Проблемы Общества в Рассказе Старый Гений

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Проблемы Общества в Рассказе Старый Гений. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Сборники».

Проблемы Общества в Рассказе Старый Гений.rar
Закачек 902
Средняя скорость 3767 Kb/s

Проблемы Общества в Рассказе Старый Гений

Для активного вовлечения учащихся в ход урока была применена ТРКМ. Показаны различные способы развития познавательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Старый гений»»

Тема: «Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Старый гений»

Цели: обогатить духовный опыт учащихся; выявить нравственные проблемы в рассказе «Старый гений» и найти способы их решения; помочь раскрыть сущность образа главного героя рассказа; создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать художественный текст, общаться и сотрудничать, работать в команде, развивать монологическую и диалогическую речь.

— обучающие: ввести учащихся в сферу знаний, информационно обогатить сведениями о творчестве Н.С. Лескова, учить умению отбирать учебный материал и анализировать его; учить находить и разрешать проблемные ситуации;

— развивающие: развивать навыки анализа текста, умение давать характеристики героям, речевые, творческие способности; развивать умения аргументировано отвечать на поставленные вопросы;

— воспитательные: воспитывать социально значимые чувства у учащихся; пробудить чувство национальной гордости; вызвать интерес к формированию правильной грамотной речи; стимулировать желание к чтению русской классической литературы.

Эпиграф: «Нам пора отвыкать от мысли, что предметом литературы должно быть что-нибудь особенное, а не то, что всегда перед глазами и от чего мы все страдаем прямо или косвенно». (Н.С. Лесков)

Здравствуйте, ребята! Эпиграфом к сегодняшнему уроку стали слова Н.С. Лескова.

Вспомним, что мы уже знаем о творчестве Н.С. Лескова, с какими его произведениям мы уже знакомы?

Корзина идей («Сказ о тульском косом и о стальной блохе», « Человек на часах»). Кто главный герой этих произведений? О ком они? (О русском народе таком, каков он есть; о сострадании и бескорыстной помощи ближнему, о служении Родине). Как вы поняли эпиграф?

Чтобы узнать, какова тема урока, я предлагаю вам внимательно рассмотреть изображения предметов, помещенных на доску (деньги, карты, конверты, чек.) Знаете ли вы, что объединяет все эти изображения? А какие чувства они у вас вызывают? С каким произведением они у вас ассоциируются?

Вы узнали рассказ Н.С. Лескова «Старый гений».

Тема урока: «Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Старый гений».

Определимся с целями урока и назовём проблемы, поднимаемые автором в произведении.

Цели урока: определить, кто из героев совершает нравственные поступки, а кто безнравственные и доказать это примерами из текста.

Проблемы урока обозначены в формулировке темы.

Составим синквейн к слову «нравственность».

— Что мы думаем об этом слове. Фраза

— Кто? Что? Новое звучание темы

Защищать, сострадать, любить

Быть счастливым, помогая людям.

Дайте определение нравственности.

Нравственность – внутренние качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, которые проявляются в отношении к людям и природе.

Обсуждение поступков героев с позиции нравственности через вопрос: « О каком безнравственном поступке, совершённом в рассказе «Старый гений», пойдёт наш разговор? ( Разговор пойдёт об обмане старушки, о разверзающейся перспективе холода и голода бездомной жизни» для бедной старушки с увечной дочерью и маленькою внучкою)

«А может, старушка этого заслуживает, а должник, наоборот, прав? А может быть, и старый гений совершил безнравственный поступок? Нет. Почему «нет»?

Чтобы убедиться в правильности вашего ответа, нам нужно исследовать текст, увидеть особенности лесковских героев, их жизненные принципы, их размышления.

Разделимся на группы и составим кластеры, ориентируясь на вопросы:

2 группа – великосветский франт

3 группа – старый гений

— особенности натуры героев произведения

— каких жизненных позиций они придерживаются

— какие мысли «излагают»

Подтверждать ответы цитатами и аргументами из текста.

Представление кластеров и их защита

Выводы: исследовав текст Лескова, мы увидели в образе старого гения, назвавшегося Иваном Ивановичем, стремление защитить обиженного, наказать наглеца, найти такой путь, который окажется наиболее верным. Стало очевидным, что старушка искренне хотела помочь великосветскому франту, который, имея состояние, не отдавал ей деньги. Для него не существует слов долг, честь, совесть, он равнодушен к судьбе людей.

