Рассказ прогноз Погоды Татьяны Пономаревой

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Рассказ прогноз Погоды Татьяны Пономаревой. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Сборники».

Рассказ прогноз Погоды Татьяны Пономаревой.rar
Закачек 1725
Средняя скорость 1428 Kb/s

Рассказ прогноз Погоды Татьяны Пономаревой

Задачи:

  • Побуждать перечитывать, просматривать тексты произведений при помощи системы вопросов; работать над пониманием смысла названия рассказа.
  • Формировать познавательные умения: задавать вопросы, выдвигать предположения, делать выводы; умения и навыки учебного труда: работать с книгой, словарем.
  • Воспитывать ответственность за свои действия и поступки; формировать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебные книги, компьютер, карточки – опоры

I. Организация класса

II. Повторение изученного материала

1. Предлагаю прослушать музыкальное произведение.

Вспомнить название, автора Приложение

Сергей Прокофьев пьеса “Мимолётности № 1”

— При работе, над каким разделом мы слушали эту пьесу?

Пытаемся понять, почему люди фантазируют название на доску

— Что узнали, когда пытались узнать, почему люди фантазируют?

/ Люди начинают фантазировать, когда пристально всматриваются в окружающий мир. (с.102)

/ Фантазерам все вокруг кажется одушевленным и живым. (с.102)

— Как называется такой прием в искусстве? (олицетворение)

/ При наличии веры в свои силы, огромного желания и приложенных усилий может произойти чудо: можно научиться очень сложным вещам, которые казались невозможными. (Тим Собакин “Игра в птиц”)

/ Каждый по собственной воле способен переступить тот порог, за которым кончается реальность и начинается особый, сказочный мир. Чтобы переступить этот порог, нужна фантазия и определенная смелость (К.Бальмонт “Гномы”, Б.Житков “Как я ловил человечков”)

/ Фантазия и настоящая жизнь часто переплетаются в творчестве (с.140 картина Василия Кандинского “Двое на лошади”)

В своем творчестве соединить настоящую жизнь и фантазию могут только люди, которые любят, любят мир, в котором они живут, любят людей, с которыми они встречаются, любят всё вокруг.

III. Работа по теме урока

1. Следующая глава в учебнике нас этому будет учить.

Смотрим в содержание учебника. (с.6) Как называется новая глава?

Учимся любить название на доску

— Какая цель будет стоять перед нами при работе над материалом этой главы?

/ Что значит любить? Можно ли научиться любить? Если можно, то как этому научиться?

— Посмотрите на содержание этой главы, какие виды работ там содержатся? (Поход в “Музейный Дом”, Слушаем музыку)

— Есть ли произведения знакомых авторов?

2. С какого произведения начнем? (с.142)

Татьяна Пономарева “Прогноз погоды” название на доску

— Что уже знаете о писательнице? Портрет

Пономарева Татьяна Дмитриевна, родилась в Москве 9 октября 1947 года. В детстве мечтала быть балериной. Окончила Литературный институт Публиковалась в журналах, в том числе и детских “Костер”, “Трамвай”, “Мурзилка”, “Наша школа”, “Веселые картинки”. Автор коллективных сборников “Сказки без подсказки”, “Круглый год” и многих других. В издательстве “Детская литература” вышла книга прозы для старшего школьного возраста “Трудное время для попугаев”, в издательстве “Дрофа” – сборник сказок “Укротитель макарон” (2001). По нескольким сказкам (“Случай на болоте”, “Дверь” и другим) созданы мультфильмы. Издательство АСТ – редакция научно-популярной литературы (серия “Я познаю мир”) – выпустило энциклопедии “Мир загадочного” (1999), “История ремесел” (2000), “Великие ученые” (2002), которые затем неоднократно переиздавались. Для издательства “Белый город” написаны биографии таких известных художников, как А.И. Мещерский, И.Е. Репин, Рафаэль, а также пересказаны книги “Сказки народов мира” и “Библия для детей”. Являлась членом жюри нескольких литературных конкурсов. Член Союза писателей России с 1993 года.

