобус”, “В шкафу”)

— Кто главная героиня этих рассказов?

Выскажи свое мнение.

Сумеете подтвердить, что именно это именно та бабушка?

/ Бабушка обладает такими качествами, как фантазия и развитое воображение (она не удивляется, когда с ней заговаривает автобус или когда обнаруживает оркестр у себя в шкафу), сочувствие и внимательное отношение к ближним (она способна посочувствовать автобусу, ей неловко побеспокоить оркестр в собственном шкафу)

7. Выборочное чтение

— Чем на этот раз отличилась бабушка?

— Ее внуки верят в то, что она способна изменить погоду? Прочитайте (- Это ты постаралась? – спросили мы бабушку.)

— Как же это возможно? Каким волшебным средством она пользуется? (с.143)

— Какая черта характера превращает бабушку в волшебницу? (последнее предложение)

/ Бабушка жалеет снеговика и переживает за него. Сила ее доброты, сопереживания и ответственности такова, что даже способна изменить погоду.

Способность сопереживать, и есть способность любить.

Молодцы, хорошо работали, предлагаю отдохнуть.

Слушаем песню, представляем, о ком поется.

8. Посмотрите, как называется следующий рассказ Т.Пономаревой

Лето в чайнике название на доску

— Сейчас прочитаем этот рассказ, ответить, почему перед рассказом предложила послушать песню о божьей коровке.

— Чтение детьми вслух абзацами.

Ответить на вопрос.

9. Кто из героев появился в рассказе еще? (дедушка)

Маша Иванова в селе Мирном после прочтения этого рассказа сказала, что в этой семье не только ТАКАЯ бабушка, но и ТАКОЙ дедушка!

10. “Жужжащим” чтением читаем

Вы понимаете, что Маша имела в виду? Найти и отметить строчки, подтверждающие ваши высказывания

/ У дедушки такой же характер, как и у чудесной бабушки. Он наблюдательный, внимательный к окружающему, добрый. Дедушка решает поставить чайник с божьей коровкой на полку: “Не будем тревожить”, т.е. он относится к маленькому насекомому как к равному себе

— Дедушка мог бы приютить потерявшийся автобус, услышать оркестр в шкафу, изменить для снеговика погоду? Почему так думаете?

— Из каких строк видно, что доброта – это семейная черта, а не только особенность бабушки и дедушки? (“Всю зиму простоял он (чайник) там. Возле него мы и говорить стали тише…”)

/ Каждому члену семьи дано увидеть даже в маленьком живом существе нечто значительное, целый мир, к которому они относятся уважительно.

— Какие предположения были высказаны о том, почему божья коровка решила перезимовать в чайнике? Прочитайте

— А какая версия у вас есть?

— “Мы заговорили все разом…”

/ Внуки, внучки (те самые, которые не спали всю ночь, беспокоясь об автобусе, и которые сразу догадались, почему не наступило обещанное прогнозом погоды потепление), а может быть и мама с папой, или тетя с дядей.

11. Костя Погодин нашел в рассказе “переломную” строчку: “На дне сидела божья коровка”.

— Почему он считает, что это “переломный момент” в рассказе?

/Начиная с этого момента, события могла бы развиваться иначе, если бы героями рассказа были обычные люди, а не замечательная бабушка и ее родственники.

12.Прочтите еще раз название рассказа. Почему он так называется?

/ Божья коровка – это знак лета, летом она живет, а зимой впадает в спячку. Поэтому спящая в чайнике божья коровка напоминает всем о лете. Можно предположить, что когда она проснется и улетит, это будет значить, что наступает лето.

— Почему этот рассказ помещен в главе о любви? В главу “Учимся любить”, а не в главу “Учимся наблюдать”, например?

/Можно прочитать высказывания Михаила Потаповича и Анишит Йокоповны на с.146

Любить природу – быть внимательным к окружающему – уметь видеть огромный мир в самых незначительных предметах и существах.

IV. Итог урока

  • В каком разделе начали работу? Какая цель?
  • Какие произведения прочли?
  • Что узнали?
  • Дома подготовить чтение по ролям
  • Выставление отметок

Умные дети — счастливые родители

Ты помнишь писательницу Татьяну Пономарёву? Какие ещё произведения она написала?

Произведения Татьяны Пономарёвой: «Автобус», «В шкафу», «Прогноз погоды», «Лето в чайнике».

? С. 73 А это произведение (рассказ? сказка? небылица?) тебе понравилось? Почему оно помещено рядом с произведениями, посвящёнными самым маленьким, — ведь в нём как будто рассказывается совсем о другом? Какие строки показались тебе смешными? Почему?

Вспомнив, что рассказ отличается от небылицы и сказки по цели повествования (Ч. 1, с. 116) и что сказка отличается от рассказа по построению (Ч. 1, с. 117), мы можем определить это произведение писательницы как рассказ.
Особенно смешными кажутся три последние строчки рассказа: в них бабушка говорит о том, что льва поймать гораздо проще, чем уследить за её внуками. Из этих же строчек понятно, почему этот рассказ помещён рядом с произведениями, посвящёнными самым маленьким.


Статьи по теме