Рассказ по картинкам Бидструпа Урок 5 Класс

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Рассказ по картинкам Бидструпа Урок 5 Класс. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Учебники».

Рассказ по картинкам Бидструпа Урок 5 Класс.rar
Закачек 1542
Средняя скорость 9866 Kb/s

Рассказ по картинкам Бидструпа Урок 5 Класс

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Урок развития речи в 5-м классе по теме «Рассказ»

Цель: развивать навыки монологической речи, составления рассказов по рисункам, мотивацию к познавательной и творческой деятельности.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Не знаешь правила, не хочу заниматься, ненавидит ложь, не мог справиться, не достает до выключателя, не был за границей, недомогать из-за простуды, не стану слушать, негодует, мне нездоровится, недостает внимания.

3. Самоопределение к деятельности

Как обычно начинаются рассказы, о каких либо случаях из жизни? ( Как-то раз, однажды, был такой случай, эта история произошла, это событие и т.д.)

Сегодня мы познакомимся с рассказом в рисунках.

Мы уже описывали произведения живописи: пейзажи, натюрморты; составляли рассказы по картинам, описывали различные рисунки. Теперь мы попробуем составить устный рассказ не по одному, а по ряду связанных между собой рисунков.

— Вспомните, встречались ли вам раньше рассказы в рисунках. Где вы их видели? ( В детских журналах ).

— Каков характер таких рисунков? ( Обычно комический, юмористический ).

— Как называются такие рисунки? ( Юмористические рассказы в рисунках с краткими подписями называются комиксами ).

4. Работа над теоретическими понятиями. Знакомство с рассказом, как одним из видов повествования.

— Теперь дадим определение рассказу, выделим главные особенности и структуру этого жанра.

Рассказ — это литературное произведение, в котором, как правило, речь идёт лишь об одном очень важном событии в жизни героев.

В рассказе выделяются 3 части:

Завязка – событие, с которого начинается действие, от которого зависит развитие последующих действий;

Кульминация – момент наибольшего напряжения в развитии действия рассказа;

Развязка – заключительное действие, которое явилось результатом развития событий.

В рассказе могут быть вступление и заключение.
Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда и с кем произошло то, о чем он решил рассказать.
В заключении чаще всего автор делится своими раздумьями по поводу рассказанного события, говорит о том, чему научил его случай, какой след оставил в памяти.
Движение действия происходит от завязки через развитие действия к его кульминации, затем через постепенный или резкий спад действия – к его развязке.

5. Работа по теме урока

— Сравните два сочинения пятиклассников на тему «Первый раз на ёлке». Получились ли у них рассказы?

— Рассказала ли Таня о каком-нибудь случае или просто перечислила то, что было на ёлке? Интересно ли вам было слушать это сочинение? (это не рассказ, ни о каком случае не говорится)

Рассказ Оли (Первый раз на ёлке)

— Можно ли считать, что Оля повествует о случае?

— Выделите случай, который лежит в основе рассказа.

— Можно ли считать этот случай необычным? Часто ли бывает такое?

— Было ли смешно, когда читали рассказ?

— Достаточно ли полно раскрыто главное событие?

— Назовите структурные части рассказа.

Упражнение 618 на стр. 102

— Наша задача — превратить рассказ в рисунках в устный рассказ.

6. Подведение итогов. Рефлексия

— Смогли ли мы на уроке выполнить задачи, которые поставили в начале занятия? Обоснуйте свое мнение.

1. Составить устный рассказ на тему «Как я однажды…»

Подумайте, о каком случае вы расскажете?

С чего начнете рассказ, как будет развиваться действие, чем все окончится?

2.Задание для желающих: нарисовать рассказ в картинках.

Рассказ по сюжетным картинкам Бидструпа.

1.Подготовить уч-ся к написанию сочинения-повествования в жанре рассказа.

2.Повторить и закрепить знания о композиции сочинения повествовательного характера

3.Активизировать слова, связанные со спецификой работы на уроке.

4.Учиться восстанавливать сюжетную линию произведения по сюжетным картинкам.

5.Составить устный рассказ по картинкам.

У нас с вами сегодня очередной урок развития речи, но он несколько необычный тем, что писать на уроке мы будем мало, а много будем говорить и рассуждать.

Обратите внимание на СЛАЙД 1.

«Речь любит течь, фраза идет потихоньку, а слово бежит и играет».(Пословица)

Работа по фразе.

-Какое это предложение по количеству грамматических основ?

-Назовите средства связи в предложении?

-Слов какой части речи больше в этом предложении?

-Для какого типа речи характерно частое употребление глаголов?

-Какой тип речи называется повествованием? Что вы о нем знаете?

В словаре дано такое толкование слова «Повествование – связный рассказ о каких-либо событиях или о чем-нибудь свершившемся».

-Какой синоним из данного определения мы можем подобрать к слову повествование?

