Сочинение Кавказский Пленник 5 Класс Саша Чёрный

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Сочинение Кавказский Пленник 5 Класс Саша Чёрный. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Рефераты».

Сочинение Кавказский Пленник 5 Класс Саша Чёрный.rar
Закачек 2218
Средняя скорость 5133 Kb/s

Сочинение Кавказский Пленник 5 Класс Саша Чёрный

Автор публикации: Камышева С.И.

Дата публикации: 2016-03-31

Тема. Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». Ю.Ч. Ким «Рыба-кит».

Цели: краткое знакомство с жизнью и творчеством Саши Черного и Ю. Ч. Кима; расширение представления о юморе и литературе; развитие навыков пересказа и анализа текста, творческих способностей; воспитание чувства юмора.

Основные понятия: юмор.

формировать эмоциональную отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку,

формировать умению выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устно высказывать своё мнение по поводу героев и обсуждаемых проблем);

формулировать умение на первоначальном уровне анализировать художественный текст, структурировать знания при сопоставлении текстов; искать информацию, представлять найденную информацию;

принимать участие в коллективном выполнении заданий;

выражать своё мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

формировать умение менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

ориентироваться в принятой системе учебных знаков

Оборудование: портрет С.Черного, презентация, распечатки теста

Ормомент. Мотивация к учебной деятельности

Введение в тему урока с формулировкой проблемы.

Ребята, сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения Петра Синявского “Штранная иштория”. Послушайте его.

Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу:
– Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться.
– Увазаемый прохозый,
Ну, на что это похозэ?!
Вы не представляете,
Как вы сепелявите, –
И красавица оса улетела в небеса.
– Штранная гражданка.
Наверно, иноштранка.
Жук с досады кренделями
По поляне носится:
– Это ж надо было так
Опроштоволоситься!
Как бы вновь не окажаться
В положении таком?
Нужно шрочно жаниматься
Иноштранным яжиком!

— О чем это стихотворение?

— Как вы думаете, какое оно: смешное или грустное?

— Посмотрите на экран и прочитайте высказывания М.Горького и Н.Карамзина:

Юмор – прекрасное здоровое качество.
М. Горький

Смеяться, право, не грешно
Над всем, что кажется смешно.
Н. Карамзин

— Как вы понимаете эти высказывания?

— Исходя из сказанного, определите, о чем будем сегодня говорить на уроке?

– Что такое ЮМОР? (от английского Humor – настроение). Это мягкая форма комического, смех добродушный, не ставящий целью обличение человека, явления.

Юмор – изображение героев в смешном виде.

Юмор – смех веселый и доброжелательный.

– Сейчас мы с вами откроем юмористические страницы писателя Саши Черного.

Слово учителя о писателе.

Одним из лучших поэтов двадцатого века является Саша Черный, биография которого хоть и краткая, зато весьма интересная. Это тот человек, который сумел добиться всего самостоятельно. Тот, кто доказал всему миру, что он Человек с большой буквы.

Родился в 1880 г. в Одессе, умер 1923 году во Франции. Раннее детство он провел в г. Белая Церковь. В семье было пятеро детей, из которых двое имели имя Саша. Наш поэт был брюнетом, поэтому и получил прозвище «черный», которое в дальнейшем стало его псевдонимом. Для того чтобы получить образование в гимназии, мальчика крестили в русской православной церкви, но учебное заведение он так и не окончил. Саша сбежал из дома и стал попрошайничать. Эту историю написали в газете, и местный благотворитель К. К. Роше, растроганный историей мальчишки, взял его к себе на воспитание. Роше обожал поэзию и приучил к этому юного Гликберга, дал ему хорошее образования и подтолкнул к тому, чтобы Саша начал писать стихи. Именно Роше можно считать крестным отцом Саши в области литературы и поэзии

В 1905 г. переехал в Петербург. Начал сотрудничать в сатирическом журнале «Зритель», имевшем антиправительственную направленность. 27 ноября 1905 г. в № 23 дебютировал стихотворением «Чепуха» (под псевдонимом Саша Чёрный), в котором сатирически изображалась правящая верхушка, включая царскую фамилию. Этот номер был конфискован, а журнал вскоре был закрыт.

В 1912 — 1914 гг. Чёрный пробует себя в разнообразных новых жанрах: переводит Гейне, пишет рассказы, активно выступает как детский писатель.

