Рассказ Горькая Малина П Бондарчука

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Рассказ Горькая Малина П Бондарчука. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Сборники».

Рассказ Горькая Малина П Бондарчука.rar
Закачек 1279
Средняя скорость 3036 Kb/s

Рассказ Горькая Малина П Бондарчука

по теме урока. Исправление ошибок в пословицах. Чтение

«Горькая малина» П. Бондарчука. Деление текста на части.

Составление плана. Вопросы к тексту.

ЗАДАЧИ: Познакомить учащихся с рассказом П. Бондарчука «Горькая

малина». Вырабатывать навыки выразительного и осознанного

чтения, учить анализировать прочитанный текст, читать в лицах,

составлять вопросы к прочитанному, обогащать словарный запас

Развивать навыки критического мышления, коммуникативную

компетенцию учащихся, умение выражать мысли и

аргументировать свои высказывания; способствовать

формированию собственной позиции ребенка.

Воспитывать чувство справедливости, честность, бережное

Отношение к дружбе, критическое отношение к своим

ОБОРУДОВАНИЕ: Карточки с планом рассказа, чистый лист бумаги для

каждого ученика, таблицы с пословицами и поговорками по теме

урока, таблицы самоанализа урока, выставка книжек по данной

ПЛАН УРОКА
I. МОТИВАЦИЯ.

Психологический настрой урока.

Проговаривание: Дружба – это ценное богатство. Я умею дружить.

Сейчас мне дорог этот урок. Он многому меня научит.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

  1. Проверка домашнего задания.

— Выразительное чтение стихотворения А. Барто «В зеркале».

2. «Мозговая атака».

— Как вы думаете, легко ли дружить с человеком, который меняется

«десять раз на дню»?

3.Создание проблемной ситуации.

— Каждый урок – это часть большого пути к знаниям. Сегодня отправляясь

в путь, нам нужно взять с собой в дорогу ценное слово. А какое вы

отгадаете, когда прочтете пословицы:

— Друзья познаются в беде.

— Что отдал- к тебе вернется, что не отдал- потерял.

— Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

— Сумел ошибиться, сумей и исправиться.

— Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

— Кто правдой живет, тот добра наживет.

— На ошибках учатся.

Подберите слова, которые отображает смысл всех этих пословиц.

Варианты: друг, дружба, правда, честность.

  1. Ассоциативный куст.

— Что для вас означает слово дружба? (Дружба — близкие отношения,

основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересах).

— Каким должен быть настоящий друг? (Добрым, верным, бескорыстным,

умеющим в любую минуту прийти на помощь, умеет за тебя

порадоваться, с ним всегда интересно, он всегда говорит правду).

Честная Настоящая Бескорыстная

Верная ДРУЖБА Крепкая
Преданная Ценная

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.

— Сегодня мы прочитаем рассказ Петра Бондарчука «Горькая малина» и

поговорим о том, какую дружбу можно считать настоящей, что про-

исходит с тем, кто хоть однажды схитрит или соврет своему другу;

еще мы составим вопросы к данному рассказу, научимся выразитель-

но читать, анализировать поступки героев рассказа.

  1. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО

МАТЕРИАЛА,

  1. Предвидение (работа в группах).

— Как вы считаете, как, в каком порядке будут развиваться в рассказе

— У вас лежат карточки с планом рассказа по частям. Вы попробуйте предположить порядок частей рассказа. А, прослушав рассказ, узнаем какая группа правильно расположила части рассказа.

Ф И З М И Н У Т К А

  1. Чтение учителем рассказа П. Бондарчука «Горькая малина».

— Какой группе удалось правильно предвидеть порядок развития событий в рассказе.

  1. Проверка восприятия текста рассказа.

— Понравился ли вам рассказ «Горькая малина»?

— Почему он так называется?

— Правильно ли поступил Юрка, не угостив друга малиной из

— После чего малина показалась Юрке горькой?

— Что заставило Юрку изменить свое поведение?

— После чего Юрка «почувствовал большое облегчение»?

— Почему улыбалась Митькина мама?

  1. Словарная работа.

Лощина – долина с пологими склонами

Околица – край села

Штакетник – специальные узкие дощечки, планки для садовой

  1. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА УЧАЩИМИСЯ И УСВОЕНИЕ ЕГО

СОДЕРЖАНИЯ.

  1. Чтение рассказа П. Бондарчука «Горькая малина» учащимися по

частям.

А) I часть — За малиной (1 группа)

(Вопросы к 1 части ставит 2 группа)

— Куда отправились Митька с Юркой?

