Психология в Деятельности Сотрудников Овд Шпаргалки

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Психология в Деятельности Сотрудников Овд Шпаргалки. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Шпаргалки».

Психология в Деятельности Сотрудников Овд Шпаргалки.rar
Закачек 3156
Средняя скорость 6322 Kb/s

Психология в Деятельности Сотрудников Овд Шпаргалки

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

В истории науки сложились разные представления о предмете психологии:
♦ душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Р. Декарта «Страсти души»;
♦ в XVIII в. место души заняли явления сознания, т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж. Локка;
♦ в начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение;
♦ согласно учению З. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения, по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом психологической науки;
♦ процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии рассматривают когнитивная психология и гештальт-психология;
♦ личный опыт человека предметом психологии считает гуманистическая психология.

В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

Основные задачи психологии:
– изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;
– изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;
– использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

Метод – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.

Любой метод реализуется в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил для конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов и предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя. В психологии конкретная методика учитывает еще пол, возраст, этническую, конфессиональную, профессиональную принадлежность испытуемого.

Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи зависели непосредственно от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других наук – философии, математики, физики, физиологии, медицины, филологии, истории. Кроме того, в психологии используют методы современных наук, таких, как информатика, кибернетика.

Все методы психологии могут быть разделены на три группы: 1) объективные методы психологии; 2) методы описания и понимания психологии человека; 3) методы психологической практики.

Семинары- 2 часа

Содержание темы.Предмет, система и содержание юридической психологии. Юридическая психология в системе научных отраслей знания. Понятие личности в психологии и правовой науке. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Психология личности преступника. Психология личности юриста. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства), использование знаний о них юристом в практической деятельности.

Сущность и психологическая характеристика деятельности. Психологические особенности действий и деятельности. Психологическая структура деятельности и функции действия. Психология преступного поведения (психология преступления). Психологический анализ преступного поведения при различных формах вины. Психология преступного группового поведения (психология преступной группы). Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований (групп), их противоправной деятельности.

Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Основные направления профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Психологическая структура профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности. Ощущение, восприятие. Их роль и значение в профессиональной деятельности юриста. Понятие и виды памяти. Мышление. Воображение и его виды. Их роль в деятельности юриста. Внимание в профессиональной деятельности юриста. Эмоции и чувства в юридической деятельности, их психолого-правовая оценка. Фрустрация. Аффект. Страдания. Состояние тревожности, психической напряженности. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста.

Общая психологическая характеристика организационно-управленческой подструктуры в деятельности юриста. Психологические особенности принятия решений юристом.

Профессиональная компетенция сотрудника ОВД. Психологические требования к личности сотрудника ОВД. Психологическая готовность сотрудника ОВД к выполнению служебной деятельности. Проблемы профессионально-нравственной деформации личности сотрудника ОВД. Психология антикорупционного поведения сотрудников ОВД.

Методические указания. Под деятельностью в психологии понимается внутренняя или внешняя активность человека, направленная на достижение поставленной цели.

Деятельность человека разнообразна: создание материальных ценностей, управленческая и организационная работа, научные исследования и т.д. Ориентиром и регулятором деятельности для человека является психика.

С точки зрения психологии деятельность:

— раскрывает богатство духовного и психического мира личности;

— связана с проблемами развития личности;

— активный и сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с окружающим миром;

— разнообразна и многогранна;

— неоднозначна (имеется в виду противоправная деятельность).

Понятие профессиональной деятельности охватывает как профессиональную работу, так и профессиональное поведение, что связано либо с пребыванием на определенной должности, либо с исполнением соответствующего поручения.

Общая характеристика профессиональной деятельности:

· повышенная общественная значимость профессии, наличие властных полномочий с элементами принуждения, процессуальной самостоятельностью, высокой формализованостью социально-ролевой функции, процессуальной регламентированностью средств и сроков следствия;

· познавательно-поисковая и поисковая направленность на восстановление события расследуемого преступления, образцов и лиц, причастных к нему и осведомленных о нем;

· экстремальные психологические условия юридической деятельности: многообразие, сложность и творческий характер решаемых задач, связанных с раскрытием и расследованием преступления, повышенная ответственность за принимаемые решения, другие факторы, вызывающие физическую и психологическую напряженность.

