Региональное Управление и Территориальное Планирование Шпаргалка

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Региональное Управление и Территориальное Планирование Шпаргалка. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Шпаргалки».

Региональное Управление и Территориальное Планирование Шпаргалка.rar
Закачек 1912
Средняя скорость 1356 Kb/s

Региональное Управление и Территориальное Планирование Шпаргалка

Тема: Предмет, методы, региональные исследования

Предмет исследования регионального управления и территориального планирования

Методы региональных исследований

1. Региональная экономика: Учебник/ В.И. Видяпин и М.В. Степанов. – М.: ИНФРА – М, 2011. – С. 60 – 89.

2. Региональная экономика: Учеб. пособие/ Н.Г. Кузнецов, С.Г. Тяглов. Рлстов н/Д.: Феникс, 2010. – С. 50 — 73.

3. Штульберг Б.М. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелеос АРВ, 2010. – С. 78-90.

4. Михеева Н.Н. Региональная экономика и управление. Учеб. пособие Хабаровск, 2008

1. Предмет исследования регионального управления и территориального планирования

Региональное управление и территориальное планирование являются частью региональной науки, которая изучает особенности и закономерности размещения производительных сил и развития районов во взаимосвязи с национальным хозяйством, т. е. исследует пространственный аспект развития национального хозяйства, его отраслей, а также факторы размещения производительных сил и регионального развития. Важной составляющей национального и регионального экономического роста является постоянный поиск лучших вариантов территориальной организации производительных сил, которая обусловлена повышением отдачи сосредоточенных на территории природных ресурсов, населения.

Актуальностьрегиональных исследований в современных условиях для России обусловлена:

— возникновением народнохозяйственных потребностей в условиях перехода к рынку;

— регионализацией большинства социально-экономических процессов;

— необходимостью формирования и развития самостоятельных устойчивых хозяйственных территориальных образований, способных эффективно функционировать в рыночных условиях;

— возрастанием стремления хозяйства регионов к саморазвитию и реализации территориальных интересов.

Региональное управление– это наука о развитии и размещении производительных сил, которая изучает социально-экономические процессы в регионах, развитие хозяйства в конкретно-региональном аспекте.

Иными словами, данная наука изучает особенности и закономерности размещения производительных сил и развития регионов, т. е. экономические отношения в территориальной привязке, их специфику, хозяйство конкретных регионов как территориальных комплексов с собственными специфическими тенденциями развития и как составных частей национального и мирового хозяйства, а также совокупность экономических, социальных, политических и иных факторов, которые обусловливают регулируемое формирование и развитие хозяйства и социальных процессов в региональной системе страны и в каждом регионе.

Региональное управления является отраслью экономической науки и которая опирается на экономические законы, исследует совокупность экономических, социальных факторов и явлений. Это обусловливает формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в различных иерархических уровнях, как в целом по стране, так и в каждом экономическом районе, в каждой территориальной единице.

Необходимость хозяйственного управления на региональном уровне прежде всего связана с особенностями формирования системы региональных рынков, основанными не только на изменении отношений собственности, но и на новых межтерриториальных хозяйственных связях, на рациональном размещении производительных сил по территории страны, оптимизации хозяйственных пропорций в регионах.

Территориальное планирование – планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Задачами территориального планирования являются:

Разработка предложений по совершенствованию административно- территориального деления территории субъекта Российской Федерации;

Подготовка предложений по перераспределению земель по формам собственности;

Определение по периодам динамики перераспределения земель по категориям и угодьям;

Определение потребности в земельных ресурсах на перспективу для различных отраслей экономики;

Формирование фонда перераспределения земель для обеспечения земельными участками граждан и юридических лиц в целях развития садоводства, личного подсобного хозяйства, при расселении беженцев, военнослужащих, продажи на аукционах и другое;

-Упорядочение структуры землепользований и землевладений;

-Разработка мероприятий по совершенствованию планирования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения;

-Территориальная привязка всей системы природоохранных мероприятий по защите земель от негативных воздействий;

-Определение потребности в инвестициях, необходимых для осуществления организационно-территориальных мероприятий, намеченных в схеме землеустройства;

-Оценка экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий по планированию рационального использования земель и их охраны в регионе.

Региональная политика(международный) -политика государства по выравниванию условий жизни населения и ведения предпринимательства в разных частях его территории

Региональная политика (в документах)- система целей и задач органов гос. власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием страны , а так же механизмы их реализации.

Региональная политика (в научных трудах)- совокупность действий управляемых структур по созданию условий для сбалансированногосоциально-экономического развития территории и благополучная жизнь населения в благополучной окружающей среде.

