Словообразование Имен Существительных 6 Класс Конспект Урока

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Словообразование Имен Существительных 6 Класс Конспект Урока. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Словообразование Имен Существительных 6 Класс Конспект Урока.rar
Закачек 1314
Средняя скорость 6918 Kb/s

Словообразование Имен Существительных 6 Класс Конспект Урока

Урок русского языка в 6 классе. Обощение изученного по слоообразованию имен существительных

Предварительный просмотр:

МКОУ «Кизлярская гимназия № 1 им. М.В. Ломоносова»

учитель высшей категории,

Заслуженный учитель Республики Дагестан

Отличник образования Республики Дагестан

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

Тип урока: комбинированный.
Использование образовательных технологий и методов: системно-деятельностный подход, ТКМ (технология критического мышления), ИКТ, метод проектов (презентация).

Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная

Цели:
Образовательные : Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Словообразование».
Формировать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности

  1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не будет урока, у нас будет решение задач практического характера, путешествие по художественным произведениям, игры, исследования. Тему урока вы постараетесь определить сами.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. «Мозговой штурм»

Работа в командах: класс делится на две группы. Каждая выбирает себе капитана. Каждая группа получает конверт с теоретическими заданиями и вопросами. Команде дается время на то, чтобы подготовить ответы, подобрать примеры.

— Когда члены команды ответят на теоретические вопросы, придут к единому мнению, один из них идет к доске. Учащиеся внимательно выслушивают ответ, задают уточняющие вопросы.

Теоретические вопросы и задания

В чем основное различие между изменением и образованием слов? Покажите на примерах.

Что такое форма слова? Назовите формы слов дом, изба, цветение . Придумайте с этими словами словосочетания. Какое слово в них главное, а какое зависимое?

Какие слова называют однокоренными? Подберите однокоренные слова к словам: дом, цветение .

Как образуются формы слова и однокоренные слова?

Какой общий признак у таких частей слова, как приставка, корень, окончание? Определить значение суффикса в словах: тракторист, сыночек, нежность .

Какие общие и отличительные признаки у приставок и суффиксов?

В чем основные отличия корня от приставки, суффикса и окончания? Показать на примерах.

Какие вы знаете приемы выделения и определения приставки, корня, суффикса? Показать на примерах.

  1. ПРОБЛЕМНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

Большую строительную работу выполняют в словах суффиксы. Во-первых, они из одних слов делают другие. Во-вторых, могут придавать словам самые разные смысловые оттенки. Например, показывать, большой предмет или маленький, симпатичный или противный.

Угадайте, о каких людях пойдет речь, больших или маленьких. В книге Е.Носова «Незнайка в Солнечном городе» встречаются герои с такими фамилиями: Козявкин, Букашкин, Таракашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мулькин, Промокашкин, а также профессор Мордочка. Вам все ясно. Это малыши. Если бы они были великанами, у них были бы такие фамилии: Штанищин, Сапожищин, а профессорша, наверно, была бы Мордища. (слайд 6)

А теперь скажите: каким живым существам дают названия с суффиксами –ат, -ят? Наверное, вы ответите так. Эти существа совсем маленькие и пушистые. Вам понятно: словами с этими суффиксами называют маленьких, трогательных, симпатичных: котята, цыплята, медвежата.

А бывают суффиксы – «дразнилки». Например, герой рассказов писателя В.Драгунского Дениска Кораблев однажды придумал суффикс, при помощи которого дразнил и обижал самого себя. Он забрался на самую верхнюю площадку вышки для прыжков в воду и, боясь прыгнуть вниз, стал говорить себе обидные слова: «Рохля! Вахля! Махля!! Прыгай сейчас же! Ну! А то я разговаривать с тобой не буду! Руки тебе не подам! Ну! Прыгай же! Ну! Прыгай сейчас же! Тухля! Протухля! Вонюхля!»

И когда он обозвал себя вонюхлей, то не выдержал обиды, шагнул вперед и… прыгнул. (слайд 7)

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Ребята, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? Кто сформулирует тему нашего урока? Правильно, тема урока «Cловообразование имен существительных». На столах у вас листочки «Бортовой журнал» Заполните, пожалуйста, столбцы суффиксами имен существительных (известная информация, новая информация)

4. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ В РЕЧИ

Работа с текстом.

Разговор о снеге

…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то холодным, пушистым, духовитым. Снег. Снега… белы снеги, снегурочка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.

Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами…

У слов таится над нами волшебная сила… Для настоящего художника слово имеет самостоятельную ценность, самостоятельный интерес, полноту собственной внутренней жизни. Вот так же, например, как слово «снег»…

Вслушайтесь-ка: снежище, снежинка… снежик, снежок, снежана…

Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию. (Б.Петров) (слайд 8)

  • Задание: занесите в «Бортовой журнал» морфемы, с помощью которых образовались новые слова от слова «снег».

5. ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ

Дети часто придумывают новые слова. Например, в книге К.И.Чуковского «От двух до пяти» девочка говорит брату: «Какой ты страшный спун!» От какого слова образовано слово СПУН? С помощью чего? В каких словах суффикс –ун- имеет то же значение?

Винни-Пух из сказки А.Милна сочинил такое стихотворение:

Опять ничего не могу я понять,

Опилки мои в беспорядке,

Везде и повсюду, опять и опять

Меня окружают загадки!

Возьмем это самое слово «опять».

Зачем мы его произносим,

Когда мы свободно могли бы сказать

«Ошесть», и «Осемь», и «Овосемь»?

Молчит этажерка, молчит и тахта-

У них не добьешься ответа,

Зачем эта хта – обязательно та,

А жерка, как правило, эта!

  • На какие части разделил Винни-Пух слова опять, этажерка и тахта? Почему так делить нельзя?

(Такие упражнения привлекают внимание к важности правильной мотивации производных слов).

«Однажды, когда Кристофер Робин, Винни-Пух и Пятачок сидели и мирно беседовали, Кристофер Робин сказал, как будто между прочим:

– Знаешь, Пятачок, а сегодня видел Слонопотама.

– Я тоже одного как-то видел, — сказал Пятачок. – По-моему, это был он. А может, и нет.

— Я тоже,- сказал Пух, недоумевая. «Интересно, кто же это такой Слонопотам?» — подумал он.

  • Как, по-вашему, должен выглядеть Слонопотам? На каких животных он может быть похож?
  • В книге Л. Кэролла «Приключения Алисы в Зазеркалье» много интересных новых слов, придуманных автором.

Пустик-Дутик, рассказывая о подарках Короля и Королевы Белых, говорит Алисе:

— Это был мне от них невденьрождарок

-Просто-напросто подарок, который тебе преподносят не в день рождения

  • Каким способом образовано слово невденьрождарок?

(Привлечение в процессе обучения новых, непривычных слуху и глазу слов повышает познавательную активность учащихся, вызывает повышенный интерес, помогает творчески усваивать языковые закономерности, что в конечном счете вырабатывает языковое чутье).

  • Определить, от каких слов образованы детские неологизмы. Каким способом они образованы?

— Не поеду в автобусе, в этой толпучке.

— Мама, ты пошутила? Что ли ты пошутистка?

— Я занимался легким бегом, а теперь буду заниматься легким прыгом.

— Я буду хозяйка, а ты будешь хозяйник. – Нет, я буду хозяй!

-Папа, а ты портних?

  • Учитель: А теперь поговорим о роли приставок в образовании имен существительных.

Игры с приставками

Чтобы наладить хорошее знакомство с приставками, давайте поиграем с ними в разные игры.

Игра первая: приставка ли нет?

Одинаковые сочетания букв в одних словах могут быть приставками, а в других — нет. Например в слове собрат со- приставка. А в словах сонный, сосна – нет.

Вам даны слова, а вы определите, в каких из них приставка, а в каких нет.

Какой способ надо применить, чтобы определить это? Очень простой. Вы помните, что все морфемы – носители смысла.

Если отделить одну морфему, например, приставку, оставшиеся части будут иметь свои «смыслиночки». А если «смыслиночек» нет, значит, вы не отделили морфему, а просто бессмысленно разрезали слово.

А теперь – играем! Выделите приставки в словах:

1) заработок, зарево;

2) подпись, порох, подправка;

3) сотрудник, соловей, соединение;

4) поездка, полоса, полеводство, полено.

Игра вторая: прятки с приставками.

Тут вы можете нам не проверить: какие у приставок могут быть прятки? Куда ей спрятаться? Она всегда в начале слова и на виду. А вот и нет! В конец слова приставка, разумеется, попасть не может. А в середину? Давайте посмотрим. Где приставка в слове провод ? Конечно, в начале. А в слове водопровод ? Вот это да! Приставка оказалась в середине! Почему так получилось? Потому что слово «склеилось» из двух. И приставка, которая была в начале второго слова, оказалась в середине. Таких слов в нашем языке немало. Например, сошедший с тротуара человек . В слове сошедший приставка вначале. А в слове сумасшедший ? Две приставки с- : одна вначале, а другая в середине.