— Прочитайте описание лощины.

— Каким было возвращение мальчиков домой.

Б) II часть – Отдых по дороге домой (2 группа)

( Вопросы ко 2 части ставит 3 группа.)

— Что предложил Юрка Митьке?

— Как поступил Юрка?

— Как вы думаете, Митьке было жаль малины?

— Как бы вы поступили в подобной ситуации?

В) III часть – Поступок Юрки (3 группа)

Чтение по ролям. ( Вопросы к 3 части ставит 1 группа).

— Что произошло у Юрки дома?

— Как отнеслась мама Юрки к его рассказу?

— Понял ли Юрка, что поступил нечестно по отношению к Митьке?

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

— Чтобы у твоего друга на душе не было горько от того, что ты его

обидел, обманул или схитрил, как нужно поступать со своим другом?

  1. Сенкан (пятирядье)

Слово: Дружба

Признак: Крепкая, настоящая

Действие: Делает сильнее

Отношение: Сердце сразу радуется

Фраза: И я дорожу ею.

  1. Эссе.

-Напишите на листе бумаги то главное, что вы поняли на уроке.

— Прочитайте то, что вы написали.

  1. Итог урока.

А) Самоанализ урока.

— У вас лежат таблицы, в которых вы должны ответить на вопросы

— Почему рассказ получил такое название?

— Что хотел этим сказать автор?

— Можно ли дружбу героев назвать настоящей?

— Какой должна быть настоящая дружба?

— Есть ли у вас настоящие друзья?

В) Домашнее задание.

Куда отправились Митька с Юркой?
Прочитайте описание лощины.
Каким было возвращение мальчиков домой?
Что предложил Юрка Митьке?
Как поступил Юрка?
Как вы думаете, Митьке было жаль малины?
Как бы вы поступили в подобной ситуации?
Что произошло у Юрки дома?
Как отнеслась мама к рассказу Юрки?
Понял ли юрка, что поступил нечестно по отношению к Митьке?

Название работы: Дружба, товарищество, взаимовыручка. Пословицы по теме урока. Чтение рассказа Петра Федотовича Бондарчука «Горькая малина»

Категория: Конспект урока

Предметная область: Педагогика и дидактика

Описание: Задачи урока. Познакомить учащихся с творчеством П.Ф.Бондарчука и его рассказом «Горькая малина». Вырабатывать навыки выразительного и осознанного чтения, учить анализировать прочитанный текст, читать в лицах, составлять вопросы к прочитанному, обогащать словарный запас учащихся.

Дата добавления: 2015-03-27

Размер файла: 117 KB

Работу скачали: 2 чел.

Урок чтения в 3 классе

Урок чтения в 3-А классе

Тема: Дружба, товарищество, взаимовыручка.

Пословицы по теме урока. Чтение рассказа Петра Федотовича «Горькая малина».

Задачи урока. Познакомить учащихся с творчеством П.Ф.Бондарчука и

его рассказом «Горькая малина».

Вырабатывать навыки выразительного и осознанного чтения, учить анализировать прочитанный текст, читать в лицах, составлять вопросы к прочитанному, обогащать словарный запас учащихся.

Развивать навыки критического мышления, коммуникативную компетенцию учащихся, умение выражать мысли и аргументировать свои высказывания; способствовать формированию собственной позиции ребенка.

Воспитывать чувство справедливости, честность, бережное отношение к дружбе, критическое отношение к своим собственным поступкам.

Оборудование: портрет писателя, карточки-рисунки словарных слов,

карточки с пословицами для каждого ученика по теме урока, корзинка с малиной (для сценки), рисунки малины лесной и садовой, выставка книг по данной теме.

І. Организационный момент.

Улыбайтесь друг другу почаще

И не бойтесь друг друга любить

Окруженные аурой счастья

Мы научимся крепко дружить.

ІІ. Психологический настрой.

Дети – «Здравствуйте» / 2 раза.

Я – «Руку дает другу друг»

Я – Вот и собрался наш круг.

А значит, можно начинать наш урок и мы начнем его с проверки д/з.

ІІІ. Дома нужно было научиться выразительно читать стих А. Барто «Зеркало», а есть ученики, которые выучили стихотворение или отрывок.

Конкурс на лучшего чтеца (3 человека по 4 куплета + оценки)

І V . Мотивация учебной деятельности.

Мы не зря начали урок четверостишием о дружбе.

— Как вы думаете, легко ли дружить с человеком, который меняется «десять раз на дню».

— Какие слова ассоциируются у вас со словом «ДРУЖБА».