Обратимся к предметам на доске. К какому герою каждый из них имеет отношение, какие вызывают эмоции и почему?

Карты и крупные купюры имеют отношение к великосветскому франту, так как он играет в карты, у старушки занял деньги, скорее всего, на уплату карточного долга, сам очень богат и располагает деньгами. Эти предметы вызывают у нас отрицательные эмоции, потому что мы знаем, как непорядочно обошелся этот человек с хорошей знакомой своей матери, бедной старушкой, которая заложила дом, чтобы помочь ему.

Конверты и мелкие банкноты имеют отношение к старушке и вызывают у нас чувство печали, сочувствие, так как главная героиня небогата и неоднократно обращалась в письмах к великосветскому франту с просьбой вернуть долг, но ничего не добилась от него.

Банкнота в 500 рублей относится к старому гению, так как именно за такую сумму он взялся вернуть деньги старушке.

В тексте нет описания внешности героев. Художник И. Пчёлко показал своё видение образа этих героев. Рассмотрите иллюстрацию и скажите, какие детали помогли вам лучше узнать характер героев? Докажите это.

Давайте проследим одну и ту же проблему в разных произведениях: «Старый гений» Н.С.Лескова и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина;

Определите степень нравственности поступков главных героев этих произведений.

Сделайте выводы о причине разных финалов в подобных ситуациях с долгом.

Сравнение Гринёва, который отдает долг-проигрыш Зурину, не предполагая даже, что когда-нибудь ещё раз увидит его, с «франтом».

«Франт» «играет в кошки-мышки», а ведь его долг – это вверенная ему под честное слово сумма денег, взятая под залог единственного состояния старушки – дома.

Резюме: поступки людей зависят от воспитания. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть.

Проблема воспитания, духовности

Подумайте, почему хлопоты старушки были безуспешны? Какое это звено проблем в цепи нравственности?

Проблема исполнительности государственной власти, проблема бесправия личности в России.

Поэтому здесь автор изобразил русских праведников, на которых мир держится, ведь автор верит в духовное начало человека.

Не случайно дело приходится на Рождество (на третий день праздника она уже с деньгами; символика числа три), неспроста и пассажный гений без лица, да и без имени (Иван Иванович — это русский Ваня, т.е. кто угодно), Лесков будто ввел в рассказ самого Бога, который подтвердил торжество добра, восстановление справедливости, награды за веру и терпение….

«Правда восторжествовала, и в честном, но бедном доме водворился покой, и праздник стал тоже светел и весел».

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой, качают головой.

Прямёхонько, гордёхонько умеют держаться.

Очень бесшумно на воду садятся.

Сочинение-миниатюра на основе клише. Представьте, что не от старого гения, а от вас зависело бы решение «вопиющего» дела старушки. Напишите небольшое письмо франту, в котором постарайтесь убедить его расплатиться с героиней. Напишите коротенькую записку «старому гению» (чиновнику), чтобы поблагодарить его за помощь старушке? Вы можете воспользоваться клише (формой), которая поможет вам составить записку. Хочу напомнить вам, что герои Н.С. Лескова из XIX века, а тогда в письмах было принято обращаться друг к другу «Милостивый государь и милостивая государыня». Постарайтесь выдержать соответствующий обращению стиль и в остальном тексте письма.

К Вам обращается___________________________________________________________________

Волей случая мне довелось узнать о___________________________________________________

Никто не может остаться равнодушным к______________________________________________

Смею заметить, что__________________________________________________________________

По моему глубокому убеждению, Ваш поступок следует считать________________________

Выражая мнение многих, хочу сказать, что____________________________________________

Позвольте дать Вам совет:____________________________________________________________

В заключении я смею надеяться_______________________________________________________

Кто уже может прочитать свое письмо? Как вы думаете, ребята, ваши одноклассники были убедительными?

Обратимся к эпиграфу произведения, к словам ЛарошфукО ФрансуА: «Гений лет не имеет – он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы».

Что вы узнали из эпиграфа о значении «гений»?

(Гений – понятие вневременное, возраст не имеет значения. Гениальность не зависит от возраста, потому что суть гениальности в том, чтобы решить ту задачу, с которой не могли справиться обыкновенные умы, иначе говоря, обыч­ные люди, которые часто не находят выхода из создавшейся ситуации, потому что мыслят стереотипами).

