Повышение Квалификации и Аттестация Работников Школы Шпаргалка

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Повышение Квалификации и Аттестация Работников Школы Шпаргалка. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Шпаргалки».

Повышение Квалификации и Аттестация Работников Школы Шпаргалка.rar
Закачек 3787
Средняя скорость 6860 Kb/s

Повышение Квалификации и Аттестация Работников Школы Шпаргалка

Работа по повышению квалификации педагогических кадров будет иметь успех, если приобретет системный характер.

Следовательно, перед руководителями школы стоят задачи выбора компонентов системы, уточнения их свойств, роли и места в системе, способов взаимосвязи и взаимодействия материально-технического и организационно-педагогического обеспечения функционирования и развития системы. Полезно в этой связи на основе сложившихся представлений построить модель, отражающую целый ряд аспектов.

1. Деятельностный (мотивы, цели, задачи, содержание, формы, методы, результаты).

2. Содержательный (методическая, научно-теоретическая, психолого-педагогическая подготовка, создание условий для применения знаний на практике).

3. Управленческий (анализ, планирование, организация, контроль, диагностирование).

Системообразующим элементом является самообразовательная работа учителя. Каждый элемент системы сохраняет свою относительную функциональную самостоятельность. Сочетание организационных микроструктур, форм и методов определяется с учетом намеченных педагогическим коллективом целей, задач, приоритетов на основе диагностики, всестороннего изучения уровня педколлектива, личных качеств каждого учителя. Изучение педагогических кадров осуществляется как заочно (знакомство с личными делами, трудовыми книжками, анкетами, социологическими исследованиями, школьной документацией, статистической отчетностью, аналитическими материалами), так и очно (наблюдение за работой учителя на уроках, внеклассных занятиях, за манерой общения, культурой речи, характером высказываний, оценочных суждений, за настроением, мимикой, жестами, анализ жизненной и педагогической позиции).

Особое внимание надо обратить на профессиональные запросы и потребности учителя, его интересы, увлечения, способности, объективность самооценки и адекватность ее восприятия коллегами. На основе полученных данных для удобства в работе целесообразно составить на каждого учителя диагностическую карту.

В соответствии с индивидуальными особенностями педагога формулируются индивидуальные цели, формы, методы, содержание работы по повышению его квалификации, формируются группы слушателей различных курсов, временные творческие коллективы, определяются коллективные, групповые и индивидуальные формы оказания помощи для устранения выявленных затруднений. Отдача от курсовой подготовки возрастает, если учитель информирует коллег на заседаниях методического объединения (кафедры) о новых идеях, подходах, инновационном опыте, проводит открытые уроки с показом эффективных приемов работы с детьми, опираясь на знания, приобретенные в процессе учебы. Таким образом, обнаруживаются общие и частные проблемы, устанавливается их взаимозависимость и способы разрешения. Немаловажное значение отводится массовым формам работы с коллективом. Каждое собрание, совещание, семинар, конференция, лекция и т.п. требуют тщательной подготовки, глубокой продуманности, ориентации на всех и на каждого, ответственности и наличия времени у завуча. От этого зависит результативность и действенность коллективных мероприятий, причем желательно, чтобы каждое из них становилось школой педагогического мастерства для учителей. Следует помнить, что востребованной педагогом оказывается лишь та информация, необходимость в которой он ощущает сам. Поэтому в деятельности завуча по повышению квалификации существенное внимание должно уделяться формированию положительной мотивации у школьных работников, потребности в саморазвитии, самообразовании, самореализации. Недопустимо устраняться от руководства самообразованием учителей.

Анализ общешкольных проблем и затруднений в работе учителей высвечивает главные из них, на основе которых и определяется общешкольная тема исследования. Разработка ее станет реальностью, если каждая кафедра и методическое предметное объединение займутся исследованием отдельных узловых сторон общешкольной проблемы, а более конкретные вопросы станут сферой внимания отдельных учителей, то есть на уровне осмысления происходит как бы декомпозиция главной проблемы на частные, а на уровне практических действий осуществляется обратный процесс — от общего к частному. Такой подход позволяет поставить каждого учителя в активную позицию, обеспечить его личный профессиональный рост и причастность к качественным изменениям, происходящим в школе. Более того, общая идея сплачивает людей, формирует понимание необходимости взаимодействия, сотворчества, партнерства, взаимного доверия, открытости, взаимопомощи, ибо результаты работы школы складываются из успешности труда каждого учителя. В этих условиях оздоравливается морально-психо-логический климат в коллективе. Самообразование перестает быть формальной обязанностью; обмен опытом, сотрудничество рождают новое качество, повышают результативность и мотивационную основу педагогического труда.

