Шпаргалки по Арт Терапии

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Шпаргалки по Арт Терапии. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Шпаргалки».

Шпаргалки по Арт Терапии.rar
Закачек 702
Средняя скорость 4824 Kb/s

Шпаргалки по Арт Терапии

Арт-терапия

одно из направлений современной психотерапии, в котором основным средством достижения позитивных психологических изменений является творчество. В арт-терапии реализуются обычно такие виды творчества как рисование, создание коллажей, лепка, создание скульптур из песка, рукоделие и т.д.
Арт-терапия позволяет решать сложнейшие психологические проблемы, находить и использовать внутренние ресурсы человека, реализовать весомую часть смысла жизни человека, избавиться от накопившегося стресса. И это лишь небольшая часть ее возможностей. Психология творчества чрезвычайно интересна! Нередко арт-терапия используется психологами как одно из главных методов в своей работы, это напрямую связано с психологией творчества. Ведь по своей сути само решение проблемы, нахождение своего пути — процесс творческий.

Т ермин «арт-терапия» был введен Адрианом Хиллом (1938) при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях. Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффектом и что искусство само по себе обладает целительным действием (Э. Крамер).

Арт-терапия в буквальном переводе с английского — художественная терапия. Акцент здесь делается не на искусство вообще, а на его визуальные разновидности: живопись, графику, скульптуру, дизайн и прочие формы творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль. Все это — изобразительная деятельность, и психологические закономерности ее развития едины (Л.С. Выготский, Ю.А. Полуянов).

На мой взгляд, очень точное определение арт-терапии даёт кандидат психологических наук И.В. Сусанина: «Арт-терапия — это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни».

Основанная на творчестве, арт-терапия является наиболее естественным и бережным методом работы психолога как детьми, так и со взрослыми.

Арт -терапия используется и в работе психолога с детьми.

Задачи и функции арт-терапии для взрослых

  • самовыражение;
  • снятие напряжения;
  • повышение самооценки;
  • гармонизация внутреннего мира;
  • развитие личности;
  • нормализация отношений в социуме;
  • осознание психологических проблем.

Этот метод психотерапии помогает увидеть и высвободить негативные эмоции, внутренние переживания цивилизованно, без ущерба для окружающих людей и вещей. Он позволяет пережить их и изменить, тем самым сняв груз трудной жизненной ситуации и облегчив жизнь. Другими словами творчество в тандеме с психологическими приемами обходит «цензуру» левого полушария мозга, которое контролирует наши слова. И все страхи, комплексы и зажимы выходят на поверхность — на лист бумаги, в движения танца, в форму скульптуры и т.д.

Основные приемы арт-терапии для взрослых

  1. Использование творческо-креативных способностей человека для выявления, воссоздания и разрешения травмирующей ситуации;
  • Не стесняйтесь и не пытайтесь рисовать (лепить, танцевать, сочинять) красиво. Важен сам процесс — вырисовать, вытанцевать, вылепить свой стресс, страх или дискомфорт.

Разновидности арт-терапии для взрослых

  1. В состоянии агрессии, злости, раздражительности отдавайте предпочтение лепке — она лучше справляется с сильными негативными эмоциями.
  • Почему 3-х фазное похудение с Dietonus — признано самым эффективным?
  • Что такого в составе ВанТуСлим, что люди худеют до 30 кг за курс?

Музыкотерапия

  • Звуковые вибрации стимулируют обменные процессы и могут изменять некоторые физиологические параметры (двигательную функцию, дыхательную, сердечно-сосудистую).
  1. Подстройка. На этом этапе подбирается мелодия (песня), которая соответствует настроению.

Самые эффективные техники арт-терапии для взрослых

  • «Работа с творческим мусором». Проведите ревизию своих ящиков и выньте наружу все, что давно не нужно, но жалко выбросить (скрепки, фантики, календарики, фломастеры, ручки и т.д.). Отберите из этих «сокровищ» только те, которые ассоциируются у вас с чем-то негативным — обидами, страхами, неудачами. Составьте из этого стройматериала композицию, проанализируйте ее, поблагодарите каждый «кирпичик» за опыт и жизненный урок и утилизируйте.

кандидат психологических наук,

История развития арттерапии……………………………………………………5

Определение, основные направления и виды арттерапии………….…………10

Практическое занятие по арттерапии…………………………………………..18

В XXI век – век технологий и большого объема обрушивающейся на нас информации, постоянной нехватки времени, различных раздражающих факторов, мы как никогда подвержены стрессу. Он делает нас раздражительными, нервными и крайне неуравновешенными. Арттерапия является превосходным способом для снятия возникающего напряжения. Она применяется как средство психической гармонизации и развития человека.

Арттерапия обладает очевидными преимуществами перед формами психотерапевтической работы, основанными исключительно на вербальной коммуникации. Она является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства и позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.

Арттерапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека. Арттерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Арттерапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации и утверждения своего индивидуального, неповторимого способа бытия в мире.

Цель работы: изучение теоретических и практических аспектов арттерапии.

Изучить историю развития арттерапии как направления;

Рассмотреть понятие «арттерапия»;

Изучить основные направления и виды арттерапии;

Рассмотреть практическое занятие по арттерапии на примере рисуночной терапии.

История развития арт-терапии

Арттерапия берет свое начало в древности. Жрецы, врачи, педагоги и философы использовали разные виды искусства для лечения душевных и телесных недугов. Влияние живописи, театра, танца, музыки на психоэмоциональное состояние человека побуждало их к размышлениям о их роли в восстановлении функций организма и формировании духовного мира личности.

