Социология Культуры Учебник скачать

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Социология Культуры Учебник скачать. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Учебники».

Социология Культуры Учебник скачать.rar
Закачек 2717
Средняя скорость 3279 Kb/s

Социология Культуры Учебник скачать

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 6

Тема 2. Проблема культуры в творчестве Г. Зиммеля, М. Вебера и К. Манхейма
Георг Зиммель о сущности, динамике и кризисе культуры 36
Социология как наука о культуре – Макс Вебер 42
Социология знания и социология культуры Карла Манхейма 48
Контрольные вопросы 54
Литература 54

Тема 3. Культура как объект изучения социологии
Социологический подход к анализу культуры 55
Сущность культуры. Культура и человеческая природа 55
Фундаментальные характеристики культуры 60
Аспекты и элементы культуры 62
Т.Парсонс об элементах культуры 68
Социальные функции культуры 69
Социальные формы трансляции культуры 70
Трансляция культурного опыта и межпоколенные отношения 75
Проблема культурного единства общества 77
Субкультуры и контркультуры 80
Какие элементы культуры объединяют современные общества? 80
Этноцентризм и культурный релятивизм 84
Эмпирические исследования культуры 85
Контрольные вопросы 92
Литература 93

Тема 4. Культура и личность
Человек как продукт культуры 93
Культура и идентичность 99
Идентичность в традиционных и современных обществах 100
Формы проявления индивидуальности и культура 104
Контрольные вопросы 108
Литература 109

Тема 5. Культура и социальная структура
Проблема соотношения культуры и социальной структуры 109
Культура и социальные институты 111
Культура и социальное неравенство 116
Культура и власть 120
Культура и конфликт 122
Проблема рассогласования культуры и социальной структуры 124
Контрольные вопросы 132
Литература 133

Тема 6. Типы культуры
Многообразие культур и проблема их типологизации 133
Типология культур П.А.Сорокина 135
Типология культур Л.Г.Ионина 139
Контрольные вопросы 143
Литература 144

Тема 7. Культура и социальные изменения
Двойственная роль культуры: стабильность и обновление 144
Изобретения и творчество 145
Знания и технологии 146
Межкультурное взаимодействие 150
«Определение ситуации» и культурный конфликт 153
Неравномерность процесса культурного изменения 155
Культура как препятствие для социальных изменений 157
Культурные последствия социальных изменений 159
Контрольные вопросы 160
Литература 161

Тема 8. Историческая динамика культуры: особенности культуры традиционных и современных обществ. Модернизация
Сущность модернизации: традиционные и современные общества 161
Культурные аспекты модернизации: секуляризация, рационализация, культурная дифференциация 164
Изменение ценностей и «буржуазные добродетели» 171
Социокультурные последствия индустриализации 172
Массовая культура как феномен современности 176
Функции и особенности массовой культуры 182
Сравнительная характеристика традиционной и современной культуры 187
Контрольные вопросы 189
Литература 190

Тема 9. Культура и постсовременность
В какую эпоху мы живем? Теоретическое осмысление социокультурных изменений второй половины ХХ века 191
Д.Белл об особенностях культуры постиндустриального общества 193
Краткая характеристика постмодернизма 196
Культурные черты постсовременной эпохи: З.Бауман, Ф.Джеймисон, Ф.Лиотар,
Ж.Бодрийар 199
Кризис идентичности и постсовременность 206
Постсовременная социальная теория 208
Контрольные вопросы 211
Литература 211

Тема 10. Культурные аспекты глобализации
Сущность глобализации 212
П.Бергер об основных движущих силах культурной глобализации 217
«Новые кочевники» и «новые идентичности» 224
Культурная глобализация и культурная локализация 225
«Альтернативные глобализации» 227
Контрольные вопросы 229
Литература 230

Тема 11. Социальные субъекты культурного творчества
Интеллигенция 231
Социальные движения 239
Движение Контркультуры 60-70-х гг. ХХ века 243
«Культурное производство» и «творческие (культурные) индустрии» 246
Воздействие СМИ на культуру общества 249
Контрольные вопросы 254
Литература 255

