Самостоятельная музыкальная Деятельность Дошкольников Курсовая

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Самостоятельная музыкальная Деятельность Дошкольников Курсовая. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Рефераты».

Самостоятельная музыкальная Деятельность Дошкольников Курсовая.rar
Закачек 615
Средняя скорость 5275 Kb/s

Самостоятельная музыкальная Деятельность Дошкольников Курсовая

Необходимость правильной организации работы в детском саду по развитию самостоятельной художественной деятельности: театрально-игровой, изобразительной, художественно-речевой и музыкальной. Источники и виды самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности

2. Источники самостоятельной музыкальной деятельности

3. Виды самостоятельной музыкальной деятельности

4. Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности

Обычно, говоря об учебной деятельности, исследователи имеют в виду работу ученика в классе. Но организация учебной деятельности школьника включает наряду с классной его домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу по предмету. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа школьника представляет наибольший интерес в плане психологического анализа учебной деятельности. Именно в ней более всего может проявляться его мотивация, целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Именно самостоятельная работа школьника может служить основой перестройки его позиции в учебном процессе.

1. Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности

Подготовить ребенка к школе — значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной художественной деятельности: театрально-игровой, изобразительной, художественно-речевой и музыкальной.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» есть раздел «Самостоятельная художественная деятельность». Она объединяет действия детей, связанные с разными видами искусства (рисованием, пением, чтением стихов и т. д.), каждое из которых имеет свое самостоятельное развитие.

В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами).

Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентироваться в музыке — сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить.

Для характеристики детской деятельности важно отметить следующее: источник, откуда они черпают свои музыкальные впечатления; интересы детей, отдающих предпочтение тем или иным песням, хороводам, какому-либо виду деятельности; формы организации самостоятельной деятельности.

Рассмотрим это подробнее.

2. Источники самостоятельной музыкальной деятельности

Источником возникновения детского музицирования являются прежде всего музыкальные занятия. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Их систематически побуждают к самостоятельным действиям. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Например, на занятиях дети часто поют в сопровождении инструмента. Но если их будут учить петь без сопровождения, то они смогут сами по своему желанию петь без поддержки фортепиано.

Многие ребята любят танцевать, маршировать под музыку.

Но если они научатся напевать плясовую мелодию, марш, то уже смогут без помощи взрослого сопровождать движения своим пением.

Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники, развлечения. Это яркие страницы жизни ребенка. Многие воспитатели отмечают, что сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют.

Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности в семье. Самые распространенные из них — это детские музыкальные радио- и телепередачи. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, коллекционирование грамзаписей и т. д. оказывают влияние на музыкальное развитие детей, на их самостоятельное музицирование.

Диафильмы с музыкальным сопровождением, увлекательные мультфильмы с занимательными персонажами вызывают у ребенка желание повторять полюбившиеся ему песни.

3. Виды самостоятельной музыкальной деятельности

Рассмотрим, как применяются детьми различные виды музыкальной деятельности в условиях самостоятельного детского музицирования. Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действии детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место.

Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях.

Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например, две девочки, изображая «музыкального работника» и воспитателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню М. Красева «Осень». Одна из девочек строго говорит: «А это пойте тише, как эхо».

Музыкальное занятие в детской игре может иметь более сложную, развернутую форму: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на цитре, металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т. д.).

В «концерте» дети организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой детей — «артистов», для своих товарищей — «зрителей», с непременным участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках. Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Дети сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения.

В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в «парад» мальчики поют «Барабан» М. Красева, барабанят и маршируют, меняя построение в каждом куплете песни (ходят по кругу змейкой, парами). Девочки, укачивая кукол, поют песню «Баю-баю» М. Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организует действия детей.

В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет» «Два барабана», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др. Например, в игре «Два барабана» один ребенок отстукивает на барабане ритмический рисунок, другой точно его воспроизводит или один исполняет несложную мелодию на металлофоне, другой выкладывает ноты-кружки на фланелеграфе, изображая направление мелодии и ее ритм.