В целях врачевания разные виды искусства использовались в Древней Греции, Китае и Индии.

Так, древние греки считали эффективными средствами воздействия изобразительное искусство, театр, танец, вокалотерапию. Особое значение они придавали музыкотерапии.

Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н.э.), Аристотель, Платон (IV в. до н.э.), указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего, ее основные компоненты — мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние. Идеи о влиянии искусства на человека также развивал Аристотель в учении о катарсисе — концепции очищения души человека в процессе восприятия искусства.

В основе древнекитайских подходов к диагностике и лечению (в том числе с использованием музыкотерапии) применялось воздействие на точки акупунктуры. Музыка находится в гармонии с природой и имеет огромную силу воздействия на человека. Звуки музыки рассматривались по отношению к телу человека, которые сообщали ему те или иные свойства. Особое место в системе китайской музыкотерапии занимали музыкальные инструменты, посредством которых устанавливалась связь между их звучанием, вибрациями различных органов тела и колебаниями космоса. Музыка, воздействуя таким образом на человека, приводила его в состояние гармонии с природой.

В Древней Индии музыкотерапия основывалась на идее единства Вселенной и закона ритма, воздействующих на духовную сущность человека. Особое место в воздействии на человека в индийской музыкотерапии занимает пение. Считалось, что в голосе выражает себя душа. Сначала вызывается активность в уме. Ум с помощью мысли проецирует тонкие вибрации в ментальном плане. При этом вибрации в виде дыхания через внутренние органы (область живота, легких, носоглотки) образуют голос. Голос выражает позицию ума, ложную или истинную. Он также обладает силой магнетизма как идеальный природный инструмент.

В Средние века практика музыкотерапии связана с теорией аффектов, в которой рассматривалось воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки.

Первые попытки научного осмысления механизма воздействия музыки на организм человека относятся к XVII в., а экспериментальные исследования — к концу XIX — началу XX. в. Ученые делали попытки подвести физиологический базис под эмпирические факты.

Известно, что в начале XIX в. французский врач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. Применение музыки в медицине носило преимущественно эмпирический характер.

В России в 1913 г. по инициативе В.М. Бехтерева был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования С. С. Корсакова, В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова, Г. П. Шипулина и др. выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную.

В Европе практика использования изобразительного творчества в лечении больных, имеющих психические расстройства, относится к началу XX в. В Великобритании такой деятельностью занимались М. Ричардсон, Дж. Дебуффе, Е. Гутман и др. Опыт использования художественного творчества в преодолении недугов и ускорении процессов восстановления и реабилитации описан в книге А. Хилла «Изобразительное искусство против болезни» (1945). Он ввел в европейскую науку и практику термин «арттерапия» по отношению к изобразительному искусству как средству лечебного воздействия. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.

В США одним из родоначальников использования искусства в терапевтических целях была исследовательница М. Наумбург (1966). Ее работы были основаны на представлениях 3. Фрейда, согласно которым первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются не вербально, а в форме образов и символов. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. Наумбург использовала в психотерапевтической работе с детьми рисуночные техники, рассматривая выражение ребенком своих переживаний в изобразительной деятельности в качестве инструмента исследования его бессознательных процессов.

Используя идеи К. Юнга о возможностях художественного творчества в психоаналитической, психотерапевтической практике, Р. Пикфорд, М. Милнен, Д. Винникотт и др. также внесли большой вклад в развитие арттерапии.

Вторая половина XX в. характеризуется созданием первых профессиональных объединений арттерапевтов (в 1963 г. появились Британская ассоциация арттерапевтов, Американская арттерапевтическая ассоциация). Целями и задачами деятельности этих объединений было содействие сохранению психического и физического здоровья граждан посредством изобразительного искусства и других видов творчества в качестве психотерапевтического инструмента.

В 1970-е гг. Британская ассоциация арттерапевтов сделала первые шаги по внедрению арттерапии в государственное здравоохранение. В это же время начинается подготовка специалистов-арттерапевтов в США и Великобритании. В 1980–90-е гг. характерным для арттерапевтической практики является повышение ее роли в образовании, в частности, в специализированных школах.

Рассмотрение искусства как фактора психического развития детей, обоснование использования изобразительных приемов в работе с детьми в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента дается в работах X. Рид (1943), Е. Крамер (1958, 1971). В России такой опыт работы представлен в работах Е.И. Бурно (1989), Г.В. Бурковского, Р.Б.Хайкина (1982), О.А. Карабановой (1997) и др.

Во второй половине XX в. музыкотерапия выделяется как самостоятельное направление. Оно широко практикуется в странах Европы и США. Этот период характеризуется организацией музыкально-психотерапевтических обществ и центров в Швеции, Австрии, Швейцарии, Германии, России.

В России во второй половине XX в. арттерапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях как в различных направлениях медицины, так и в психологии, в частности, в специальной психологии.

В настоящее время различные виды арттерапии представлены практически во всех странах как в медицине (при нервно-психических, соматических заболеваниях), так и в психологии (общей, медицинской, специальной), поскольку при любой структуре нарушения так или иначе затрагивается аффективная сфера.

Отечественная школа использования искусства в лечении и коррекции в последние годы достигла огромных успехов и показывает, что разные средства искусства, особенно музыка, оказывают лечебное и коррекционное воздействие как на физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное состояние человека.


Статьи по теме