Шпаргалка Психологическая Характеристика Дошкольного Возраста

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Шпаргалка Психологическая Характеристика Дошкольного Возраста. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Шпаргалки».

Шпаргалка Психологическая Характеристика Дошкольного Возраста.rar
Закачек 3509
Средняя скорость 8855 Kb/s

Шпаргалка Психологическая Характеристика Дошкольного Возраста

экзамен псих. дошк. возр..docx

1.Психология дошкольного возраста: предмет и задачи.

Психология — наука о душе. Душа в принципе наблюдаема и неизмерима. Очень трудно понять душу ребенка. Детская психология — наука, изучающая особенности психической жизни ребенка и закономерности психического развития в детском возрасте.Предметом детской психологии является индивидуальное развитие человека, или онтогенез, который всегда происходит в определенной историко-культурной ситуации, на определенном этапе филогенеза (историко-культурным развитием.)Все дети проходят в своем развитии определенные стадии, или этапы, которые характеризуются специфическими особенностями их психи-ческой жизни. Изучение закономерностей психического развития ребен-ка составляет основной предмет детской психологии . Ее основная зада-ча — описать и объяснить особенности психической жизни ребенка накаждом возрастном этапе.Поэтому детская психология является составной частью возрастной психологии , то есть науки, изучающей возрастные закономерности

психического развития человека. Но если возрастная психология охва-тывает все этапы жизни, включая зрелость и старость, то детская зани-мается только ранними возрастами (от 0 до 7 лет), когда развитие про-

исходит наиболее быстро и интенсивно.Чем же определяется это развитие? Главный вопрос, который здесь

возникает, — это вопрос об относительной роли природных свойстворганизма и человеческих условий воспитания ребенка

2Принципы изучения психики ребенка.

Специфика методов детской психологии определяется спецификой ее объекта. Таковым выступает развитие психики_ребенка от рождения до семи лет, которая в этот период наиболее ранима и подвержена внешним неблагоприятным воздействиям. Грубое вмешательство со стороны взрослых может затормозить или исказить ход психического развития ребенка. Поэтому главным принципом изучения детской психологии выступает принцип гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании не навредить. Психолог должен чувствовать особую ответственность и не торопиться, главное — разобраться в истинных причинах поведения ребенка, выделить психологические особенности и закономерности, проявив при этом тактичное, чуткое, бережное отношение к малышу.

Принцип эффективности и научности подразумевает изучение психологического развития, его механизмов и закономерностей в понятиях именно детской психологии, а не с точки зрения других наук., прежде чем приступать к изучению этого мира ребёнка, необходимо овладеть специальными психологическими знаниями, понятиями, усвоить основные идеи психологической науки.

Принцип детерминизма исходит из того, что становление психических функций и свойств, а также особенности их проявления связаны как с внешними, так и внутренними причинами. Эти причины обусловлены условиями жизни, воспитания ребенка, особенностями его социального окружения, характером общения малыша со взрослыми и сверстниками, спецификой его деятельности и активности. Изначально не бывает «хороших» или «трудных» детей, существует лишь многообразие причин, влияющих на появление впоследствии той или иной черты, присущей именно этому ребенку. Задача исследователя состоит в том, чтобы понять причину психологического факта, а значит, объяснить его.

Принцип развития психики, сознания в деятельности показывает, что деятельность выступает как условие проявления и развития психики ребенка. Поэтому для изучения его психических особенностей нужно организовать соответствующую деятельность, например творческое воображение можно зафиксировать в рисовании или при сочинении сказки.

Принцип единства сознания и деятельности (разработанный С.Л. Рубинштейном) означает взаимовлияние сознания и деятельности. С одной стороны, сознание формируется в деятельности и как бы «руководит» ею. С другой, усложнение деятельности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание. Поэтому изучать сознание можно опосредованно, через изучение деятельности ребенка. Таким образом, мотивы поведения становятся понятными из анализа поступков.

Принцип возрастного индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, включая закономерные и особенные черты. Каждый ребенок осваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, но путь его развития индивидуален.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что однократное исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.

