Скребицкий Передышка Конспект Урока

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Скребицкий Передышка Конспект Урока. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Скребицкий Передышка Конспект Урока.rar
Закачек 2570
Средняя скорость 2866 Kb/s

Скребицкий Передышка Конспект Урока

  • Совершенствовать навыки выразительного чтения; выборочное чтение, словесное рисование картин; расширять словарный запас учащихся.
  • Развивать речь, память, познавательный и читательский интерес, внимание, умение работать с книгой.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  • словесный – беседа;
  • наглядный – картины, схемы;
  • практический – наблюдение, анализ, чтение;
  • частично-поисковый, проблемный;
  • стимулирующий – загадка живого дерева.

Оборудование: учебник; рисунки; картина “ Березовая роща”; береза с листьями (заданиями); схема – признаки рассказа; дополнительные тексты; запись “ Звуки леса” , “Во поле береза стояла”.

1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить об отношении человека к тому, что нас окружает. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока, прочитав анограммы:

Природа и человек – единое целое.

Красотой природы восхищались поэты, художники. Посмотрите картину Левитана “ Березовая роща”. Представите, что мы в этой роще, вслушайтесь в голоса леса. (Звучит музыка.)

Исаак Ильич Левитан сказал о природе:

“ Природа не терпит ничего безобразного и его в ней нет. Посмотрите рядом с нами ничего мертвого, все дышит, живет, понимает. ”

Входить в лес и гладить ладонью древесные насаждения, будто старых друзей похлопываешь по спине. Стволы теплые, как тело живое. А лиственный покров лопочет зелеными листьями.” (Сладков)

Если верить сказке, то в каждой роще среди других деревьев растет особенное живое дерево. Если кому повезет увидеть сказочное дерево, да еще услышать какое волшебное слово произнесут его листочки, тот завладеет великой тайной.

Сегодня на уроке мы попробуем открыть для себя эту тайну живого дерева.

2. Работа с текстом.

Всегда ли человек относится к природе с любовью и вниманием?

Георгий Алексеевич Скребицкий посвятил свою жизнь изучению природы, работая биологом – исследователем в заповедниках.

(Биология – наука о живой природе. Заповедники – участки земли охраняемые государством.)

О наблюдениях Скребицкий рассказывает в своих произведениях. С одним произведением Георгия Алексеевича мы познакомились на прошлом уроке. Оно называется Передышка”. Дома вы должны были прочитать это произведение, ответить на вопросы к тексту.

– К какому жанру относится это произведение? (Рассказ.) – Докажите.

  • повествовательность,
  • (схема) небольшой объем,
  • небольшое число героев, описание одного эпизода.

– Почему рассказ называется “ Передышка”? (Прочитайте.)

Скребицкий к многим своим рассказам сам сочинял стихи.

Послушайте стихотворение к рассказу “ Передышка”.

Она стоит от всех в сторонке
Здесь на высоком бугорке
Зеленых веток рубашонку
Полощет в летнем ветерке.
Идя от леса, ребятишки
Под ней присядут отдохнуть
Ее прозвали “ Передышкой”
Передохнул – и дальше в путь.

С какой любовью автор отзывается о березке. Особенно хорошо отдыхать под березой в летнюю жару. Давайте прочитаем. Почему? (Дополнительный текст.)

(Береза – это дерево с мелкими листочками и белой корой. Ствол березы даже в самый жаркий день остается прохладным. Это объясняется тем, что белый цвет хорошо отражает жаркие солнечные лучи.)

– Как описывает автор березу весной? (Нарядная, усыпана клейкими молодыми листочками.) Осенью? (Вся желтая; золотые листья ) – эпитеты

– Какие еще слова вы бы использовали для описания березы? (Белоствольная, в белом платьице, веселая.)

Ребята решили отдохнуть у березы. Как описывает автор, что вокруг было по-осеннему неприютно? (Прочитайте.)

Знакомство со значением слов:

Жнивье – нижняя часть стеблей зерновых культур, оставшаяся на корню после уборки урожая.

Ботва – наземная растительная масса овощных корнеплодов.

– Чем закончился отдых ребят у березы? (Решили развести костер между корнями березы, картошку испечь в золе.) Зола – остаток образующийся при сгорании.

Прошла осень. Наступила зима. Какой стала береза в это время года? (Ветви обледенели, покрылись инеем; береза казалась нежно-розовой.)

– Какой увидели жители деревни березку весной? (Стояла голая, потемневшая, сухие ветви, крючковатые сучья.)

– Какие картины противопоставлены в рассказе? (Все кругом зацвело; только передышка не покрылась листвой.)

– Почему? (Березка засохла; у корней чернела обугленная дыра.)