Каких вы можете назвать гениев?

В чём гениальность нашего героя? (Гений мысли)

— Что вы можете сказать о теме рассказа Лескова? (несуразность русской жизни, быт и нравы российского общества конца девятнадцатого столетия)

— Какие нравственные проблемы затрагивает автор в своём произведении?

а) Проблема исполнительности государственной власти, проблема бесправия личности в России.

б) Проблему чести и долга.

в) Проблему падения нравственности в обществе.

— Какова главная мысль рассказа «Старый гений»? Обоснуйте свой ответ. Приведите цитату из текста. («Всё равно – какая бабушка ему ни ворожила и всё на милость преложила», иными словами « Как верёвочка не вейся, всё равно конец будет»)

Как вы думаете, какой смысл вложил в эти слова старый гений?

(Речь идет о загадочной душе русского человека. В России возможна как вопиющая несправедливость, так и проявление доброты и благородства).

— Как называется такой поступок, который совершил франт и что за него грозит человеку? (Преступление – мошенничество, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. За это его могут осудить по закону и подвергнуть наказанию, вплоть до лишения свободы).

А какие нормы человеческих взаимоотношений (нравственные нормы) нарушил франт по отношению к старушке? (Обманул доверие, проявил неблагодарность, был груб и невнимателен, поступил вопреки законам совести).

(На слайде – основные нравственные нормы человеческих взаимоотношений).

Скажите, закон как-то наказывает нарушителей таких норм? (Нет). Тогда как вообще может быть наказан человек, нарушивший такие нормы? (Презрением, отстранением, лишением общения). Почему, по вашему мнению, необходимо соблюдать нравственные нормы? (Только так можно остаться человеком, полноценным членом общества)

Можно ли сопоставить ситуацию, описанную Лесковым, с современной Россией?

И сейчас через полтора столетия мы фактически опять оказались перед теми же проблемами, поэтому так важно воспользоваться опытом мудрого и практичного человека, знавшего Россию вширь и вглубь, откликнуться на его призыв что-то менять и меняться самим.

Обратимся вновь к эпиграфу урока. Как вы его поняли?

Хочется верить, что сюжет рассказа затронул вас и оставил след в вашем сердце, заставил задуматься над проблемами общества.

– Наш урок подошел к завершению. Я прошу вас оценить свое участие в уроке, продолжив одну из фраз или составив собственную.

– Сегодня я узнал (а)…

– Я понял (а), что гений – это …

– Мне показалось интересным…

– Я желаю вам, чтобы никогда вы не оказались в подобной ситуации и чтобы по отношению к вам или вами не были нарушены ни закон, ни нравственные нормы. Спасибо вам за работу! Желаю вам удачи!

Какие нравственные проблемы поднимает автор в рассказе «Старый гений»?

Рассказ Николая Лескова «Старый гений». Очень актуален в наши дни . Так если такую новость прочитать в наши дни ничего заруядного . Предприимчивый коллектор , удачно провернул сделку по взысканию долга с очередного должника . (Нынешним коллекторам есть чему поучиться ). Но если вникнуть в суть проблемы где поднимаются нравственные и социальные проблемы . То сразу возникнут аналогии с исполнением судебных решений как и сто тридцать лет назад . Мара для которой закон не писан , ещё наверное будет лет десять отрабатывать исправительные работы . Тут уже принимая актуальность наших дней и хочется узнать по каким законам живут эти люди ?

В своём расказе «Старый гений», не потерявшем своей актуальности и в наши дни, Николай Семёнович Лесков показал беззащитность и незащищённость доверчивых людей перед имеющими власть людьми, для которых закона не существует и у которых нет ни стыда и ни совести. Кроме этого, в проихзведении показана продажность судебной системы, которая не может защитить простого человека. Сюжет рассказа прост. Богатый и наглый человек обманул старую и добрую женщину, не отдав ей должок. Женщина едет в Петербург искать правду. В суде было принято решение в её пользу, но оказалось, что этого мало. У задолжника большие знакомства с влиятельными людьми, которые он использует в свою пользу. Старенькая женщина, живущая по правде не может понять по какким законам живут эти бессовестные люди. «Старый гений»- очередной рассказ Н.С.Лескова, поднимающий тему человеколюбия и совести, а также отсутствия оных у власть предержащих и богатых людей.


Статьи по теме