Смирнов Управленческие Решения Учебник

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Смирнов Управленческие Решения Учебник. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Учебники».

Смирнов Управленческие Решения Учебник.rar
Закачек 1717
Средняя скорость 8461 Kb/s

Смирнов Управленческие Решения Учебник

Излагаются теоретические и практические вопросы (идеи и технологии) разработки и реализации управленческих решений. Большое внимание уделяется в учебнике целевой ориентации управленческих решений, направлению их на человека, на его права, интересы, мотивы и т. д. Акцент сделан на гуманитарный аспект — организационные, социальные и психологические подходы при разработке управленческих решений.

Материал не содержит сложных математических формул, затрудняющих понимание процесса разработки и реализации решений.

Для студентов экономических, экологических и управленческих специальностей, а также для руководителей компаний, стремящихся повысить эффективность и качество принимаемых решений.

Формат: doc / zip

Скачать / Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Глава 1. Решения в системе управления 6
1.1. Роль решения в деятельности менеджера 6
1.2. Сущность и содержание управленческого решения 10
1.3. Формы разработки и реализации УР 17
1.4. Концептуальная модель организации 21
1.5. Типология управленческих решении 38
Глава 2. Методологические основы РУР 48
2.1. Системный подход к РУР 48
2.2. Целевая ориентация управленческих решений 52
2.3. Процессорные технологии РУР 57
2.4. Функции, процедуры и операции при РУР 65
2.5. Информационная сущность УР 68
2.6. Компьютерная система мультимедиа при РУР 79
Глава 3. Организационные и социально-психологические основы РУР 86
3.1. Организация разработки и выполнения УР 86
3.2. Социально-психологические основы РУР 88
3.3. Роль человеческого фактора в процессе РУР 90
3.4. Этические основы РУР 97
Глава 4. Особенности разработки УР в условиях неопределенности 102
4.1. Понятие неопределенности и риска 102
4.2. Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернативных решений 114
4.3. Организационные методы уменьшения неопределенностей 120
4.4. Влияние паники на управленческие решения 130
4.5. Управленческие риски при РУР 137
4.6. Страхование управленческих рисков 140
Глава 5. Анализ альтернатив РУР 151
5.1. Взаимодействие методов и моделей при РУР 151
5.2. Аналитические, статистические и математические методы 156
5.3. Активизирующие методы 159
5.4. Экспертные методы 162
5.5. Эвристические методы 166
5.6. Метод сценариев 174
5.7. Метод дерева решений 176
Глава 6. Контроль и ответственность руководителей за УР 180
6.1. Сущность и виды ответственности руководителей 180
6.2. Социальная и экологическая ответственность руководителя 184
6.3. Общие сведения о контроле УР 190
Глава 7. Качество и эффективность УР 194
7.1. Качество 194
7.2. Эффективность 199
7.3. Основы метода поиска супероптимальных решений 206
Заключение 210
Библиографический список 211
Основные термины и понятия 214
Приложения 216
Компьютерные игры по РУР 216
Темы для размышления 218
Тесты для контроля знаний 219

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Q ВОПРОС — ОТВЕТ

серия основана в 2 0 0 0 г.

УДК 338.2(075.9) ББК 65.050.2я73

Смирнов Э.А. Управленческие решения. — М.: ИНФРА-М, С50 2001 — 264 с. — (Серия «Вопрос-ответ»)

В форме ответов на вопросы представлен теоретический и практи­ ческий материал, отражающий образовательный стандарт по дисцип­ лине «Управленческие решения» Подробно разобраны формы управ­ ленческих решений (УР), технологии и методы подготовки и реализа­ ции УР, неопределенности и риски, ответственность за результаты реализации УР, качество и эффективность УР, супероптимальные ре­ шения В рамках каждой темы приведен вопрос на разбор конкретного УР. Дана база для профессиональной подготовки и реализации УР.