– Что дальше стало с березкой? (Приехали на дрогах люди, свалили сухое дерево.)

(На дрогах – длинная телега без кузова.)

– “ У кого это хватило совести Передышку сгубить? ” – спросил лесник

– Когда говорят “ хватило совести”? (Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. У кого хватило совести / не постыдились, не постеснялись/.)

– Стыдно ли стало ребятам за их поступок?

– Как они решили исправить ошибку?

– Можно ли сказать, что ошибка ребят исправлена? Что горько напоминает о старой Передышке?

Художник Яровой нарисовал иллюстрации к рассказу “ Передышка”.

– Сравните – какой была береза, какой стала.

– Могла ли эта березка оказаться тем самым живым деревом из сказки?

Она погибла, а ребята так и не узнали заветного слова.

3. Физминутка. Давайте вспомним нашего доброго знакомого деревянного человечка – Буратино, он тоже искал заветное дерево, искал свой золотой ключик. Он предлагает нам намного отдохнуть.

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел, здесь он ключик не нашел
Чтобы ключик нам достать на носочки надо встать.

Буратино отправляется искать свой золотой ключик, а мы продолжаем искать ключ к живому дереву.

4. Березу, которую погубили ребята возвратить к жизни невозможно. Чтобы защищать природу – надо ее знать. Что мы знаем о березе?

Береза – название свое получило по цвету коры. У древних славян существовало слово “Бер” означающий светлый, ясный, белый. Именно от “Бер” и образовалось сначала берза, а потом береза.

Береза – это лиственное дерево. В нашей стране насчитывается около 40 видов березы. Кора их обычно белая, но есть виды с различной окраской коры. Береза растет очень быстро, светлолюбива, морозостойка.

Белоствольная с развивающими по ветру зелеными кудрями, веселая береза – самое любимое русское дерево. И недаром с глубокой древности у всех славянских народов весной чествовали березу. Ее березоньку кудрявую украшали разноцветными лентами, вокруг нее водили хороводы. Сколько песен сложено о березе, сколько посвящено ей белоствольной красавице стихов, сколько написано картин.

(Исполняется песня “ Во поле береза стояла”, хоровод.)

Люблю березу русскую, то светлую, то грустную
В белом сарафанчике с платочками в карманчиках
С красивыми застежками, с зелеными сережками
Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую
Люблю березку русскую; она всегда с подружками
Под ветром низко клонится и гнется, но не ломится.

Береза, которую назвали “ Передышкой” погибла. Давайте попробуем представить, что может ждать человека, если погибнет природа?

Что чувствовала береза, погибая от руки человека, что может чувствовать дерево?

(Послушайте разговор рябины и дуба.) Сценка “ Дуб и рябина” Сладков.

– Ой рябина – рябинушка, что взгрустнула ты?

– Была я, дуб, свежей рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня как липку, разделали под орех. Ни ягод, ни сучков, ни веток – в костер головой. Хоть бы ты за меня вступился.

– Что ты, рябинушка! Я сам такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю осень желуди с меня сшибали, камнями да палками молотили. Всю душу вытрясли. Был я дубом, а стал дубиной.

Природа давно сдалась на милость человеку. А мы губим красоту, которая нам нужна и необходима. (Чтение дополнительного текста.)

Миллионы лет потребовалось природе, чтобы создать самое крошечное и простенькое живое существо. Человеку потребовалось всего 200 лет, чтобы навсегда стереть с лица земли 140 видов птиц, 106 видов зверей и еще 600 видов поставить на грань полного истребления.

Георгий Алексеевич Скребицкий, говоря о судьбе “ Передышки”, обращает внимание на судьбу природы, на наше отношение к ней.

Родная природа. Вглядитесь в нее поглубже, вслушайтесь, поймите ее язык, в тихом шелесте леса, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручейков. Что может быть прекраснее всего этого.

Чтение высказываний о природе.

– Говорят у природы нет цели. А мне кажется она есть: сделать человека счастливым.

– Солнце, чистый воздух и вода – счастье. Зелень лесов и полей – счастье.

– Природу и красоту нужно беречь. Нет ничего сильнее и беззащитнее красоты.

– Когда человек впервые увидел землю из космоса, он был потрясен красотой своей планеты. Такой создала ее для нас природа. И мы такой должны ее сохранить.

Подводя итог урока, скажите:

– С каким произведением мы познакомились?

– Что нового узнали?

– Какой вывод мы могли бы сделать?

Посмотрите на ваши рисунки, в них ваше отношение к природе.

Перед вами выставка книг Скребицкого о природе. Прочитав их, вы можете узнать много интересного.

