Рассказ Чехова Черный Монах

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Рассказ Чехова Черный Монах. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Сборники».

Рассказ Чехова Черный Монах.rar
Закачек 2259
Средняя скорость 8483 Kb/s

Рассказ Чехова Черный Монах

Талант, гениальность, мания величия. Эти темы старались осветить многие писатели. А.П.Чехов в 1893 году пишет повесть «Черный монах» о своем современнике. Повесть эта фактически не была подвержена критике, но была отмечена как в литературном, так и в читательском мире.

Коврин Андрей Васильевич – главный герой повести. Человек умный, целеустремленный, в свои молодые годы достигший многого. Андрей Васильевич – профессор философии, пишет статьи, любит свою науку.

Коврин едет навестить своего опекуна Песоцкого и его дочь Таню. После смерти родителей Песоцкий вырастил Андрея. Дорога, погода – все навевает приятные воспоминания у Андрея.

Чехов дает подробное описание сада Песоцких. Из этого описания видно, как много труда вкладывает хозяин в свой сад. Человек он простой и где — то даже примитивный по сравнению с Ковриным. Андрея все встречают радостно и радушно, все любят его и рады его приезду. Андрей с удивлением видит выросшую и похорошевшую Таню, и отмечает, что, пожалуй, с ней у него могли бы случиться чувства.

На фоне песни про некую несчастную девушку, Коврину вспоминается не то сказка, не то легенда про черного монаха. И на первой же прогулке Коврин встречает его. Монах с ласковой улыбкой внушает Коврину, что он избран, он гений. Андрей, еще не замутненным сознанием понимает, что это галлюцинации, наваждение, но сказать о них никому не может.

У Коврина идет как бы две параллельные жизни. В одной у него идиллия: он делает предложение Тане, готовиться к свадьбе, гуляет по саду, радует старика Песоцкого. В другой,он все чаще встречается с черным монахом, который внушает Андрею, что ради своей гениальности, тому надо отказаться от психического здоровья. После встреч с монахом Коврин становиться весел, работоспособен, почти не спит по ночам.

Случайно проснувшись, Таня открывает секрет Коврина, и уговаривает его лечиться. Лечение помогло, монах перестал приходить и будоражить Андрея. Выздоровевший Андрей стал злым, ненавидящим все кругом. Он портит отношения с Песоцким, оскорбляет Таню, весь мир для него сер и угрюм. Стержень безумия, который поддерживал в нем гениальность, рухнул. В своем безумии Андрей был счастлив.

Андрей разрушает радостный и счастливый мир. Вместо Тани у него другая женщина, Песоцкий умирает, сад принадлежит другим людям и приходит в упадок. Сам Коврин серьезно болен. Он читает письмо Тани, которое пропитано ненавистью к нему. Она проклинает его за смерть отца, и желает Андрею скорейшей смерти.

И вот тут к Коврину опять приходит монах. Он делает смерть Андрея счастливой, внушая ему, что он посланник на земле, гений.

Никто из героев повести «Черный монах» не стал счастливым человеком. Смог ли Чехов ответить на вопрос: «Что есть талант?», «Способен ли гений повести за собой?». Закрыв последнюю страницу повести, нужно обдумать эти вопросы.

Подробный анализ рассказа Черный монах

Творчество Антона Павловича Чехова затронуло множество глобальных проблем, таких как трагедия равнодушия, счастья. Не обошел писатель и тему мания величия, которая явно отразилась в его рассказе, написанном в 1893 году, «Черный монах».

Идея сего произведения пришла Чехову во сне, после донесения до читателей, произошел переворот в мыслях людей, ознакомившихся с этой книгой.

Главным героем «Черного монаха» является Андрей Коврин, который представляется современником Антона Павловича. Благодаря сему образу писатель желал рассказать о том, как страшно, когда человек, идя слепо к собственной цели, отталкивает близких и родных ему людей. Такой человек обречен лишь на погибель…

Заметно с первых страниц становится то, что Чехов выделяет персонажа из толпы, что его окружает. Люди, которые находятся рядом с героем, просто-напросто примитивны, обыденны, неинтересны. А Андрей Васильевич обладает редкими особенностями: приобщение к искусству, к книгам, богатство внутреннего мира. Главный герой духовен в отличие от Песоцких, которых посещает он по совету своего товарища-доктора, что наказал лечиться в деревне Коврину. Трудиться персонаж во имя философии, для него это главная цель в жизни. Вместе с этим он довольно-таки интересный человек, легкий в общении.