3. Продолжим знакомство с творчеством писательницы.

— Просмотрите текст произведения. (с.142-143) Словарная работа.

Найдите слова, которые отмечены для работы в Толковом словаре.

  • Прогноз (с.149) – предсказание, суждение о развитии событий, явлений.
  • Газон (с.132) – площадка в саду, парке, засеянная травой.
  • Антициклон (с.128) – воздушные процессы в атмосфере, влияющие на погоду.
  • Оттепель (с.144) – теплая погода зимой или ранней весной, отмеченная таянием снега.

Можно посмотреть значения до прочтения, но если не найдут все сразу, то посмотрят после прочтения.

4. Посмотрите на иллюстрацию к произведению, на название.

— Предположите, о чем или о ком речь пойдет.

— Сейчас я прочитаю, а вы послушайте и ответите, правильно ли догадались.

— Оправдались ли наши предположения?

5. Прочитаем “буксиром” за мной.

— Подумать что это по жанру: небылица, сказка, рассказ. название на доску

/ Это рассказ. Вспоминаем содержание плаката Летучей мыши на с.116.

Цель рассказа – “рассказать” случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей.

6. Поднимите руку, кому понравился рассказ?

— Какие рассказы Татьяны Пономаревой уже читали? (“Автобус”, “В шкафу”)

— Кто главная героиня этих рассказов?

Выскажи свое мнение.

Сумеете подтвердить, что именно это именно та бабушка?

/ Бабушка обладает такими качествами, как фантазия и развитое воображение (она не удивляется, когда с ней заговаривает автобус или когда обнаруживает оркестр у себя в шкафу), сочувствие и внимательное отношение к ближним (она способна посочувствовать автобусу, ей неловко побеспокоить оркестр в собственном шкафу)

7. Выборочное чтение

— Чем на этот раз отличилась бабушка?

— Ее внуки верят в то, что она способна изменить погоду? Прочитайте (- Это ты постаралась? – спросили мы бабушку.)

— Как же это возможно? Каким волшебным средством она пользуется? (с.143)

— Какая черта характера превращает бабушку в волшебницу? (последнее предложение)

/ Бабушка жалеет снеговика и переживает за него. Сила ее доброты, сопереживания и ответственности такова, что даже способна изменить погоду.

Способность сопереживать, и есть способность любить.

Молодцы, хорошо работали, предлагаю отдохнуть.

Слушаем песню, представляем, о ком поется.

8. Посмотрите, как называется следующий рассказ Т.Пономаревой

Лето в чайнике название на доску

— Сейчас прочитаем этот рассказ, ответить, почему перед рассказом предложила послушать песню о божьей коровке.

— Чтение детьми вслух абзацами.

Ответить на вопрос.

9. Кто из героев появился в рассказе еще? (дедушка)

Маша Иванова в селе Мирном после прочтения этого рассказа сказала, что в этой семье не только ТАКАЯ бабушка, но и ТАКОЙ дедушка!

10. “Жужжащим” чтением читаем

Вы понимаете, что Маша имела в виду? Найти и отметить строчки, подтверждающие ваши высказывания

/ У дедушки такой же характер, как и у чудесной бабушки. Он наблюдательный, внимательный к окружающему, добрый. Дедушка решает поставить чайник с божьей коровкой на полку: “Не будем тревожить”, т.е. он относится к маленькому насекомому как к равному себе

— Дедушка мог бы приютить потерявшийся автобус, услышать оркестр в шкафу, изменить для снеговика погоду? Почему так думаете?

— Из каких строк видно, что доброта – это семейная черта, а не только особенность бабушки и дедушки? (“Всю зиму простоял он (чайник) там. Возле него мы и говорить стали тише…”)

/ Каждому члену семьи дано увидеть даже в маленьком живом существе нечто значительное, целый мир, к которому они относятся уважительно.