Цель -повышение уровня и качества жизни населения

1.повышение благосостояние населения

2.обеспечение саморазвития региона

5.обеспечение благоприятной окружающей среды

Для достижения поставленных целей предстоит решить ряд неотложных задач , важнейшими из которых являются следующие:

  1. Ликвидировать нищенский слой в структуре населения всех регионов.
  2. Обеспечить социальное равенство регионов.
  3. Создать условия для формирования устойчивой семьи, обеспечив её достойными благами и услугами.
  4. Провести действенную реформу региональной экономики, учитывая производственную структуру и хозяйственный профиль каждого региона.
  5. Создать условия для развития всех форм собственности и хозяйствования, поддержать отечественного производителя.
  6. Стимулировать рациональное использование местных ресурсов: природных, экономических, трудовых, финансовых, интеллектуальных.
  7. Организовать рациональное природопользование и охрану окружающей природной среды.
  8. Создать хорошо (высоко) оснащённую производственную, социальную, экологическую, рыночную, институциональную инфраструктуру во всех регионах страны.
  9. Cформировать эффективные внутри- и межрегиональные производственно-экономические связи.
  10. Отрегулировать отношения между центром и регионами, между федеральной, региональными и муниципальными властями.
  11. Предотвратить проявление регионального сепаратизма.
  12. Сохранить и приумножить национально-этническую культуру в каждом регионе.

В Декларации Ассамблеи европейских регионов о регионализме в Европе используется понятие «регион» как отличительную политическую самобытность, принимающую различные политические формы, отражающую демократическую волю каждого региона в отношении формы политической организации, которую он примет к качестве предпочтительной.

В «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803) регион определяется в качестве части экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации или объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации

Н.Н. Некрасов в работе «Региональная экономика» (1978 г.) рассматривает регион в качестве большой территории страны с примерно одинаковыми природными условиями, а главным образом, с характерной направленностью развития производительных сил, в основе которого лежит сочетание комплекса природных ресурсов и соответствующей социальной структуры [32, с. 29]. Основным критерием выделения региона является общность народнохозяйственных задач

А.Г. Гранберг (системный подход) считает, что регион – это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов

Кистанов В.В. (комплексный подход)-часть территории страны обладающая общностью природных, социально-экономических ,национально-культурных и иных условии отличающийся какими либо функциональными признаками.

Ю.Н. Гладкий и А.И. Чистобаев (административно-территориальный подход)считают, что регион – это субъект федерации, либо объединения нескольких субъектов

Барбаков Ю.М. (социальный подход)-целостная социальная система которая обладает всеми признаками социума.

Территориальная общность людей определяется как «локализованная в социально-географическом пространстве группа людей, тесно связанная множеством территориально опосредованных социальных, экономических, политических, духовных и иных отношений. В процессе функционирования территориальная общность людей обретает характер социальной группы, формирующейся под влиянием совокупности условий и факторов конкретной территории, сохраняя себя в социально-географическом пространстве-времени»

Территориальная общественная система-форма пространственной организации общества,целостная территориальное сочетание элементов социально-демографического ,экономического и политического характера.

Каждый регион имеет сложное внутреннее строение, взаимообусловленное сочетание разнообразных блоков, компонентов и элементов. По функциональному признаку все компоненты и элементы можно объединить в следующие блоки :

  1. Территориальная общность людей (ТОЛ) – ядро регионов.
  2. Экономический.
  3. Природно-ресурсный.
  4. Социальный.
  5. Духовный.
  6. Рекреационный.
  7. Производственно-инфраструктурный.
  8. Рыночно-инфраструктурный.
  9. Эколого-инфраструктурный.
  10. Социально-инфраструктурный.
  11. Духовно-инфраструктурный.
  12. Рекреационно-инфраструктурный.
  13. Военно-инфраструктурный.
  14. Управленческий.
  15. Институционально-инфраструктурный. (рис.1)

На рис.1 представлена концептуальная модель социально-экономического региона. В центре модели размещается территориальная общность людей. Которая формирует цель перспективного развития и средства для её достижения. В первом круге находятся функциональные блоки, выполняющие внешние и внутренние функции регионов. Они определяют «лицо» регионов и их «поведение» в социально-экономическом пространстве страны и мира. Базисом регионального развития является экономический блок, который обеспечивает потребности людей, процессы территориального воспроизводства, самодостаточность и экономическую безопасность регионов.

Жизнедеятельность людей и региональная политика формируется на определённой территории, имеющей природно- ресурсный потенциал. Его использование протекает по линии функционирования добывающих отраслей, воздействие естественных условий на жизнь населения, создания благоприятной окружающей природной среды человеческого бытия. Традиционные взаимодействия этих трёх блоков являются «локомотивом» регионального развития, а взаимные воздействия приводят к образованию фоновых и индивидуальных демографической, экономической и экологической ситуаций.

ТОЛ способны к активному функционированию при наличии трёх блоков – социального, духовного и рекреационного. В этих блоках протекает соответственно межличностное общение, духовное обогащение, отдых и восстановление здоровья людей. Эти блоки являются следствием жизнедеятельности ТОЛ, внутренне адаптированы ко всем структурным блокам, обеспечивая разнообразные ролевые функции населения.