Для осуществления эффективной профессиональной деятельности сотруднику ОВД необходимо обладать психологической пригодностью, которая складывается из следующих компонентов:

1) профессионально важные качества – индивидуально-психологические качества субъекта труда, влияющие на успешность освоения и выполнения определенной профессиональной деятельности;

2) профессиональная мотивация – совокупность мотивов, побуждающих к достижению цели профессиональной деятельности;

3) профессиональная подготовленность – система знаний, навыков, умений и профессионального опыта, позволяющих успешно осваивать и выполнять определенную профессиональную деятельность;

4) профессиональная готовность – активно-действенное состояние личности, мобилизованность сил для успешного освоения и выполнения определенной профессиональной деятельности;

5) профессиональная успешность – эффективность освоения и результативность выполнения определенной профессиональной деятельности;

6) профессиональная удовлетворенность – активно-оценочное состояние личности, возникающее на основе самооценки процесса и результатов профессиональной деятельности.

Раскрывая понятие профессиональной деятельности, нельзя не уделить особое внимание профессиональным качествам сотрудника ОВД, наличие которых необходимо для осуществления его профессиональной деятельности. Повышенная психическая напряженность и социальная ответственность работы сотрудника ОВД предъявляют особые требования к его личностным качествам. Он должен обладать следующими характеристиками:

— мотивационно-ценностные особенности: высокий уровень правосознания и социальной ответственности, честность, гражданское мужество, совестливость, принципиальность, непримиримость в борьбе с правонарушениями, обязательность, добросовестность и исполнительность, дисциплинированность, развитая мотивация достижения и стремление к самоактуализации;

— познавательные качества: высокий уровень интеллектуального развития, гибкость мыслительных процессов, способность к анализу и обобщению информации, упорство при решении задач, умение прогнозировать, умение выделять в потоке информации главное и второстепенное, способность в реконструкции явлений по косвенным признакам, наблюдательность, творческое мышление, развитая интуиция, эрудированность, хорошая память, развитое произвольное внимание, познавательная активность, критичность к информации;

— коммуникативные качества: умение устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт, умение понимать внутренний мир собеседника, его особенности, мотивы и психологическое состояние, коммуникативная компетенция (умение слушать, проницательность, доброжелательность, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, самоконтроль), широкий спектр стилей поведения в конфликте, наличие организаторских качеств, чувство юмора;

— личностные особенности: адекватная самооценка, самостоятельность и независимость, смелость, активность, ответственность и самоуважение.

Все эти качества являются гарантом эффективности профессиональной деятельности сотрудника, решающего международно-правовые вопросы.

Вопросы к семинару:

1. Юридическая психология и ее практическое применение в правоохранительной деятельности.

2. Психологическая характеристика профессиональной деятельности и личности сотрудника подразделения по взаимодействию с правоохранительными органами зарубежных государств.

3. Проблемы профессионально-нравственной деформации личности сотрудника ОВД.

1. История развития и становления юридической психологии.

2. Методы предупреждения и нейтрализации негативных проявлений профессионально-нравственной деформации личности сотрудника правоохранительных органов.

1.3. Психологическое воздействие в деятельности сотрудников органов внутренних дел

Психологическое воздействие является важной составляющей процесса межличностного взаимодействия в правоохранительной деятельности, которое может происходить и без выраженного желания воздействующего субъекта и даже в его отсутствие («его слова запали мне в душу, хотя он даже не догадывается о моем существовании»), Оно произвольное, волевое, как правило, методически подготовленное, часто — инструментально оснащенное. Результаты его ожидаются и прогнозируются.