-На каком уроке мы с вами встречаемся с этим жанром?

-Дайте определение, что такое рассказ.

2.Установка на восприятие нового материала.

Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.

Тема нашего урока: Повествование. Рассказ.

А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:

— Для того, чтобы достичь цели, мы должны поставить перед собой задачи, с помощью которых мы и достигнем поставленную цель:

1.Повторить признаки типа речи повествования.

2.Узнать, что такое рассказ.

3.Познакомиться с основными частями рассказа.

4.Составить собственный рассказ.

-Какую из поставленных задач мы с вами уже выполнили?

3. Рассказ — один из повествовательных жанров.

-А что такое рассказ?

-Значит, в основе любого рассказа лежит случай. Подберите синонимы к этому слову.

Послушайте шуточное стихотворение и ответьте на вопрос: Что может служить сюжетом для рассказа?

Разве с вами никогда

Не случалось ничего?

Может быть, хоть иногда

Вы теряли кой-чего?

Или, может быть, однажды

Вам случалось вдруг найти

Что-то очень важное,

Что встречалось на пути?

Может, как-то заблудились

Вы в большом густом лесу?

Или в речку вы свалились?

Иль поймали вы лису?

Или вы окно разбили

И признаться не могли?

Или вы рекорд побили?

Иль кого — нибудь спасли?

Или, может, вдохновение-

Частый гость у вас в квартире,

Дарит вам стихотворенье

Иль сюжеты для картины?

-Сюжетов для рассказов может быть много, нужно только хорошенько подумать. Случаи бывают разные. Подберите прилагательные к слову СЛУЧАЙ (по цепочке):

Вывод: Итак, мы с вами узнали, что такое рассказ, что лежит в основе рассказа. Справились мы со второй задачей?

-Если человек решил построить дом, то сначала он узнает, как строили его те, кто это умеет делать, у кого уже есть дом. А нужно ли учиться строить рассказ?

-Вспомните, какие три основные части мы выделяем в любом сочинении?

-Эти части есть и в рассказе, но есть у него и свои особенности.

Работа со схемой построения рассказа.

4. Рассмотрение текста и выделение в нем элементов композиции.

-А теперь посмотрим, как построен конкретный рассказ, попробуем выделить в нем элементы композиции. Работа в группах.

Берег бродячих камешков.

Вступление Иду по берегу бухты. Волны лениво взбегают на пологий пляж, оставляя на камнях белый налет соли.

Завязка И вдруг..что это? Почудилось, будто один из пляжных камешков перебежал мне дорогу.

Развитие действия Я принялся разглядывать голыши под ногами. Они тускло блестели и лежали на своих метах неподвижно.

Кульминация В следующую минуту новый камешек ожил на моих глазах.

Приподнявшись со своего места, он заковылял к воде и с ходу бултыхнулся в нее.

Развязка Загадка разрешилась, когда я накрыл камешек. В нем оказалась выемка. А в выемке сидел крошечный крабик.

Заключение Природа не наделила краба крепким панцирем, вот и ищут они себе домики. Кто пустую раковину на себя наденет, кто в пустотелый камешек залезет. Хоть и тяжеловато, зато безопасно: хищная рыба не тронет.

-Какая третья задача стояла перед нами на уроке?

-Справились мы с ней?

-Назовите основные части рассказа.

5.Составление рассказа по сюжетным картинкам.

-Что же нам осталось выполнить, чтобы приблизиться к заветной цели?

-Откройте учебник упр. 625. Перед нами рисунки, выполненные датским художником Херлуфом Бидструпом. Он нарисовал историю, которая происходит в семье, решившей повесить на стену портрет отца. Одна из целей нашего урока — работа над развитием собственной речи, и следующий этап урока мы посвятим этому.

-Определите тип речи, который нужно использовать при изложении этой истории.

-Пронумеруйте картинки и соотнесите их с частями плана.

Записи в тетради:

· Вступление. Завязка сжета-1,2,3.

1. Основная часть. Развитие действия, его кульминация-4,5,6,7,8.

3. Заключение. Развязка-9,10.

Проверка по СЛАЙДУ 3.

2-3 ученика составляют рассказ (устно).

-Чей рассказ вам понравился больше?

-Выполнили мы все задачи, которые ставили на урок?

Рассказ по сюжетным картинкам Бидструпа.

1.Подготовить уч-ся к написанию сочинения-повествования в жанре рассказа.

2.Повторить и закрепить знания о композиции сочинения повествовательного характера

3.Активизировать слова, связанные со спецификой работы на уроке.

4.Учиться восстанавливать сюжетную линию произведения по сюжетным картинкам.

5.Составить устный рассказ по картинкам.

У нас с вами сегодня очередной урок развития речи, но он несколько необычный тем, что писать на уроке мы будем мало, а много будем говорить и рассуждать.

Обратите внимание на СЛАЙД 1.