В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, гармониках, баянах, триолах, саксофонах, кларнетах, дудочках, детских пианино, роялях, бубнах, барабанах, цитрах, гуслях, треугольниках и др., на которых исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут «сочинить» и свои.

Интересно проходят у старших дошкольников инсценировки с музыкальными инструментами, которые ребята используют, характеризуя какой-либо персонаж игры. При этом отмечают: «Про лису надо играть мягко, про медведя — сильнее, он сердитый».

Музыкальные инструменты дети используют индивидуально, объединяясь по двое-трое, иногда по своей инициативе организуют «оркестр».

В самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки. Воспитатель по их просьбе использует проигрыватель, и все вместе слушают вокальную, инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств.

Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.

4. Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности

художественный музыкальный деятельность дети

Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей многообразны. Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных на музыкальных занятиях.

Дети повторяют не только знакомые игры, танцы, песни, но и отдельные их элементы. Действия детей носят характер упражнений; они учат друг друга выполнять, например, шаг польки, правильно петь мелодию песни, сами замечают неточности в выполнении тех или иных действий, показывают, как надо сплясать, спеть.

Игра — следующая форма организации самостоятельной музыкальной деятельности. Это могут быть сюжетно-ролевые игры с эпизодическим самостоятельным применением детьми музыкального репертуара. Чаще всего в таких играх звучит песня. Музыка и литературный текст помогают детям лучше воплотить в игре свои замыслы.

Музыкально-дидактические игры привлекают детей возможностью действовать с игрушками и пособиями. Играя в «музыкальное лото», они различают по тембру разные инструменты, узнают по содержанию картинки или исполненные на органчике знакомые песни. Переставляя матрешку по ступенькам «музыкальной лесенки», дети осваивают направление движения мелодии, расположение звуков, разных по высоте, воспроизводят тихое и громкое звучание на разных инструментах.

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.

Делая выводы, необходимо отметить, что осуществление школьником самостоятельной работы играет значительную, если не определяющую роль в повышении уровня его учебно-познавательной мотивации. Самостоятельная работа школьника предполагает выполнение целого ряда входящих в неё действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла, подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм занятости школьника, самоорганизацию в распределении учебных действий во времени, самоконтроль в процессе выполнения и некоторые другие действия. Это требует предварительного обучения приёмам, формам и содержанию этой работы, что подчёркивает важность организующей и управляющей функций учителя. Высшая школа отличается от средней главным образом степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студент сам осуществляет познание. Сегодня изменения, происходящее в мире заставляют общество предъявлять новые требования к современному человеку. Большое внимание уделяется умению человека адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающего мира. При этом он должен на протяжении всей своей жизни заниматься самообразованием, для того чтобы хоть в некоторой степени быть успешным. Поэтому одной из главных задач образования является формирование у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2006

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов, 2-е изд., испр. и перер., — М.: Логос, 2006

4. Клюева Н.В. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. — М.: П24 Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003

5. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

6. Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — 270 с.: нот.

Формирование представлений о характере музыки у младших дошкольников.doc

Таким образом, самостоятельная музыкальная деятельность не проходит без участия воспитателя. Последнему необходимо организовать предметную среду для занятий музыкой. Способствовать тому, что бы знания и впечатления в области музыки у детей постоянно пополнялись и постоянно стимулировать детей к занятиям музыкальной деятельностью.

Выводы по первой главе

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, нами были сделаны следующие выводы:

  1. В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество воспитательно-образовательных задач. Одной из основных является развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятия и исполнительства (певческой деятельности, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмической деятельности).
  2. Самостоятельная музыкальная деятельность должна проходить под руководством воспитателя. Педагогу необходимо хорошо продумывать условия самостоятельной музыкальной деятельности детей.
  3. Самостоятельная музыкальная деятельность детей формируется под воздействием ряда условий: влияние музыкальных праздников и развлечений, эффективная организация предметного пространства, тесный контакт воспитателя и родителей в плане развития музыкальных способностей детей.

ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    1. Методика и организация исследо вания

Анализ литературы показал, что музыка оказывает существенное влияние на всестороннее развитие личности, она неотъемлемая часть жизни любого человека. Однако музыкальных занятий в дошкольном учреждении недостаточно, чтобы дать детям необходимый запас знаний, развить музыкальные способности. В связи с этим, немаловажную роль играет организация самостоятельной музыкальной деятельноси дошкольников в группе.

Цель данной курсовой работы заключалась в изучении роли воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников. В связи с этим в практической части работы решались следующие задачи:

    1. Проанализировать особенность организации самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду.
    2. Подобрать рекомендации для воспитателей по организации самостоятельной музыкальной старших дошкольников.

В качестве методов исследования были выбраны следующие: наблюдение, анализ документации, опрос детей и педагогов.

Для обработки результатов использовался количественный и качественный анализ.

База исследования послужило дошкольное учреждение № 436. В исследовании принимало участие 3 старшие группы д/у — №6,7,10 (общая численность детей – 60) и 6 воспитателей.

    1. Изучение особенностей самостоятельной музыкальной де ятельности старших дошкольников

Изучение особенностей самостоятельно музыкальной деятельности детей проходило в несколько этапов.

1. Изначально были просмотрены музыкальные уголки в группах на наличие в них необходимых предметов для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Анализ показал, что содержимое музыкальных уголков в каждой группе примерно одинаковое. Несмотря на то, что у дошкольного учреждения достаточно неплохая материальная база, детских музыкальных инструментов в уголках было не много, хотя и соответствовало основным требования программы. Детальное рассмотрение инструментов показало, что не все они были исправны. Более того, новых игрушек, за исключением дудочек и маракасов, не было. Примечательным был тот факт, что в уголках находились музыкальные инструменты, изготовленные совместно воспитателями и детьми, а так же их родителями: это были пластиковые бутылки с разным наполнением. Их можно использовать, как шумовой инструмент.

В каждой группе музыкальный уголок располагался в доступном для детей месте. Рядом, как правило, располагался и театральный уголок, наполненный необходимыми атрибутами для творчества детей.

В группе №6 в музыкальном уголке была настольно-печатная игра по знакомству дошкольников с нотами. Так же в данной группе был маленький однокассетный магнитофон и кассеты с детскими песенками к нему. По словам детей, им было разрешено самостоятельно включать его.

В группе №7 на заднем плане уголка были расположены картинки с изображением героев музыкальных мультфильмов: Крокодил Гена, Кот Леопольд, Чебурашка и т.п. Данные иллюстрации использовались для организации самостоятельных игр детей.

2.Далее нами было проведено в течение недели наблюдение за свободной деятельностью детей. Оно показало, что дети в группах №6 и №10 редко пользуются музыкальным уголком. Чаще всего они просто берут барабан и дудочку и используют как элемент игры, но не музыкальной деятельности. Т.к. создается шумовой эффект, воспитатели периодически забирали у детей инструменты и клали на место. Заметно было стремление воспитателей больше подержать порядок в уголке, чем поспособствовать организации самостоятельной деятельности детей. Что касается песенного творчеств, то оно присутствует в играх дошкольников. Песни современные и, как правило, сопровождают режимные моменты у детей. Музыку включали детям только в группе №6, т.к. там есть магнитофон. Под музыку дети танцевали и придумывали свои движения. Атрибуты из театрального уголка также практически не использовались в самостоятельной деятельности детей.

3. На следующем этапе нами был проведен анализ планов воспитателей. Были получены следующие результаты:

  • группа №6 – музыкальная деятельность вне занятий запланирована 4 раза в месяц (по одному на неделе). Так как исследование проводилось незадолго до Нового года – планировалось в основном заучивание песен к празднику.
  • группа №7 — запланировано 5 музыкальных мероприятий, среди них – пение, танцы под музыкальную кассету, игра «Угадай инструмент по звуку»
  • группа № 10 — так же как и в группе № 6 было запланировано только песенное творчество.