— Какие предположения были высказаны о том, почему божья коровка решила перезимовать в чайнике? Прочитайте

— А какая версия у вас есть?

— “Мы заговорили все разом…”

/ Внуки, внучки (те самые, которые не спали всю ночь, беспокоясь об автобусе, и которые сразу догадались, почему не наступило обещанное прогнозом погоды потепление), а может быть и мама с папой, или тетя с дядей.

11. Костя Погодин нашел в рассказе “переломную” строчку: “На дне сидела божья коровка”.

— Почему он считает, что это “переломный момент” в рассказе?

/Начиная с этого момента, события могла бы развиваться иначе, если бы героями рассказа были обычные люди, а не замечательная бабушка и ее родственники.

12.Прочтите еще раз название рассказа. Почему он так называется?

/ Божья коровка – это знак лета, летом она живет, а зимой впадает в спячку. Поэтому спящая в чайнике божья коровка напоминает всем о лете. Можно предположить, что когда она проснется и улетит, это будет значить, что наступает лето.

— Почему этот рассказ помещен в главе о любви? В главу “Учимся любить”, а не в главу “Учимся наблюдать”, например?

/Можно прочитать высказывания Михаила Потаповича и Анишит Йокоповны на с.146

Любить природу – быть внимательным к окружающему – уметь видеть огромный мир в самых незначительных предметах и существах.

IV. Итог урока

  • В каком разделе начали работу? Какая цель?
  • Какие произведения прочли?
  • Что узнали?
  • Дома подготовить чтение по ролям
  • Выставление отметок

Цели: подвести к пониманию того, что самый главный талант героя заключается в способности сопереживать окружающим, думать о них, то есть в способности любить.

    Формировать нравственно-этические ценности. (Понимание того, что в основе любви лежит способность сопереживать, сочувствовать всему живому) Самоопределение — ориентировать учащихся на учёт чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям при решении трудных задач.

    Целеполагание, планирование. Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль и самоконтроль процесса деятельности.

    Перечитывать текст с разными задачами. Осуществлять поиск нужной информации в материале учебника.

    Строить речевое высказывание в устной форме. Уважительно вести диалог с учителем и одноклассниками. Отстаивать собственную точку зрения. Учить работать в группах.

    Формировать умение ориентироваться в учебнике, пользоваться его справочным аппаратом. Формировать навык учебного чтения. Формировать умение понимать нравственный смысл произведения Т. Пономарёвой “Прогноз погоды”

Планируемые результаты

    Предметные: интерпретировать литературный текст (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного). Метапредметные: познавательные: ориентироваться в учебной книге, находить нужный текст по странице “Содержание”, быстро находить выделенный фрагмент текста, нужную информацию. Личностные: учиться самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Оборудование: учебник литературное чтение 1 часть (), русский язык 2 часть(), рабочая тетрадь для самостоятельных работ по литературному чтению 1 часть, презентация.

1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок:
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны,
А ещё старательны.

Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения. Поприветствуем наших гостей (дети поворачиваются к гостям). Давайте улыбнёмся друг другу. Улыбка всегда располагает к общению. (Дети садятся)

— Проверьте готовность к уроку.

— Ребята, а каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, поучительным)

— Как вы думаете, что для этого нужно? (Быстро чётко отвечать, внимательно слушать учителя, товарищей).

— У вас на столах лежит лист самооценки. Подпишите его. Вы будете оценивать себя в течение всего урока на разных его этапах.

2. Актуализация знаний

Начнём наш урок с притчи (звучит мелодичная музыка, рассказывается притча):

-Что такое притча? (Короткий назидательный рассказ). (Слайд 1)

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет мудрецу:

— Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал старик и сказал:

— Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет.

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь к старику… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

— Вот выбирай, — сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Грусть, третью – Красота, четвёртую – Обида, пятую – Дружба.