Таким образом, на основе укрепления, взаимосвязи всех вышеназванных компонентов можно повысить эффективность работы по повышению квалификации кадров.

Роль основного механизма, с помощью которого осуществляется дифференциация заработной платы работников образования, играет аттестация кадров.

Аттестация учителей — составная часть повышения педагогической квалификации. Она предполагает повышение профессионализма, развитие творческой активности, стимулирование деятельности, дифференцированную оценку результатов педагогического труда.

Главными принципами аттестации в современных условиях являются: добровольность, открытость, коллегиальность, индивидуализация, дифференциация. Основная суть аттестационной деятельности заключается в самоанализе и самооценке педагогом своего профессионального уровня.

Целью аттестации является создание эффективной системы дифференцированной оценки и оплаты труда работников образования, стимулирующей их профессиональный рост, непрерывное повышение квалификации и результативности труда.

Как правило, аттестация в школе проводится по двум направлениям:

1. Обобщение итогов деятельности учителя в форме творческого отчета или собеседования, защиты научно-методической разработки.

2. Изучение практической деятельности учителя (посещение уроков и внеклассных занятий, проведение контрольных работ, тестов, изучение документации, учебно-методического комплекса).

Нормативной основой для проведения аттестации в настоящее время являются:

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы;

квалификационные характеристики, содержащие критерии соответствующих квалификационных категорий и определяющие их количество;

рекомендации Министерства образования по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников учреждений образования и требования к их квалификации при присвоении им квалификационных категорий;

«Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ»;

территориальные и ведомственные положения;

другие нормативные акты, регламентирующие уровень оплаты труда педагогических и руководящих кадров образования.

Для проведения аттестации создаются:

главная аттестационная комиссия;

районная (окружная, муниципальная), городская аттестационная комиссия;

аттестационная комиссия учреждения образования.

Персональный состав аттестационной комиссии, сроки полномочий и сроки проведения аттестации определяются приказом соответствующего органа управления образованием или руководителем учреждения образования.

В состав аттестационной комиссии входят:

председатель аттестационной комиссии — руководитель (или первый заместитель руководителя) органа управления образованием, учреждения образования;

В состав комиссии включаются работники образовательных, научных, методических учреждений, представители профсоюзов и родительской общественности, могут входить представители организаций, предприятий, органов исполнительной власти и управления.

Результаты аттестации оформляются протоколом, заносятся в аттестационный лист, который составляется в двух экземплярах, и сообщаются аттестуемому под расписку сразу же после голосования. Один экземпляр аттестационного листа после завершения аттестации хранится в личном деле работника, другой выдается аттестуемому.

Основанием для прохождения аттестации является личное заявление работника с указанием квалификационной категории, на которую он претендует, с обоснованием.

Решение о соответствии педагогических и руководящих работников заявленной квалификационной категории выносят:

высшей категории — Главная аттестационная комиссия;

первой категории — районная (окружная, муниципальная), городская аттестационная комиссия;

второй категории — аттестационная комиссия учреждения образования.

Работникам образовательных учреждений, не изъявившим желания проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории, разряды оплаты труда по ЕТС устанавливаются:

педагогическим работникам — в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы по специальности);

руководящим работникам — по начальному разряду в диапазоне разрядов, соответствующем группе по оплате труда руководящих работников, к которой отнесено учреждение образования.

Вопросы для самопроверки

1. В чем основное назначение системы аттестации кадров?

2. Что является нормативной основой для проведения аттестации?

3. Что является основанием для прохождения аттестации?

4. Кто может входить в аттестационную комиссию?

5. Перечислите основные принципы аттестации. Охарактеризуйте их.

6. По каким направлениям проводится аттестация?

Развитие системы образования в целом и отдельного учреждения невозмож-но без развивающегося учителя. Устаревают знания и умения, полученные им во время профессиональной подготовки в вузе, изменяются образовательные стандарты и требования к педагогам, появляются новые разработки и научные знания по преподаваемой науке и в сфере педагогической деятельности, возни-кает потребность осмыслить и систематизировать накопившийся опыт собст-венной работы. Все это приводит к необходимости систематической и систем-ной работы по повышению квалификации педагогов, руководителей и других работников школы.