3Методы исследования психологии дошкольного возраста.

Метод – это общая стратегия, общий путь получения фактов, который определяется задачей и предметом исследования, а также теоретическими представлениями исследователя. Наблюдение – основной метод при работе с детьми (особенно дошкольного возраста), так как тесты, эксперимент, опрос сложны для исследования детского поведения. Начинать наблюдение необходимо с постановки цели, составления программы наблюдения, разработки плана дей-10 ствий. Цель наблюдения заключается в том, чтобы определить, ради чего оно осуществляется и каких результатов можно ожидать на выходе.

Для того чтобы получить достоверные результаты, наблюдение необходимо вести регулярно. Это связано с тем, что дети растут очень быстро и изменения, происходящие в поведении и психике ребенка, так же быстротечны. Например, поведение младенца меняется на глазах, поэтому, пропустив один месяц, исследователь лишается возможности получить ценные данные о его развитии в этот период.

Чем младше ребенок, тем меньше должен быть интервал между наблюдениями. В период от рождения до 2–3 месяцев наблюдение за ребенком надо проводить ежедневно; в возрасте от 2–3 месяцев до 1 года – еженедельно; от 1 года до 3 лет – ежемесячно; от 3 до 6–7 лет – один раз в полгода; в младшем школьном возрасте – один раз в год и т. д.

Метод наблюдения при работе с детьми эффективнее прочих, с одной стороны, потому, что они ведут себя более непосредственно и не играют социальных ролей, свойственных взрослым. С другой стороны, дети (особенно дошкольники) обладают недостаточно устойчивым вниманием и могут часто отвлекаться от дела. Поэтому по возможности следует вести скрытое наблюдение, чтобы дети не видели наблюдателя.

Опрос может быть устным и письменным. При использовании данного метода могут возникать трудности следующего характера. Дети понимают задаваемый им вопрос по-своему, т. е. вкладывают в него иной смысл, нежели взрослый человек. Это происходит потому, что система понятий у детей существенно отличается от той, которой пользуются взрослые. Данное явление отмечается и у подростков. Поэтому прежде чем получить ответ на задаваемый вопрос, надо убедиться в правильности его понимания ребенком, разъясняя и обсуждая неточности, и только после этого интерпретировать получаемые ответы.

Эксперимент является одним из самых надежных методов получения информации о поведении и психологии ребенка. Суть эксперимента состоит в том, что в процессе исследования у ребенка вызываются интересующие исследователя психические процессы и создаются условия, необходимые и достаточные для проявления этих процессов.

Ребенок, входя в экспериментальную игровую ситуацию, ведет себя непосредственно, эмоционально откликаясь на предлагаемые ситуации, не играет никаких социальных ролей. Это позволяет получить его истинные реакции на воздействующие стимулы. Результаты наиболее достоверны в том случае, если эксперимент проводится в форме игры. При этом важно, чтобы в игре выражались непосредственные интересы и потребности ребенка, иначе он не сможет в полной мере проявить свои интеллектуальные способности и необходимые психологические качества. Кроме того, включаясь в эксперимент, ребенок действует сиюминутно и спонтанно, поэтому на протяжении всего эксперимента необходимо поддерживать у него интерес к проводимому мероприятию.

Срезы – еще один метод исследования в возрастной психологии. Они делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные).

Суть метода поперечных срезов состоит в том, что в группе детей (класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр (например, интеллектуальный уровень). Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные тенденции психического развития. Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах.

При использовании метода продольным (лонгитюдных) срезов прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени. Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами. Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным.

Тестирование позволяет выявить уровень интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Необходимо поддерживать у детей интерес к этому методу привлекательными для них способами, например поощрениями или какой-нибудь наградой. При тестирования детей используются такие же тесты, что и для взрослых, но адаптированные для каждого возраста, например детский вариант теста Кеттела

[1] , теста Векслера и др.