Следует отметить, что самостоятельную музыкальную деятельность детей воспитатели планируют не совсем тщательно, так уделяется внимание только песенному творчеству (а оно, как правило, проходит под руководством воспитателя). Не была запланирована ни в одной группе организация музыкальных игр и игра на инструментах. На наш взгляд, несмотря на то, что речь идет о самостоятельной игровой деятельности, необходимо это прописывать в плане. Так как деятельностью детей в этом возрасте необходимо руководить. Более того, необходимо учитывать индивидуальные особенности и способности детей, следить за тем, что бы практически все дошкольники по-возможности периодически играли в музыкальном уголке.

4.Далее нами был проведен опрос дошкольников.

На вопрос, нравится ли им музыка, все ответили да. Среди наиболее понравившихся песен дети чаще всего называли современные эстрадные. Следует отметить, что девочки также упоминали и песни, заученные на занятиях.

На вопрос «Ты бы хотел играть в оркестре на инструментах?» 70% детей ответили да. Оставшиеся — нет или не знаю. Мотивировали свои ответы тем, что не умеют пользоваться инструментами.

На вопрос «На каких инструментах ты бы хотел играть?» ответы распределились следующим образом: на первом месте – пианино (девочки) и Барабан (мальчики), на втором – дудочка, на третьем месте – ксилофон. Реже использовались названия струнных инструментов и духовых, образцы которых не присутствовали в группе. Это говорит о том, что с детьми не очень хорошо организованная просветительская работа.

Далее дошкольникам были показаны изображения инструментов и просьба их назвать. Примечателен тот факт, что дошкольники знали только те инструменты, которые есть у них в группе. При этом не все смогли правильно назвать ксилофон и цимбалы.

Опрос показал, что дома родители так же не уделяют ребенку должного внимания в плане музыкального развития: только 3 ребенка из 3-х групп посещают музыкальные школы. Так же только примерно у 50% детей есть музыкальные инструменты дома (игрушки).

  1. Далее нами был проведен опрос воспитателей. С их слов, в группах постоянно организовывается самостоятельная музыкальная деятельность детей. Руководство ей с точки зрения педагогов заключается в том, что они помогают организовать игру или танцы, или другое музыкальное творчество детей. Игра дошкольников на инструментах используется реже, т.к. в группе много детей. Поэтому организовать ее можно либо вначале дня, любо в конце, когда часть ребят ушла домой. У воспитателей были слабые представления о том, какой репертуар должен присутствовать у детей в этом возрасте. Не все знали, как организовать самостоятельную деятельность детей в игре на инструментах. В связи с этим нами были даны рекомендации для них (см. Приложение1).

Таким образом, проведенная нами работа свидетельствует о том, что в группах детского сада недостаточно хорошо организована самостоятельная музыкальная деятельность детей. Воспитатели неактивно принимают участие в ее руководстве, редко способствуют стимуляции детей к занятиям музыкой.

    1. Рекомендации по организации самостоятельно музыкальной деятельности старших дошкольников

Как уже было описано ранее в теории, деятельность на художественных занятиях строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет так же действовать и вне занятий: организовывать игры-драматизации, по собственному желанию петь, рисовать.

Педагогические условия организации самостоятельной музыкальной деятельности:

    • регулярная организация музыкальных праздников и развлечений.
    • оптимальная организация предметно-развивающей среды (инструментов, атрибутов театральных игр).
    • тесный контакт воспитателей и родителей в организации условий для становления и развития творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома.