Региональное развитие во многом зависит от уровня инфраструктурного обустройства, степени разнообразия услуг, рациональности размещения и доступности сервисных объектов. В составе социально-экономических регионов гипотетически должны присутствовать производственная, социально-бытовая, социально-культурная, рыночная, экологическая, духовная, рекреационная инфраструктура. В конкретных же регионах наблюдается отсутствие или недостаточно полное развитие инфраструктурных объектов. Это зависит от ряда факторов: исторического (рыночная инфраструктура), политического (духовная и рекреационная инфраструктура), экономического (социальная, экономическая инфраструктура) и др. Развитие регионов в советский период было не совместимо с рыночной экономикой и вполне естественно, что отсутствовала рыночная инфраструктура. Ориентация на экономические цели и приоритеты привела к «угнетению» объектов социальной и экологической инфраструктуры, финансированных по остаточному принципу. Социалистическая политика игнорировала и даже вела к закрытию конфессиональных объектов, способствовала концентрации рекреационной и туристической инфраструктуры в южных регионах страны.

Повышение статуса регионов – субъектов РФ и перенос процессов реформирования из центров на территории сопровождается укреплением и совершенствованием регионального управления и местного самоуправления. Возрастание роли управленческого блока во многом обеспечивается формированием современной институциональной инфраструктуры, геоинформационного обеспечения и мониторингового наблюдения.

В концептуальной модели присутствует ещё один блок военной инфраструктуры, который обеспечивает безопасность региональной жизнедеятельности населения. В реальной действительности некоторые регионы такого блока не имеют или же он находится в «затенённом» состоянии. Это объясняется тем, что регионы входят в состав военных округов со своей системой и территориальной организации военной инфраструктуры и обеспечивающих безопасность на всей территории.

Все эти блоки, подчиняясь общей цели развития – рост благосостояния населения и всестороннее развитие личности, функционируют как единый целостный организм. Между блоками нет резких непроходимых граней и все они, являясь объектом региональной политики, развиваются в тесном диалектическом единстве.

Иерархическая структура административно-территориального устройства представлена следующими пространственными уровнями: федеральные округа – регионы – субъекты РФ – муниципальные образования. Реформирование муниципальных образований предполагает два уровня: первый создаётся вместо сельских советов, второй – вместо низовых административных районов. Между регионами (республиками, областями, краями) и муниципальными образованиями во многих субъектах формируется промежуточный таксон – региональный (муниципальный) округ (например, в Свердловской области). Он создаётся на базе социально-экономического микрорайона и имеет собственный орган управления.

Административно-территориальное деление Российской Федерации — важнейшая составляющая территориальной организации страны, на основе которой строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также система общественных объединений. Существующее административно–территориальное устройство России обусловлено обширностью территории нашей страны, разнообразием экономических, географических, демографических, природных и национальных условий каждого субъекта федерации.

Административно-территориальное устройство России, имеющей федеративную форму государственного устройства, является государственно-правововым механизмом, обеспечивающим экономическую, политическую, идеологическую и организаторскую деятельность государства и его субъектов.

2.Субъекты Российской Федерации

-Республики Российской Федерации (22)

-Края Российской Федерации (9)

-Области Российской Федерации (46)

-Автономные округа (4) и автономная область (1)

-Города федерального значения (3)

3.Экономические районы Российской Федерации

1.Однородная-характерезуется внутренним однообразием

2.Конекционная-те которые отличаются взаимосвязанностью компонентов

3.Конфигурационная-обусловленны физическими рубежами или очерчены сетью ранее выявленных точек

Региональное управление и территориальное планирование в общем виде включает:

1. Градостроительство (Городское планирование);

2. Районная (территориальная) планировка;

3. Региональная политика — деятельность государства по выравниванию условий жизни населения в разных частях его территорий.

Субъект регионального управления и территориального планирования — это органы власти, администрации регионов, Министерства (региональной политики), органы местного самоуправления.

Объект РУ и ТП — это регион, муниципальное образование, депрессивные регионы, объекты городского планирования, градостроительные образования, поселения и их целостная часть, территориальные образования (страна, субъекты РФ, районы).

Междисциплинарные связи РУ и ТП:

Географические науки — экономическая география, физическая география, картография.

Градостроительство — архитектура и др. инженерные дисциплины.

Медицинские науки — гигиена, санитария.

Экономические — отраслевые экономические науки, демография

Основные документы территориального планирования:

1. Схемы территориального планирования РФ (карты, текстовые части, пояснительные записки)

2. Схемы территориального планирования sb РФ:

— Концепция градостроительного развития Кировской области;

— Границы муниципальных образований.

3. Документы территориального планирования муниципальных образований (схемы мун. районов, генеральные планы территориального образования, ген. планы поселений).

4. Градостоительный кодекс.

5. Закон Кировской обл. от 28.09.2006 г. №44-ЗО «Орегулировании градостроительной деятельности в Кировской области».

6. Региональные нормативы градостроительного проектирования.

7. СНИП 2.07.01-89 Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений.

8. Стратегия соцмально-экономического развития Кировской области до 2020 года.


Статьи по теме