Шпаргалка по Исполнительному Производству

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Шпаргалка по Исполнительному Производству. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Шпаргалки».

Шпаргалка по Исполнительному Производству.rar
Закачек 1420
Средняя скорость 5366 Kb/s

Шпаргалка по Исполнительному Производству

Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушаемых или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов.

В порядке исполнительного производства исполняются решения судов общей юрисдикции, акты арбитражных судов, а также акты иных несудебных органов. К примеру, исполнительное производство может возбуждаться когда требуется исполнить решение третейских судов. Общим для этих актов является указание в них на необходимость исполнения обязанности в пользу конкретного субъекта. Следует отметить, что не все юрисдикционные акты подлежат исполнению. Решения, выносимые по искам о признании, не подлежат принудительному исполнению по правилам исполнительного производства. Они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реализуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами. Не подлежат принудительному исполнению также большинство решений по делам особого производства и решения по ряду категорий дел, возникающих из административно-правовых отношений.

Принудительному исполнению подлежат решения о присуждении, т. е. когда вынесено решение о совершении ответчиком определенных действий или о воздержании от совершения определенных действий. Ответчик может исполнить судебное решение добровольно, но если он по каким-то причинам будет уклонятся от исполнения, то истец вправе потребовать от органов государственной власти принятия к ответчику таких мер, которые привели бы к реализации решения суда. Принятие таких мер происходит в порядке исполнительного производства.

В российском праве исполнительное производство являлось длительное время заключительной (самостоятельной) стадией гражданского процесса, в которой происходит реальное восстановление субъективных прав участников гражданского оборота:

Исполнительное производство — заключительная стадия гражданского процесса, в которой принудительно осуществляются права, подтвержденные решением суда. Судебные решения приводятся в исполнение по вступлении их в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения, судебными исполнителями, состоящими при районных (городских) народных судах, на основании исполнительного листа. Требования судебного исполнителя по исполнению решений суда обязательны для всех организаций, должностных лиц и граждан на всей территории страны. Лица, оказавшие ему сопротивление, могут быть привлечены к ответственности. Исполнительное производство возбуждается по заявлению взыскателя и прокурора. В случаях конфискации имущества, взыскания денежных сумм в доход государства, взыскания ущерба, причиненного преступлением государственному, кооперативному или общественному имуществу, взыскания алиментов, возмещения вреда, причиненного увечьем или другим повреждением здоровья, а также смертью кормильца, суд по своей инициативе направляет исполнительный лист для исполнения. Контроль за правильным и своевременным исполнением решения суда осуществляется судьей. Министерство юстиции РФ, министерства юстиции республик в составе РФ осуществляют руководство и контроль за работой по исполнению судебных решений.

В правоотношениях в исполнительном производстве, как и в гражданских процессуальных и административно – правовых, действует основной и обязательный субъект – судебный пристав — исполнитель.

Судебный пристав–исполнитель является представителем исполнительной власти и наделен властными полномочиями. Так же в правоотношениях в исполнительном производстве просматриваются отношения подчинения нижестоящих звеньев управленческой вертикали вышестоящим.

На правовое регулирование исполнительного производства распространяются нормы административного права и административного процесса, нормы гражданского процессуального права, а также других отраслей права, например, гражданского.

Исполнительное производство возбуждается предъявлением исполнительных документов к взысканию. Исполнительные документы — это указанные в законе документы, подлежащие принудительному исполнению судебным приставом — исполнителем в порядке, предусмотренном законом, в случае неисполнения его должником в добровольном порядке.

Перечень исполнительных документов, возбуждающих исполнительное производство, дан в ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Исполнительными документами являются:

1. исполнительные листы, выдаваемые судами на основании:

принимаемых ими судебных актов;

решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;

решений иностранных судов и арбитражей;

решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;

2. судебные приказы;

3. нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

4. удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;

5. оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов;

6. постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

7. постановления судебного пристава – исполнителя;

8. постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Содержание исполнительного документа четко и подробно регламентировано ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Согласно этой статье в исполнительном документе обязательно должны быть указаны:

наименование суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ;

дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера;

дата принятия судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению;

наименования взыскателя — организации и должника – организации, их адреса; фамилия, имя, отчество взыскателя – гражданина и должника – гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника – гражданина и место его работы;

резолютивная часть судебного акта или акта другого органа;

дата вступления в силу судебного акта или акта другого органа;

дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению

Возбуждение исполнительного производства – первый этап процесса исполнения исполнительного документа. На этом этапе судебный пристав – исполнитель, получив исполнительный документ, должен установить наличие или отсутствие оснований для возбуждения исполнительного производства, после чего принять решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства.

