Рассказы Пермских Писателей о Войне

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Рассказы Пермских Писателей о Войне. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Сборники».

Рассказы Пермских Писателей о Войне.rar
Закачек 1185
Средняя скорость 9174 Kb/s

Рассказы Пермских Писателей о Войне

Много десятилетий отдаляют нас от страшных событий 1941-45 годов, но тема человеческих страданий в годы Великой Отечественной войны никогда не утратит своей актуальности. Об этом нужно помнить всегда, чтобы подобная трагедия никогда больше не повторилась.

Особая роль в сохранении исторической памяти принадлежит литераторам, вместе с народом испытавшим весь ужас военного времени и сумевшим правдиво отобразить его в своих произведениях. Мастера слова полностью перечеркнули известные слова: «Когда пушки говорят, музы молчат».

Произведения литературы о войне: основные периоды, жанры, герои

Страшная новость 22 июня 1941 года болью отозвалась в сердцах всех советских людей, и первыми на нее откликнулись писатели и поэты. Более чем на два десятилетия тема войны стала одной из основных в советской литературе.

Первые произведения на тему войны были проникнуты болью за судьбу страны и наполнены решимостью отстоять свободу. Многие литераторы сразу же отправились на фронт в качестве корреспондентов и оттуда вели хронику событий, по горячим следам создавали свои произведения. Сначала это были оперативные, короткие жанры: стихотворения, рассказы, публицистические очерки и статьи. Их ждали с нетерпением и перечитывали как в тылу, так и на фронте.

Со временем произведения о войне становились объемнее, это были уже повести, пьесы, романы, героями которых становились сильные духом люди: простые солдаты и офицеры, труженики полей и заводов. После Победы начинается переосмысление пережитого: авторы хроникальных произведений пытались передать масштабы исторической трагедии.

В конце 50-х — начале 60-х годов произведения на тему войны пишут «младшие» писатели-фронтовики, побывавшие на передовой и прошедшие все тяготы солдатской жизни. В это время появляется так называемая «лейтенантская проза» о судьбе вчерашних мальчишек, оказавшихся вдруг перед лицом смерти.

«Вставай, страна огромная…»

Пожалуй, в России не найти человека, который не узнал бы призывных слов и мелодии «Священной войны». Эта песня была первым отзывом на страшное известие и стала гимном воюющего народа на все четыре года. Уже на третий день войны по радио прозвучали стихи В. Лебедева-Кумача. А спустя неделю они уже исполнялись под музыку А. Александрова. Под звуки этой песни, наполненной необыкновенным патриотизмом и словно вырывавшейся из души русского народа, отправлялись на фронт первые эшелоны. В одном из них был другой известный поэт – А. Сурков. Это ему принадлежат не менее известные «Песня смелых» и «В землянке».

Прошли войну поэты К. Симонов («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня»), Ю. Друнина («Зинка», «И откуда вдруг берутся силы…»), А. Твардовский («Я убит подо Ржевом») и многие другие. Их произведения о войне проникнуты болью народа, тревогой за судьбу страны и непоколебимой верой в победу. А еще теплыми воспоминаниями о родном доме и оставшихся там близких людях, верой в счастье и в силу любви, способной сотворить чудо. Солдаты знали их стихи наизусть и читали (или напевали) в короткие минуты между боями. Это вселяло надежду и помогало выжить в нечеловеческих условиях.

«Книга о бойце»

Особое место среди произведений, созданных в годы войны, занимает поэма А.Твардовского «Василий Теркин». Она — прямое свидетельство всего того, что пришлось пережить простому русскому солдату.

Главный герой – это собирательный образ, в котором воплотились все лучшие качества советского воина: отвага и мужество, готовность стоять до конца, бесстрашие, человечность и вместе с тем необыкновенная жизнерадостность, которая сохраняется даже перед лицом смерти. Автор сам прошел всю войну в качестве корреспондента, поэтому хорошо знал, что видел и чувствовал человек на войне. Произведения Твардовского определяют «меру личности», как сказал сам поэт, ее душевный мир, который невозможно сломать в самых трудных ситуациях.

«Это мы, Господи!» — исповедь бывшего военнопленного

Воевал на фронте и побывал в плену писатель К. Воробьев. Пережитое в лагерях и стало основой повести, начатой в 1943 году. Главный герой, Сергей Костров, рассказывает о настоящих муках ада, через которые пришлось пройти ему и его товарищам, попавшим в плен к фашистам (неслучайно один из лагерей имел название «Долина смерти»). Люди, измученные физически и духовно, но не потерявшие веры и человечности даже в самые страшные минуты жизни, предстают на страницах произведения.

О войне писали много, но мало кто из писателей в условиях тоталитарного режима рассказывал именно о судьбе военнопленных. К. Воробьев сумел выйти из уготованных ему испытаний с чистой совестью, верой в справедливость и безмерной любовью к Родине. Такими же качествами наделены его герои. И хотя повесть не была завершена, В. Астафьев справедливо отметил, что и в таком виде она должна стоять «на одной полке с классикой».

