Содержание Воспитания в Педагогике Шпаргалка

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Содержание Воспитания в Педагогике Шпаргалка. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Шпаргалки».

Содержание Воспитания в Педагогике Шпаргалка.rar
Закачек 2752
Средняя скорость 2297 Kb/s

Содержание Воспитания в Педагогике Шпаргалка

22. Сущность воспитания, его задачи и содержание

Понятие воспитания не является однозначным. С одной стороны, воспитанием можно считать специально организованный, целенаправленный процесс формирования и развития личности. С другой стороны, воспитывает и общество, и семья, и окружающая среда со всеми стихийными событиями, которые зачастую не прогнозируемы и не поддаются планированию. Рассматривая воспитательный процесс, как специально организованную деятельность в предназначенных для этого учреждениях, то основной особенностью его является целенаправленность. В этом случае успешность воспитания во многом зависит от характера и степени сотрудничества воспитателя и воспитанника. Обе стороны должны понимать конечную цель и иметь внутренние мотивы к ее достижению. Сложность процесса воспитания состоит в том, что нельзя однозначно определить его результаты, как, например, в обучении. Результаты воспитания не поддаются тестированию, они изменчивы и неоднозначны, а так же, во многом зависят от индивидуальных особенностей личности. По сути, процесс воспитания длится всю жизнь, он динамичен и непрерывен, так как все многообразие человеческого окружения неизменно оказывает влияние на этот процесс. Организованный процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. Причем важнее именно обратные связи, потому что именно они содержат информацию об индивидуальных особенностях человека, его реакции на те или иные действия со стороны педагога. В соответствии с этим и разрабатывается дальнейший план воспитательного процесса, выбираются подходы и методы, наиболее эффективные в данном случае.

В современной педагогике воспитание ставит перед собой массу задач, важнейшими из которых являются:

1) целостное, гармоничное, всестороннее формирование личности;

2) привитие социально адаптированных, культурных, общественно адекватных норм поведения и жизнедеятельности;

3) развитие нравственных и эстетических сторон личности;

4) развитие волевой и эмоциональной сфер человеческого характера, его целеустремленности;

5) приобщение к научным, культурным, историческим ценностям общества;

6) воспитание патриотизма и патриотической идеологии в соответствии с современной политикой государства;

7) развитие индивидуальных способностей, склонностей, желаний и возможностей человеческой личности в интеллектуальной, физической или другой области жизнедеятельности;

8) создание условий для разных видов познавательной деятельности в целях расширения кругозора, повышения уровня образования и культурного опыта;

9) развитие гибкости и способности к быстрой и адекватной реакции на изменение внешних факторов со стороны социальной, политической и культурной жизни общества.

Важным условием выполнения вышеперечисленных и других задач воспитания является правильное понимание и решение вопроса о содержании воспитания. Содержание воспитание в целом складывается из системы знаний, навыков, убеждений, качеств и черт личности, поведения, идеологии и взглядов человека, которые являются конечной целью воспитательного процесса. Процесс воспитания с точки зрения современной педагогической науки имеет многогранную структуру, и содержание его меняется в зависимости от конкретного более узкого направления на каком либо этапе или в рамках какой либо специально организованной деятельности.

1. Формирование основ научного мировоззрения включает в себя в качестве содержания взгляды и убеждения, формирующиеся посредством развитого мышления и волевой целеустремленности. Таким образом, кроме овладения научными знаниями в заданной предметной области, человек обретает способности к дальнейшему развитию своего интеллекта, учится анализировать, рассуждать, систематизировать, исследовать и т. д. Большое значение имеет собственная практическая и теоретическая деятельность учащихся в формировании мировоззрения, знания, умения и навыки, приобретенные таким образом, имеют особую ценность. Особенно актуальными сторонами в формировании мировоззрения современного человека являются экологическое и экономическое и политическое воспитание.

2. Гражданское воспитание призвано вырабатывать патриотические чувства, уважение и подчинение государственной власти, культуру межнациональных отношений, соответствующую политическую идеологию. К содержанию гражданского образования относятся достижения страны в различных областях науки и искусства, история Отечества, знаки и символы Российской Федерации и других стран, обычаи и традиции народов России.

3. Нравственное воспитание неразрывно связано с процессом социализации. Социализируясь, человек учится вести себя соответствующим образом и формирует отношение к обществу в целом, к людям, природе, культурным ценностям, обычаям и правилам, принятым в его окружении. Содержанием нравственного воспитания может считаться гуманность – совокупность личностных качеств, выражающих отношение человека к человеку. Гуманное отношение подразумевает способность человека к сочувствию, пониманию, отзывчивости, терпимости, уважение выбора и особенностей других людей, понимание человеческой личности как высшей ценности. Наиболее эффективным средством гуманного воспитания является гуманное отношение педагога к ученикам. Важным средством так же является организация различных видов коллективной деятельности, искусственное создание проблемных ситуаций, разрешая которые под руководством педагога, дети учатся гуманности и вырабатывают свою нравственную позицию. Важнейшим элементом содержания нравственного воспитания является сознательная дисциплина и культура поведения. В воспитании нравственности большое значение имеют идеалы, в роли которых выступают известные исторические личности и литературные герои, являющиеся примерами для подражания или примерами отрицательных качеств человека, анализируя которые дети под воздействием педагога или собственного мышления стремятся к развитию у себя тех или иных качеств. К нравственному воспитанию относится так же культура общения, речи, поведения, внешности.

