Познакомьтесь с Рассказом Осоргина

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Познакомьтесь с Рассказом Осоргина. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Сборники».

Познакомьтесь с Рассказом Осоргина.rar
Закачек 695
Средняя скорость 5229 Kb/s

Познакомьтесь с Рассказом Осоргина

Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Сочетание реального и фантастического в рассказе М.А. Осоргина «Пенсне»».

Цели: 1) познакомить с фактами биографии писателя М.А. Осоргина, рассказом «Пенсне»;

2) развивать критическое мышление учащихся в процессе применения приёма чтения с остановками, составления кластера по литературоведческому тексту; повторить тропы: метафору, олицетворение, сравнение;

3) прививать интерес к самостоятельному творчеству.

Оборудование: Портрет М. Осоргина, раздаточный материал на листочках: текст А.Б. Есина, раздаточный материал с афоризмами, листы А3, фломастеры.

  1. Слово учителя. Стадия вызова

«Невыносимо обидно совсем не быть читаемым … на родине…». Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? Что вы можете сказать об этом человеке? (Писатель, оказавшийся в дали от родины. Эмигрант…)

Это высказывание принадлежит писателю Михаилу Андреевичу Осоргину.( Портрет) «Невыносимо обидно совсем не быть читаемым … на родине…», — с болью в душе обращался писатель к М. Горькому, страдая в дали от родины от невозможности печататься в России. Это имя вам пока мало известно. Познакомимся с краткими сведениями о жизни и творчестве писателя.

— Внимательно послушайте сообщение о писателе. Ответьте на вопрос: сбылась ли мечта писателя?

  1. Сообщение о жизни и творчестве писателя, подготовленное учеником.

(Ответ на вопрос: сбылась ли мечта писателя?)

  1. Работа над анализом рассказа «Пенсне». Чтение с остановками

— Сейчас мы познакомимся с интереснейшим рассказом писателя, который называется «Пенсне».

— Кто знает, что такое пенсне? (Словарь: пенсне – очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу).

— Как вы думаете, о чём может говориться в этом рассказе? (Предположения учащихся).

У учащихся книги закрыты. Учитель начинает читать первую часть.

— Рассказ вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос? В чём никто не должен сомневаться?

— Согласны ли вы с утверждением автора?

— Как вы думаете, какая «любопытная чёрточка в жизни вещей особенно занимала писателя»?

Чтение второй части.

— В чём пытается убедить читателя автор?

— Какие художественные приёмы использует Осоргин, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?

— Какова история карандаша?

— Какие путешествия совершает он, когда его ищут?

— Какой совет даёт автор своим читателям?

— А вы когда-нибудь задумывались о том, что вещи могут жить своей жизнью, не зависящей от человека?

Чтение третьей части.

— Что же случилось с карандашом? Какая история с ним произошла?

— Как вы думаете, куда исчезло пенсне?

Чтение четвёртой части.

— Верите ли вы в то, о чём рассказывает автор-повествователь?

— Как автор убеждает читателя в реальности происходящего?

— Что такое фантастика? (Словарь: фантастика – разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до сознания вымышленного, нереального, «чудесного» мира)

— Как рассказчик мог наказать гуляку?

Чтение пятой части.

— Каковы рассуждения автора в конце рассказа?

— Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

Вопросы по всему рассказу:

— Какова основная мысль рассказа? Откройте книги, найдите подтверждение в рассказе.

  1. Работа со статьёй по А.Б. Есину о вещной детали.

— Чем дальше, тем больше человек живёт не в окружении природы, а в окружении рукотворных, созданных человеком предметов, совокупность которых иногда называют «второй природой». Естественно, что мир вещей отражается в литературе, причём с течением времени приобретает всё большую значимость.

Задание в группах: Прочитать отрывок из статьи Есина и составить кластер (схему- конспект), в котором нужно отразить роль вещной детали в литературе. (На партах лежат листы А3).

Работают 5 групп по 3 человека.

1 гр. Ранние стадии литературы: вещь – знак принадлежности человека к определённой профессии или общественного положения. Например, аксессуарная вещь земледельца – соха, борона….

2 гр. Эпоха Возрождения: вещь – способ характеристики человека, выражение его индивидуальности. В реалистической литературе XIX века вещь становится показателем изменения характера человека.

3 гр. Вещная деталь — показатель психологического состояния персонажа, а также т способ характеристики человека и выражения авторского отношения к персонажу.

4 гр. Вторая половина XIX века: мир вещей — самостоятельный объект изображения. Вещь не полностью подчинена задаче ярко и убедительно воссоздать характер героя и социальную среду. У неё есть возможность жить собственной, независимой от человека жизнью, иметь свой характер. Изучая вещное окружение человека, можно многое понять не только о жизни того или иного лица, но об укладе жизни в целом.

