Словарь по Теме Рыбы

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Словарь по Теме Рыбы. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Словари».

Словарь по Теме Рыбы.rar
Закачек 3253
Средняя скорость 6025 Kb/s

Словарь по Теме Рыбы

Домашние задания логопеда по лексической теме «Рыбы» для детей старшей логопедической группы включают в себя лексический материал (словарь), грамматические упражнения и задания на развитие связной речи.

Лексическая тема «Рыбы»

Предметы: рыба, окунь, лещ, щука, карась, ерш, плотва, сом, гуппи, золотая рыбка, меченосец, скалярия, гурами., барбус, сомик; мальки, икринки; река, пруд, озеро, аквариум, дом; туловище, жабры, хвост, плавники, чешуя; водоросли, рыбалка, хищники, крючок, червяк; вода.

Признаки: речные, аквариумные, хищные, плавающие; прозрачный, усатый, полосатый, золотистый…

Действия: спасаться, охотиться, ловить, откладывать, плавать…

Задания логопеда по лексической теме «Рыбы»:

1. Подбери признаки (не менее трех признаков):

2. Подбери действия (не менее трех действий):

щука (что делает?) – …

3. Один – много (множественное число):

рыба – рыбы
окунь — …
щука — …
плавник – …
карась — …
скалярия — …
сомик — …
малек — …
чешуйка — …

4. Есть – нет (родительный падеж):

корм – нет корма
рыба –
окунь — …
плавник – …
карась — …
скалярия — …
сомик — …
малек — …
чешуя — …
аквариум – …
щука — …
вода — …

один аквариум, два …, три …, четыре …, пять
одна щука, две …, три …, четыре…, пять…

6. Нарисуй или вырежи изображения рыб. Раздели их на две группы: аквариумные рыбки и пресноводные рыбки. Покажи назови их части:

туловище, голова, плавники, хвост, жабры, глаза, пасть

7. Выучи стихотворение (ребенок должен знать автора):

На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут –
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Любо им водой плеснуть,
Чешуей на миг блеснуть, —
Рыбкам выпрыгнуть на воздух
Все равно, что нам нырнуть
(Е. Стюарт)

Троян Наталья Анатольевна,
учитель-логопед

Коррекционно-образовательные цели. Расширение представле­ний об аквариумных рыбах, формирование представлений о прес­новодных рыбках, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточ­нение, расширение и активизация словаря по теме «Пресноводные рыбы» (животное, рыба, река, пруд, озеро, водоем, аквариум, малек, икра, охота, хищник, меченосец, гуппи, скалярия, гурами, сом, щука, лещ, карп, ерш, карась, плотва, окунь, судак, красноперка, форель.

туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры; прозрачный, хищный, зубас­тый, длинный, блестящий, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, размножаться, питаться, затаиться). Совер­шенствование грамматического строя речи (употребление имен су­ществительных с предлогами, обогащение речи словами-антони­мами). Совершенствование навыков звукового анализа. Совер­шенствование навыков чтения и «печатания» слов с пройденными буквами.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, ар­тикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитная доска, игра «Магнитные рыбки», 4 пластмассовых ведерка, картина «Пресноводные рыбы» (Живая природа. Вмире животных. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.), книж­ка-раскраска «Пресноводные рыбы» (Нищева П. В. Пресноводные рыбы. Книжка-раскраска.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.), контейнер с карандашами, плоскостные изображение пресноводных рыб, мяч.

Предварительная работа. Экскурсия в океанариум. Просмотр слайдов с изображениями аквариумных и пресноводных рыб, бе­седа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Разучи­вание пальчиковой гимнастики «Рыбка». Разучивание стихов о пресноводных рыбах.

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Со­здание эмоционального фона. Развитие ручной моторики, коор­динации движений.]

Логопед организует приветствие, приглашает детей в кабинет, где на столе стоит игра «Магнитные рыбки». Рядом с местом каж­дого ребенка стоит маленькое пластмассовое ведерко.

Логопед. Садитесь, берите в руки удочки и начинайте ло­вить рыбу. Старайтесь не мешать друг другу. Улов складывайте в ведерки.

Логопед. Положите удочки, сосчитайте, по сколько рыбок у вас в ведерках.

1-й ребенок. У меня две рыбки.

2-й ребенок. У меня одна рыбка.

3-й ребенок. У меня четыре рыбки.

4-й ребенок. Ау меня пять рыбок.

Логопед. Молодцы! Вот как много рыбы поймали. Сегодня мы с вами будем говорить о рыбах, которые живут в аквариумах и водоемах: реках, озерах, прудах.