В рамках этой стадии судебный пристав – исполнитель может также принять меры по обеспечению будущего исполнения требований исполнительного документа.

До возбуждения исполнительного производства никакие исполнительные действия совершены быть не могут. Данное требование вытекает из того, что совершение исполнительных действий сопряжено с возможностью применения к должнику мер государственно–властного принуждения в виде мер принудительного исполнения, существенно ущемляющих и ограничивающих его имущественные права.

Возбуждению исполнительного производства предшествует фактическое предъявление исполнительного документа к взысканию. На данном этапе судебный пристав – исполнитель принимает исполнительный документ от взыскателя, или от суда, или иного органа, выдавшего исполнительный документ. Однако само по себе фактическое принятие судебным приставом – исполнителем исполнительного документа еще не означает последующего возбуждения исполнительного производства.

С возбуждением исполнительного производства закон связывает наступление определенных правовых последствий, как для должника, так и для взыскателя. С момента возбуждения исполнительного производства отношения между сторонами или иными субъектами исполнительного производства и судебным приставом – исполнителем приобретают характер отношений власти и подчинения, за нарушение требований судебного пристава – исполнителя для субъектов исполнительного производства могут наступить негативные последствия в виде применения штрафных санкций и применения иных мер ответственности (принудительный привод, привлечение к уголовной ответственности).

Возбуждение исполнительного производства оформляется судебным приставом – исполнителем в форме вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства. Данное постановление должно быть вынесено в течение трех дней с момента предъявления ему исполнительного документа.

Под окончанием исполнительного производства понимаются различные исполнительные действия, которые влекут за собой завершение исполнительных действий по конкретному исполнительному документу с самыми различными правовыми последствиями, среди которых может быть как сохранение права на возбуждение исполнительного производства, так и утрата такого права либо продолжение исполнительного производства в другом подразделении Службы судебных приставов. В этом смысле окончание исполнительного производства – не самостоятельное основание завершения исполнительного производства, а институт, объединяющий в себе различные основания для завершения исполнительного производства, содержащиеся в гл. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Таким образом, исполнительное производство возбуждается предъявлением исполнительных документов к взысканию. Если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и он соответствует требованиям закона, судебный пристав – исполнитель в трехдневный срок выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.

Для добровольного исполнения требований должнику устанавливается срок до пяти дней, по окончанию которых к должнику могут быть применены меры принудительного исполнения, с отнесением на него исполнительского сбора, а также расходов по совершению исполнительных действий.

Районный суд Бавлинского района РТ принял в первой инстанции решение о возврате имущества из чужого незаконного владения. В кассационном порядке дело было пересмотрено в коллегии по гражданским делам Верховного суда РТ.

Куда может быть опротестовано постановление этой коллегии в порядке надзора? Назовите соответствующий орган и перечислите должности лиц, имеющих право на подачу надзорного протеста.

Постановление этой коллегии, в порядке надзора, в соответствии со ст. 321 (Суды, рассматривающие дела по протестам в порядке надзора), может быть опротестовано в президиум Верховного суда АССР, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа рассматривает дела по протестам на кассационные определения этих судов, на вступившие в законную силу решения и определения районных (городских) народных судов и мировых судей. То есть, постановление коллегии по гражданским делам Верховного суда РТ может быть опротестовано в президиум Верховного суда РТ.

Лица, имеющие право принесения протеста определены в ст. 320 ГПК РСФСР. В настоящее время, с учетом изменений внесенных в данную статью Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 120-ФЗ[1] [1], правом на принесение протеста обладают:

— Прокурор РФ, Председатель Верховного Суда РФ и их заместители — на решения, определения и постановления любого суда РФ, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ;

— Председатель Верховного суда автономной республики, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа, прокурор автономной республики, края, области, города, автономной области и автономного округа — на решения и определения районных (городских) народных судов и определения судебных коллегий по гражданским делам соответственно Верховного суда автономной республики, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа, рассматривавших дело в кассационном порядке.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. – М.: Аспект, 2001.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета, 5 августа 1997 г.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» // Собрание законодательства Российской Федерации, 28 июля 1997 г., N 30, ст. 3591.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» // Собрание законодательства Российской Федерации, 14 августа 2000 г., N 33. — Ст. 3346.

Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР от 11 июня 1964 г. – М. Норма-инфра, 2000.

Шалавин С.Г. О понятии «исполнительный документ» // «Журнал российского права», N 2, февраль 2001 г.

Лукачев М.Н. Учреждение как должник в исполнительном производстве // «Законодательство», N 2, февраль 2001 г.

