Рабочая Тетрадь по Философии

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Рабочая Тетрадь по Философии. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Учебники».

Рабочая Тетрадь по Философии.rar
Закачек 3902
Средняя скорость 6627 Kb/s

Рабочая Тетрадь по Философии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ КОЛЛЕДЖ

СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

для студентов всех специальностей

дневной формы обучения

Философия: Рабочая тетрадь для студентов всех специальностей дневной формы обучения / сост. О.Н. Гайдаш; МПК СФУ. – Красноярск, 2009. – 46 с.

В рабочей тетради по философии студентам предложен комплекс заданий, которые должны выполняться на семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы. Выполнение заданий предусматривает знакомство с научной литературой, текстами первоисточников, энциклопедиями и словарями. Студентам предоставляется возможность изложить собственный взгляд на вопросы философии.

для студентов всех специальностей

дневной формы обучения

Составитель: Гайдаш Ольга Николаевна

Тема. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Задание №1. Составьте план изученной темы.

Задание № 2. Сделайте краткий конспект по заданным вопросам.

Каковы основные черты философского мышления?

Философия как саморефлексия об «универсуме» и человеке в нем.

Философия и наука, философия и религия.

Задание№3. Самопроверка знаний.

Тестовый контроль. Отметьте правильный ответ.

а) Структура философского знания:

1) онтология, гносеология, логика, аксиология и др.;

2) онтология, гностицизм, логика, история искусства, этнология и др.;

3) антропология, биоэтика, педагогика, психология, синергетика и др.;

4) все ответы неправильные.

б) Каково соотношение философии и мировоззрения:

1) философия и мировоззрение тождественны;

2) философия шире мировоззрения;

3) философия – это теоретическая основа мировоззрения;

4) философия и мировоззрение – разноплановые понятия.

в) Материализмом называется:

1) признание внешней по отношению к человеку действительности, не зависящей от него в своем существовании;

2) признание первичности материи по отношению к сознанию;

3) принцип взаимосвязи бытия и мышления, на основе которого создаются системы представлений о мире;

4) признание того, что все тела состоят из «элементарных кирпичиков» (электронов, протонов и т.п.).

г) Идеализм как взгляд на мир представляет собой:

1) систему знаний, обосновывающую значение идеалов в жизни общества и человека;

2) учение, согласно которому идеи более реальны, чем материальные вещи;

3) признание определяющего значения для человека духовных сторон общественного бытия;

4) учение, согласно которому первичным и определяющим является либо сознание человека, либо некая духовная сила, обусловливающая развитие природы, общества и самого человека;

д) Какая из предложенных функций помогает ориентации человека в мире?

2. Дополните определения.

Принцип философского монизма______________________________________

3. Заполните таблицу. Основные типы мировоззрений и их специфика.

При анализе типов мировоззрения воспользуйтесь определением философа В. Дильтея (1833-1911). Он считал, что мировоззрение – это стройная система взглядов, которая на основе построения картины мира решает вопрос о смысле мира, а затем выводит отсюда идеал и основные принципы жизни.

4. Составьте схему. Как соотносятся философия и другие гуманитарные науки?

5. Прокомментируйте текст.

«Философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире – явить смысл, охватывающий эти цели, осуществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем – служить посредством настоящего будущему – никогда не низводить какого-либо человека или человека вообще до средства» (К. Ясперс).

Задание №4. Творческие вопросы и задания.

Специфика философии. Философия как наука (Аристотель) и философия как «любовь к мудрости» (Платон).

Философия и культура мысли. «Вечный» характер философских проблем.

Философия и мифология: два зеркала бытия.

Человек и мир: прост мир или сложен, разрушен он или абсурден и другие вопросы.

От Мифа к Логосу: генезис философского знания.

Философия и религия: нелегкий путь взаимоотношений.

Мистический путь познания истины (теософия и др.).