Беседа – это получение сведений о ребенке при непосредственном общении с ним: ребенку задают целенаправленные вопросы и ожидают ответов на них. Данный метод относится к эмпирическим. Важным условием эффективности беседы являются располагающая обстановка, доброжелательность, тактичность. Вопросы необходимо подготовить заранее и фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания испытуемого.

Анкетирование – это метод получения информации о человеке на основании его ответов на заранее приготовленные вопросы. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным или групповым.

Анализ продуктов деятельности – это метод изучения человека посредством анализа продуктов его деятельности: рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, учебных тетрадей, личных дневников и т. д. Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях его восприятия и других сторонах психики. В основу этого метода положен принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Рисуя или что-то создавая, ребенок предоставляет исследователям возможность раскрыть такие стороны его психики, о которые трудно было бы узнать при помощи других методов. На основании рисунков можно изучать познавательные процессы (ощущения, воображение, восприятие, мышление), творческие способности, личностные проявления, отношение детей к окружающим людям.

4Стратегии исследования психического развития.

Стратегия наблюдения реального хода детского развития в тех условиях, в которых оно стихийно складывается, привела к накоплению разнообразных фактов, которые необходимо было привести в систему, выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и в конце концов понять его причину.

Для решения этих задач психологи использовали стратегию естественно-научного констатирующего эксперимента, который позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание Обе стратегии — наблюдение и констатирующий эксперимент — широко распространены в детской психологии. Но их ограниченность становится все более очевидной по мере того, как выясняется, что они не приводят к пониманию движущих причин психического развития человека. Это происходит потому, что ни наблюдение, ни констатирующий эксперимент не могут активно воздействовать на процесс развития, и его изучение идет только пассивно.

В настоящее время интенсивно разрабатывается новая стратегия исследования — стратегия формирования психических процессов, активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами. Именно потому, что стратегия формирования психических процессов приводит к намеченному результату, можно судить о его причине. Таким образом, критерием для выделения причины развития может служить успешность формирующего эксперимента.

С помощью метода тестов в детской психологии проведено очень много исследований, но они постоянно подвергаются критике за то, что в них всегда представлен усредненный ребенок как абстрактный носитель психологических свойств, характерных для большей части популяции соответствующего возраста, выявленных с помощью метода «поперечных» срезов. При таком измерении процесс развития выглядит как равномерно возрастающая прямая линия, где все качественные новообразования скрыты.

Заметив недостатки метода срезов для изучения процесса развития, исследователи дополнили его методом лонгитюд инального («продольного») изучения одних и тех же детей на протяжении длительного времени. Это дало некоторое преимущество — появилась возможность вычислить индивидуальную кривую развития каждого ребенка и установить, соответствует ли его развитие возрастной норме или же оно выше или ниже среднего уровня.

Лонгитюдинальный метод позволил обнаружить на кривой развития переломные точки, в которых происходят резкие качественные сдвиги. Однако, и этот метод не свободен от недостатков. Получив две точки на кривой развития, все равно нельзя ответить на вопрос, что же между ними происходит. Этот метод также не дает возможности проникнуть за феномены, понять механизм психических явлений.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым в дошкольном возрасте распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Тенденция естественна и постоянна. Так как ребенок уже открыл, что существуют взрослые, то перед ним возникает сложный мир взрослых людей. До этого времени ребенок привык жить вместе со взрослыми. Эта тенденция сохраняется, но должна быть другая совместная жизнь – жизнь ребенка в жизни взрослых. Но ребенок не может еще принять участие в той жизни, которую ведут взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму совместной со взрослыми жизни. Такой формой становится для ребенка игра.

Единица игры включает следующие компоненты:

1) роль взрослого человека, которую ребенок берет на себя;

2) мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребенком своей роли в жизнь; содержание этой ситуации составляет замещение предметов (игрушки);

3) игровые действия; так как ребенок имеет дело не с теми предметами, которые используют взрослые, то с ними нельзя работать так, как работает взрослый.