В 1932 году Чёрный поселился в Провансе, на юге Франции. 5 августа, возвращаясь домой от соседа, поэт услышал крик «Пожар!» и сразу же устремился к месту несчастья. С его помощью пожар быстро потушили, но дома он почувствовал себя плохо и через несколько часов, после сильного сердечного припадка, скончался.

Проверка первичного восприятия учащимися рассказа.

— Понравился ли вам рассказ?

— Что показалось интересным?

— Почему рассказ называется «Кавказский пленник»?

— Какие эпизоды, описания вам понравились?

Работа по содержанию рассказа «Кавказский пленник»

— Где происходит действие?

— Каким было впечатление девочек от прочитанного произведения в начале дня?

— Как решили поиграть девочки?

— Что изменили девочки в сюжете рассказа? Почему?

— Почему в рассказе «Кавказский пленник» никто из детей не хотел быть Костылиным?
(Никто из детей не хотел быть предателем)

— Вспомните, кто из них каким героем хотел быть?

— Почему у девчонок не возникало желания исполнять роли Жилина и Костылина?

— Как вы считаете, получилась ли игра?

— Объясните заключительные строки рассказа?

— Можно ли назвать рассказ юмористическим? Почему?

6. Работа над изобразительно-выразительными средствами.

1) Найдите в данных фрагментах эпитеты:

— «Сережки на березах уже отцвели, но сквозным кружевным шатром зыбилась на ветру молодая, еще изумрудная листва. На старой лиственнице у пристани по всем липам свежо зеленели пучками мягкие иголочки, и между ними алые точки – цвет»;

— «Легкая песенка под перебор веселых ладов прокатилась по речушке, легкие волны светлыми горбиками поплыли к берегам».

2) Найдите в данных фрагментах метафоры:

— «На клумбе темными сморчками повылезли из теплой земли еще не развернувшиеся листья пионов».

— «А речка была славная… Переливалась солнечной чешуей вода».

3) Найдите в данном предложении сравнение:

— «Идут домой, к матери с двух сторон, как котята, жмутся».

7. Перечитывание понравившихся эпизодов, обмен впечатлениями о прочитанном.

8. Выполнение теста.

1. Где происходит действие в произведении Саши Чёрного «Кавказский пленник»?

1) в поле 2) в саду 3) в лесу 4) на площади

2. Укажите название цветов, которые «повылазили из тёплой земли» на клумбе

1) розы 2) лилии 3) тюльпаны 4) пионы

3. Кто был в роли «неизменного адъютанта» в произведении Саши Чёрного «Кавказский пленник»?

1) Катюша 2) Тузик 3) кухарка 4) Валя

4. Какое время года описывается в рассказе?

1) лето 2) осень 3) зима 4) весна

5. Как звали девочек?

1) Лена и Маша 2) Валя и Катя 3) Таня и Оля

6. Кто в игре стал исполнять роль «кавказских пленников»?

1) Миша и Тузик 2) кухарка и садовник 3) няня и Тузик

7. Что сделали девочки, когда пленники отказались выбираться из ямы?

1) спрыгнули в яму 2) убежали 3) вытащили пленных

8. Какой хвост был у петуха?

1) красный 2) генеральский 3) пышный

9. Чем кормили девочки пленных?

1) лепешками 2) булочками 3) пирожками с капустой

10. Где родился Саша Чёрный?

1) в Москве 2) в Петербурге 3) в Одессе 4) в Провансе

9. Стадия рефлексии.

Мы не ожидали, что под таким серьезным названием, знакомом нам со времени изучения классического произведения 19 века ( Толстой «Кавказский пленник»), скрывается такая история. Именно поэтому рассказ Саши Черного находится в разделе «Писатели улыбаются» нашего учебника.
Выходит, это шутка? Юмористический рассказ. Что это значит? (небольшое произведение, рассказывает об одном случае из жизни героев)

— Так что же такое юмор?

— Каким он бывает?

— Знаете ли вы, что 1 минута смеха по своей “калорийности” заменяет стакан сметаны. Смейтесь – и будьте здоровы!

10. Домашнее задание: прочитать рассказ «Игорь-Робинзон» (с.182-188) и стих. Ю.Кима «Рыба-кит» (с. 189-190)

1. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 5 класс. Учебник для ОУ с приложением на электронном носителе. В двух частях. Часть 2. – Москва: Просвещение, 2013

2. Беломестных О.В., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе.

3. Иванова Е.В.. Дидактические материалы по литературе. К учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5 класс» — Москва: Экзамен, 2015

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

82. Тема: «Писатели улыбаются. Саша Черный. «Кавказский пленник.»»