А теперь – за игру!

Найти в «склеенных» словах спрятавшиеся приставки. Они будут не в каждом слове!

Землетрясение, громоотвод, пятилетка, водопроводчик, путешественник, деревообделочный комбинат, мясоперерабатывающий завод.

  • Проблемный вопрос: Как образуются сложные слова?

Специалист по разведению садов (садовод)

Локомотив с паровым двигателем (тепловоз)

канал для выхода дыма из трубы (дымоход)

русская народная игра-пляска (хоровод)

лес, поваленный бурей (бурелом)

огнестрельное оружие (самопал)

аппарат для помола кофе (кофемолка)

— Интересная справка: любой ученик скажет, что слово водопровод – сложное и состоит из двух корней. Интересно в этом слове то, что оба корня – вод- пишутся и звучат (если их взять вне слова) одинаково, а смысл их различный.. Это корни-омонимы. В словаре «водопровод» объясняется, как «сооружение для снабжения населения водой». Другими словами, это сооружение, с помощью которого воду ведут по трубам. Значит, первый корень – «родственник» слова «вода», а второй – слов «водить – вести». Дальние «родственники» слов «вести-водить» — воевода, поводырь, проводник, вожак, вождь.

Доказать , что слова водопровод, пароход, самолет отличаются по строению и образованию от слов: водопроводчик, пароходик, самолетный .

Ответ : слова первой группы сложные по составу и образованы сложением основ, а слова второй группы образованы от них суффиксальным способом. Значит, по составу они сложные, но не образованы сложением.

6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ВЗАИМОПРОВЕРКОЙ:

Подобрать по два существительных на каждый способ образования слов:

— переход одной части речи в другую:

7. РЕАЛИЗАЦИЯ МИНИ-ПРОЕКТОВ (презентации)

Мини-проект: «Уникальные морфемы в современном русском языке»

Уникальными обычно считаются такие морфемы, которые выступают только в составе одного слова. Хотя уникальные морфемы признаются далеко не всеми исследователями, сам факт наличия в ряде слов уникальных частей является бесспорным.

К уникальным можно отнести следующие суффиксы:

Му -сор, ра -дуга, ши -ворот.

Защита мини-проекта лингвистов: «Старославянские морфемы в именах существительных»

Старославянские приставки: русские приставки:

Из-, низ-, пре-, чрез- пере-, через-

Из-лить, низ-водить, пре-творять, пере-мещать, черес-чур

Старославянские суффиксы: -стви, -знь, -чиj, -тв, -тель, -ын, -арь, -анин, —ств : цар-стви-е, жи-знь, корм-чий, моли-тв-а, учи-тель, горд-ын-я, врат-арь, горож-анин

Сложные слова: благо-, суе-, добро-, мало-: благодарность, суеверие, добропорядочность, малодушие.

8.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

9. РЕФЛЕКСИЯ. Прием «Рюкзак»

Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход»

Пример : я научился определять…

Я разобрался в словообразовательных морфемах…

Для меня новым было…

Интересным мне показалось…

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения. Педагогика М.:2009 — №4
  2. Петерсон Л.Г., Кубышева Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006
  3. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе. Учебное пособие для студентов педагогических вузов.- Москва, «Дрофа», 2007
  4. Шашлова Н.А. Нестандартные уроки русского языка в 6 классе. -Волгоград, «Корифей», 2005
  5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии – Москва, «Просвещение», 1991

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Образование имен существительных входит в курс учебника И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой «Английский язык». Учебник для 4-ого класса и общеобразовательную программу гимназии.

Данный урок является первым в цикле уроков по теме. К конспекту прилагается презентация.

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по словообразованию имен существительных.

Урок — исследование. 6 класс.

Словообразование имен существительных.

Урок разработан по учебнику «Русский язык» 6 класс; автор:О.М.Александрова, по теме «Словообразование имен существительных».

1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте. Мне очень приятно, что новый учебный день мы начинаем вместе. С каким настроением вы пришли на занятие?

Психологическая разминка.

Похлопайте в ладоши те, кто
— не выспался сегодня;
— кто вкусно позавтракал;
— кто рад видеть соседа;
— кто пришел с хорошим настроением;
— кто готов работать.

2. Мотивационно-мобилизующий этап.

Учитель. Оформим записи в тетради. Число, классная работа. Какова же тема сегодняшнего урока? Хотите узнать? Тогда слушайте.