Таким образом, игра сенситивна к сфере человеческих отношений и общественных функций. В игре воссоздается общий смысл человеческого труда, норм и способов взаимоотношения людей. В ней в идеальной форме воспроизводится смысл человеческой деятельности и система тех отношений, в которые вступают взрослые люди в их реальной жизни. Игра имеет громадное значение для развития личности ребенка. Мышление в этот период находится на уровне конкретных операций, т. е. оно наглядно-образное. Феномен центрации – основная особенность, которая обусловливает основные его характеристики: отсутствие понимания противоречий, отсутствие дискурсивности. С этим связана эгоцентрическая логика ребенка.

Дошкольный возраст – время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Ориентация и пробы превращаются в развернутую поисковую деятельность, которая является одним из оснований мышления дошкольников. Вместе с тем дошкольный период – один из периодов становления личности, который включает в себя систему мотивов (их соподчинение) и первичные этические нормы. Хорошо известно, что именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается произвольное поведение.

Произвольность – наличие не столько цели, сколько средств и способов осуществления этой цели, что выступает как важное психологическое обеспечение личности ребенка. В этом возрасте возникают также элементы самосознания.

Вопрос №1 Психология как наука, предмет ее изучения.

Психология (греч. psyche – душа, logos – учение, слово) – наука о законах порождения и функционирования психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.

Психология, как наука является системой теоретических, методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений, их точного предметного определения, регистрации, анализа обеспечения преемственности своих результатов.

Современная научная психология, как и любая другая систематическая деятельность, представляет собой определенный этап последовательного развития человеческого знания. Результатом этого развития является общественно-исторический опыт, накопленный в процессе общения людей друг с другом в рамках этой деятельности и существующий в форме понятий норм и схем действий.

Объектом исследования психологии и объектом приложения психологических знаний является человек. Объектом познания и применения знаний общей психологии является здоровый человек. Объектом исследования клинической психологии и применения ее знаний является больной человек.

Предметом изучения общей психологии являются сущности и закономерности возникновения, развития и проявления психики человека и животных.

Психология – это наука о психике и закономерностях её проявления и развития.

Психология изучает психические процессы- это отдельные формы или виды психической деятельности. Психические процессы бывают разные:

— познавательные процессы ( ощущение, восприятие, память, мышление, воображение)

— эмоциональные процессы ( эмоции и чувства)

— волевые процессы ( воля, волевые действия)

Психология изучает ,психические св-ва личности ,называют наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека.

-потребности, интересы, способности, темперамент, характер.

Психология изучает психические состояния – это особая характеристика психической деятельности за некоторый промежуток времени (состояние, утомления, рассеянность, состояние активности, раздражительность).

Причины появления психического состояния:

Психические состояния вызываются внешней, самочувствием человека и его индивидуальными особенностями психические состояния влияют на состояние человека только в данный, конкретный период.

Психология занимается изучением деятельности человека. В психологии принято говорить о единстве психике и деятельности. Психология изучает разные виды деятельности человека.-игровая, трудовая, учебная, психология изучает общение.

Вопрос № 2 Понятие возраста, соотношение понятий развитие и обучение.

Возраст- это цикл детского развития имеющий свою структуру и динамику, психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом .

Возраст имеет свои границы, однако эти границы могут смещаться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Начальные и возрастные периоды образуют детство. Содержание детства изменялось на протяжение веков. Специфика детства определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества в котором живет и воспитывается ребенок.

Факторы развития психика ребёнка.

В психологии существует несколько теорий о факторах влияния на развитии психики ребенка, все их можно объединить в две группы:

1. биологизаторское течение эти психологи рассматривают ребенка как природное существо и у которого все развитие предопределено ( поступки, характер, темперамент, способности) среда может либо ускорить , либо замедлить проявления.

2. социологизаторское течение: за основу которого взяты учения Джона лока, о том , что ребенок рождается с доской чистой, как восковая доска и на этой доске можно написать всё что угодно т.е ребенка можно научить всему чему хочет взрослый.

Однако оба направления страдают односторонностью, они не учитывают, что процесс развития это не только количественное прибавление, но и качественное изменение психике ребенка. Они не учитывают что ребенок активный.