Для студентов высших учебных заведений, изучающих управлен­ ческий цикл дисциплин, аспирантов и специалистов, занимающихся вопросами управленческой и организаторской деятельности в компа­ ниях.

© Смирнов Э.А., 2001

Редактор Л. В. Бобылева Корректор Е.А. Морозова

Компьютерная верстка СМ. Майоров Оформление серии Е.А. Доний

ЛР № 070824 от 21.01.93

Подписано в печать 28.11.2000.

Формат 60*88/i6. Печать офсетная. Усл. печ. л. 16,66. Тираж 5000 экз. Заказ № 2737.

Издательский Дом «ИНФРА-М» 127214, Москва, Дмитровское ш., 107.

Тел.: (095) 485-70-63; 485-71-77

Факс: (095) 485-53-18. Робофакс: (095) 485-54-44 E-mail: books@infra-m.ru http://www.infra-m.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов в Тульской типографии.

300600, г. Тула, пр. Ленина, 109.

В учебном пособии приведен материал в форме ответов на воп­ росы, составленных по темам, предусмотренным программой дис­ циплины «Управленческие решения» для студентов, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям. Материал, сгруппированный в 106 ответах на вопросы, соответствует образо­ вательному стандарту РФ. Целью данного пособия является изуче­ ние как отдельных вопросов по подготовке и реализации управлен­ ческих решений (УР), так и группы взаимосвязанных вопросов, а также и всего комплекса представленных вопросов. Ряд ответов име­ ет ссылки на ответы по другим вопросам для получения более пол­ ного представления об изучаемом материале.

Учебное пособие строится на трех важных понятиях: управле­ ние, решение, ответственность. В рамках этих понятий рассматрива­ ются суть и содержание решения в социальной системе, сферы уп­ равленческой деятельности, в которых готовятся и реализуются УР, методы формирования и контроля УР, способы получения каче­ ственных, эффективных и супероптимальных решений.

Структура пособия сочетает теоретический и практический ма­ териал в виде примеров. В нем представлено много рисунков и таб­ лиц, позволяющих визуализировать ряд сложных процессов и явле­ ний при подготовке и реализации УР. Учебный материал всегда лег­ че понимается, когда сложные для восприятия процессы или зави­ симости дублируются в различных формах представления (принцип мультимедиа).

Предполагается, что наряду с данным пособием студенты будут использовать материалы из литературных источников, рекомендуе­ мых автором или найденных студентом самостоятельно. Предлагае­ мый материал отражает современный подход к изучению управлен­ ческих решений.

Учебное пособие может быть полезно для студентов и слушате­ лей всех форм обучения, для самообразования заинтересованных лиц, руководителей всех уровней управления.

I. РЕШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА

Что означает термин «решение» как явление и как процесс?

Каковы особенности технических, биологических

и социальных систем, в которых разрабатываются

и реализуются решения?

В чем заключается необходимость глобализации мышления менеджера при разработке решений?

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ТЕРМИН «РЕШЕНИЕ» КАК ЯВЛЕНИЕ И КАК ПРОЦЕСС?

Развитие любой разумной цивилизации основано на разработке

и реализации различного .рода решений. Все решения обычно свя­ зываются с человеком или организацией. Решения разрабатываются

и реализуются людьми с разной степенью профессионализма, по­ этому диапазон решений велик — от недостаточно обдуманных до детально рассчитанных.

Решение — это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям. Так, ре­ шениями являются какой-либо вывод, сделанный человеком без дальнейших действий, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация. Решение может быть направлено на достижение разовых (единичных) результатов, создание постоянно идущих процессов, поддержание или развитие идущих процессов, на прекращение или недопущение какой-либо деятельности.

Не всякий результат мыслительной деятельности приводит к ре­ шению. В табл. 1.1 приведены примеры различной деятельности и ее отношение к решению. Простые решения могут разрабатываться и реализовываться одним и тем же человеком. Более сложные — тре­ буют привлечения группы людей с неизбежным разделением труда.