«На войне узнаешь людей по-настоящему…»

Настоящей сенсацией стала и повесть «В окопах Сталинграда» писателя-фронтовика В. Некрасова. Напечатанная в 1946 году, она поразила многих необычайной реалистичностью в изображении войны. Для бывших солдат это стало воспоминаниями о страшных, ничем не завуалированных событиях, которые им пришлось пережить. Те, кто не бывал на фронте, перечитывали повесть и поражались откровенности, с которой рассказывалось о страшных боях за Сталинград в 1942 году. Главное, что отметил автор произведения о войне 1941-1945 годов – это то, что она обнажила истинные чувства людей и показала их настоящую ценность.

Сила русского характера – шаг к победе

Спустя 12 лет после великой победы вышел рассказа М.Шолохова. Его название — «Судьба человека» — символично: перед нами проходит полная испытаний и нечеловеческих страданий жизнь обычного шофера. С первых же дней войны А. Соколов оказывается на войне. За 4 года он прошел через муки плена, не раз ходил на волосок от смерти. Все его поступки – свидетельство непоколебимой силы духа, любви к Родине, стойкости. Вернувшись домой, он увидел лишь пепелище — это все, что осталось от его дома и семьи. Но и здесь герой смог устоять перед ударом: маленький Ванюша, которого он приютил, вдохнул в него жизнь и дал надежду. Так забота о мальчике-сироте притупила боль от собственного горя.

Рассказ «Судьба человека», как и другие произведения о войне, показал истинную силу и красоту русского человека, способность устоять перед любыми препятствиями.

Легко ли оставаться человеком

В. Кондратьев – писатель-фронтовик. Его повесть «Сашка», опубликованная в 1979 году, из числа так называемой лейтенантской прозы. В ней без прикрас показана жизнь простого солдата, оказавшегося в жарких боях подо Ржевом. Несмотря на то что это еще совсем юнец – всего два месяца на фронте, он смог остаться человеком и не уронить достоинства. Преодолевая страх перед близкой смертью, мечтая выбраться из пекла, в котором оказался, он ни на минуту не задумывается о себе, когда речь идет о жизни других людей. Его гуманизм проявляется даже в отношении к безоружному пленному немцу, в которого ему не позволяет стрелять совесть. Художественные произведения о войне, подобные «Сашке», повествуют о простых и отважных ребятах, делавших тяжелый нравственный выбор в окопах и в сложных отношениях с окружающими и таким образом решавших судьбу собственную и всего народа в этой кровавой войне.

Помнить, чтобы жить…

Многие поэты и писатели не вернулись с полей сражений. Другие прошли всю войну бок о бок с солдатами. Они были свидетелями того, как ведут себя люди в критической ситуации. Одни смиряются или используют любые средства, чтобы выжить. Другие готовы умереть, но не потерять чувства собственного достоинства.

Произведения о войне 1941-1945 годов – это осмысление всего увиденного, попытка показать мужество и героизм народа, вставшего на защиту своего Отечества, напоминание всем живым о страданиях и разрушениях, которые несет борьба за власть и всемирное господство.

Зеленин А.С. Про войну : рассказы, повесть.

В новую книгу (сборник) пермского писателя А.С. Зеленина включены уже известная повесть «Мамкин василек», рассказы «Про войну», «Пять лепестков», «Герой Советского Союза» и ранее не издававшиеся рассказы. Все их объединяет тема Великой Отечественной войны.

Пермские писатели Кустова Ирина Лукинична учитель начальных классов МАОУ лицей «Синтон» Г.Чайковский Пермский край

Литературное чтение И История Пермского края(3 – 4 классы)Тема: «Пермские писатели». Этот урок можно сделать вводным по теме «Пермские писатели», а далее может последовать серия уроков о пермских писателях. Может быть в дальнейшем кто – то из учащихся захочет выполнять исследовательскую работу о каком – нибудь писателе нашего края. Это будет очень хорошо!Целью этой презентации будет являться знакомство младших школьников с чрезвычайно богатой и многокрасочной картиной литературы, которую можно назвать «литературой Прикамья» по месту создания и бытования, по месту рождения или жизни тех, кто ее творил. Познакомить с произведениями писателей Пермского края (о которых забывают), воспитывать уважение к культуре народов многонациональной России.

Великолепны краски, глубоки мысли поэзии народов, история и жизнь которых тесно связаны с Камой. Я хочу рассказать вам о некоторых из этих писателях.

Трутнева Евгения ФёдоровнаИзвестная детская писательница, жила и работала в г. ПермиРодилась 4 декабря 1884 году в г. ПермиВ 1904 г. окончила Пермскую женскую гимназию

Работала лаборанткой в библиотеке Пермского пединститута, на кафедре марксизма-ленинизма.Первые стихи начала писать ещё в гимназические годы.Первый сборник «Подарок» был издан в г. Свердловске в 1940 г.В годы Великой Отечественной Войны многие стихи печатались во фронтовых газетах.С 1943г. – член Союза писателей. Многие стихи положены на музыку.Умерла Евгения Федоровна 23 апреля 1959 г.