Иван Карамазов, герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», говорит, что он не отрицает Бога, но не принимает созданного Им мира. Попробуйте определить характер мировоззрения Ивана Карамазова. Развейте эту тему: принятие или отрицание мира как существенная характеристика философского мышления.

Имеет ли философия практический смысл?

Философия как «метаязык» всех наук (М.М. Бахтин).

Основные типы самоопределения современной философии.

Древнеримский мудрец Сенека писал: «Философия – не лицедейство, годное на показ толпе, философом надо быть не на словах, а на деле». Подумайте, что значит быть «философом на деле»?

Тема. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Задание №1. Составьте план изученной темы.

Задание №2. Сделайте краткий конспект по заданным вопросам.

Историко-культурный анализ предпосылок возникновения философии. Почему именно в Греции происходит рождение Логоса?

Основные периоды античной философии, критерии их выделения. Главные герои и их идеи.

Поиск чистой истины как главная человеческая ценность.

Почему античная философия так эмоционально привлекательна?

Задание №3. Самопроверка знаний.

Тестовый контроль. Отметьте правильный ответ.

а) Основателем «линии материализма» считается древнегреческий философ:

б) Основателем «линии идеализма» считается древнегреческий философ:

в) Эллино-римский период античной философии. Соотнесите идеи и направления:

1) эпикурейство а) выражение сомнения в возможности человеческого познания;

2) неоплатонизм б) достижение счастья через «апатию» — искоренение аффектов;

3) скептицизм в) учение о высшем бытии;

4) стоицизм г) философы-материалисты,

утверждающие принцип гедонизма.

г) Какие из перечисленных философов в основу мира положили число?

д) Древнегреческие философы славились своими образными фразами, которые вошли в повседневный обиход многих народов. Соотнесите высказывания и их автора.

1) Сократ а) «все течет, все изменяется; в одну и ту же реку нельзя войти дважды;

2) Гераклит б) «Я знаю, что ничего не знаю»;

3) Протагор в) «Мышление и бытие одно и то же»;

4) Парменид г) «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют».

2. Дополните определения.

3. Заполните таблицу.

Платон и Аристотель – величайшие представители античной философии. Но между ними существовали разногласия по различным философским аспектам. Отражением этого спора является знаменитая фраза, приписываемая Аристотелю: «Платон мне друг, но истина дороже». По каким философским проблемам расходились их точки зрения?

Кто прав, по вашему мнению?

4. В этом задании перечислены основные школы античной философии. Назовите представителей и основные идеи.

Аристотель и школа перипатетиков (ликей)

Подготовьте презентацию. На знаменитой картине Рафаэля Санти «Афинская школа» изображены знаменитые античные философы. Проанализируйте эту картину, описав её героев. Смог ли Рафаэль воспроизвести не только характер, но и учение изображенных философов?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прокомментируйте эти тексты. Древнегреческие философы считали, что начало философии лежит в удивлении (изумлении).

Платон: «… как раз философу свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии».

Аристотель: «Благодаря изумлению люди и теперь (философствуют) и начали философствовать впервые». «Миф слагается из удивительного».

7. Проставьте имена великих философов. Опишите кратко их жизнь и учение.

1) у какого греческого философа бегущий Ахиллес, вопреки здравому смыслу, никак не может догнать черепаху?

2) какой мыслитель предлагал выйти из пещеры, чтобы познать мир?

3) легендарный философ-киник, избравший местом своего жительства бочку.

8. Софизмами называют уловки и завуалированные ошибки в рассуждениях, якобы доказывающих очевидные нелепости. Например, софизмом является следующее «умозаключение»: «То, что ты не терял, у тебя есть. Ты не терял рогов, следовательно, ты рогат». Ложность его легко установить логическим анализом. А вот рассуждение Зенона Элейского: «В каждый момент своего полета стрела находится в некотором месте. Находится в некотором месте – значит покоится в нем. Следовательно, движение стрелы состоит из суммы состояний покоя, что абсурдно. Значит, движение невозможно помыслить, не приходя к абсурду». Правы ли те, кто называл это рассуждение софизмом?