Что же происходит в доме посещаемых героем? Он влюбился в дочь Егора Семеныча, являющимся хозяином великолепного сада, за которым требуется уход и теплая забота. Татьяну захотел взять в жены Андрей Васильевич. Безусловно, Песоцкий не в силах был ему отказать, потому как человек в общей сложности прекрасен собой, мудр, загадочен.

После свадьбы все налаживается, начинает царить мир и покой. Но, как показывает литература, «покой нам только снится». Еще Толстой говорил, что покой – это сон, от которого трудно отказаться, но если этого не сделать, но можно навсегда забыть об истинных стремлениях, взлетах, минутах счастья.

Коврин видит миражом черного монаха, который входит в его жизнь так внезапно, что осознать всю сложившуюся ситуацию просто невозможно. Приходит странник к персонажу из какой-то песни и убеждает главного героя в том, что Андрей Васильевич избранный, он гений, тот, на кого может надеяться народ, у него есть возможность на светлое будущее. Конечно, Коврин понимает, что черный монах – всего лишь галлюцинация. Но слова того слишком задевают героя, ибо призрак проповедует, что люди нормальные – это примитивные существа.

После всего произошедшего жизнь Андрея Васильевича меняется: он чаще и чаще беседует с монахом на разные темы. Тот вселяет огромную надежду в его сердце. С ним персонаж чувствует себя в своей тарелке, ему легко, хорошо. Он тепло относится к близким людям, трудиться в поте лица, продолжает при этом вести разговоры с монахом. Коврин наполняется уверенностью, выращивает манию величия.

Когда в один прекрасный день жена героя крепко спала, Коврин беседовал снова с монахом, Татьяна проснулась, увидев, как любимый ее толкует о чем-то с креслом. После этого пошли разговоры о том, что ему пора пойти на лечение.

После некоторого промежутка времени Андрея Васильевича вылечивают, от него сияющих глаз, уверенного взора, ничего этого не осталось. Теперь он раздражителен, пассивен, персонаж потерял всякий смысл жизни…

Отношения в семье разрушаются, герой находит себе другую женщину, старшую его на два года. Открыв однажды письмо от Татьяны, узнает, что отец умер её, она полна к нему ненависти.

Происходит самое долгожданное и необычное: услыхав ту песню, с которой всё и завязалось, возвращается монах к Коврину. Он слышит от призрака, что является посланником Бога, избранным. Но теперь поздно: герой вспоминает Татьяну, счастливые минуты, а монах дарит Андрею Васильевичу легкую смерть.

Так, мания величия, как показывает Чехов, ни к чему положительному не приводит. Лучше посвятить собственную жизнь семье, ибо гордыня далеко не заводит в плане великих достижений. Нужно разделять свои горести, радости с близкими! Тогда станет на душе спокойнее и радостнее!

Анализ рассказа Чехова Черный монах

Несколько интересных сочинений

Тишина. Едва уловимый скрип снега. Все бело. Где-то вдалеке бегут лошади, везут стога сена. Когда я смотрю на картину, мне хочется забросить все свои дела, сесть на скамью, закрыть глаза и подумать о чем-нибудь приятном.

Антон Павлович Чехов творил на протяжении двух веков, в его произведениях отражены все волнующие человека проблемы, от которых никуда не деться, но справляться с ними обязательно требуется. Писатель не всегда дает ответы на то

Алексей Берестов является одним из главных персонажей повести А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка». Мать Алексея умерла при родах, и Алексея воспитывал отец, богатый помещик Берестов Иван Петрович.

Когда моя мама начинала работать у нее не было необходимого опыта. Учеба в высшем учебном заведении не дает практических знаний по исполнению определенных должностных обязанностей

Каждый мальчишка в детстве мечтает быть защитником своих родных и близких. Стоять на страже рубежей родной земли свойственно каждому патриоту своего Отечество.