В один из сборников «Золотой дождик» вошли многие из лучших её стихов для детей. В небе выше самолётаВстали круглые ворота.Непонятно только мне –Кто их строил в вышине?Кто раскрасил так красиво?Кто поставил всем на диво?Я бегу, бегу вперёд,Не могу догнать ворот!Для пролёта самолётаЭто радуга-дугаЗакрывает облакаКлючиком – замочкомШёлковым платочком. Что за домик Вроде завитушки Едет по тропинке На лесной опушке?Чей это домишкоЗахотел кататься?Смотрят ребятишки,Смотрят и дивятся.Подошли поближе,Взяли на ладошку.«Улитка, улитка,Выстави рожки! » «Гори, гори ясно,Чтобы не погасло….»На поляне, где сосна, Впереди стою одна…По берёзовой опушкеРазбегаются подружки…»

Вавилин Михаил ДмитриевичРодился 22 января 1921 г.В 1939 г. окончил Кудымкарское педагогическое училище.В 1941 г. призван в Советскую Армию. Окончил военно-медицинское училище. Был фельдшером на Западном и 2-м Белорусском фронтах.

Награждён орденом «Красной звезды» и медалями.После войны работал в газете, был редактором окружного радиовещания.Первые стихи были опубликованы в 1937 г. в газетах «Молодой большевик», «По Ленинскому пути».С 1956 г. –член Союза писателей. Им были написаны такие рассказы и стихи, как: «На рассвете», «Лесной край», «Наш первый депутат», «Лесная песня», «Ой ты, поле!» и многое другое». Вот один из отрывков его поэзии: «Я весной об осени думаю,Жду желанный вестей от неё.Вот настанет – и руку бесшумнуюВновь положит на сердце моё…»

Тумбасов Анатолий НиколаевичРодился в 1925 г.Мечтал стать художником , но началась Великая Отечественная Война, и он стал солдатом. Мечта его исполнилась после Победы.Больше всего любил Анатолий Николаевич рисовать природу.

Анатолий Николаевич говорил: «В любое время года – весной, летом, осенью, зимой ли – всегда беру с собой альбом и, наблюдая, зарисовываю всё интересное, что встречается в природе.» Также в кармане у художника лежал всегда блокнот. Там появлялись маленькие заметки, рассказы об увиденном, которые в последствии были печатаны в книгах, таких как «Смелый гриб, «Шмель на этюднике», «Капельки», «Осенний хоровод», и многих других.

Некоторые иллюстрации рисунков вошедшие в сборник рассказов о природе «Дрёма луговая». «Время лететь» «Наступают такие дни, когда кажется, что всё куда-то летит. Летят зонтики, пушинки, семена- ветродуйки, летит пух с перезревших тополиных серёжек, летят мошки, летят птицы, летят облака…»

«Вокруг нас»«От первой капели, до первопутника – снежного покрова, проходят времена года. Бесконечная смена картин и красок в природе…»

«Пейзаж»«Из окна видно рожь, берёзу во ржи, а на дальнем конце поля – сосну…… Я смотрю в окно, как на картину. Только картина живая: краски постоянно меняются, и каждый раз я вижу новый пейзаж.»

«Пасынки» « Много всяких грибов в лесу… …Полюбуйтесь, в одном мухаморьем роду всякие: гриб зонтиком, гриб тарелочкой, грибочек с кулачок, другой … с напёрсток. Он только что вышел из земли, а шапочка уже по моде: красная и в белых крапинках. Красавцы. »

Радкевич Владимир ИльичРодился в г. Белом, Смоленской области в 1927 г.В 1949 г. окончил Пермский университет, историко-филологический факультет.Работал инспектором Пермского областного отдела культуры. Затем был корреспондентом Пермского радиокомитета. В последующем литсотрудником в областной молодёжной газете «Молодая гвардия».

Будучи студентом, начал печататься в Пермских областных газетах.В 1951 г. вышел первый сборник стихов «Добрый путь». Стихи «Над Камой» переведены на китайский язык и передавались по Пекинскому радио.Известен и как переводчик с коми-пермяцкого языка.С 1959 г. – член Союза писателей.Известен читателям по публикациям, таким как: «Добрый путь, «Тракторист», «Пассажиры», «Любить свой край…», «Разговор о счастье», «Уральская лирика» и многое другое.

Сборник стихов «Уральская лирика» — поиски человеческого счастья на трудных дорогах современности – основная тема его книги.Отрывок из стихотворения «Прогулка по Каме» «Хмельны и здоровы пока мы,Что сбудется с нами – не в счет!По Каме, по Каме, по КамеВесёлый плывёт пароход…» Отрывок из стихотворения «Я – с УРАЛА»«Как в сон, как в омут, падал я в Москву,Она с меня провинцию стирала.А на вопрос привычный – где живу? –Я отвечал, что родиной с Урала…»

Различны исторические пути, национальные культуры башкир, татар, коми-пермяков, удмуртов. Но их судьба стала общей судьбою русского и других братских народов, со всем её поэтическим богатством. Спасибо за внимание.


Статьи по теме