Лица, разрабатывающие решения, называются специалистами (проектанты, разработчики, конструкторы, модельеры и т.д.). Лица,

1 Руководитель компании в обеденный перерыв обдумывает пути совершенствования

2 Работник организации придумал способ

совершенствования выполняемой им

3 Специалист во сне нашел способ изготовить важную деталь прибора и проснувшись записал

Женщина быстро отдернула руку

от раскаленного утюга

5 Директор компании разработал хороший вариант стимулирования качества работы

которые эти решения оценивают, называются экспертами. При раз­ работке сложных решений специалистам помогают консультанты, которые обладают более глубокими знаниями по отдельным вопро­ сам данного решения.

Лица, наделенные правом принимать решения или организовы­ вать их реализацию, называются субъектами решения. Ими могут быть физические лица (отдельные граждане) или представители юриди­ ческих лиц: мэр, директор, главный экономист и др. Исполнители решений иногда называются объектами решения. Таким образом, в упрощенной схеме разработки и реализации решений имеются сле­ дующие элементы (рис. 1.1).

Субъект (инициатор) решения

Персонал или население, для которых разрабатываются или реализуются УР

РИС. 1.1. Упрощенная схема элементов, участвующих в процессе разработки и реализации решений

На разработку и реализацию решений оказывают влияние мно­ жество факторов. В том числе личностные качества человека, отно­ шения в его семье, религия, деньги, собственность, общественное мнение и др.

Каждое профессиональное решение должно включать шесть со­ ставляющих:

• субъекта (инициатора) решения: руководителя, специали­ ста, отдел, компанию;

• объекта (исполнителя) решения: подчиненного, специали­ ста, отдел, компанию;

• цель разработки решения;

• причины разработки или реализации решения;

• персонал или население, для которых разрабатываются или реализуются УР.

Примечание. Субъект решения может быть одновременно и объек­ том решения, например, «Для повышения прибыли директор раз­ работал общую схему реструктуризации компании». В этом решении неявным субъектом и явным объектом решения является директор.

КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ, БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ,

В КОТОРЫХ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ

И РЕАЛИЗУЮТСЯ РЕШЕНИЯ?

Каждый человек ежедневно принимает решения различного ха­ рактера. Они могут относиться к техническим, биологическим и социальным проблемам. Например, студент решил сделать на ком­ пьютере домашнее задание; ветеринар поставил диагноз заболев­ шему слону; директор провел совещание начальников цехов. Таким образом, решения могут приниматься человеком в трех основных системах: технической, биологической и социальной.

Техническая система включает станки, оборудование, компью­ теры, комплектующие изделия и материалы. Набор возможных ре­ шений в технической системе ограничен, и последствия решений обычно предопределены. Варианты этих решений отражены в инст­ рукциях, положениях, приказах. Например, порядок осуществле­ ния ремонтных работ на ядерных реакторах, расписание занятий студентов в институте. Такие решения формируются и реализуются в строго определенном порядке — по алгоритму. Качество и эффек­ тивность принятого и выполненного решения определяется профес­ сионализмом принимающего и исполняющего решение в техничес-

кой системе. Обычно в технической системе мало альтернатив ре­ шений одной и той же проблемы (часто решение бывает единствен­ ным).

Тандем высокого профессионализма разработчика и исполните­ ля решения может дать хороший результат. Так, плохой исполнитель может испортить хорошо разработанное решение.

Как показывает практика, человек, работающий в техничес­ кой системе, может самостоятельно стать хорошим специали­ стом через 2—4 года.

Биологическая система включает флору и фауну планеты, в ко­ торой человек принимает решения. Например, мелиорация земли, лечение людей и животных, формирование благоприятных условий работы и проживания. Эта система более разнообразна и менее пред­ сказуемая для человека, чем техническая. Например, многие забо­ левания человека имеют одинаковые симптомы и врачу трудно по­ ставить правильный диагноз. Тем не менее, набор решений в биоло­ гической системе также ограничен из-за медленного эволюционно­ го развития животного и растительного мира. В таких системах необ­ ходимо разработать или найти несколько вариантов разрешения од­ ной проблемы и выбрать лучшее решение по каким-либо призна­ кам.