Библиография 256

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое читателю учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, изучающих социологию культуры и знакомых уже с базовыми социологическими понятиями и концепциями. Пособие представляет собой развернутое содержание учебного курса «Социология культуры», прочитанного автором студентам магистратуры, обучающимся по специальности «Социология». Содержание курса соответствует Государственному стандарту высшего профессионального образования.
Необходимость разработки данного пособия обусловлена, главным образом, нехваткой учебной литературы по социологии культуры. Если учебников по общей социологии в последние годы вышло достаточно, то учебники по социологии культуры можно пересчитать по пальцам, и они, к сожалению, не всегда доступны студентам. Среди учебников и учебных пособий по социологии культуры, вышедших в последние годы, прежде всего, следует назвать книгу Л.Г. Ионина, издававшуюся несколько раз и пользующуюся заслуженной популярностью, а также учебные пособия Ф.И. Минюшева и А.И. Шендрика. При знакомстве с учебными пособиями (а также с учебными программами по данной дисциплине, разработанными такими авторами, как Л.Д.Гудков и Б.В.Дубин, С.А.Ерофеев, А.В.Захаров и др.) сразу же привлекает внимание разнообразие авторских подходов, позиций, представлений о том, что же представляет собой социология культуры как область научного знания и учебная дисциплина. Подобное разнообразие не является случайностью – оно отражает ведущиеся в отечественной (и зарубежной) науке дискуссии о предмете изучения социологии культуры, её месте в структуре социологического знания и в системе наук о культуре. В такой ситуации каждая новая попытка систематизации учебного материала выглядит вполне обоснованной, хотя и не может претендовать на завершенность.
Цель предлагаемого читателю учебного пособия — не только дать представление об особенностях социологического подхода к анализу культуры, социальных формах её существования и развития, социальных функциях культуры, но и показать специфику социологии культуры как области социологических исследований.
Автор старается привлечь внимание читателей к разнообразию подходов к анализу культуры, подчеркнуть, что социология культуры – становящаяся область знания, несмотря на давнюю социологическую традицию изучения культурных феноменов. Этими целями обусловлено и построение учебного пособия. Первые разделы посвящены описанию развития «культурсоциологической» проблематики в рамках различных теоретических подходов. Последующие разделы раскрывают аспекты социального бытия культуры: от сущности культуры как социального феномена и роли культуры в становлении личности до проблемы исторической динамики культуры, воздействия культурных факторов на социальные изменения и специфики существования культуры на исходе ХХ века.

В пособии комплексно рассматривается влияние общей и политической культуры на развитие различных обществ и цивилизаций, их политику и по­литическое поведение. Оно представляет собой междисциплинарное, инно­вационное исследование.

В учебном пособии рассмотрен следующий круг проблем: теория и методология изучения культур и их сравнительного анализа; особенности влияния культуры на политическое развитие обществ Запада, России, Вос­тока и Африки; взаимодействие культур и цивилизаций в условиях глобаль­ного развития человечества. В работе широко использованы междисципли­нарный, сравнительный и кросскультурный подходы.

Для студентов, аспирантов, преподавателей, политиков, дипломатов, ме­неджеров, работников культуры и государственных служащих.

Ростовский государственный педагогический университет

Кафедра социологии и политологии

Тема 1. Социология культуры и социологическое знание ХХ века

Что такое социология культуры? Социология культуры как проблемная

область социологического знания

Проблема культуры в контексте социологического знания ХХ века

Актуальность социологических исследований культуры на исходе ХХ в.

Тема 2. Проблема культуры в творчестве Г. Зиммеля, М. Вебера и

Георг Зиммель о сущности, динамике и кризисе культуры

Социология как наука о культуре – Макс Вебер

Социология знания и социология культуры Карла Манхейма

Тема 3. Культура как объект изучения социологии

Социологический подход к анализу культуры

Сущность культуры. Культура и человеческая природа

Фундаментальные характеристики культуры

Аспекты и элементы культуры

Т.Парсонс об элементах культуры

Социальные функции культуры

Социальные формы трансляции культуры

Трансляция культурного опыта и межпоколенные отношения

Проблема культурного единства общества

Субкультуры и контркультуры

Какие элементы культуры объединяют современные общества?

Этноцентризм и культурный релятивизм

Эмпирические исследования культуры

Тема 4. Культура и личность

Человек как продукт культуры

Культура и идентичность

Идентичность в традиционных и современных обществах

Формы проявления индивидуальности и культура

Тема 5. Культура и социальная структура

Проблема соотношения культуры и социальной структуры

Культура и социальные институты

Культура и социальное неравенство

Культура и власть

Культура и конфликт

Проблема рассогласования культуры и социальной структуры

Тема 6. Типы культуры

Многообразие культур и проблема их типологизации

Типология культур П.А.Сорокина

Типология культур Л.Г.Ионина

Тема 7. Культура и социальные изменения

Двойственная роль культуры: стабильность и обновление

Изобретения и творчество

Знания и технологии

«Определение ситуации» и культурный конфликт

Неравномерность процесса культурного изменения

Культура как препятствие для социальных изменений

Культурные последствия социальных изменений

Тема 8. Историческая динамика культуры: особенности культуры

традиционных и современных обществ. Модернизация

Сущность модернизации: традиционные и современные общества

Культурные аспекты модернизации: секуляризация, рационализация, культур-

Изменение ценностей и «буржуазные добродетели»