5 класс литература 14.04.2016

Цели : вызвать интерес к прочитанному; формировать нравственные качества у учащихся через анализ поступков главного героя; развивать мыслительную деятельность.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание текста; уметь словесно рисовать текст; воспринимать и анализировать текст, давать характеристики героям.

Личностные: осваивает новые виды деятельности, делает выводы, осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Тип урока: комбинированный урок.

— Вступительное слово (подготовка учащихся к усвоению материала)

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку… («Пять!»)

— Итак, ребята, все ли готовы закрепить полученные знания? Очень хорошо, что у вас бодрое настроение, и я надеюсь, в течение урока оно будет только улучшаться.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

— Итак, ребята, перед вами тема урока. Скажите, пожалуйста, каких целей мы свами должны достигнуть на уроке?

3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний уч-ся. Актуализация знаний.

Давайте попробуем охарактеризовать героев рассказа при помощи синквейна.

Согласился, сидел, веселился

Он во всем подчинялся девочкам

«Мальчик с пальчик».

Играл, сидел, кушал

Не понимал, чего от него хотят

Прочитали, придумали, увлеклись

Пытались инсценировать прочитанное

4. Первичное усвоение новых знаний.

Александр Михайлович Гликберг — Однажды он открыл секрет своего псевдонима: «Нас было двое в семье с именем Александр (В семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша ). Один брюнет, другой блондин. Когда я еще не думал, что из моей «литературы» что-нибудь выйдет, я начал подписываться этим семейным прозвищем».

Псевдоним – это…вымышленное творческое имя писателя, поэта, художника, музыканта и других представителей творческих профессий

Саша Черный. Родился в 1880 г. в Одессе, умер 1923 году во Франции. Раннее детство он провел в г. Белая Церковь. Отмечаемая современниками замкнутость и нелюдимость Чёрного во многом сформировалась под влиянием тяжелой обстановки в семье (деспотичный отец и больная истеричная мать).

Саша Черный. В 15 лет бежал из дома, учился в гимназии в Петербурге, однако был отчислен за неуспеваемость. К этому времени лишился родительской помощи. Мальчик бедствовал, пока история не получила огласку, после чего в 1898 г. его взял на воспитание председатель крестьянского присутствия в Житомире К.К. Роше. Из Житомирской гимназии Чёрный был вновь исключен «без права поступления» за столкновение с директором. Начал печататься с 1904 г. в житомирской газете «Волынский вестник».

Саша Черный.В 1905 г. переехал в Петербург. Начал сотрудничать в сатирическом журнале «Зритель», имевшем антиправительственную направленность. 27 ноября 1905 г. в № 23 дебютировал стихотворением «Чепуха» (под псевдонимом Саша Чёрный), в котором сатирически изображалась правящая верхушка, включая царскую фамилию. Этот номер был конфискован, а журнал вскоре был закрыт.

Саша Черный.В 1906 г. Чёрный выпустил первый сборник стихов «Разные мотивы», в который вошли гражданские произведения. Сборник был арестован, автор привлечен к суду за политическую сатиру, однако судебное разбирательств состоялось лишь в 1908 г., так как в 1906 г. Чёрный выехал за границу.

Саша Черный. В 1912 — 1914 гг. Чёрный пробует себя в разнообразных новых жанрах: переводит Гейне, пишет рассказы, активно выступает как детский писатель.

Саша Черный. В августе 1914 года ушёл на фронт. В качестве вольноопределяющегося был зачислен в 13-й полевой госпиталь в Варшаве. В 1917 . служил в Пскове, где после февральской революции был назначен заместителем народного комиссара. Однако Октябрьской революции не принял. В 1918 — 1920 гг. жил в Вильно и Каунасе, затем эмигрировал в Берлин. В эмиграции выступал по преимуществу как детский писатель.

Саша Черный. В 1932 году Чёрный поселился в Провансе, на юге Франции. 5 августа, возвращаясь домой от соседа, поэт услышал крик «Пожар!» и сразу же устремился к месту несчастья. С его помощью пожар быстро потушили, но дома он почувствовал себя плохо и через несколько часов, после сильного сердечного припадка, скончался.

5. Первичная проверка понимания.

Тестовые вопросы по биографии и творчеству С.Чёрного.