Согласно ст. 25 Закона РФ «Об образовании», повышение квалификации от-носится к дополнительному профессиональному образованию. Оно может быть реализовано в институтах повышения квалификации, на факультетах повыше-ния квалификации при вузах, на различных курсах и семинарах, в системе внутришкольной методической учебы, в форме проведения стажировок.

Составная часть системы непрерывного образования — профессиональное самообразование педагога, которое выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим по-вышением квалификации и переподготовкой специалистов.

Для оформления результатов своего профессионального творчества, соглас-но ст. 55 закона РФ «Об образовании», педагогические работники образова-тельного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной препода-вательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года. Порядок и условия предоставления этого отпуска определяются учредителем и (или) уставом образовательного учреждения.

Система повышения квалификации решает задачу удовлетворения профес-сионально-образовательных потребностей специалистов образовательных учреждений в повышении их профессиональной компетентности, создавая условия для реализации творческого потенциала специалиста на всем про-тяжении его профессиональной карьеры.

Выделяются следующие основные функции повышения квали-фикации:

􀂃 диагностическая — определение склонностей и способностей слушате-лей, выявление их уровня подготовленности и индивидуально-психологических особенностей;

􀂃 компенсаторная — ликвидация пробелов в образовании, связанных с не-дополучением психолого-педагогических знаний в процессе профессионально-го образования, с устарением ранее приобретенных знаний, с необходимостью более глубокого овладения предметно-профессиональными и педагогическими знаниями и умениями;

􀂃 адаптационная — развитие информационной культуры, обучение само-образованию, основам педагогического менеджмента и умениям проектирова-ния универсальных педагогических технологий и систем — с целью ориента-ции в деятельности при смене статуса образовательного учреждения, профиля подготовки, должности, места работы;

􀂃 познавательная — удовлетворение информационных, профессиональных и интеллектуальных потребностей педагога;

􀂃 прогностическая — раскрытие творческого потенциала слушателей, вы-явление их возможностей и готовности к профессионально-педагогической деятельности (М. П. Сибирская).

Учебно-тематические планы и образовательные программы повышения ква-лификации, как правило, строятся по блочно-модульному принципу и позволя-ют вариативно и гибко осуществить отбор содержания обучения в зависимости от целей повышения квалификации, потребностей слушателей, уровня их под-готовленности и индивидуальных особенностей. Многообразие возможных ва-риантов образовательных программ и учебных планов определяет структуру повышения квалификации.

Методическая работа является органичной составляющей системы повыше-ния квалификации педагогов.

Основные задачи методической работы состоят в углублении теоретической подготовки и профессионального мастерства учителей. Индивидуальная мето-дическая работа является частью самообразования учителя. Коллективную ме-тодическую работу возглавляет педагогический или методический совет, за-вуч,а проводят методические объединения учителей по предметам и секция классных руководителей (или школьные кафедры).

В практике педагогических коллективов сложились такие формы методиче-ской работы, как посещение и анализ уроков, обсуждение новинок литературы, конференции, подготовка и обсуждение докладов, обмен опытом, коллективная и индивидуальная разработка тематических планов, рекомендаций. Методиче-ская работа является одним из путей профессионального роста учителя, дает возможность творческой деятельности, научных исследований.

Обратимся к опыту взаимосвязи инновационной деятельности школы и повы-шения квалификации педагогов. В начале опытно-экспериментальной работы Волгоградской городской гимназии (сейчас — гимназия № 1 г. Волгограда) учите-ля и воспитатели привлекались к доработке и наполнению конкретным содержа-нием предложенных им моделей образования и развития школы. С этой целью ис-пользовались методические объединения, совещания. Для совершенствования профессиональной подготовки и формирования умений теоретического анализа педагогической действительности были организованы методологический семинар и школа педагогического мастерства. Их занятия проводились так, чтобы макси-мально стимулировать собственную активность педагогов. Вскоре среди них вы-делились наиболее активные. Именно они составили основу творческих групп по разработке различных вариантов учебных планов.

Во второй год работы школы уже реализовывались пять вариантов учебных планов для классов различных профилей. Пути перехода на пятидневную учебную неделю разрабатывались всем коллективом на педагогическом совете, проведен-ном в форме деловой игры. Каждая из четырех проектных групп изучала опыт двух-трех школ, искала пути применения и обогащения этого опыта в своем кол-лективе. В результате была разработана согласованная система работы в условиях «пятидневки».