Социокультурные последствия индустриализации

Массовая культура как феномен современности

Функции и особенности массовой культуры

Сравнительная характеристика традиционной и современной

Тема 9. Культура и постсовременность

В какую эпоху мы живем? Теоретическое осмысление социокультурных изме-

нений второй половины ХХ века

Д.Белл об особенностях культуры постиндустриального общества

Краткая характеристика постмодернизма

Культурные черты постсовременной эпохи: З.Бауман, Ф.Джеймисон, Ф.Лиотар,

Кризис идентичности и постсовременность

Постсовременная социальная теория

Тема 10. Культурные аспекты глобализации

П.Бергер об основных движущих силах культурной глобализации

«Новые кочевники» и «новые идентичности»

Культурная глобализация и культурная локализация

Тема 11. Социальные субъекты культурного творчества

Движение Контркультуры 60-70-х гг. ХХ века

«Культурное производство» и «творческие (культурные)

Воздействие СМИ на культуру общества

Предлагаемое читателю учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, изучающих социологию культуры и знакомых уже с базовыми социологическими понятиями и концепциями. Пособие представляет собой развернутое содержание учебного курса «Социология культуры», прочитанного автором студентам магистратуры, обучающимся по специальности «Социология». Содержание курса соответствует Государственному стандарту высшего профессионального образования.

Необходимость разработки данного пособия обусловлена, главным образом, нехваткой учебной литературы по социологии культуры. Если учебников по общей социологии в последние годы вышло достаточно, то учебники по социологии культуры можно пересчитать по пальцам, и они, к сожалению, не всегда доступны студентам. Среди учебников и учебных пособий по социологии культуры, вышедших в последние годы, прежде всего, следует назвать книгу Л.Г. Ионина, издававшуюся несколько раз и пользующуюся заслуженной популярностью, а также учебные пособия Ф.И. Минюшева и А.И. Шендрика. При знакомстве с учебными пособиями (а также с учебными программами по данной дисциплине, разработанными такими авторами, как Л.Д.Гудков и Б.В.Дубин 1 , С.А.Ерофеев 2 , А.В.Захаров 3 и др.) сразу же привлекает внимание разнообразие авторских подходов, позиций, представлений о том, что же представляет собой социология культуры как область научного знания и учебная дисциплина. Подобное разнообразие не является случайностью – оно отражает ведущиеся в отечественной (и зарубежной) науке дискуссии о предмете изучения социологии культуры, её месте в структуре социологического знания и в системе наук о культуре. В такой ситуации каждая новая попытка систематизации учебного материала выглядит вполне обоснованной, хотя и не может претендовать на завершенность.

1 Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Введение в социологию культуры // http://www.iek.edu.ru/progs/plgudk1.htm

2 Ерофеев С.А. Социология культуры // http://ecsocman.edu.ru/db/msg/134273/2759.html

3 Захаров А.В. Социология культуры // http://sociologist.nm.ru/study/culture_sod.htm

Цель предлагаемого читателю учебного пособия — не только дать представление об особенностях социологического подхода к анализу культуры, социальных формах её существования и развития, социальных функциях культуры, но и показать специфику социологии культуры как области социологических исследований.

Автор старается привлечь внимание читателей к разнообразию подходов к анализу культуры, подчеркнуть, что социология культуры – становящаяся область знания, несмотря на давнюю социологическую традицию изучения культурных феноменов. Этими целями обусловлено и построение учебного пособия. Первые разделы посвящены описанию развития «культурсоциологической» проблематики в рамках различных теоретических подходов. Последующие разделы раскрывают аспекты социального бытия культуры: от сущности культуры как социального феномена и роли культуры в становлении личности до проблемы исторической динамики культуры, воздействия культурных факторов на социальные изменения и специфики существования культуры на исходе ХХ века.

Тема 1.Социология культуры в социологическом знании ХХ века

Что такое социология культуры?

Социология культуры как проблемная область социологического знания .

Социология культуры – одно из самых парадоксальных направлений социологической мысли. Несмотря на тот факт, что социологический анализ культуры является одной из главных задач социологии с момента её появления, до сих пор не существует согласия по поводу предмета изучения собственно «социологии культуры» и места этой дисциплины в структуре социологического знания. Социологические словари не всегда посвящают данному направлению социологии специальную статью.