Мамонт и папонт
Гуляли на речке.
Бабонт и дедонт
Лежали на печке.
А маленький внучонт
Сидел на крылечке
И сворачивал хобот в колечки.
(М. Яснов)

  • Почему это стихотворение вызвало у вас добрую улыбку?
  • Как вы думаете, какое отношение имеет стихотворение к теме урока?

Мы продолжаем разговор о словообразовании имен существительных. Запишите тему в тетрадь: “Словообразование имён существительных”.

  • Какие цели вы перед собой ставите? Чего ждете от этого урока?

3. Словарно-орфографическая работа.

Учитель. Отгадайте загадку.

У меня друзей – не счесть.
Среди них и козлик есть.
Взяв его за рожки,
Еду по дорожке.

Велосипед – лат. язык, “велох” – быстрый;

Велосипед — ист- к- а.

Велосипед — н- ый.

Велосипед – двухколесная или трехколесная машина для езды, приводимая в движение ножными педалями.

Учитель. Придумайте предложения со словарным словом по следующим схемам:

[ Обращение ! ] . А: “П!”

Учитель: подведем итоги работы. Что нового вы узнали? Что повторили, выполняя задание со словарным словом?

4. Система упражнений. Систематизация знаний по теме “Словообразование имён существительных”.

Учитель. Начнем мы сегодняшнюю работу с лексической разминки.

Запишите слова, имеющие в своем составе корень – вело – в значении “быстрый”. (с последующей взаимопроверкой). Лексическое значение всех слов объясняется.

Дети. Велосипед, велогонки, велотрек, велоспорт, велогонщик, велоспорт, веломарафон, велокамера, велодром.

Учитель: вызвало ли трудности это задание?

Учитель: самостоятельно сформулируйте задание.

Дети: слова нужно разделить на несколько групп.

Учитель: Давайте подумаем, по какому принципу мы их можем разделить?

Дети: по способу словообразования.

Учитель. Покажите на пальчиках, сколько способов образования слов вы знаете?

Дети. Четыре: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный и сложение.

Учитель. Сформулируйте задание.

Дети. Записать слова, распределяя их по четырем колонкам в зависимости от способа образования, вставить пропущенные буквы.

Карточки.

Соавтор, вел. с. педист, сварщик, нагр. ватель, под. конник, медвеж. нок, мотоц. клист, подстаканник, лун. ход, кирпич. к, пригород.

Проверяем выполнение задания.

Учитель. Внимательно посмотрите на записанные слова. Есть ли здесь примеры слов, образованных по одной модели? Выпишите эти слова, постройте словообразовательную модель

Дополнительное задание для сильных учащихся.

Подберите свои примеры к данным словообразовательным моделям.

Дети:

Учитель. Дайте определение понятию “словообразовательная модель”. Следующее упражнение поможет нам научиться составлять словообразовательные модели.

Учитель. Что мы повторим, выполняя это задание? С какими трудностями вы столкнулись в ходе выполнения упражнения? Что необходимо сделать, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях.

(Учащиеся на полях пишут вопросы, ответы на которые необходимо найти дома. Например: от чего зависит написание суффиксов ЕК и ИК в именах существительных? В каком случае Не пишется слитно с именами существительными, а в каких раздельно?)

Учитель. Какие способы образования слов мы повторили, выполняя это задание.

Учитель. Сложным показалось вам это задание?

Дети: конечно, нет.

Учитель. Выделять морфемы в слова и определять словообразовательные модели – дело очень трудное. А вот почему, вы мне ответите сами, выполнив следующее задание.

Задание: запишите слова, выделите в них морфемы. Вы можете выполнять это задание без подсказки, самостоятельно, или воспользоваться подсказкой. Каждый учащийся сам решает, по какому пути пройти, выбирая листочек с заданием разного цвета. Красный: самостоятельный путь решения, зелёный: путь решения с подсказкой.

Стуль — чик — мяч — ик

Вал – ечк- а — реч –к — а

Осин – к – а — снеж – инк –а

Лис – оньк –а — яблонь- к -а

Дополнительное задание :

Найдите слова, образованные по одной модели.

Дети: речка, осинка, яблонька. C к y

Учитель. Что общего между словами?

Дети: одна словообразовательная модель, общее значение “нечто маленькое”, которое передается с помощью суффикса –К-, общие грамматические показатели, выражающиеся с помощью окончания : существительные женского рода, 1 склонения, единственного числа, именительного падежа.