Предметом рассказа А. П. Чехова “Черный монах” является болезнь человеческой души. Это самое страшное, что может случиться с человеком, когда сама его сущность ненормальна, нездорова. Душевная болезнь всегда оставляет неизгладимые и незаживающие душевные раны. Человек уже не может жить по-прежнему. Чехов выписывает историю Андрея Васильевича Коврина до самой его смерти, как врач пишет историю болезни пациента.

Коврин – молодой ученый, магистр-философ. В рассказе нет ни его портрета (единственная деталь – красивые длинные волосы), ни авторской характеристики героя. Источник сведений о нем – реплики героев: “величина”, “ученый, необыкновенный человек”, сделавший “блестящую карьеру”, живущий “интересной жизнью”. Коврин «утомился и расстроил себе нервы» и приехал в места своего детства – имение своего «бывшего опекуна и воспитателя» садовода Песоцкого, живущего вместе с дочерью Таней. Главное в этом имении – сад и парк. И в первой главе рассказа дается не портрет Андрея Васильевича, а образ поместья. Это делает возможным предположение, что поместье – это символический образ Коврина, выросшего в этих местах, как будто воспитанным этим поместьем. Первая часть его – это сад, выращенный, как и сам Коврин, Егором Семеновичем Песоцким. Тут все поражает воображение: «причуды, изысканные уродства и издевательства над природой» и пресловутые «яблоки с голову» из коммерческого сада, приносящего доход в несколько тысяч. В этом саду «постоянное движение» и «черный, густой, едкий дым». Саду противопоставлен парк, «угрюмый и строгий», с «обрывистым, крутым» берегом, с корнями-лапами, с «нелюдимой» речной водой и жалобным писком куликов. Настроение в парке – «хоть садись и балладу пиши». Здесь нет той уродливой красоты и выгодности, но есть одухотворенность. Так и в Коврине: одна его часть – это что-то поэтическое, тайное, «нелюдимое»; а другая – это внешняя часть Коврина, которую видят все, это его способности, создавшие ему такую карьеру, что «лет через десять и рукой не достанешь». Эта часть Коврина и находится в постоянном движении – в неустанной работе. Едкий черный дым – это те зачатки гордости, самодовольства, которые оплетут его душу в будущем.

Приехав в имение Песоцких, Коврин попадает в атмосферу постоянной радости и наслаждения – ее создают воспоминания о счастливом детстве, пробуждающаяся природа, истинная любовь к нему и старика Песоцкого, и его дочери, предчувствия «веселого, длинного лета» впереди – и каждая его «жилочка дрожит и играет от удовольствия». В Борисовке расстроенные нервы Коврина только раздражаются еще больше – «он продолжал вести такую же нервную и беспокойную жизнь», «много говорил, пил вино, курил дорогие сигары», «слушал музыку и пение». И под впечатлением всего этого воображение Андрея создает «странную, ни с чем не сообразную» легенду о черном монахе. Эта легенда возникает сразу после упоминания о мистической серенаде Брага про священную гармонию таинственных звуков. Этот сюжет про девушку, «больную воображением», будто предупреждает героя о возможности такой именно «болезни воображением». После этого в парке, на другом берегу реки – будто в душе Коврина и одновременно в другом, потустороннем мире (произошел переход – через реку) – происходит первое явление монаха. В этот момент все чувства Андрея Васильевича раздражены – «цветы издавали влажный, раздражающий запах», скрипка пела «человеческим голосом», ему кажется, что «весь мир притаился и ждет, чтобы он понял его». Образ явившегося монаха можно соотнести со всеми героями рассказа: «непокрытая голова» Коврина, седина старика Песоцкого, черные брови Тани. Скрещенные на груди руки напоминают наполеоновскую позу. Черный монах – это мания величия Коврина, а значит – гордость. Неслучайно его образ объединяет внешние черты «идейных» людей. В этом монахе есть нечто демоническое – это и акцент на его черноте, его явление, как вихрь или смерч, его странная улыбка – ласковая и лукавая, страшная бледность лица; вообще его образ напоминает демона и пушкинского стихотворения — и речи монаха вольют в его душу «хладный яд» самодовольства, гордости, ложного ощущения избранничества и гениальности. Но черный монах – это часть самого Коврина, это его больная душа. Болезнь возникает еще при постоянном восхвалении Андрюши в имении Песоцких: «мой отец вас обожает», – говорит Таня, и слово найдено ей точно. Другая причина – это пребывание Коврина в состоянии наслаждения, создающего у него впечатление заслуженно полученного, самостоятельно достигнутого. Коврин чувствует некую свою особенность уже из-за того, что ему одному было видение, и опять же будто в этом его заслуга, а не его воспаленного, больного воображения. От этих мыслей и рождается новая «непонятная радость». Еще Коврин действительно успешен — ему удалась «роль миротворца» между Песоцкими , это также рождает довольство. И после этого монах является во второй раз и тогда вливает свой «хладный яд». Интересна фраза Коврина: «Я тебе нравлюсь?» Она свидетельствует о том, что самодовольство и самолюбование в Коврине уже есть. Андрею чрезвычайно приятно слушать из уст монаха почти свои собственные мысли («ты повторяешь то, что мне самому приходит в голову»). Слова монаха укрепляют ростки душевной болезни Андрея Васильевича, убеждая его в избранности, гениальности, не кажущиеся преувеличением из-за «чистого, целомудренного, полного труда» прошлого, успокаивая насчет сумасшествия («хочешь быть нормален и здоров, иди в стадо»). Примечательно, что при вопросе Коврина о вечной правде монах исчезает. Призвание служить этой неизвестной «вечной правде» уже выглядит бессмысленным и ненормальным.