Исследователями выделяются виды, направленность, формы, методы, приемы, принципы психологического воздействия. Виды психологического воздействия:

По характеру воздействия различают простое (связанное с реализацией детального плана последовательных действий, реализуемых за один сеанс общения), включающее беседу, опрос, допрос, консультацию, экспертизу и пр., обусловленное достижением всего одной или нескольких тактических целей; и сложное (состоит из ряда простых, является средством или способом достижения стратегической цели). Например, для сотрудника — это решение профессиональной задачи: убеждение в необходимости сотрудничества, даче показаний, выдаче улик и пр.

По объекту психологическое воздействие может быть индивидуально направленным или групповым.

Психологическое воздействие — преднамеренное и целенаправленное вмешательство в процессы психической деятельности

По форме осуществления психологическое воздействие может быть открытым (обращено непосредственно к сознанию, подвергающиеся воздействию имеют возможность отслеживать применяемые приемы, понимать их направленность и ожидаемый эффект применения), закрытым (приемы, воздействующих на сферу подсознания — косвенное внушение, «косвенный допрос», нейро-лингвистическое программирование и др.) и комбинированным (сочетает в себе одновременно простую и сложную).

По технической оснащенности различают воздействия простые (субъектные — воздействия личности, слов, приемов, применяемых сотрудником), и инструментальные — воздействия с помощью материальных объектов и условий (предъявление вещественного доказательства), выбора места (квартира, храм, место происшествия и пр.).

По направленности воздействия может быть индивидуальным или социально-психологическим. Индивидуальное направлено на конкретного человека, социальное — на группу людей. Например, работа так называемых «пиарщиков», пресс-секретарей правоохранительных органов и возглавляющих их должностных лиц связана как раз с оказанием социально-психологического воздействия на общественное мнение.

По применению норм права психологическое воздействие может быть правомерным (допускаемым законом) и неправомерным (противозаконным). По сути, это центральная проблема в большинстве дискуссий: какое воздействие можно использовать в процессе дознания, предварительного следствия; где правовые и моральные границы; может ли власть в лице своих законных представителей в интересах государственной и общественной безопасности избирать любые методы воздействия на личность?

Законодательство регламентирует формы воздействия, которые допустимы при производстве оперативно-разыскных и следственных действий, хотя в самом Уголовном кодексе нет терминов «психическое» либо «психологическое» воздействие. Понятия «психическое воздействие», «психическое насилие», «давление на психику» и некоторые другие возникают только в Комментарии к УК.

Психическое воздействие правомерно, если оно не ограничивает свободу волеизъявления проходящего по делу лица. Все то, что ограничивает свободу волеизъявления подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля, «подтягивает» их показания в желаемое русло ранее возникших установок следователя, наносит ущерб раскрытию истины и является противозаконным.

Правомерное психологическое воздействие — формирования сознательного отношения допрашиваемого к правосудию, установки на дачу правдивых показаний

К неправомерным способам получения доказательств относятся такие виды психологического воздействия, как насилие, угроза, шантаж, обман, необоснованные обещания, использование религиозных предрассудков, малокультурности допрашиваемого, незнания им своих прав и т. и. Наряду с этим существуют и нравственно-психологические пределы средств воздействия. Издевательское отношение, усугубление тяжелых психических состояний, психический садизм недопустимы. Обнаружение фактов их применения однозначно вынудит поставить вопрос об уголовной ответственности самого сотрудника органов правопорядка. Таким образом, психологическое принуждение рассматривается законодательством в двух планах: с одной стороны, это связано с осуществлением правомерного воздействия на препятствующих правосудию, а с другой — на тех, кто пытается его осуществить противоправными способами.

Вопросы, которые мы только начинаем ставить перед собой, уже имеют длительную историю дискуссий за рубежом. Начало их открытого обсуждения положила знаменитая книга Джона Маркса «В поисках кандидата из Манчжурии», где впервые на подлинном архивном материале было рассказано об опытах ЦРУ по контролю над человеческой психикой и поведением, включая гипноз, наркотики, психопрограммирование и пр. Итогом этих обсуждений стало усиление общественного контроля за деятельностью спецслужб.

Методы психологического воздействия: убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование мыслительных задач.