В отечественной психологии базируется на основе Льва. С Выготского в единствах биологических и социальных. Однако, по мнению Выготского значимость каждого фактора в отдельные возрастные периоды, не одинаковы. На ранних этапах развития наиболее значение и мест биологический факт, но чем старше становится ребенок, тем большую роль начинает играть социальный фактор

В настоящее время под биологическим фактором подразумевают наследственность, а именно темперамент и задатки способности. Также к биологическим фактором относится период внутриутробного развития сам процесс родов.

Вопрос №3 закономерности психологического развития ребенка.

Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые появляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза.

1)Неравномерность детского развития – каждая психическая функции имеет свой темп и ритм развитие одни идут впереди и создают свою базу, а другие отстают, затем которые отставали, начинают опережать, а те которые шли впереди замедляют свой ход. Для каждой функции существует сензитивный период .

Сензитивный период- это наиболее приятный период для развития функции.

2). Стадиальность – развитие ребенка идет по стадии каждая стадия имеет свой темп и ритм. Они следует друг за другом в определенной последовательности. Пожелание взрослого их нельзя переставить местами. Они разные по длительности и по содержанию. Однако все стадии имеют три основные характеристики.

Ведущая деятельность – это деятельность внутри, которой развиваются новообразование личности, а также развиваются другие виды деятельности, в том числе и новая ведущая деятельность.

Социальная ситуация развитие – соотношения внешнего и внутреннего развития условий психики ребенка.

Новообразование – это – то новое что появляется в развитие психики ребенка и позволяет перейти на новую стадию психического развития. Можно обогатить содержание каждой стадии.

3) пластичность – это способность изменяется ,пластичность проявляется в двух вариантов подражание – ребенок подражает взрослому, благодаря этому изменяется, обучается. Компенсация – одни психические функции могут компенсировать другие психические функции.

4) Детерминанты детского развития существует две детерминанты развитие биологическое и социальное. На раннем этапе развития превалирует биологические детерминанты, но чем старше становится ребенок, тем больше роль начинает играть социальная детерминанты. А биологический отходит на второй план. Существует в социальный факторов ,два детерминантов, взрослый и ребенок, в зависимости от возрастного этапа они являют разное на развитие психики ребенка.

5) Дифференциация – это отделение функции друг от друга.

Интеграция – это установление связи между отдельными функциями.

Вопрос № 4 Периодизация психологического развития ребенка.

Основой периодизации являются три критерии:

1. Ведущая деятельность.

2. Социальная ситуация развития.

3. центральное новообразование.

В процессе свое развитие ребенок осваивает две системы отношение:1) человек-вещь или ребенок –предмет . Осваивая эту систему отношений ребенок знакомится с миром предмета, осваивает их свойства, учится употреблять.

2) человек-человек или ребенок –взрослый-сверстник. Осваивая эту систему отношений, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, осваивает правила и нормы поведение в обществе.

Эльконин условно все виды ведущий деятельности разделили на две большие группы. В первую группу вошли деятельность, в которых ребенок большой степени осваивает систему отношений человек-человек. В эту группу вошли такие виды деятельности как эмоциональное отношение со взрослым, сюжетно-ролевая игра, интимноличностное общение со сверстниками. Во вторую группу вошли виды деятельности, в который ребенок осваивает большой степени человек- вещь к ним относится предметная деятельность, учения, учебно-профессиональное, что когда разница в усвоение системы отношение становится наибольшей у ребенка, возникает кризис. Существует разное мнение по поводу кризисных периодов. Одни психологи утверждают, что детское развитие должно быть гармонично без кризиса. Кризис это не нормально болезненно явление, результат не правильного воспитания. Другие психологии считают, что наличие кризиса в развитие закономерно. Более того ребенок не переживший по настоящему кризис не будет полноценно развиваться дальше.