Именно после этого разговора происходит объяснение Коврина в любви к Тане. Это признание больше похоже на обман из-за внезапности и некой перевернутости. Любовь, которой просит Коврин, может только дополнить, а никак не составить счастье, как должно быть. Странна и реакция Тани: «она согнулась, съежилась и точно состарилась сразу на десять лет». Это уже дает понять, что никакого счастья Татьяна не получит. Все эти события происходят в 5 главе, ровно посередине рассказа, и они составляют кульминацию действия. после этих событий вся жизнь Песоцких становится какой-то ненастоящей, полупьяной, как в тумане. Никто не замечает ни каторжной работы в саду, ни возни с приданым, ни заключительной бестолковой свадьбы «с треском». Этот «туман» – часть того «едкого дыма», порождаемого черным монахом. Он заставляет Таню то наслаждаться небывалой радостью, что «хочется улететь под облака и молиться там Богу», то мучиться от ревности. В это же время для Коврина словно ничего не меняется: его болезнь завладевает им до того, что пропали все страхи, он с одинаковой страстностью ведет себя во всем – и в отношениях с Таней, и в простой работе.

После очередного явного разговора с монахом в жизни Коврина наступает переломный момент. Героя начинает беспокоить его постоянная радость и счастье, и в тот момент, когда монах начинает говорить о нормальности счастливого состояния, о психической болезни Коврина узнает его жена. Только глядя на нее, на ее искреннее горе, он понимает всю опасность своего положения, понимает, что значит черный монах.