Чтобы занятия оказывали наиболее сильное влияние на развитие самостоятельной детской деятельности, воспитатель должен:

— подобрать литературный и музыкальный репертуар, легко усваиваемый детьми, доступный им по тематике;

— продумать возможность использования детьми в часы досуга пособий, музыкальных инструментов, материалов для изобразительной практики, кукол для театрализованных игр, которые ранее использовались на занятиях;

— применять разнообразные приемы, побуждающие детей самостоятельно заниматься разными видами музы кальной деятельности «наклей картинки музыкальных инструментов на картон — это будут карточки музыкального лото» и т. п.);

— научить детей способам самостоятельных действий, которые они смогут затем применить в своей практике;

— применять приемы, способствующие «самообучению» («выучи сам эту мелодию на металлофоне, потом сыграешь нам»), развивающие детскую взаимопомощь («когда будете играть, покажи Тане, как лучше действовать куклами в кукольном театре» и т. д.).

Следует отметить, что отбор репертуара для свободного музыкального творчества детей должен подчиняться определенным принципам:

1. Принцип учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры. Реализация этого принципа в данном случае предполагает отбор репертуара, близкого музыкальным интересам детей. Уникальная детская субкультура — уже есть результат самовыражения ребенком внутреннего мира, уже есть творчество. Понимая это, педагог может развивать творческие возможности детей, опираясь на имеющийся у них музыкальный опыт. Собственно музыкальные импровизации детей могут стать тем репертуаром, который будет стимулировать развитие детского творчества.

2. Принцип учета деятельностной природы ребенка. Реализация данного принципа предусматривает в первую очередь создание в группе пространства, позволяющего ребенку упражняться в творческих изысканиях. Дошкольнику должны быть доступны и музыкальные аудиозаписи, и музыкальные инструменты, и атрибуты музыкальных игр для того, чтобы пробовать себя, свои возможности в непосредственном взаимодействии с музыкой. Конечно, проектирование подобной развивающей среды происходит с учетом интересов детей и успешности в том или ином виде музыкальной деятельности.

3. Принцип учета эмоционального опыта ребенка в процессе творчества выражается в предложении такого музыкального материала для импровизаций, который бы учитывал эмоциональное состояние ребенка. Творческие пробы, своего рода «экспериментирование» в сочинении музыки может помочь ребенку выразить себя, свое настроение в продуктах творчества.

4. Принцип учета индивидуальных особенностей музыкального творчества. Реализация данного принципа предусматривает составление педагогом монографических портретов детей, где бы отражались особенности их креативных и музыкальных способностей. В этом случае процесс детского творчества может быть организован чрезвычайно многообразно:

Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду — один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными уме ниями и навыками, способностью переносить разнообразные му зыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятель ной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей- деятельность по инициативе самих детей.

Самостоятельная деятельность детей ярко проявляется в музицировании. Детское музицирование включает пение, ритмические движения и игру на музыкальных инструментах.

Музицируя самостоятельно, дети поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах по собственной ини циативе.

Ветлугина определила формы проявления самостоятельной музыкальной деятельности детей:

— сюжетно-ролевые игры (напевание);

— самообучающие упражнения (один ребенок показывает другому как надо играть на музыкальных инструментах);

— в виде художественной самодеятельности, когда дети демонстрируют свои умения в исполнении знакомых попевочек.

В самостоятельной деятельности качество исполнения произ ведений, как правило, несколько хуже, чем на занятии (ребенок поет без сопровождения), но ценность ее велика, так как она сви детельствует о сформировавшемся интересе к музыке, о состояв шемся развитии музыкальных способностей.

Самостоятельные музыкальные проявления у детей в некото рой степени могут быть показателем работы музыкального руко водителя на занятиях.

К основным источникам самостоятельной музыкальной деятельности детей могут быть отнесены:

— праздники и вечера развлечений;

— театральные постановки и концерты;

— телевидение, видео, мультфильмы;

Условия возникновения самостоятельной деятельности

Ребенок должен, прежде всего, иметь желание выразить свое отношение к близким людям, окружающей действительности с помощью музыки: напевая, танцуя или подбирая простейшие ме лодии на детских музыкальных инструментах. Но подобное про исходит только тогда, когда у детей воспитан интерес к музыке, желание музицировать и когда они владеют необходимыми музы кальными умениями и навыками.