— Они все прекрасны, — сказала Любовь. — Не знаю, кого и выбрать.

— Твоя правда, — ответил мудрец, — они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

— Ребята, а кого выбрали бы вы? Почему?

Ученики: Дружбу, так как без нее сложно прожить на Земле. Когда люди дружат друг с другом, они помогают друг другу, поддерживают в трудной ситуации, дают советы.

Звучит музыка и продолжение сказки:

Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку

— А без чего не бывает дружбы? (Без любви, добра, уважения, сострадания, терпения)

3. Подготовка к восприятию. Постановка учебной задачи.

Я не случайно рассказала вам эту притчу

Новую тему, друзья начинаем

Как называется тема, где мы узнаем.

Ученики: Нужно обратиться к содержанию учебника, стр.6

«Учимся любить» (Слайд 2).

Посмотрите на содержание этой главы какие виды работ там содержатся.

-Предположите, чему будут учить произведения этой главы?

(Мы познакомимся с произведением и узнаем, что же лежит в основе любви).

— Как вы думаете, что такое любовь и что лежит в её основе?

(Это такие чувства. В её основе лежит дружба, взаимопонимание, уважение, сочувствие Любовь к себе, к жизни своей, нужно дорожить каждой минутой).

— Найдите в содержании главы фамилию автора и название первого произведения этой главы.

— (Татьяна Пономарёва «Прогноз погоды» стр.142) (Слайд 3)

— Давайте попробуем определить цель нашего урока. (Слайд 4)

— Что вы уже знаете об этой писательнице? (Слайд 5)

4. Работа по теме урока. Продолжим знакомство с творчеством писательницы. (Слайд 6) Откройте учебник на стр.142

Какое условное обозначение вы увидели?

(Поиск слов в Толковом словаре). (Слайд 7)

Найдите слова, которые отмечены для работы в Толковом словаре.

Прогноз (с.149) – предсказание, суждение о развитии событий, явлений.

Газон (с.132) – площадка в саду, парке, засеянная травой.

Антициклон (с.128) – воздушные процессы в атмосфере, влияющие на погоду.

Оттепель (с.144) – теплая погода зимой или ранней весной, отмеченная таянием снега.

5. Решение учебной задачи.

Прежде чем мы начнём читать давайте обратимся к памятке «Учимся читать правильно».

УЧИТЕСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО

1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

2. Старайтесь понять то, о чём читаете.

3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.

4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.

5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.

Посмотрите на иллюстрацию к произведению, на название.

— Предположите, о чем или о ком речь пойдет.

— Прочитайте это произведение самостоятельно.

— Оправдались ли наши предположения?

— Определите, что это по жанру: небылица, сказка или рассказ.

(Это рассказ. Вспоминаем содержание плаката Летучей мыши на стр.116. Цель рассказа — «рассказать случай из жизни (пусть даже выдуманный), но так раскрыть характеры конкретных людей».
Поднимите руку, кому понравился рассказ?

— Прочитайте высказывание после текста.

— Какие рассказы Татьяны Пономаревой уже читали? («Автобус», «В шкафу»)

— А о чём они, помните?

Вы видите условное обозначение, что оно означает? (Выскажи своё мнение)

— Ты узнаёшь Бабушку?

Выскажи свое мнение.

Сумеете подтвердить, что это именно та бабушка?

/ Бабушка обладает такими качествами, как фантазия и развитое воображение (она не удивляется, когда с ней заговаривает автобус или когда обнаруживает оркестр у себя в шкафу), сочувствие и внимательное отношение к ближним (она способна посочувствовать автобусу, ей неловко побеспокоить оркестр в собственном шкафу. Она способна расслышать живой голос неодушевлённых вещей, прийти им на помощь).

6. Выборочное чтение

Что означает следующее условное обозначение. (Задание повышенной сложности)

— Чем на этот раз отличилась бабушка? (Она услышала снеговика).