После лечения Ковврин словно теряет всякую чувствительность. В там же месте, что и год назад, Андрей соблюдает строгий режим и страдает от скуки, он не замечает «роскошных цветов», не слышит шепота сосен в парке и ничего не видит на том месте, где было явление. У Коврина появляется та тоска по радости и счастью, что была у героя французского романа, чахнувшего по славе, и он так же начинает «делать глупости». Эти «глупости» разрушают жизнь людей, которые «одни любили его, как родного». Он видит в них теперь тех, кто жестоко отнял у него счастье. В Песоцком он узнает «водевильного дядюшку», забыв о его настоящей идейности, преданности любимому делу, отсутствии даже намеков на «кабаний оптимизм» и «сытость». Коврин еще находится под властью ушедшей галлюцинации, сравнивая себя с Буддой и Магометом. Но в его лице совсем не осталось прежней одухотворенности, следов духовной жизни, которая у него была и продолжалась, искаженная, во время сумасшествия. Черный монах исчез, забрав кусок души у Коврина, оставив душевную пустоту. Этот резкий переход от гениальности к посредственности, от одухотворенности к пустоте и рушит жизнь Коврина с Песоцкими. Самое ужасное то, что он ничего не оставляет им для дальнейшей жизни – все становится бессмысленным. Поэтому, уничтожив свои труды, написанные во время болезни, Коврин ощущает досаду и горечь. Но изменение касается лишь этих трех героев, а жизнь идет своим чередом. На карьеру Коврина никак не повлияла ни его болезнь, ни здоровое состояние, ни его «гениальность», ни посредственность. Поэтому Андрей Васильевич, уже смирившийся со своей серостью и обычностью, живет с Варварой Николаевной, как со своей нянькой, в мирном и покойном настроении. Татьяна же не может забыть ничего и превращается в «ходячие живые мощи», Песоцкий также постепенно доходит до смерти, не оправившись от потрясения, сад гибнет – в нем хозяйничают чужие люди. Об этом пишет Таня к Андрею и проклинает его. Это письмо настигает Коврина, как судьба – он получает его буквально за час до отъезда в Крым! Письмо вызывает в его памяти то, о чем нельзя было забывать – те «глупости» и «ошибки», погубившие Песоцких, и Коврин ощущает неизбежность возмездия – «беспокойство, похожее на страх». И на фоне чудесной бухты, под звуки той же серенады Брага происходит последнее явление монаха. Возвращается все – и сладкая радость, и вера в избранность. Но в этот же момент Андрей умирает от чахотки (возникшей будто от тоски по радости), с зовом всего прекрасного, что было в его жизни, с блаженной улыбкой на губах. Болезнь возвратилась к нему со смертью – черный монах шепчет о его гениальности и причине смерти – тело его не может больше служить оболочкой для гения.

Счастье и душевная слепота, неправильное осознание человеком себя связаны у Чехова воедино. Когда человек мнит себя благодетелем человечества, он счастлив, поскольку он ощущает себя праведником. И пробуждение от сладкого сна, которое почти неминуемо, всегда страшно, и тогда недавно счастливый человек отравляет жизнь и себе и другим, если не начинает вести духовную жизнь, заменяющую псевдодуховность сумасшествия. Черного монаха можно признать за реального демона, который не оставляет Коврина и после смерти. Перерыв в галлюцинации был наполнен сонным и мирным существованием, абсолютно безразличным ко всему, и поэтому внешне светлый и счастливый для Коврина финал действительно ужасен – дух гордости окончательно завладевает душой героя.

«Чёрный мона́х» — повесть Антона Павловича Чехова, написана в 1893 году. Впервые опубликована в журнале «Артист» в 1894 году.

  • Андрей Васильич Коврин — магистр философии
  • Егор Семеныч Песоцкий — известный садовод, бывший опекун и воспитатель Коврина
  • Таня Песоцкая — дочь Егора Семеныча, подруга детства Коврина
  • Чёрный монах — мираж, призрак, видимый Ковриным

Андрей Васильевич Коврин — учёный человек, философ и любитель психологии, едет в деревню поправить душевное здоровье. Он проводит лето в имении своего бывшего опекуна Песоцкого и его дочери Тани. Песоцкий — приземлённый человек, все его мысли заняты садоводством. Для Тани Коврин — как глоток свежего воздуха среди провинциальной жизни. Коврин замечает, что Таня, которую он помнил девочкой, выросла и похорошела. Она привлекает его своей нервной натурой и болезненностью. Его мысли занимает древняя легенда о мираже в виде черного монаха, неизвестно откуда ему известная. Таню это предание пугает. Однажды, гуляя в саду, Коврин видит возникающего из вихря чёрного монаха из легенды. В состоянии эйфории от увиденного он делает предложение Тане. Затем идет подготовка к свадьбе, Егор Песоцкий особенно рад, он видит в Коврине наследника своего садоводческого хозяйства. Вскоре Коврина вновь посещает чёрный монах. Коврин пытается постичь его природу, полагая, что монах существует лишь в его воображении и опасаясь, что психически болен. Монах ведет с Ковриным беседы и убеждает его в том, что Коврин гениален, что он отличается от остальных. Коврин польщен, все замечают, что он стал весел и бодр. Иногда у него идёт горлом кровь, но он не придаёт этому значения. Однажды Таня застает Коврина разговаривающим с пустым креслом. Она убеждает мужа, что тот психически болен, Коврин начинает лечиться. Жизнь кажется ему пресной, он скучает по разговорам с чёрным монахом. Приземленность Песоцких его уже раздражает. Он расстается с Таней, упрекая её и её отца в том, что они заставили его лечиться. Позже он живёт с другой женщиной, которую уже смиренно во всем слушается и покорно лечится. На курорте, куда он приехал подлечить здоровье, получает письмо от Тани. Она проклинает его, виня в смерти отца и в её поломанной жизни. Коврина вдруг охватывает беспокойство, он вспоминает, как жесток был с ними, ему является чёрный монах. Коврин умирает от приступа, но с блаженной улыбкой.