Составляем ассоциативный куст со словом «дружба»

крепкая ДРУЖБА настоящая

преданная верная честная

V . Сообщение темы и задач урока.

— Сегодня у нас будет очень интересная работа, мы создадим книгу- помощницу для учащегося 2-го класса на основе рассказа Петра Бондарчука «Горькая малина» и поговорим о том, какую дружбу можно считать настоящей, что происходит с тем, кто хоть однажды схитрит или соврет своему другу. Для оформления книги нам нужно два человека, которые займутся своей работой.

V І. Первичное восприятие и осознание нового материала.

1. А сейчас познакомимся с биографией автора. Слово предоставляется Артуру. Я обращаю внимание на запись на доске и на выставку книг.

2. Первичное чтение рассказа учителем (отдаю оформителям) + подготовленные ученики. А вы запомните слова, значения которых вам не понятны.

3. Словарная работа.

околица – край села;

лощина – долина с пологими склонами;

маслина – оливковое дерево, а также плод его;

лоза – длинный гибкий стебель некоторых кустарников: ивовая, виноградная лоза;

осока – болотная трава с твердыми длинными листьями.

4. Проверка восприятия текста рассказа.

— Понравился ли вам отрывок из рассказа?

— Правильно ли поступил Юрка?

— Почему так назван рассказ?

5. – А бывает ли малина горькой? Нет. Да, действительно, малина сладкая ягода. А о том какая она полезная, расскажет «юный доктор». А еще доктор приглашает на отдых.

6. Чтение 1-ой части рассказа «цепочкой» учащимися. Вторую часть про себя. Рассказ и показ фотографий и малины. Фото актеров, мастера по изготовлению малины. Инсценизация «Разговор Юрки с мамой».

Релаксация. Дадим отдых глазам. Следите глазками за предметами, которые будут появляться на экране.

7. Для нашей книги работали и художники, они создали диафильм. Давайте посмотрим.

8. – Какие пословицы подберем к рассказу (работа в парах).

— Сумел ошибиться, сумей и исправиться.

— Нет друга – ищи, а нашел – береги.

— Под лежачий камень вода не течет.

  • Можно ли дружбу героев назвать настоящей?
  • Какой должна быть настоящая дружба?
  • Давайте посмотрим на книгу. Листаю, показываю. Получилась?

Закончим книгу ее создателями. Вкладываем листок с ролями и передаем учащимся 2-А класса. Когда они будут знакомы с этим произведением она им поможет.

V ІІІ. Д/з. стр. 85-87 дочитать рассказ и составить план, подготовить кроссворд по содержанию.

Песня о дружбе (взявшись за руки).

Всем советуем дружить

Ссориться – не смейте.

Без любви нам не прожить

Ни за что на свете.

Ни за что – 3 раза, на свете – 2 раза.

Петр Федотович Бондарчук

Петр Федотович Бондарчук родился в 1936 году, в Винницкой области, село Талалаевка (сейчас это село переименовано в село Васильевка Илинецкого района). А с 1962 года постоянно живет в г. Донецке.

После окончания седьмого класса работал лесорубом, учетчиком зерноуборочной бригады, служил в армии, был секретарем конторы в колхозе.

Заочно закончил филологический факультет Донецкого государственного университета.

Работал редактором на Донецком телевидении, был ответственным секретарем многотиражной газеты, корреспондентом областной газеты «Радянська Донеччина», старшим редактором издательства «Донбасс».

Петр Бондарчук издал около трех десятков книг поэзии, прозы, сатиры и юмора, перевел русскоязычных поэтов.

Творчество Петра Федотовича Бондарчука – это в первую очередь лирические стихи, основой для них являлась любовь к родной земле, язык своего народа, природа живописного Подолья.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Урок чтения ( 3 класс)

Тема. П.Бондарчук « Горькая малина» ( 2 урок)

Цель: продолжить знакомство с рассказом П.Бондарчука « Горькая малина», учить составлять сравнительную характеристику героев, развивать логическое мышление детей, совершенствовать технику чтения, развивать навыки выразительного чтения, воспитывать жизненные компетенции, такие качества, как совестливость, отзывчивость, готовность прощать.

Оборудование: карточки с шифром для работы в парах, таблица « Правила общения», карточки с записанными чертами характера, шкала оценивания.

І . Организация класса.

ІІ .Сообщение темы и цели урока

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим работать над рассказом П.Бондарчука « Горькая малина». Будем учиться составлять сравнительную характеристику героев рассказа. А еще поговорим о чем – то важном. А о чем именно, вы узнаете сами.