— Прочитайте этот эпизод по ролям.

— Сколько действующих лиц участвует в этом отрывке? (Три: автор, снеговик, бабушка).

— А вы не услышали ведь снеговик и нас пригласил с вами отдохнуть и сделать физминутку.

Физминутка (Слайд8)

7. Закрепление изученного.

— Что же волновало снеговика? Почему бабушка загрустила? (Она стала переживать за снеговика, так как услышала по радио об оттепели)

— Ее внуки верят в то, что она способна изменить погоду? Прочитайте

(- Это ты постаралась? – спросили мы бабушку.)

— Как же это возможно? Каким волшебным средством она пользуется? (с.143)

— Какая черта характера превращает бабушку в волшебницу? (Последнее предложение)

/ Бабушка жалеет снеговика и переживает за него. Сила ее доброты, сопереживания и ответственности такова, что даже способна изменить погоду.

РАЗДЕЛЯЮ точку зрения бабушки и восхищаюсь её умением переживать и сопереживать окружающим, это и есть умение любить. /

Составление синквейна про бабушку.

— Давайте вспомним, что такое Синквейн? (СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, используемое для описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану, его строение напоминает ёлочку

— Кто забыл, как работать в парах обратитесь к памятке.

— Работа в парах. (Запись на листиках)

— Взаимопроверка. (Слайд 9)

Приютила, позаботилась, пожалела

Наполняет дом теплом.

8. Продолжение работы по теме урока

Работа в тетради для самостоятельных работ стр.40

Прочитайте название произведения (Любовь матери).

— Кто придумал эту сказку? (Индейцы Нового Света) — название «коренного населения»

— Договоритесь в паре, кто будет читать, а кто будет слушать.

— Выполните задание к тексту.

— В какой бы сборник вы поместили эту сказку. (Сказки народов мира).

Рефлексия (Слайд 10)

(Дети получают листочки в виде сердечек со словом “Любовь”)

— Подберите 2 прилагательных, которые характеризуют ваше отношение к этому слову и запишите их на сердечках.

Светлая, чистая, добрая, нежная Настоящая, вечная.

Сострадает, сопереживает, верит. Окрыляет, вдохновляет, мучает.

Она когда-нибудь придёт. Вместе в горе и радости.

(Ваши сердечки прикрепим к дереву «Любви») К концу изучения темы раздела мы составим с вами синквейн.

9. Подведение итогов урока. (Слайд11)

— Какую главу начали изучать?

— Чему учит это произведение? (Сопереживать окружающим и любить)

— Ребята, а как вы можете выразить свою любовь к природе?

(Посадить дерево, покормить птиц зимой, расчистить родник или просто не вредить ей, полюбоваться пейзажем за окном, т. е. прикоснуться к природе сердцем)

10. Заполните лист самооценки до конца (Слайд 12-13)

Лист самооценки «Моя успешность на уроке». Ф. И. ________________________.

Умные дети — счастливые родители

Ты помнишь писательницу Татьяну Пономарёву? Какие ещё произведения она написала?

Произведения Татьяны Пономарёвой: «Автобус», «В шкафу», «Прогноз погоды», «Лето в чайнике».

? С. 73 А это произведение (рассказ? сказка? небылица?) тебе понравилось? Почему оно помещено рядом с произведениями, посвящёнными самым маленьким, — ведь в нём как будто рассказывается совсем о другом? Какие строки показались тебе смешными? Почему?

Вспомнив, что рассказ отличается от небылицы и сказки по цели повествования (Ч. 1, с. 116) и что сказка отличается от рассказа по построению (Ч. 1, с. 117), мы можем определить это произведение писательницы как рассказ.
Особенно смешными кажутся три последние строчки рассказа: в них бабушка говорит о том, что льва поймать гораздо проще, чем уследить за её внуками. Из этих же строчек понятно, почему этот рассказ помещён рядом с произведениями, посвящёнными самым маленьким.


Статьи по теме