Выделяют принципы, которыми определяется допустимость использования психологического воздействия в уголовном процессе: законности, научности, целесообразности. Принцип законности’, психологическое воздействие должно соответствовать российскому законодательству, международным правовым актам и документам, регламентирующим гарантии осуществления этих прав. Принцип научности предполагает, что все применяемые методы, приемы и специальные психологические техники воздействия на личность научно обоснованы и апробированы. Принцип целесообразности указывает, что воздействие не должно быть чрезмерным. С одной стороны, оно должно быть адекватным физическому и психическому состоянию человека, подвергающегося воздействию, с другой — задачам конкретного использования.

Приемы психологического воздействия — конкретные техники управления психическим состоянием партнера по общению

Приемы психологического воздействия можно разделить на три группы:

1) приемы, содействующие распознанию ложности показаний;

2) приемы преодоления лжи и получения правдивых показаний;

3) приемы оказания мнемической помощи.

Внутри этих групп возможна дополнительная классификация. Так, приемы психического воздействия на противодействующее лицо с целью изменения его позиции и получения правдивых показаний могут быть подразделены на следующие подгруппы:

* приемы, основанные на использовании отдельных психологических качеств личности;

* приемы, основанные на доверии;

* приемы осведомления допрашиваемого о наличии значительной достоверной

Так, допрашивая К, подозреваемого в убийстве, следователь рассматривал фотографии, которые были видны К. лишь с оборотной стороны. Конверт, из которого были извлечены фотографии, с надписью «лично прокурору» лежал на столе. Решив, что эти фотографии изобличают его, К. сознался в преступлении;

* приемы повышенной эмоциональной насыщенности, связанные с предъявлением неожиданной информации, вызывающие острые эмоционально-волевые состояния.

Так, следователем было установлено, что обвиняемый П. вел аморальный образ жизни, сожительствовал одновременно с несколькими женщинами, в том числе с К Зная, что жена П. ревновала мужа к этой женщине, следователь использовал это обстоятельство. Перед тем как вызвать на повторный допрос жену П. (ранее отрицавшую свою осведомленность о преступной деятельности мужа), следователь разложил на своем столе изъятые у П. фотографии К. Увидев их, жена П. сразу же сообщила об известных ей фактах совершения ее мужем преступлений.

Имел ли следователь моральное право использовать такой прием? Не разглашал ли он при этом интимные стороны жизни подследственного лица? Нет, не разглашал. Фотографии К. могли оказаться у него на столе и по другому поводу. Вымогательства показаний от жены П. не происходило. Процессуальные права и законные интересы личности не были нарушены

Итак, сталкиваясь с упорным запирательством, следователь использует «жесткие» приемы психического воздействия, но эти приемы не должны быть связаны с его предвзятой, ригидной позицией. Следователь воздействует не на содержание показаний, а на мотивационную сферу допрашиваемого лица (путем разъяснении преимущества правдивого признания, юридического значения имеющихся улик, использования особой системы их предъявления и т. п.). Существенное значение имеет при этом воздействие на антиципирующую (предвосхищающую) деятельность лица, уклоняющегося от дачи правдивых показаний

Все приемы, основанные на эффекте «блокировки» возможных уклонений допрашиваемого от дачи правдивых показаний, являются правомерными Следователь, предвидя возможные направления уклонений, заранее «блокирует» их, демонстрируя их бесперспективность, и тем самым побуждает к даче правдивых показаний.

* в тех случаях, когда допрашиваемый начинает колебаться в выборе линии поведения, целесообразно использовать прием накопления положительных ответов. Формирующийся стереотип продуктивного взаимодействия может облегчить дальнейшее общение.

Психологически обоснованный тактический прием отличается избирательной направленностью — он должен оказать наибольшее воздействие на психическое состояние допрашиваемого и быть нейтральным в отношении невиновных. Шаблонные приемы, примитивные хитрости не только не действенны, но и показывают тактическую беспомощность следователя.

Итак, во всех сферах жизнедеятельности людей, особенно там, где имеет место тактическое взаимодействие — будь то дипломатия или игра, военное дело или расследование преступлений — неизбежно имеет место психическое воздействие одной стороны на другую.


Статьи по теме