Морозова И.Б., Семин С.А. Роль суда в исполнительном производстве // «Законодательство», N 1, январь 2001 г.

[1] [1]Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» // Собрание законодательства Российской Федерации, 14 августа 2000 г., N 33, Ст. 3346.

Вопросы — Юриспруденция, право, государство

Другие вопросы по предмету Юриспруденция, право, государство

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО СПЕЦКУРСУ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.

№1 Исполнительное производство как заключительный этап защиты гражданского права.

В совр. науке большинство ученых придерживаются того что исполнительное производство-это стадия гражданского процесса. Т.к конечной целью рассмотрения гражд-го дела является постановление законного и обоснованного судебного решения, которое после вступления в законную силу приобретает свойство общеобязательности, и осуществление принудительного воздействия со стороны суда и органов исполнения по исполнению судебного решения или определения в установленном законом порядке является продолжением гражданского процесса. Есть ученые кот-е считают что исполнительное производство это не стадия гражданского процесса а самостоятельная отрасль права. Исполнение судебных постановлений и иных актов, предусмотренных законом это правоприменительная деятельность специальных субъектов исполнительного производства судебных приставов исполнителей. В отличие от судебной деятельности судебный пристав исполнитель не решает спор о праве, о правах и обязанностях, а исполняет те требования, которые были ранее определены в судебном процессе, нотариальном производстве, процессе рассмотрения трудового спора в комиссии по трудовым спорам, иным путем. Задача судебного пристава исполнителя не изменяя существа требований, принудительно их исполнить с помощью особого механизма исполнительного производства. Деятельность суда и др. субъектов(нотариуса, комиссии по трудовым спорам, административного органа, налагающего взыскание, органа осущ-го контрольные функции) можно определить как праворазрешительную, а деятельность судебного пристава-исполнителя- как правоприменительную. Но суд также осущ-ет правоприменительную деят-сть.Эффективнее исполнительное производство будет если пристав-исполнитель самостоятелен, т.е надо в дальнейшем приветствовать разграничение судебной и исполнительной деятельности. Исполнительное производство— процессуальная отрасль права, предмет правового регулирования которой составляют процессуальные отношения, складывающиеся по поводу принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя, облеченные в особую процессуальную форму. Хотя есть точка зрения о внепроцессуальном характере исполнительного производства.

№2 Источники нормативно-правового регулирования исполнительного производства.

Раньше исполнительное производство рассматривалось в теории гражданского процесса как завершающая стадия гражданского судопроизводства. Если решение суда, обязывающее должника к совершению определенных действий или к воздержанию от них, добровольно не исполняется то возникает необходимость в его принудительном исполнении. И делается это именно в заключительной стадии гражд-го судопроизводства стадии исполнения судебных постановлений. Ранее нормы регулирующие исполнительное производство размещались в ГПК РСФСР 1964 г. В качестве составной его части, и исполнительное производство регулировалось гражд-ким процессуальным правом и являлось частью гражданского судопроиз-ва. Нормат-ная основа исполнит-го производства изменилась в связи с принятием двух фед-ных законов от 21 июля 1997г.- О судебных приставах и Об исполнительном производстве.Система законод-ва об исполнит-м производстве сейчас в стадии формирования. Под системой законод-ва об исполн-м производстве понимается- совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы об исполнительном производстве. В соот. Со ст.2 ФЗ Об исполн-м произ-ве законод-во РФ об исполн-м произ-ве состоит из этого закона, ФЗ о судебных приставах и др. фед-х законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов других органов. Правительство рф имеет право принимать нормат-ные акты по вопросам исполнит-го произ-ва. В системе законод-ва об исполн-м производстве выделяются законы и подзаконные нормативные акты кот- содержат как общие так и конкретные привила определяющие порядок процессуальной деят-сти в испол-ном произ-ве.Нормотворчество в сфере исполн-го произ-ва относится к компетенции фед-ных органов.Хотя в ст 2 фз об испол-м произ-ве в кач-ве закона регул-го исп-ное произ-во не указана конст.рф, всеже она явл-ся законод-ным актом имеющим высшую юрид-кую силу.(в конст. Рф признание ,соблюд-е и защита прав и свобод человека и гражд-на- это обяз-сть гос-ва, в том числе в исполн-ном произ-ве; права и свободы неприкосновенны и нерушимы, гос-во воздерж-ся от вмешательства в сферу прави и свобод , в рф признаються и гарнтируются приава и свободы чел-ка и гр-на согл-но общепризнанным принципам и нормам межд-го права.) Акты имеющие значение для исполнительного производства: Нью-йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностр-ных арбитражных решений 1958г., гаагская конвенция 1961г. , московская конвенция О разрешении арбитр-ным путем гражд-ко правовых спроров вытекающих из отношений экономич-го и научно-технического сотрудничесива 1972г., соглашение участников снг о порядке разрешения споров связанных с осущ-ние хоз-ной деят-сти 1992г., конвенция участников снг о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993г. Всякие международные договора об оказании взаимной правовой помощи.