По мнению Л.С. Выготского чередование стабильность и кризисных период есть закон детские кризисы в отличие от стабильных периодов длятся не долго ( обычно несколько месяцев в особых случаях могут, длится от 1 до 2 лет) . это краткие но бурные стадии в течение которых происходит значительные сдвиги в развитие и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Кризис начинается и завершается не заметно. Обострение начинает середине периода обычно оно связана с изменение поведение появление трудно воспитуемые ( капризы, конфликты с близкими эмоциональные вспышки, снижении работы способности переживание). Но главные изменение которые происходит это внутренний на первый план выдвигается инволюционные процессы, исчезает то что образовалось на предыдущий стадии ( интересы ценности, мотивы) появляются новообразование то есть то новое что позволит ребенку перейти на новый этап развитие.

Кризис обостряется основные противоречия с одной стороны между возросшими потребностями ребенка и его ограниченными возможностями. Между новыми потребностями и сложившиеся отношение со взрослыми эти противоречия являются движущими силами развития

Вопрос № 5 наблюдение как основной метод психологии.

Основные методы психологии – наблюдение. Наблюдение как метод изучения психики человека в психологии. Наблюдения – целенаправленное прослеживание психики человека в определенных условиях.

Наблюдаемый не знает, что он является объектом наблюдения. Наблюдение реализуется с помощью специальной методики, которая содержит описание всей процедуры наблюдения:

1) выбор объекта наблюдения и ситуации, в которой он будет наблюдаться;

2) программа наблюдения: перечень тех сторон, свойств, признаков объекта, которые будут фиксироваться;

3) способ фиксации получаемой информации.

При наблюдении должен соблюдаться ряд требований; наличие плана наблюдения, набор признаков, показателей, которые должны фиксироваться и оцениваться наблюдателем, желательно несколькими наблюдателями – экспертами, оценки которых можно будет сравнивать, построенные гипотезы, объясняющие наблюдаемые явления, проверка гипотезы в последующих наблюдениях. На основе наблюдений может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения фиксируются в специальных протоколах, выделяются определенные показатели, признаки, которые следует выявить при наблюдении в поведении испытуемого согласно плану наблюдения. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке.

Вопрос № 6 Эксперимент как основной метод психологии.

Эксперимент — предполагает изучение психических особенностей в специально созданных условиях .

Условия необходимые для проведения эксперимента.:

1) цель эксперимента.

2) выбираем объект место.

3) методика проведения эксперимента.

4) приготовить материал. Исследователь должен выучить наизусть инструкцию, которую он будет предлагать объекту исследования. Перед тем как проводить эксперимент необходимо выбрать испытуемою и установить с ним дружеские отношения, на успехи и неудачи ребенка исследователь реагирует ровно и сдержанно, если только иное не предусмотрено методикой исследования, темп проведения исследования должен соответствовать индивидуально психологическим особенностям ребенка. Эксперимент должен длиться 15-20 мин. Не больше. Необходимо предусмотреть каким образом будет вестись протокол.

в любом научном исследованным выделяют три этапы эксперимента :

констатирующий – он направлен на то ,чтобы определить уровень имеющихся у человека, знания, умения, навыков в настоящий момент.

Формирующий – он направлен на то ,чтобы сформировать у ребёнка, какие либо знания, умения и навыки.

— контрольный он направлен на то, чтобы выяснить, насколько эффективным оказался формирующийся эксперимент в формирование умений и навыков, знаний у ребенка.

1. позволяет выявить закономерности и механизмы изучаемого психологического факта

2. исследователь не выжидает , когда у испытуемого возникнет психическое явления которое он изучает.

3. эксперимент можно повторить, т.есть ещё раз вызвать изучаемое явление.

4. эксперимент позволяет быстро собрать большой фактический материал.

5. есть четкие критерии фиксации и обработки в данных.

6. изучаемое явление отдельно от ряда жизненных обстоятельств.

7. анализ эксперимента может быть выражен в числовых показателях.

1. объект ведется себя не естественно, == можем получить необъективные данные.

2. не создается целостное представление о психики ребенка.

3. эксперимент требует более длительной подготовки. Чем наблюдение и определенного мастерства и умения экспериментатора..


Статьи по теме