Одновременно среди учителей стали выделяться те, кто уже стремился и мог проводить самостоятельную поисковую работу. Большая часть из них обратила свои поиски на совершенствование содержания образования, разработку программ

углубленного изучения предметов, пособий к ним. Другие же — на совер-шенствование методики. Для учителей-исследователей были организованы инди-видуальные и групповые консультации по методике исследовательской работы. Постепенно из этой группы выделились учителя, начавшие диссертационные ис-следования. Так поэтапно формировалась атмосфера творческого поиска в педаго-гическом коллективе гимназии: обобщение опыта работы, эмпирический экспери-мент, теоретический поиск.

Комплексная программа повышения квалификации педагогов наряду с прове-ренными лекционно-семинарскими занятиями, конференциями и практикумами предусматривала видеотренинг, ролевые и деловые игры, индивидуальные кон-сультации специалистов. Существенную роль в становлении атмосферы творче-ского поиска в педагогическом коллективе играют стажировки учителей на ка-федрах вуза, а преподавателей педагогического университета — в гимназии. Такие стажировки стали системой. Учителя при этом получают консультации от ученых по вопросам исследовательской работы и методики преподавания, а преподавате-ли высшей школы — опыт практического использования своих идей.

Повышение квалификации педагогов возможно и в системе послевузовского профессионального образования, которое может быть получено в аспирантуре и докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профес-сионального образования и научных учреждениях.

Аспирантура — основная форма подготовки в России научных и научно-педагогических кадров при вузах, научных учреждениях или организациях. Аспи-ранты на конкурсной основе сдают вступительные экзамены в аспирантуру, кан-дидатский минимум и готовят диссертацию на соискание ученой степени кандида-та наук; обучение в аспирантуре государственных и муниципальных высших учебных заведений не может превышать в очной форме трех лет, в заочной фор-ме — четырех лет.

Докторантура — подготовка научно-педагогических кадров высшей квалифи-кации. Докторант готовит и публично защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора наук, которая обычно присваивается лишь тем, кто уже имеет степень кандидата наук. Срок пребывания в докторантуре не может превышать трех лет (п. 5 ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профес-сиональном образовании»).

Государство гарантирует гражданам бесплатность на конкурсной основе по-слевузовского профессионального образования в государственных и муници-пальных образовательных учреждениях в пределах государственных образова-тельных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (п. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании»). Государственные или муни-ципальные учреждения высшего профессионального образования или НИИ, при которых создана аспирантура, адъюнктура и (или) докторантура, обязаны предоставить гражданину такую возможность при соблюдении ряда четко ого-воренных в правилах приема условий (например, наличия стажа работы по профессии, должности, успешной сдачи экзаменов, прохождения по конкурсу).

Промежуточным итогом повышения квалификации, а также стимулом к ее совершенствованию является аттестация педагогических работников и обра-зовательных учреждений.

Аттестация образовательных учреждений, которую они проходят раз в 5 лет, — это основная форма государственно-общественного контроля за соот-ветствием содержания, уровня и качества подготовки выпускников всех обра-зовательных учреждений (независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности) требованиям государственных образовательных стандартов. За-ключение комиссии является основанием для получения государственной ак-кредитации (права на выдачу документов государственного образца) либо ее лишения.

Аттестация педагогических и руководящих кадров — это комплексное оце-нивание уровня квалификации, педагогического профессионализма и продук-тивности деятельности работников образовательных учреждений. Основной целью аттестации является стимулирование деятельности педагогических ра-ботников по повышению квалификации, профессионализма, развитию творче-ской инициативы

Итогом аттестации является присвоение педагогу или руководителю образо-вательного учреждения квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионализма. Действующим положением об аттестации педагогиче-ских работников установлено три квалификационные категории: высшая кате-гория, которую может присвоить главная аттестационная комиссия (создается на уровне республики в составе РФ, края, области, автономного образования); первая категория — присваивается районной (окружной, муниципальной) или городской комиссией; вторая категория, которую присваивает аттестационная комиссия школы. От квалификационной категории зависит разряд оплаты тру-да.

Аттестация проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога, с указанием квалификационной категории, на которую он претендует. Но ино-гда аттестация может проводиться по инициативе администрации, совета шко-лы или методического совета для определения уровня педагогической квали-фикации педагога и его соответствия занимаемой должности.


Статьи по теме