Одни авторы склонны рассматривать социологию культуры как «отраслевую социологию» более или менее широкого охвата, изучающую «сферу культуры», «культурные процессы» 4 . В этом качестве социология культуры трактуется то как существующая наряду с такими отраслевыми дисциплинами, как социология искусства, науки, образования, то как включающая их в себя в качестве субдисциплин. Но если рассматривать социологию культуры как отраслевую дисциплину более или менее широкую по охвату изучаемых явлений, то неизбежно встает вопрос об определении границ «культуры». Почему мы относим к «культуре» религию, науку, искусство, но не относим политику и экономику? Разве эти сферы социальной жизни в меньшей степени регулируются культурными значениями и нормами?

Существует точка зрения, рассматривающая социологию культуры не в качестве направления, изучающего некий «сегмент» или «сферу» социальной реальности, а в качестве особого подхода к видению социальной реальности вообще. Этот подход исходит из смысловой природы социальных феноменов.

4 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3 т. Т.1.:Методология и история социологии. М., 2000.

В данном случае социология культуры превращается, фактически, в самостоятельный проект социологии, близкий к понимающей социологии.

Л.Коган отмечает, что в случае социологии культуры предмет социологического анализа «с трудом схватывается: либо дробится во множестве предметных субдисциплин, либо, напротив, определяется в качестве целостной теории социокультурного анализа общества» 5 . Сам Л.Коган предлагает рассматривать социологию культуры в качестве «метасоциологической дисциплины в рамках структурного, функционалистского и системного подходов» 6 , мотивируя такой подход тем очевидным фактом, что любой элемент социальной реальности имеет культурную составляющую, к какой бы сфере – экономической, политической, духовной, — он не относился.

Различия между подходами к определению предмета социологии культуры во многом обусловлены разным пониманием того, что представляет собой собственно «культура». Как известно, «культура» – это одно из самых многозначных понятий, число определений которого исчисляются сотнями. Возможно, именно в связи с этой неопределенностью, а также ценностной и мировоззренческой нагруженностью термина «культура», многие исследователи вообще стараются его не использовать.

Трудности, возникающие при определении предмета социологии культуры, связаны и с тем, что культура является объектом анализа не только социологии, но и других наук – в частности, культурной антропологии и философии культуры. Относительно недавно возникла наука, для которой «культура» является основным объектом изучения – культурология. Кроме того, существует множество наук, изучающих различные сферы культуры. Перед социологами, таким образом, встает проблема предметного размежевания с другими науками, изучающими культуру. И эта проблема не имеет простого решения. Четкую границу, зачастую, провести невозможно. Исследования культуры — крайне

5 Коган Л. Исследование культуры в парадигме культурной коммуникации // Социология в России. Под ред. В.А. Ядова. М.. 1998.

сложного и многообразного феномена, «естественным образом» тяготеют к междисциплинарности. Социологический анализ культуры никогда не был свободен от влияний со стороны философии, культурной и социальной антропологии, психологии и других гуманитарных наук. Но и эти науки, в свою очередь, испытывали влияние со стороны социологии.

Не только предмет изучения, но и время возникновения социологии культуры может трактоваться по-разному. А. Согомонов, в частности, утверждает, что «как особое направление социология культуры в мировой социальной мысли концептуально и категориально оформляется постепенно, начиная с рубежа 60-70-х гг., а в отечественной науке и того позже. Отмежевавшись как от чистой социальной теории, так и от сопредельных областей …, социология культуры окончательно и полноценно реализовалась как научный проект лишь параллельно с развитием постмодернистской социологической парадигмы» 7 . Однако такая точка зрения может быть оспорена. Крупные проекты социологии культуры были предложены Альфредом Вебером и Карлом Манхеймом еще в первой половине ХХ века. С другой стороны, эпоха постмодерна, ставшая, согласно А. Согомонову, временем «концептуального и категориального оформления» социологии культуры и ее «размежевания с сопредельными дисциплинами» характеризуется как раз размыванием границ между дисциплинами, тяготением к междисциплинарности, а также удивительной понятийной неопределенностью и многозначностью. Но эпоха постмодерна и возникшая в эту эпоху постмодернистская социологическая теория действительно характеризуется повышенным интересом к культурной проблематике, о чем будет сказано ниже. Таким образом, и время возникновения социологии культуры как отдельной дисциплины мы не можем указать с определенностью. Тем не менее, с полной определенностью можно утверждать, что анализ культурных феноменов – неотъемле-

7 Согомонов А. Социология культуры: теоретический аспект // Социология в России. Под ред.


Статьи по теме