На календаре поздняя осень, а в наших краях уже зима. Давно прошло время листопадов. О чем могли рассказать листочки? Давайте обратимся к нашей березке, может она поможет открыть нам тайну живого дерева.

Лес – украшает нашу землю.
Лес – хранит влагу.
Лес – останавливает жаркие ветры.
Лес – очищает воздух от пыли.
Лес – это дом для зверей и птиц.

Давайте, каждый мысленно прикоснемся к живому дереву. Оно обнимет вас своими ветвями, дохнет своим зеленым духом и пока будут светиться прекрасным светом листочки дерева, все будет замечательно, потому что это дерево – сама жизнь.

Скажи мне, как правильней землю назвать?
Земля дорогая? Земля золотая?
Нет, лучше, наверно, сказать ей – Родная.
Земля – наша милая, добрая мать.
Так ласковей будет звучать и вернее
Ведь все, что мы любим, все создано ею
И горы, и реки, и лес, и цветы
И осень, и лето, и дождик, и ты!

Задачи урока:

  1. Познакомить с понятием «научно-популярная литература» через чтение статьи Г.Скребицкого «Передышка». Формировать навык осознанного и беглого чтения.
  2. Развивать речь, память, внимание, наблюдательность.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет писателя, книги для выставки, карточки с планом.

Ход урока

1. Организация начала урока.

— Новых книг живые строки
Открывают путь широкий.
Жить без книг мы не могли бы,
Дорог нам их вечный свет,
Книгам добрым, интересным …

Дети хором: «Мы всем классом шлем привет!»

2. Актуализация базовых знаний.

— Проверим, как вы знаете жанры произведений.

— Что такое «жанр»? (Жанр – это устойчивая разновидность художественных произведений.)

И. Крылов «Кукушка и Петух» ____________________________________________________

Э.Успенский «Дядя Федор, кот и пес» _____________________________________________

С.Есенин «С добрым утром!» ____________________________________________________

М.Пришвин «Золотой луг» ______________________________________________________

— Все эти произведения относятся к художественной литературе.

3. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «научно-популярная литература», к которой относятся статья, очерки.

— Как вы понимаете этот термин?

— В научной статье описываются не только явления и их признаки, но и дается им научное обоснование.

4. Подготовка к чтению.

— Как выглядят деревья в разное время года? Опишите их.

— Что особенно запомнилось вам?

— Что красивого было в этом?

— Отгадайте загадку, о каком дереве будем читать статью:

Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
(береза) иллюстрация

— Прочитайте название статьи.

— Подберите к слову «передышка» родственные слова. (отдых, передохнуть, отдохнуть)

— Сравните их значения.

— Послушайте теперь, как интересно и удивительно тонко описал березу в разное время года, казалось бы в обычном для нас дереве, но таком необычном Георгий Алексеевич Скребицкий, который очень любил ходить на речку, в лес, воображать себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за растениями, животными.

5. Чтение и анализ статьи.

А) Первичное чтение.

— Кому принадлежало название «передышка» раньше?

— Что теперь люди зовут этим словом?

(Целостное чтение подготовленными учениками.)

Б) Повторное чтение по цепочке с комментированием.

— Как выглядела дорога?

— Что делали путники в прохладной тени дерева?

— Какие слова использует автор для описания березы?

— Как прозвали эту березку местные жители?

— Как выглядела Передышка ранней весной? Осенью?

— Чем служила береза для птиц и людей?

— Что приспособились делать ребята у березы?

— Как выглядит береза зимой?

— Что произошло с Передышкой весной?

— Как выглядело место, оставшееся от Передышки?

— Кто и как исправил эту ошибку?

— Как сейчас выглядит это место?

6. Обобщение знаний, полученных при чтении.

А) Прочитайте самостоятельно начало статьи. На сколько частей разделили? (2)

— О чем говорится в первой части? Во второй части?

— Как озаглавить 1 часть? Как озаглавить 2 часть?

— Самостоятельное чтение статьи до конца.

— О чем говорится в третьей части? В четвертой части?

— Как озаглавить 3 часть? Как озаглавить 4 часть?

  1. Росла у дороги береза.
  2. Костер между корней.
  3. Засохла березка.
  4. Снова шумит «передышка».

Б) Пересказ текста по плану.

В) Выборочное чтение. Работа с иллюстрациями.

— Прочитайте описание березы летом к первой иллюстрации.

— Как выглядит береза осенью? Прочитайте.

— Прочитайте, как выглядит Передышка зимой.

— Как теперь выглядит дорога из деревни в лес?

— Какой вывод для себя сделаете вы из этой статьи?

Г) Выставка научно-популярной литературы.