Задание №4. Творческие вопросы и задания.

1.Человек и Космос: как древние преодолевали «ужас космического одиночества» (Б. Рассел).

Человек и его Судьба. Преодоление неизбежности.

Проблема Архэ: открытие бытия.

Сократ: открытие человека.

Эллинизм: открытие Индивида.

Открытие противоречий познания: чувственный мир (мир мнений) и разумный мир (мир знания).

Мечты об идеальном государстве. Платон как первый философ-утопист.

Тема. ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Задание № 1. Составьте план изученной темы.

Задание №2. Сделайте краткий конспект по заданным вопросам.

1. Древнекитайская философия: Конфуций и его «открытия» в социальной сфере.

2. Лао-цзы — учение о мире.

3. Древнеиндийское учение: Будда и философское ядро буддизма – учение о четырех благородных истинах.

Задание №3. Самопроверка знаний.

1. Тестовый контроль. Отметьте правильный ответ.

а) Основателем даосизма является:

б) Назовите исходное понятие философии буддизма:

в) В каком веке возникает древневосточная философия?

г) Недеяние в даосизме – это:

1) полная бездеятельность;

2) необходимое вмешательство в происходящее;

3) планирование своих действий;

4) внутреннее освобождение от всякой целенаправленной деятельности.

д) Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с социальными отношениями:

2. Дополните определения.

3. Заполните таблицу.

Сравнительный анализ древнегреческой и древневосточной философий (проблема Запад – Восток).

Методическое пособие разработано в соответствии с учебной программой дисциплины «Основы философии», которое позволяет студенту выполнять самостоятельную работу.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по дисциплине «Основы философии»»

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Корочанский сельскохозяйственный техникум»

для самостоятельной работы

Разработала: Преподаватель Теслик О.Ю.

Тема: Роль философии в жизни общества

1. Как Вы понимаете слова русского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева о сущности философии:

«Философия появляется лишь тогда, когда прежний общественный организм начинает разлагаться. Коренясь, таким образом, в раздвоении между отдельным лицом и обществом, философия тем самым есть начало распадения между теорией и практикой, между школой и жизнью»?

Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т Т. 2. М., 1988. С.91.

Тема: Древневосточная философия

1. Йога как система упражнений появилась во II в. н.э., однако не утратила своей популярности в настоящее время. Объясните философский смысл данного учения. Чем объясняется его столь длительная популярность?

2. Центральным понятием философии буддизма является «страдание». Можно ли говорить об излишней пессимистичности, характерной для древнеиндийской философии?(Ответ обоснуйте).

3. Познакомьтесь с мыслями древнекитайского философа Лунь Юя.

Какие ценности характерны для древнекитайского общества и его культуры? Выпишите их. Как Вы считаете, потеряли ли они свое значение сегодня?

Учитель сказал: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».

Цзи Кан-цзы спросил: «Как сделать народ почтительным, преданным и старательным? Учитель ответил: «Если вы будете в общении с народом строги, то народ будет почтителен. Если вы проявите сыновнюю почтительность к своим родителям и будете милостивы (к народу), то народ будет предан. Если вы будете выдвигать добродетельных людей и наставлять тех, кто не может быть добродетельным, то народ будет старательным».

Лунь Юй. Древнекитайская философия. М., 1972. С 144 – 145.

Тема: Античная философия

Философские направления и их представители, характерные для данного этапа

Философские направления и их представители, характерные для данного этапа

Философские направления и их представители, характерные для данного этапа

2. Прочтите отрывок из поэмы Тита Лукреция Кара «О природе вещей». Подумайте и ответьте на вопрос — сторонников материализма или идеализма является этот античный мыслитель (приведите аргументы в пользу Вашего мнения из приведенных строк)

Из ничего не творится ничто по божественной воле.