2. Рассматривание картины «Пресноводные рыбы», беседа по ней. [Формирование представлений о пресноводных рыбах, рас­ширение словаря по теме «Пресноводные рыбы», обогащение речи словами-антонимами. Развитие диалогической речи.]

Логопед убирает игру.

Логопед. В прошлом году мы с вами познакомились с жиз­нью аквариумных рыбок. Недавно вы побывали в океанариуме. Каких аквариумных рыбок вы знаете?

Дети. Золотую рыбку, меченосца, гуппи, гурами, скалярию.

Логопед. Молодцы. Вот как много названий вспомнили!

Логопед помещает на доску картину «Пресноводные рыбы».

Логопед. А вот эти рыбы живут в прудах, озерах, реках. Их называют пресноводными. Может быть, вы знаете некоторых из них?

Дети по очереди подходят к доске и показывают известных им рыб. Логопед показывает и называет всех остальных.

Логопед. Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть. Подойдите к доске и покажите части тела разных рыб.

Дети подходят к доске и показывают у разных рыб туловище, голову, хвост, плавники.

Логопед. Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плав­ники. У щуки длинная голова и длинное тело. А у леща?

Д е т и. У леща небольшая голова и широкое тело.

Логопед. У сома огромная голова и длинное толстое тело. А у ерша?

Д е т и. У ерша маленькая голова и небольшое широкое тело.

Логопед. У судака и ерша острые спинные плавники. А у сома?

Д е т и. У сома спинной плавник маленький и не острый.

Логопед. У щуки хвост большой. А у сома?

Д е т и. У сома хвост маленький.

Логопед. А еще посмотрите, какой разной чешуей покрыто тело рыб. У леща она крупная. А у судака?

Логопед. А у сома вообще нет чешуи. Его тело покрыто толстой кожей. А еще у всех рыб есть жабры. Для чего они нужны?

Дети. Они нужны рыбам для того, чтобы дышать.

Логопед. А для чего рыбам плавники?

Дети. Плавники нужны для того, чтобы плавать.

Логопед. Верно. Мы с вами говорили в прошлом году, что слова плавники и плавать из одной семейки. На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука — хищница. Она питается дру­гими рыбами. Хищные рыбы и сом, и форель, и окунь, и судак. А вот карась, ерш, лещ — не хищники, они питаются водорос­лями.

3. Рассказывание детьми стихов о пресноводных рыбах. [Разви­тие общих речевых навыков.]

Логопед оставляет альбом на доске.

Логопед. А теперь расскажите стихи о пресноводных рыбах, которые вы выучили дома. Старайтесь говорить четко, правильно произносите звуки, помните о выразительности.

В пруду или озере, больше нигде,

В тихой, спокойной стоячей воде,

Где буйная зелень на дне разрослась, —

Вот именно там обитает карась.

С длинным телом серебристым,

Обитает в речке быстрой.

Многим рыбам — страшный враг.

Догадался? Нет? Судак.

Ерш колючий, конопатый,

Некрасивый и горбатый.

Но ушила без ерша

Вряд ли будет хороша.

Щука — хищница речная,

Щука всех в реке пугает.

Разевает щука пасть —

Страшно щуке в пасть попасть.

4. Работа по книжке-раскраске. [Развитие тонкой моторики.] Логопед раздает детям книжки, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Еще раз рассмотрите сома и окуньков на картине. Дорисуйте справа от сома еще одного окунька, а потом правильно раскрасьте рыб.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу. Можно не заканчивать раскрашивание картинки на занятии и сделать это в вечернее время.

5. Анализ слова сом. [Совершенствование навыков звукового анализа.]

Логопед предлагает детям продолжить работу по книжке.

Логопед. А теперь давайте сделаем звуковой анализ слова сом. Сколько звуков в этом слове?

Дети. В этом слове три звука.

Логопед. Нарисуйте три кружка под изображением сома. Дети выполняют задание.

Логопед. Какой звук вы слышите первым? Расскажите о нем.

Д е ти. Это звук [с]. Он согласный твердый глухой.

Логопед. Каким цветом вы его обозначите?

Дети раскрашивают первый кружок синим карандашом.

Логопед. Какой звук следует после него?

Дети. Звук [о[. Он гласный.

Логопед. Каким карандашом вы его раскрасите?

Дети раскрашивают кружок красным карандашом.

Логопед. И какой звук последний в этом слове?

Дети. Твердый согласный звук [м].

Логопед. Каким цветом вы обозначите его?

Дети раскрашивают третий кружок синим карандашом.

Логопед. Отлично. Закройте книжки.

Логопед убирает книжки и контейнер с карандашами.

6. Пальчиковая гимнастика «Рыбка». [Развитие тонкой мотори­ки, координации речи с движением.]

Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сде­лать пальчиковую гимнастику.


Статьи по теме