5 гр. XX век: вещь начинает влиять на психологическое состояние, характер и поведение героя.

Учащиеся зачитывают свои записи и вывешивают на доску листы А3. Делается вывод об изменении роли вещной детали в литературе от Древней Руси до XX века.

  1. Работа в парах. На каждой парте раздаточный материал – лист с афоризмами.

Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни её достоинство. (Марк Аврелий).

Следует увидеть в каждой вещи то, чего ещё никто не видел и над чем ещё никто не думал. (Георг Кристоф Лихтенберг).

Мы рабы вещей и выглядим ничтожными в зависимости от того, теснят они нас или оставляют нам достаточно простора. (Иоганн Вольфганг Гёте).

Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи… (Фридрих Энгельс).

Все вещи таят в себе загадку. (Эрнст Симон Блох).

Главная функция мебели и прочих вещей – воплощать в себе отношения между людьми, заселять пространство, где они живут. (Жак Бодрийар).

— В каком афоризме выражена основная мысль произведения? Подтвердите это текстом художественного произведения.

Написать сочинение «История одной моей вещи». Придумайте характеристику вещной детали, используя метафоры и олицетворения.

Перечитать записи в тетради о роли вещи в литературе, подобрать примеры из прочитанных ранее книг.

По желанию: написать сочинение-рассуждение по одному афоризму (на выбор).

  1. Составление синквейна «Вещь», «Пенсне» (работа в группах)

Листы А3 с синквейнами вывешиваются на доске

На этом уроке я …

После прочтения рассказа М. Осоргина «Пенсне» я …

— Обратимся ещё раз к началу рассказа. Как вы теперь ответите на вопрос писателя?

— Мне кажется, что сегодняшний урок помог многим из нас по-новому взглянуть на мир вещей, который нас окружает. Мы узнали, как вещная деталь развивалась в русской литературе… А кстати, обратите внимание, все ли вещи у вас на месте?

  1. Афоризмы. Золотая коллекция. — Мн: Харверст, М.: АСТ,2003
  2. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. Методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен», 2003
  3. Литература. 8 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2010

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

    Вызвать интерес обучающихся к творчеству М.А. Осоргина.
  1. Раскрыть обучающимся особенность восприятия писателем мира вещей.

Оборудование: интерактивная доска.

I. Вступительное слово учителя.

Зачастую всем нам не хватает общения, доверительности, понимания.

В атмосферу непринужденной, безыскусственной беседы мы попадаем благодаря творчеству М.А. Осоргина. Автор не сочиняет, не приукрашивает, а “просто” рассказывает то, что было, без литературных претензий.

Многое в его рассказах может показаться “наивным и чувствительным” (по его собственному выражению), но у читателя создается полная иллюзия простоты и правды.

“Любовь к жизни” — единственная философия автора.

II. Чтение статьи учебника О. Авдеевой о М.А. Осоргине.

Михаил Андреевич Ильин (Осоргин – псевдоним писателя) родился в Перми. Его воспоминания о детстве были светлыми, их он призывал в самые трудные минуты – они помогали жить. Навсегда остались с ним доброта близких людей и картины природы, целиком заполнявшие мир в детские годы. Мальчик рано полюбил книги. Он был гимназистом 7 класса, когда журнал “Для всех” опубликовал его рассказ “Отец”.

Писатель – большой труженик. Работой для души стало для него осуществление замысла его первого романа “Сивцев Вражек” — о трагедии русской интеллигенции в тяжелые, смутные времена.

Всё творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли: страстная любовь к природе и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей. Вторая мысль легла в основу рассказа “Пенсне”.

Участвовал в революционной деятельности, был выслан из страны.

III. Работа с текстом.

— Рассказ Михаила Осоргина вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос?

— Это риторический вопрос: “Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?”.

— В чём никто не должен сомневаться?

— Параллельно с жизнью человека идет жизнь вещей – активная и “одушевлённая”.

— В чём нас хочет убедить рассказчик?

— Предметы быта обладают своим “лицом”, своим “характером”, более того, они наделены “разумом”.

IV. Будьте внимательны к слову.

— Какой приём использует автор, чтобы показать необычную “жизнь” вещей?

— Автор использует, прежде всего, олицетворение. Вещи живут своей самостоятельной, не зависящей от человека, жизнью.

Работа со слайдами

“Необычная “жизнь” вещей”.

— Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора: “у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость”.

…у некоторых вещей “страсть к путешествиям”. Мало того, вещи имеют свой социальный статус и политические убеждения: “демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан – носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница – почтовая марка”.

— Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания. Приведите примеры метафор из текста.

— Например, “раздвинутые ножницы кричат” потому, что напоминают раскрытый в крике рот; “часы шагают” — реализация метафоры “часы идут”, “кресло сидит”, потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т.д.

Вывод. Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.

V. Характеристика автора.

— Автор использует прием наивного рассказчика, вполне в традиции русской литературы: Белкин у Пушкина, Рудый Панько у Гоголя, рассказчики у Тургенева.

Читателю кажется, что предметы, о которых говорит Осоргин, существуют сами по себе, независимо от писателя, он входит в этот давно исчезнувший прекрасный мир, узнаёт знакомое и забытое, живет в нем, не оглядываясь на автора. А тот стоит в стороне в скромной роли гида.

Какими художественными приёмами достигается такой эффект?

— Многочисленные длинные ряды однородных членов, обращения к читателю; грамматические – употребление глаголов второго лица в настоящем времени (“шарите, ищите, злитесь, … смотрите, встаете, лезете, заглядываете” и т.д., чем достигается эффект присутствия читателя в действии; интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление просторечных слов, имитация разговорной речи: “лицо” шляпы “забулдыжно-актерское”, “душонка”, “недоглядка”, “шлялась”, “Ни-ка-ких!”, “И вдруг – раз! – и падает карандаш”.

VI. Пересказ фрагментов текста.

— Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищут?

— Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?

— Приведите примеры эпитетов, которые служат одушевлению пенсне.

— В рассказе множество выразительных эпитетов: “кристальная душа” пенсне, “жалкое виноватое” пенсне, которое “являло картину такого рабского смирения, такой трусости…”, “загулявшиеся стёклышки”.

— Каковы рассуждения автора в конце рассказа?

— Можно ли подумать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

— Вещи имеют право на волеизъявление, на проявление индивидуальности.

VII. Развивайте дар слова.

/Презентация работ “История предметов”./

У каждого из нас есть такие вещи, которые могут бесследно исчезнуть на некоторое время, но потом неожиданно вернуться. В таких случаях я задумываюсь: а не живут ли такие вещи своей жизнью? Всё возможно.

Я расскажу об одной своей вещичке, которую я беру в руки по сто раз на день – о чехле для мобильного телефона. Он должен находиться на телефоне или рядом с ним.

Когда я ложусь спать, телефон, как обычно, лежит на столике у кровати, а вот чехол может лежать всю ночь неизвестно где. Я могу искать его весь вечер без всякого успеха, а утром, собираясь в школу, могу найти его без проблем.

Но очень часто, особенно летом, я где-нибудь его оставляю, забываю.

Однажды случилось так, что я разговаривала по телефону в саду, а чехол положила в карман и потеряла. Я долго искала его, но не нашла. Спустя неделю, выходя из дома, я увидела его лежащим на крыльце. Оказывается, его принес мой пёс. Где он его нашел, я даже и не знаю.

Ещё одна удивительная история произошла с моей сестрой. Осенью она купила себе перчатки. Но вскоре левую перчатку потеряла. Вторую она положила дома. Прошло много времени, сестра купила такую же пару перчаток.

Однажды зимой, возвращаясь из школы домой, она увидела перчатку, висящую на ветке дерева. Это была она! Та, потерянная перчатка! Где же она была всё это время и как вернулась к хозяйке?

Рассказ старого учебник

Я старый и мудрый Учебник и многое повидал на своем веку. За всю свою жизнь я успел познакомиться со многими ребятами. Общение с ними оставляло во мне или теплые воспоминания, или неприятные отметины.

Например, когда я жил у Нади, мне всегда было уютно и хорошо, потому, что она редко доставала меня с полки, еще реже – раскрывала. Мои странички тогда были чистыми, белыми, а обложка – яркой и цветной.

Артём общался со мной гораздо чаще, чем Надя. Он носил меня в школу в большом красивом рюкзаке, где рядом лежали мои друзья-книжки. Для того, чтобы мы не терлись друг о друга, и чтобы у нас не отрывались корешки, мальчик с самого начала учебного года одел нас в яркие нарядные обложки. Мы чувствовали себя модными и красивыми.

А затем в моей жизни настала черная полоса. Я попал в руки книжного злодея Андрея. Чего я только не испытывал! Это было ужасно! Андрей пытался по-своему перерисовать мои вкладыши с репродукциями известных картин, брал меня грязными липкими руками, а иногда даже вырывал из меня листки и делал самолетики. Особенно сильно потрясла меня попытка Андрея в чем-то переубедить своего друга: он ударил мной его по голове! От такого сильного удара я чуть не рассыпался на все листочки!