«Речь любит течь, фраза идет потихоньку, а слово бежит и играет».(Пословица)

Работа по фразе.

-Какое это предложение по количеству грамматических основ?

-Назовите средства связи в предложении?

-Слов какой части речи больше в этом предложении?

-Для какого типа речи характерно частое употребление глаголов?

-Какой тип речи называется повествованием? Что вы о нем знаете?

В словаре С.И. Ожегова дано такое толкование слова «Повествование – связный рассказ о каких-либо событиях или о чем-нибудь свершившемся».

-Какой синоним из данного определения мы можем подобрать к слову повествование?

-На каком уроке мы с вами встречаемся с этим жанром?

-Дайте определение, что такое рассказ.

2.Установка на восприятие нового материала.

Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.

Тема нашего урока: Повествование. Рассказ.

А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:

-Для того, чтобы достичь цели, мы должны поставить перед собой задачи, с помощью которых мы и достигнем поставленную цель:

1.Повторить признаки типа речи повествования.

2.Узнать, что такое рассказ.

3.Познакомиться с основными частями рассказа.

4.Составить собственный рассказ.

-Какую из поставленных задач мы с вами уже выполнили?

3. Рассказ — один из повествовательных жанров.

-А что такое рассказ?

-Значит, в основе любого рассказа лежит случай. Подберите синонимы к этому слову.

Послушайте шуточное стихотворение и ответьте на вопрос: Что может служить сюжетом для рассказа?

Разве с вами никогда

Не случалось ничего?

Может быть, хоть иногда

Вы теряли кой-чего?

Или, может быть, однажды

Вам случалось вдруг найти

Что-то очень важное,

Что встречалось на пути?

Может, как-то заблудились

Вы в большом густом лесу?

Или в речку вы свалились?

Иль поймали вы лису?

Или вы окно разбили

И признаться не могли?

Или вы рекорд побили?

Иль кого — нибудь спасли?

Или, может, вдохновение-

Частый гость у вас в квартире,

Дарит вам стихотворенье

Иль сюжеты для картины?

-Сюжетов для рассказов может быть много, нужно только хорошенько подумать. Случаи бывают разные. Подберите прилагательные к слову СЛУЧАЙ (по цепочке):

Вывод: Итак, мы с вами узнали, что такое рассказ, что лежит в основе рассказа. Справились мы со второй задачей?

-Если человек решил построить дом, то сначала он узнает, как строили его те, кто это умеет делать, у кого уже есть дом. А нужно ли учиться строить рассказ?

-Вспомните, какие три основные части мы выделяем в любом сочинении?

-Эти части есть и в рассказе, но есть у него и свои особенности.

Работа со схемой построения рассказа.

4. Рассмотрение текста и выделение в нем элементов композиции.

-А теперь посмотрим, как построен конкретный рассказ, попробуем выделить в нем элементы композиции. Работа в группах.

Берег бродячих камешков.

Вступление Иду по берегу бухты. Волны лениво взбегают на пологий пляж, оставляя на камнях белый налет соли.

Завязка И вдруг..что это? Почудилось, будто один из пляжных камешков перебежал мне дорогу.

Развитие действия Я принялся разглядывать голыши под ногами. Они тускло блестели и лежали на своих метах неподвижно.

Кульминация В следующую минуту новый камешек ожил на моих глазах.

Приподнявшись со своего места, он заковылял к воде и с ходу бултыхнулся в нее.

Развязка Загадка разрешилась, когда я накрыл камешек. В нем оказалась выемка. А в выемке сидел крошечный крабик.

Заключение Природа не наделила краба крепким панцирем, вот и ищут они себе домики. Кто пустую раковину на себя наденет, кто в пустотелый камешек залезет. Хоть и тяжеловато, зато безопасно: хищная рыба не тронет.

-Какая третья задача стояла перед нами на уроке?

-Справились мы с ней?

-Назовите основные части рассказа.

5.Составление рассказа по сюжетным картинкам.

-Что же нам осталось выполнить, чтобы приблизиться к заветной цели?

-Откройте учебник упр. 625. Перед нами рисунки, выполненные датским художником Херлуфом Бидструпом. Он нарисовал историю, которая происходит в семье, решившей повесить на стену портрет отца. Одна из целей нашего урока — работа над развитием собственной речи, и следующий этап урока мы посвятим этому.

-Определите тип речи, который нужно использовать при изложении этой истории.

-Пронумеруйте картинки и соотнесите их с частями плана.

Записи в тетради:

Вступление. Завязка сжета-1,2,3.

Основная часть. Развитие действия, его кульминация-4,5,6,7,8.

3. Заключение. Развязка-9,10.

Проверка по СЛАЙДУ 3.

2-3 ученика составляют рассказ (устно).

-Чей рассказ вам понравился больше?

-Выполнили мы все задачи, которые ставили на урок?


Статьи по теме