И оттого только страх всех смертных объемлет, что много

Видят явлений они на земле и на небе нередко,

Коих причины никак усмотреть и понять не умеют,

И полагают, что все это божьим веленьем творится.

Если же будем мы знать, что ничто не способно возникнуть

Из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим

Наших заданий предмет: и оттуда являются вещи,

И каким образом все происходит без помощи свыше.

Горбачев В. Г. История философии. Брянск «Курсив», 2002. С. 46.

* Решите задачу: на вопрос, сколько у Пифагора учеников, мыслитель ответил так: «Половина моих учеников изучает математику, одна четвертая – природу, одна седьмая проводит время в молчаливом размышлении, остальную часть составляют три девы».

Сколько учеников было у Пифагора?

В.В. Кравченко. Тесты по философии. М., «Экзамен», 2003. С. 133.

Тема: Средневековая философия

1. Докажите, что философия в средние века являлась «служанкой богословия».

2. Отобразите схемой теоцентризм как основной принцип схоластического видения мира.

Тема: Философия Нового времени

1.Укажите имена мыслителей философии эпохи Возрождения и философские направления, в которых они работали.

_________________ _________________ ________________ _________________

2. Приведите примеры дедуктивного и индуктивного способа мышления (из любой сферы научного знания)

3. Как Вы понимаете мнение Фейербаха о том, что религия является важным фрагментом духовной жизни человека, которая требует от него большой работы всех душевных сил – чувств, эмоций, фантазий, деятельности ума?

4.. Заполните таблицу «Общие черты и различия философских концепций мировой философской мысли».

Пояснения к работе: используя учебник, заполнить таблицу.

Задания для выполнения

Философия эпохи Возрождения

Основные черты философии

Основные философские течения

Наиболее яркие представители

5. Прочтите отрывок из произведения Ф. Ницше. Как Вы думаете, что хотел показать философ? Подумайте, есть ли здесь мысли, с которыми Вы согласны? Если да – отметьте их в тексте.

О массовой, поверхностной морали.

«Насколько можно обойтись без морали. Обнаженный человек являет собой, как правило, зрелище жалкое и позорное — я имею в виду здесь нас, европейцев. Представим себе какое-нибудь веселое застолье, и вдруг по мановению палочки коварного волшебника все обществом оказывается раздетым догола, — я думаю, тут бы улетучилось не только всякое веселье, но и пропал бы всякий аппетит, — по-видимому, мы, европейцы, никак не можем обойтись без маскарада, именуемого одеждой. Не объясняется ли столь же весомыми причинами вся эта зачехленность «человека морального», закутанного в моральные формулы и правила приличия, и вся благопристойность наших поступков, умело прикрывающаяся понятиями «долг», «добродетель», «чувство общности», «порядочность», «самоотверженность»? Я вовсе не хочу этим сказать, что мы имеем дело здесь с замаскированной человеческой злобой и что за этой маской скрывается какой-нибудь дикий зверь; совсем наоборот, я думаю, что мы скорее ручные звери, являющие собой постыдное зрелище и изо всех сил старающиеся прикрыть свой позор моралью, — мне думается, что в «душе человека» европейского никак не может накопиться достаточно скверны, чтобы ее можно было гордо «выставить напоказ» (чтобы она была настоящим украшением). Европеец прикрывается моралью, потому что он стал больным, бессильным, увечным зверем, ему есть резон быть «ручным», ибо он являет собой нечто уродливое, недоделанное, немощное, неуклюжее. Свирепость хищника не нуждается в моральных одеяниях, они нужны лишь стадному животному, чтобы скрыть свою невыразимую посредственность, свой страх и свою скуку от самого себя.Европеец рядится в мораль — признаем это честно! — как во что-то более благородное, значительное, важное — «божественное».

Ницше Ф. Веселая наука // Стихотворения. Философская проза. М., 1993. С. 478.


Статьи по теме