2. Работа в парах с таблицами.

У вас на столах лежат листы с зашифрованными словами. Вам необходимо будет вычеркнуть буквы Ю, Г, К и тогда вы прочитаете слова.

3.Проверка выполненной работы.

Дети называют найденные слова ( Правила общения). Учитель вывешивает на доске табличку с надписью ( Правила общения).

ІІІ . Актуализация опорных знаний

— А сейчас мы вкратце вспомним, о чем этот рассказ.

1.Беседа по вопросам.

1) Почему рассказ называется « Горькая малина»?

2) Назовите главных героев рассказа?

3) Из- за чего произошла ссора между мальчиками?

4) Кто помог осознать Юрке, что он не прав?

5) Стали ли Юрка с Митькой опять друзьями? Как это произошло?

IY . Работа по теме урока

1.Вступительное слово учителя.

Характер человека раскрывается в определенных жизненных ситуациях, через поступки.

Герои рассказа тоже оказались в определенной ситуации и при этом проявили черты характера.

На доске вы видите перечень черт характера, которыми может обладать человек.

2.Работа в группах.

Вам необходимо подумать и записать в таблицу, какими чертами обладает Юрка, а какими Митька.

( Каждая группа получает лист с таблицей Юрка Митька)

Учащиеся первой группы зачитывают черты характера, которые присущи Юрке.

Остальные учащиеся групп отмечают знаком, + если черты совпадают. После выступления первой группы, добавляют недостающие черты.

Учащиеся второй группы зачитывают черты характера, которыми обладает Митька.

На магнитной доске по мере выступления групп появляется таблица.

5.Работа с текстом, выборочное чтение.

1) Докажите, что Юрка хитрый.( Сначала поедим из твоей корзинки, а потом из моей.)

2)Найдите отрывок, где Юрка проявляет нечестность.( Зачитывают отрывок, в котором говорится, что Юрка спешил домой и не хотел останавливаться.)

3)Докажите словами из текста, что Митька сообразительный.( Додумался, что можно использовать малину вместо воды.)

4)А в какой момент мы видим Митьку наивным? Каким другим словом можно заменить качество «наивный»?

5) В какой момент мы видим, что Юрка готов признать ошибку?( Рассказывает папе и ему становится стыдно.)

— Почему ему становится стыдно?( обличает совесть)

Да, недаром говорят, что совесть обязательно «обличит», если совершить что-то необдуманно.

6)В какой момент проявляется решительность?( Зачитайте).

— Как выдумаете, легко ли было Юрке?

7) Найдите и зачитайте, как проявляется у Митьки черта характера « готовность прощать».( Поддержал друга, не стал дуться и обижаться.)

6. Работа над правилами общения.

Ребята, в начале урока мы с вами выяснили, что будем говорить о правилах общения.

— Какие правила общения вы знаете?( Ученики называют правила , а учитель записывает их на доске.)

( Не перебивать, смотреть в глаза собеседнику, поступать с другими так, как хотели бы чтобы поступали с вами; думать о чувствах других людей и т.д.).

— Как вы считаете, какое правило общения было нарушено Юркой?( Он не думал о чувствах своего друга)

— Да, ребята, один такой непродуманный поступок, затронул чувства многих людей.

— Как вы думаете, кого? ( Митьку, его маму, Юркиных маму и папу)

-Как Юркин поступок повлиял на Митьку?( Он был очень расстроен.)

— А на Митькину маму?(Она переживала за своего сына.)

— Как этот поступок затронул Юркину маму?( Она сначала очень обрадовалась, была горда за сына, что он такой трудолюбивый. Затем ее настроение изменилось. Она была разочарована.)

— А Юркиного папу?( Сначала обрадовался, а затем расстроился.)

-Вот видите, ребята, как важно думать о чувствах окружающих людей.

-Что ценного взяли для себя с урока?

-Чему можно научиться из этой истории?

— Как нужно поступать?

Оцените свою работу на уроке, использую 12 бальную шкалу.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

YI . Домашнее задание

Пересказать эпизод, изображенный на иллюстрации.

Вспомнить, не происходила ли подобная история с вами или вашими товарищами.

Урок чтения в 3 классе

Тема.П.Бондарчук « Горькая малина»

Подготовила учитель начальных классов высшей категории ДОШ № 97

Никищина Наталья Николаевна

Домашний адрес: Донецк -117,

ул . Петровского, д.111 « А», кВ. 57.

Тел.300-61-75, м.т. 8 -095 -354-355-7


Статьи по теме