Повесть была написана Чеховым в Мелихове летом и осенью 1893 года. В июле Чехов сообщил своему покровителю и издателю А. С. Суворину: «Написал я также повестушку в 2 листа „Черный монах“. Вот если бы Вы приехали, то я дал бы Вам прочесть». Затем он рассказал о повести Н. А. Лейкину, редактору журнала «Осколки», где печатались его рассказы, и В. А. Гольцеву. В августе Суворин предлагал Чехову напечатать повесть в газете «Новое время», но тот отказался, «потому что решил не давать в газеты рассказов с „продолжение следует“». Ф. А. Куманин, редактор журнала «Артист», очень просил Чехова: «Если у Вас есть что-нибудь готовое для другого журнала, дайте нам». 18 декабря 1893 года Чехов писал своему издателю: «В янв книжке „Артиста“ найдёте изображение одного молодого человека, страдавшего манией величия; называется эта повесть так: „Черный монах“» [1] .

  • 1988 — Чёрный монах (фильм), режиссёр Иван Дыховичный, директор Николай Гаро, в ролях Станислав Любшин (Коврин), Петр Фоменко (Песоцкий), Татьяна Друбич (Таня Песоцкая).
  • 1995 — Сон доктора Чехова (телеспектакль), режиссёр Сергей Десницкий, автор сценария Татьяна Шах-Азизова, в ролях Сергей Десницкий, Елена Кондратова, Геннадий Фролов, Елена Миллиоти.
  • 1999 — Московский ТЮЗ, режиссёр Кама Гинкас, в ролях Сергей Маковецкий (Коврин), Игорь Ясулович (Чёрный монах), Валерий Баринов (Песоцкий), Юлия Свежакова (Таня Песоцкая) [2] .

Повесть «Чёрный монах» понравилась Л. Н. Толстому. Беседуя в 1894 году с Г. А. Русановым, Толстой сказал: «„Черный монах“ — прелесть» [3] . Разделяя лучшие произведения Чехова на два сорта, Л. Н. Толстой относил повесть «Черный монах» к первому.

Критик С. А. Андреевский, рецензируя чеховский сборник «Повести и рассказы», отмечал: «„Черный монах“ дает нам глубокий и верный этюд психического недуга . Фигуры фанатического помещика-садовода и его слабонервной, симпатичной дочери обрисованы чрезвычайно живо. Роковая размолвка между душевно-здоровыми и душевно-больным приводит к ужасной, по своей бессмысленности, трагедии» [4] , а критик А. М. Скабичевский разглядел в повести «весьма интересное изображение процесса помешательства». По его мнению, «никакой идеи, никакого вывода читатель из всего этого не выносит» [5] .

Г. Качерец считал, что автор повести «смотрит на людей, рвущихся в идеалу, переполненных жаждой его и страдающих ради него, как на больных душою», поэтому «увлечения, искренность, чистые страсти ему представляются как симптомы близкого душевного расстройства» [6] .

Один из авторов современного сборника «Читая Чехова» [7] , Поль Дебречены, видел в повести «Черный монах» некую предварительную попытку писателя объединить символизм и мистицизм. По его мнению, в этом произведении также ощущается, что Чехов был знаком с французским символизмом, Ницше и Соловьевым [8] .


Статьи по теме