Теперь я стою в библиотеке: старый стал, на руки меня никому не дают, только в читальном зале можно пользоваться. И правильно, мне так спокойнее.

Нас окружает большое количество различных предметов. Часто в повседневной жизни мы не обращаем на них особого внимания. Но иногда я стала замечать, что у окружающих меня вещей своя, не зависящая от людей, жизнь. Они исчезают и снова появляются, когда им вздумается. Со мной очень часто такое случается.

У меня есть диск, на который я записала свои любимые песни. И как-то раз мне захотелось его послушать. Была удивлена, когда не обнаружила его на привычном месте. Обычно он лежит на полке рядом с компьютером вместе с остальными дисками. Но в этот раз его там не было. Может быть, я просто не увидела его среди всех остальных дисков. Я посмотрела внимательнее, но не нашла его. В моей комнате его тоже не было. У меня началась паника. Куда же я могла положить его? Я обшарила весь дом в поисках диска, но по-прежнему его нигде не было. После неудачных поисков занялась более важными делами, и на какое-то время даже забыла о диске.

Как-то раз, в выходной день, я занялась уборкой дома, и случайно мой взгляд упал на полку, где обычно лежал диск. Он, как ни в чем не бывало, лежал на том самом месте, где и должен был лежать. Я обрадовалась, что наконец-то он нашелся, но мне стало непонятно, почему я не увидела его раньше. Я задумалась, а что если все вещи живут “своей” жизнью? И мы, люди, этого просто не замечаем. Мы думаем, что переложили вещи куда-то в другое место или дали кому-то попользоваться и просто забыли об этом. Но, тем не менее, вещи продолжают существовать отдельно от нас. Они теряются и снова находятся, когда им этого захочется.

— Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Приведите примеры.

— Все предметы, описанные Осоргиным, реальны. Реально и то, что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах. Фантастично, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером, настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.

Вещи имеют только то значение, которое мы им придаем.
Жиль Легардинье. Не доверяйте кошкам

Ежедневно люди приобретают, выбрасывают, теряют и находят вещи. Они играют значимую роль в жизни человека, ведь мужчины и женщины разных национальностей, возрастов, взглядов используют разнообразные изобретения постоянно. Но правильно ли мы их воспринимаем? Может, стоит относиться к ним иначе? Не существуют ли вещи независимо от человека? Именно эту тему и поднимает Осоргин в юмористическом рассказе «Пенсне».

В начале своего произведения автор ставит с риторический вопрос: «Что вещи живут своей особой жизнью — кто же сомневается?». Для доказательства данной точки зрения Михаил Андреевич использует множество средств выразительности: олицетворений («книги дышат, ораторствуют, перекликаются»), сравнений («чайник, этот добродушный комик»), а также эпитетов («раздражающее пенсне»). Рассказчик, таким образом, желает показать самостоятельность действий и поведения вещи от человека и его вмешательства. У них даже существуют взаимоотношения («к ним с заметным презрением относятся вещи-труженики»). По мнению повествователя, у вещей свой индивидуальный характер и стремления, у них личные политические предпочтения («демократический стакан»), а также в их обществе произошла социальная дифференциация («интеллигент-термометр, неудачник из мещан»).

Несмотря на то, что в произведении нет упоминания о характере и внешности рассказчика, я представляю его необычайно умным, внимательным и добрым человеком. Он фантазер, ведь не каждый замечает такие удивительные и волшебные вещи. Он оживляет свои предметы, наделяет их индивидуальностью и видит то, что обычно не видим мы. Однако главным героем произведения, по моему мнению, необходимо считать не рассказчика, а пропавшее пенсне. Поскольку именно его исчезновение приводит повествователя к основной мысли рассказа.

Герой неожиданно потерял свои очки во время чтения. Он неоднократно искал их, звал своего знакомого для помощи в поиске, который в свою очередь был озадачен проблемой, а также прислуга делала уборку. Однако очки так и не были обнаружены. Спустя огромный промежуток времени рассказчик неожиданно нашел их на месте, которое несколько раз осматривалось. Тут автор также использует риторический вопрос («Где оно шлялось?»), словно обращаясь к читателю, и сам приходит к убеждению, что его стёклышки гуляли.

Из данного повествования о пенсне и происходит основная мысль произведения: у вещей есть индивидуальность, они так же, как и люди чувствуют, мечтают и, главное, путешествуют. Мне очень понравилось произведение Михаила Осоргина. Оно учит быть более внимательными в повседневной жизни, применять воображение в обыкновенных ситуациях, не терять детскую непосредственность и стремиться к продуктивной, но не менее интересной деятельности. Также нам следует быть более аккуратными в обращении с вещами. Вдруг они действительно живые.


Статьи по теме