а) 1880; б) 1882; в)1793; г)1890. (А. 1880 год)

2. Место рождения:

а) Москва; б) Петербург; в) Одесса; г) Житомир. (В. Одесса)

3. В каком году дебютировал:

а) 1910; б) 1905; в) 1893; г) 1900. (Б. 1905 год)

4. Чем не занимался Саша Черный:

а) переводы; б) написание стихов; в) составление словаря; г) написание детских рассказов. (В. Составление словаря)

5. Где активно стал проявлять себя как детский писатель:

а) Прованс; б) Петербург; в) Берлин; г) Каунас. (В. Берлин)

6. Настоящее имя писателя:

а) Алексей Максимович Пешков; б) Александр Михайлович Гликберг; в) Игорь Васильевич Лотарев; г) Александр Степанович Гриневский. (Б. Александр Михайлович Гликберг)(а – Горький, б – Черный, в – Северянин, г — Грин)

6. Контроль усвоения, обсуждение и их коррекция.

Дома вы читали этот текст. Давайте кратко перескажем его.

Рассказ «Кавказский пленник».

Где происходит действие? (В саду, «В углу сада, в старой заброшенной оранжереи, девочки остановились над ямой…»)

Какое время года изображено? (весна, «Всем было весело в этот весенний день…»)

Как автор изображает радость и веселье, царившие в жизни природы и в жизни города? (природа: действия Тузика (угодливо завертел хвостом), «с наслаждением втискивая каблук». Город: песни писарей).

Как выглядели девочки? Почему? (« У старшей Вали даже слезинка блестела на щеке, вот-вот капнет на передничек. А младшая, Катюша, надутая-пренадутая, сердито смотрела на скворца, сдвинув пухлые брови, — точно скворец ее куклу клюнул или через форточку пышку с маком унес.» Им было грустно, так как они прочитали «Кавказского пленника». )

Какое впечатление на девочек оказал рассказ «Кавказский пленник «? («разволновались ужасно»)

Как решили поиграть девочки? (стр.168 – 169 « В «Кавказского пленника», — объяснила Валя. — Да глотай ты скорей свою баранку! Ты будто Жилин, русский офицер. Ты будто из крепости к своей маме верхом едешь. Она тебе невесту приискала, хорошую и умницу, и имение у нее есть. А мы тебя в плен возьмем и в яму посадим. Понял! »)

Работа в группах

Найдите в тексте рассказа «Кавказский пленник» и зачитайте:

1 группа. Описание обстановки дома, где жили девочки; — стр. 165 – 166

Описание интерьера в произведениях даётся для того, чтобы передать реалии того времени, о котором идёт повествование, кроме того, с помощью интерьера передаётся характер в жизни героя, даётся информация о самом герое. Особую роль при описании интерьера играет деталь

2 группа. Описание внешнего вида девочек; — стр. 166

3 группа. Описание природы – стр. 163 — 165

Что изменили девочки в сюжете рассказа? Почему?

Как автор подчёркивает исключительное миролюбие игры детей?

Объясните заключительные строки рассказа?

Можно ли назвать рассказ юмористическим? Почему?

Работа с литературоведческим термином.

Юмор в рассказе.

Юмор – изображение героев в смешном виде.

Юмор – смех веселый и доброжелательный.

Прочит рассказ Саши Черного «Игорь-Робинзон»

1. Кто главный герой рассказа?

2. Почему он решил идти на пруд? Как это его характеризует?

3. В какую игру он играет?

4. Какие детали на это указывают?

5. Как вы думаете, откуда он знает, что должно быть у адмирала?

6. Чем закончилась эта игра?

7. Как ведёт себя Игорь?

8. Что делает Игорь на острове?

9. Когда осматривает владения, что он себе представляет?

10. Когда зовёт на помощь, что при этом слышит?

11. Когда задумывается о ночлеге, на что при этом обращает внимание?

12. Когда придумывает варианты спасения, реальны ли они или игровые?

13. Кто спасает Игоря?

14. Как заканчивается рассказ?

Спасибо, ребята, за работу!

Сегодня мы с вами повторили биографию Саши Черного. Проанализировали текст «Кавказский пленник».

Вспомнили, что такое псевдоним. Поговорили о роли детали в описании. Дали определение термину юмор.

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемЛев Тетеревлев

Похожие презентации

Презентация 5 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Писатели улыбаются. Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Урок в 5 классе Подготовила Г.М.Мошкина учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 264 Кировского.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Писатели улыбаются. Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Урок в 5 классе Подготовила Г.М.Мошкина учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 264 Кировского района СПб

2 Цель. Уметь выделять элементы текста, требующие комментария для раскрытия смысла текста. Классифицировать элементы согласно вопросам. Владеть навыками комментирования: проникнуть в смысл текста, уметь обобщить изученное на уроке.