Учитель. С какими трудностями мы можем столкнуться, выполняя морфемный разбор?

Дети: выполняя морфемный разбор, нужно быть очень внимательными, чтобы не допустить ошибок, не просто находить омонимичные морфемы, но и учитывать значение слова.

Учитель: Коля Лентяйкин, наш с вами давний знакомый, как всегда был невнимательным, когда изучал тему “Словообразование. Морфемика”. И вот к чему это привело. Он так определил значение следующих слов.

Радист – человек, который испытывает чувство радости.

Пломбир – врач, который ставит пломбы.

Учитель. Почему ошибся Коля?

Дети. Неправильно подбирал однокоренные слова, неверно определял морфемы.

Учитель. Поможем Коле исправить ошибки, подберем однокоренные слова, разберём слова по составу.

Радист – радио, радиомаяк

Учитель. В русском языке новые слова образуются по определенным словообразовательным моделям, и мы это доказали. Возникает вопрос: подходят ли эти модели ко всем словам без исключения? Выскажите ваши предположения. Словообразовательные модели используются для образования определенной группы слов. Незнание этого может привести к грубейшим ошибкам. Правда, есть такая группа людей, которым подобные ошибки мы можем простить. О ком идёт речь?

Дети: о малышах.

“Говорят дети”.

    Конфетоед .
  • Велосипедница
  • Режницы
  • Зубопад

Дифференцированное задание:

1 задание: определите, по какой словообразовательной модели образованы слова конфетоед, велосипедница, режницы, зубопад.

Запишите модели, подберите пример (примеры) слов, существующих в русском языке, которые образовались по данной модели.

Например: замужница. Словообразовательная модель – за — . ниц – а.

Слова, существующие в русском языке: затворница, заложница.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Демурчева Елена Алексеевна МБОУ «Погореловская средняя школа» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6-А КЛАССЕ.

Тема: Словообразование имён существительных (закрепление).

Цель : закрепление умения определять способ словообразования и строить словообразова­тельную цепочку, умения характеризовать значение и грамматическую форму слова по словообразовательной схеме; развивать речь учащихся, умение анализировать художественный текст; воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование : карточки для работы в сменных парах, карточки с индивидуальными зада­ниями, дискета с заданиями для работы в паре на компьютере, раздаточный мате­риал для анализа художественного текста, табель индивидуального учёта ответов учащихся, диск 1с «Репетитор. Русский язык».

Эпиграф: Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Своё нутро. И если ты в эту проникнешь суть — Слово

2. Вступительное слово учителя:

— Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Словообразование имён существительных». Сегодня на уроке мы с вами будем работать над закреплением умения определять способы словообразования, составления словообразовательных цепочек, поработаем над анализом текста. А начнём наш урок с этимологической разминки, (учащиеся читает наизусть стихотворение Н.Веселовской и С.Острового)

— Ребята, скажите, пожалуйста, о чём эти стихотворения? (о зна™ ниях слов; об их образовании; о том, что надо знать этимологию слова, чтобы m ивильно разобрать его по частям).

— Чему учат эти стихотворения? (любить родной язык; относиться к словам бережно, т.е. употреблять в речи, точно зная значение того или иного слова).

— Составьте, пожалуйста, словообразовательные цепочки тех слов, о которых говориться в стихотворениях, (здравие +ств — здравствуй; спаси + бог — спасибо; пожалуй + ста — пожалуйста; из + вина — извините; за + щит — защити).

— Итак, на примере мы увидели, насколько важно знать значение слова, его происхождение для того, чтобы правильно разобрать слово и построить словообразовательную цепочку. И именно поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла строки из стихотворения Острового (зачитываются строки). Я надеюсь, что вы будете бережно относиться к словам, и прежде чем произнести слово, задумаетесь над его смыслом. Помните, что слово ранит больнее, чем кинжал, но и согревает сильнее солнца. Постарайтесь, чтобы ваша речь согревала, окрыляла людей, вселяла в них надежду и радост;

— Исправьте нарушения языковых норм в данных словосочетания: Пирожок с повидлой, нет сапогов, юбка длинъше, узнать у библиотекарши, возникнула мысль,

ихний пример, ложи на место, я одела шапку, новой шампунью, три щипца.

3. -Переходим к следующему этапу урока. Сейчас вы будете работать в парах сменного состава. Цель: отработка навыка работы с тестами, подобными тем, которые предлагаются на ЕГЭ. Номер правильного ответа заносите в карточки индивидуального учёта. По окончании работы проведите взаимопроверку.

Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?


Статьи по теме