Исполн-е произ-во регулир-ся ФЗ Об исполнит-м производсте и о Судебных приставах, и др. фед-ми законами.

Историч. развитие института исполн. произ-ва связано с правовыми нормами. По ранним литер-ным источникам в Древней Руси исполнением занимались мечники и детские Русской Правды, приставы и подвойские судных грамот и княжского Судебника.

К 18 в. единственным органом принуд. исполнения суд. решений стала общая полиция. Но впоследствии создали особый круг лиц, заним-хся исполнением – суд. приставов.

После 1917 г. Функции суд. испол-ния выполняли суд. исполнители, состоящие при судах.

Порядок прин. исполнения был конкретно определён в ГПК РСФСР 1923 г, и в др. актах.

Сам порядок исполнения регламентировался в ГПК РСФСР 1964 г., Инструкции Министерства юстиции СССР о порядке исполнения суд. решений; об исполн. произв-ве. В этот период складывается система исполн. произ-ва СССР и России, кот. действовала до середины 90-х гг. 20 в.

В 1997 г. В РФ приним. 2 ФЗ «О суд. приставах» и «Об испол. произ-ве» — важнейшая часть реформы исполн. произ-ва.

Эти законы дают нам полное разъяснение принципов, задач, полномочий органов юстиции по организации деят-ти служб, их обяз-тей и прав, гарантий и соц. защиты, их финансового и материально – техн-го обеспечения.

4. Предмет правового регулирования отношений, возникающих в испол. производстве: исполнительная проц. форма. Исп. право – это прежде всего проц. отрасль права, а все огтношения, которые возникают в нем, явл. однородными, процес-ми.

Предмет прав. регулирования исп. права сост. проц. отношения, которые складываются по поводу принуд-но-исполн-ой деят-ти суд. пристава – исполнителя в исп. произ-ве.

Исполнительно-процессуальная форма определяется как идеальная модель исполн. произв-ва, необходимый порядок совершения исполн. действий, при несоблюдении которого исполнительные действия перестают считаться таковыми и не влекут предусмотренных исполн. законодательством правовых последствий. Признаками исполн. процессуальной формы явл.: правосоответствие исполн. действий и их последствий; обязательность; всеобщность.

5. Метод правового регулирования отношения, возникающих в исполнительном производстве: императивность и диспозитивность. Метод прав. регул-ния исп. произ-ва – отношения, кот. должны регул-ся как отношения власти и подчинения , по причине участия суда в кач-ве обяз. субъекта всех гр-х проц-х отношений. Метод прав. регул-ния отношений исп. произ-ва – это сочетание императивности и диспозитивности.

Императивность метода – закл. в проц. отношениях, кот. возникают в испол. произ-ве, где с одной стороны учавствует суд. пристав – исполнитель, а с др. — др. субъекты, в т.ч. лица, учавст-щие в исп. произ-ве. в проц. отношениях, кот. возникают в исп. произ-ве – всегда 2 субъекта. В испол. произ-ве все отношения, кот возникают, — это отношения власти и подчинения. Императивность проявл. в отношениях суд. пристава – исполнителя с лицами, учавствующими в исп. произ-ве.

Диспозитивность метода предполагает возможность совершения действий (несовершения действий) по усмотрению лиц, участвующих в исп. произ-ве диспозитивность определяется тем, что субъективные права и обяз-ти сторон, др. лиц, участ-их в исп. произ-ве регулируются гр-м, сем-м и др. материальными отраслями права, в кот. применяется метод. юр. равенства сторон.

6. Межотраслевые связи исполнительного производства. Межотраслевые связи характерны для нескольких отраслей права и действуют не только в ГПП, но и в УПП, АПП и в испол. произ-ве. например, национ. язык судоприз-ва.

Межотраслевые связи могут носить как внешний, так и внутренний характер. Внешние связи выражаются в форме права, в его источниках. В свою очередь, внутренние межотраслевые связи обнаруживаются уже на уровне системы права. Данные связи обусловлены, главным образом, органическим единством регулируемых общественных отношений.

Исследование межотраслевых связей позволяет сделать вывод о взаимовлиянии этих правовых образований. Материально-правовая сфера влияет на процессуальную.


Статьи по теме