7. Итог урока.

— С каким произведением познакомились? К какому жанру литературы относится?

Предварительный просмотр:

Открытый урок по чтению 2 класс «Живое слово» Романовская

Г. Скребицкий «Передышка»

Цель: 1. Формировать навык осознанного, выразительного чтения

2. Развивать умение мыслить, выражать свою мысль, выделять главное.

3. Воспитывать любовь к природе

4. Развивать речь через словарную работу, обогащать ее синонимами.

Беседа об авторах, описывающих природу

Каких известных писателей, описывающих природу, вы знаете?

Бианки, Пришвин, Чарушин, Мамин- Сибиряк, Паустовский…

Наблюдательные, внимательные, любящие природу…

Сегодня мы пополним список этих людей. Г.Скребицкий «Передышка»

В тексте вам встретятся слова:

Послушайте произведение и скажите о чем оно?

Чтение учителем текста

Так о чем это произведение?

О березе, о плохом поступке детей

Давайте это обсудим, но сначала определим жанр этого произведения?

Это рассказ- небольшое произведение, повествующее о каком- либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность событий, малое число действующих детей.

Прочитаем комбинированно I часть

О чем прочитали?

Как выглядела береза, где она росла, что сделали ребята

Перечитайте отрывок на с.94

Какие слова усиливают представление о жаре, заставляют почувствовать жару, пекло?

Солнце печет, жара, конца- краю нет

Как назвали место, где росла береза? С. 94

А здесь какие слова усиливают состояние сырости, холода? С.96

На сколько логических частей можно разделить эту часть?

2 части: 1 часть-описание дерева, 2 – поступок ребят

Давайте озаглавим эти отрывки

  1. Береза- спасительница
  2. Костер под деревом

Комбинированное чтение II части

О чем узнали из этой части?

Как погибла береза

Перечитаем отрывок, где автор показал гибель березы. Как умело он подбирает слова, чтобы мы сильнее почувствовали разницу между жизнью и смертью. С.97

Комбинированное чтение III части

О чем эта часть рассказывает?

Перечитайте, как ребята осознали свою ошибку?

С. 98 III часть 1 абзац, 3 абзац

Итак, что у нас получилось? (читаем план)

Перед нами кратко изложена вся жизнь березы. Попробуем это понять.

Найдите описание березы ЛЕТОМ с.94

Нарядная, клейкие листы

Желтая, золотые листья

Нежно- розовая на синем фоне

Найдите описание березы в конце истории. С.97

(И только Передышка…) Сухая, спиленная на дрова

Почему так трагически закончилась жизнь дерева?

Безжалостное, необдуманное отношение людей

Посмотрите, как противопоставлены картины друг другу.

Какой была береза в начале этой истории?

А какой она стала?

Сухой, спиленной на дрова

С.98 остался только пень…

В чьей-то печи она отдаст последнее тепло людям, которые с ней жестоко обошлись, хотя сами того не предполагали.

С какой целью ребята разжигали костер?

Погреться, поесть картошки

Перескажите, почему место назвали «Передышкой»? С.94

В тексте автор везде называет березу Передышкой и пишет с большой буквы?

Это имя. Он рассказывает о ней, как о живой.

На этом история заканчивается? Все, березка погибла?

Прочитайте, что было дальше. С.98

Ребята осознали всю трагедию, признались и попытались исправить

Можно ли сказать, что ребята исправили ошибку?

Нет. Жизнь Передышке уже не вернуть

Почему же место по-прежнему назвали Передышкой?

По привычке, в память о березе

Объясните мне глубокий смысл названия «Передышка». От какого слова образовалось?

Передышка- это не только место отдыха, это история одного дерева, имя которому Передышка. Дерева, которое давало людям надежду, спасало от жары.

А что бы вы хотели мне сказать, что говорит ваше сердце?

Природа прекрасна, она украшает нашу жизнь, наполняет ее смыслом, относиться к ней надо с вниманием и любовью. Порой жестокость, глупость и невоспитанность наносят большой ущерб природе.

Какой отрывок вам хотелось бы мне пересказать? Почему?

Зачем в нашем учебнике поместили этот рассказ? Что мы должны понять?

Мы- часть природы и должны заботиться о ней, любить и беречь. Достаточно обойти школу и увидеть жестокое обращение с березой и сиренью (качаются, ломают, царапают). Деревья кричат от боли и медленно погибают, а мы не слышим, лишь потом удивляемся, почему они погибают. А к березе у русского человека особое отношение. Береза- символ России. Ни в одной стране мира не растет столько берез, как в России.

Я хочу закончить урок стихами Вс. Рождественнского «Березка»


Статьи по теме