3 Это ваш слуга покорный, Он зовётся «Саша Чёрный»… Почему? Не знаю сам. Александр Михайлович Гликберг гг

4 Составим анкету. Саша Чёрный. (страницы учебника ) Год рождения: Место рождения: Детство: Юность: Начало писательской деятельности: Настоящее творчество: Первая книга: Журналист: Эмиграция: (1 (13) октября Одесса. город Белая Церковь. Житомир. Житомир. Газета «Волынский вестник». Петербург. сборник стихов «Родные мотивы». журнал «Сатирикон» г. Литва. Германия. Франция.

5 Детский писатель. Что объединяет все картинки?

6 Подберите слова, выражающие ваше отношение к данным цитатам? «Воробьи…кричали, кувыркались, дрались…просто от избытка жизни…». «Никакие хозяйственные заботы в птичью голову не шли…». «…дворняжка Тузик, лохматая серая муфта с хвостиком в виде вопросительного знака…». (анг. – нрав, настроение)- изображение героев в смешном виде. Смех весёлый, доброжелательный.

7 Выберите из текста смешные цитаты, подумайте, за счёт чего фразы становятся смешными? (стр ) Антонимы. Эпитеты. Метафора. «Захолустная речонка…А речка была славная…Переливалась солнечной чешуёй вода». «…вынесли длинную-длинную лёгкую гичку, будто пила рыба …купаться пошла…». Сравнение. Гичка-лодка «Сын прачки…о сам себя т удовольствия ногой лягнул…». Просторечное слово. «Скворец …на ветке внимательно склонил голову: знакомая песня! В прошлом году слышал…». Олицетворение.

8 «В шкафу кротко блестели золотыми буквами корешки книг. Они отдыхали…». Какую картину вы представляете? «…курчавый, благосклонный Пушкин». «…седые, бородатые Тургенев и Толстой…». «…гусар Лермонтов с вздёрнутым носиком…». Какие выводы о главных героях можно сделать, читая такие характеристики писателей?

9 Прочтите описание героев и определите: доминирующую деталь портрета; раскрывает ли портрет черты характера? «…перед стеклянной дверью…стояли, прижав к стеклу носы, две девочки, две сестры. Если бы кто из сада на них взглянул, сразу бы увидел, что только им во всём саду и доме в этот солнечный день было грустно. У старшей Вали даже слезинка блестела на щеке, вот- вот капнет на передничек. А младшая, Катюша, надутая –перенадутая, сердито смотрела на скворца, сдвинув пухлые брови, — точно скворец её куклу клюнул или через форточку пышку с маком унёс». Девочки самостоятельно прочитали рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и разволновались.

10 «Раз написано, — значит, настоящая правда… И раз окончание хорошее…не стоит горевать…» Какой конец рассказа придумали девочки? Жилин с солдатами взяли в плен татар и высекли. «Русские офицеры великодушны». Дине передайте георгиевскую медаль и русскую азбуку. Свадьба Жилина и Дины

11 Какие «секреты» использует автор, чтобы привлечь наше внимание к рассуждениям девочек о концовке рассказа? «Жилин …поймал в плен татар, которые его мучили…Правда? Риторические вопросы. «И больно-пребольно высечь! Не кричать! …Марш!» Риторическое восклицание. «Зарубите себе на вашем кавказском носу». «…капусту порублю». Юмор – весёлый смех. Неточность фразеологизмов. «Обрадовалась….Топнула ногой.. Взвизгнула от удовольствия…» Авторские ремарки, замечания автора.

12 Игра. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Как дети воспроизвели рассказ в игре? Действующие лица. Миша – Жилин. Тузик – Костылин. Валя и Катя – татары. Валя – Дина. Катя – её подруга.

13 Что такое добро? « Я часто думал о том, что значит «быть добрым?» Мне кажется, добрый человек – это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует». Я. Корчак. Как соотносится данное высказывание с нашими героями? Приведите примеры из текста? «- Нет, знаешь, сечь их не надо….Так хорошо устроили судьбу Дины и Жилина, им стало немного легче…». Не хотели играть роль Костылина – не хотели быть предателями.

14 Назовите однокоренные слова к слову «добро». ДОБРО та любие порядочность душие деяние сердечность словие нравие

15 Домашнее задание. Поделитесь своими добрыми делами, поступками….


Статьи по теме