И, ко нечно же, ребенок должен иметь необходимые условия для реали зации своих замыслов: ему могут понадобиться инструменты, игрушки, различные пособия и, безусловно, помощь — руководство взрослого, педагога. Иначе появившиеся желания тут же могут погаснуть, если малыш забыл слова или мелодию, а их некому напомнить, или под рукой не оказалось нужного музыкального инструмента, или нет желающих его послушать (т. е. нет соответ ствующей ситуации для выполнения замысла).

Руководство педагога (или родителей) здесь носит косвен ный характер. Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удастся самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.

Одним из условий, которые обеспечивают самостоятельные музыкальные проявления детей, также является умение педагога исполь зовать музыкальный репертуар в повседневной жизни детского сада. Ведь этот материал по тематике, технике исполнения дол жен быть доступен и привлекателен для ребенка.

Взрослые обязаны поддержать ребенка, создать ему условия для творчества. Музыкальный руководитель, воспитатели долж ны не только продумывать репертуар и предоставлять детям му зыкальные инструменты, игрушки, пособия, но и научить спосо бам самостоятельных действий, чтобы они смогли применить их в дальнейшем. Уже на занятиях необходимо приучать дошкольни ков к самостоятельности, предлагая спеть песенку, придумать, как пляшут трусливый заяц, косолапый медведь, подобрать попевку на триоле и т. д.

Создание определенной ма териальной среды — «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др. является условием самостоятельной музыкальной деятельности детей.

В таком «музыкальном уголке» уже в средней группе должен быть набор следу ющих технических средств: проигрыватель, пластинки, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так и неозвученные, т.е. макеты, изготовленные воспитателями), кро ме того, различные пособия-самоделки для проведения дидакти ческих упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради» (по песенному репертуару), дирижерская палочка. Здесь же следу ет вывешивать и периодически менять портреты композиторов-классиков, авторов музыки для детей.

В младших группах необхо димые пособия вносятся в игровую зону, ибо у детей еще нет опыта музыкальной деятельности, они не могут исполнять музыку, а лишь играют в нее, включают ее элементы в сюжетно-ролевые игры. Это — неваляшки, шарманки, цилиндры, кубики, органчики, моло точки и др. Дети рассматривают их, пытаются извлечь отдельные звуки или фиксированную мелодию.

Пособия для старших детей, по определению Н.А. Ветлугиной, бывают двух видов: требующие участия взрослого — аудиовизуальные (диафильмы, диапозити вы, грампластинки, магнитофонные записи) и технические (радио, телевизор), а также те, которыми ребенок может пользоваться са мостоятельно (металлофоны, цитры, настольно-печатный музы кально-дидактический материал, комплекты кукольных театров, элементы костюмов, фланелеграфы, ноты-самоделки и т. д.).

На основании многолетних исследований, проводимых под руководством НА. Ветлутиной, можно сделать вывод, что самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания и в детском саду, и в семье.

В его организации реко мендуется придерживаться следующих положений:

— обучение — средство музыкального воспитания, нацеленное на развитие личности ребенка, в частности его музыкальности, учитывающее его возрастные и индивидуальные особенности;

— музыкальные занятия — основная форма организации обу чения детей; однако обучение следует осуществлять, используя все подходящие жизненные ситуации, как в детском саду, так и в семье;

— содержание обучения должно соответствовать целям музы кального воспитания, обеспечивая перенесение полученных уме ний и навыков ребенка в повседневную жизнь детского сада и семьи;

— руководство музыкальным воспитанием детей со стороны педагога должно носить характер совместной деятельности (быть рядом, вместе, а не над, сверху), в которой взрослый остается веду щим, но видит в ребенке равноправного участника, партнера.

При планировании работы по музыкальной деятельности самостоятельная музыкальная деятельность также должна быть запланирована(планируется то, что может быть стимулом для самостоятельной музыкальной деятельности — внесение пособий, книг, создание уголка наблюдений за самостоятельной музыкальной деятельностью детей, косвенное руководство)

30. Праздники: значение, содержание, организация. Роль музыки на праздниках.


Статьи по теме