Качество и эффективность принятого и выполненного решения определяются профессионализмом специалиста и его способностью

находить надежную информацию, использовать соответствующие методы разработки решения. Специалист должен правильно отве­ тить на вопрос: «Что будет, если. » Немалую роль играет его инту­ иция.

Как показывает практика, человек, работающий в биологи­ ческой системе, может самостоятельно стать хорошим специ­ алистом через 6—8 лет.

Социальная (общественная) система характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов, относитель­ но которого прямо или косвенно принимаются и реализуются ре­ шения. В качестве характерных примеров таких систем можно приве­ сти: государство, производственный коллектив, семью, неформаль­ ную организацию и даже одного человека (самого по себе). Соци­ альные системы превосходят биологические по разнообразию и ко­ личеству возникающих проблем. Это объясняется тем, что главным объектом управления является человек, который частично схож с другими людьми в своих поступках, восприятии информации и т.д., а частично — индивидуален, поскольку каждый человек имеет свои взгляды, привычки, нюансы в реакциях на ситуации. Эта индивиду­ альность и создает большие трудности при разработке и реализации решений в социальной системе. В такой системе необходимо учиты-

вать социально-психологические и этические особенности не толь­ ко производственного коллектива, но и каждого вовлеченного в данное решение работника.

Например, при составлении текста приказа руководитель компа­ нии должен представить себе того, кто будет читать приказ и как каждый из них сможет понять его. Так, холерик не сможет прочесть длинный текст, а меланхолик по короткому тексту не сможет по­ нять суть.

Качество и эффективность разработанного и реализованного ре­ шения определяется профессионализмом и опытом руководителя.

Как показывает практика, человек, работающий в социаль­ ной системе, может самостоятельно стать хорошим специа­ листом через 10—12 лет.

В реальности социальная система включает в себя биологичес­ кую и техническую. Так, принимая решения по стратегическому планированию деятельности компании, руководитель должен также учесть технические и биологические аспекты деятельности коллек­ тива.

3 В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ МЕНЕДЖЕРА ПРИ РАЗРАБОТКЕ РЕШЕНИЙ?

Разработка и реализация решений в социальной системе требу­ ют от руководителей широкого взгляда на разрешаемую проблему. Признаком хорошего решения является минимум обращений под­ чиненного к своему руководителю за разъяснениями и помощью. Каждая компания представляет собой открытую систему, в которой сходятся интересы работников, членов их семей, потребителей и поставщиков продукции, общественных лидеров, надзирающих ор­ ганов власти и т.д. (рис. 3.1). Поэтому руководитель не должен замы­ каться в рамках своей компании. Желательно, чтобы он сам или через своих представителей по мере возможности влиял на форми­ рование благоприятной внешней ауры для компании, затрачивая на это определенные ресурсы компании.

Предполагается, что XXI век будет характеризоваться как нача­ ло эпохи глобальных влияний решений на внутренние и внешние относительно компании ситуации. Эта эпоха потребует в скором времени:

• глобального видения проблем на уровне нескольких компа­ ний, регионов и даже на международном уровне;

Излагаются теоретические и практические вопросы (идеи и технологии) разработки и реализации управленческих решений. Большое внимание уделяется в учебнике целевой ориентации управленческих решений, направлению их на человека, на его права, интересы, мотивы и т.д. Акцент сделан на гуманитарный аспект — организационные, социальные и психологические подходы при разработке управленческих решений.

Материал не содержит сложных математических формул, затрудняющих понимание процесса разработки и реализации решений.

Для студентов экономических, экологических и управленческих специальностей, а также для руководителей компаний, стремящихся повысить эффективность и качество принимаемых решений.


Статьи по теме