4. Трудовое воспитание формирует трудолюбие, ответственность, мотивацию практического применения теоретических знаний, развитие познавательной активности посредством трудовой деятельности.

5. Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей к творческому мышлению, духовных ценностей, эмоционального восприятия произведений искусства. Под содержанием эстетического воспитания понимается совокупность культурных и духовных ценностей человечества, произведения искусства, умение воспринимать, понимать, чувствовать красоту и распознавать ее среди множества окружающих человека вещей.

6. Физическое воспитание необходимо для формирования целостной, гармонично развитой личности. Физическое воспитание включает привитие элементарных навыков двигательной активности, гигиены, поддержания тонуса и здоровья, теоретических знаний о спорте и физкультуре, как необходимом атрибуте современной жизни.

Сущность и содержание воспитания

ВОСПИТАНИЕ — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта;

Это также планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведе­ние человека с целью формиро­вания определенных установок, по­нятий, принципов, ценностных ори­ентации, обеспечивающих необходи­мые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду. Современный этап жизни общества, предъявляет особые требования к воспитанию растущего чело­века как главной производительной силы и высшей общественной цен­ности. Отсюда необходимость рас­крытия психологических законов и механизмов формирования лично­сти, что составляет важную пред­посылку разработки новых средств, форм и методов качественного со­вершенствования системы воспитания.

Рас­сматривая воспитание как процесс, осу­ществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а так­же взаимодействии между собой са­мих воспитуемых, являющихся пол­ноправными субъектами, а не толь­ко объектами воспитания, психо­логия изучает закономерности са­моразвития личности в условиях специально организованной воспи­тательной системы, обеспечиваю­щей не приспособление растущих людей к наличным формам соци­ального бытия, не подгонку под определенный стандарт, а целена­правленное развитие каждого ре­бенка как неповторимой человече­ской индивидуальности.

Организа­ция воспитание связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъек­тивного мира человека, содействуя осознанному принятию им общест­венных ценностей, самостоятельно­сти в решении сложных нравст­венных проблем в соответствии с образцами, идеалами общества. Вы­явление психологией определенных законов развития личности, харак­тера ее становления на разных воз­растных этапах онтогенеза с уче­том “зоны ближайшего развития” и особых сензитивных периодов, когда растущий человек особенно чувствителен к общественному мне­нию, к утверждению себя среди ок­ружающих, позволяет ориентировать педагогическую практику на построение принципиально новой целостной системы.

Воспитание детей, под­ростков, юношества, направленной на формирование у них самостоя­тельности и ответственности, прин­ципиальности и чувства собствен­ного достоинства, творческой актив­ности и критического мышления.

Совершенствование системы воспитания тре­бует не только качественного изме­нения деятельности специальных учреждений (школ разного типа, внешкольных детских учреждений, детских и молодежных обществен­ных организаций и пр.), но и пе­реориентации всех институтов об­щества, связанных с духовной и производственной деятельностью, на усиление внимания, уважения к каждому растущему человеку как самостоятельной личности; привле­чение молодых людей к участию в делах, имеющих социальную зна­чимость. При этом важно обеспе­чить единство общественного и се­мейного. Воспитание позволяющее осуще­ствлять коррекцию возникающих отклонений в развитии личности и поведения. В целях создания широких возможностей для макси­мального самовыражения, самореа­лизации, развития социальной ак­тивности растущих людей необхо­димо совершенствовать формы раз­нообразной деятельности как в си­стеме официально созданных дет­ских подростково-юношеских ор­ганизаций, так и в неформальных объединениях.

ВОСПИТАНИЕ — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта;

Это также планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведе­ние человека с целью формиро­вания определенных установок, по­нятий, принципов, ценностных ори­ентации, обеспечивающих необходи­мые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду. Современный этап жизни общества, предъявляет особые требования к воспитанию растущего чело­века как главной производительной силы и высшей общественной цен­ности. Отсюда необходимость рас­крытия психологических законов и механизмов формирования лично­сти, что составляет важную пред­посылку разработки новых средств, форм и методов качественного со­вершенствования системы воспитания.

Рас­сматривая воспитание как процесс, осу­ществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а так­же взаимодействии между собой са­мих воспитуемых, являющихся пол­ноправными субъектами, а не толь­ко объектами воспитания, психо­логия изучает закономерности са­моразвития личности в условиях специально организованной воспи­тательной системы, обеспечиваю­щей не приспособление растущих людей к наличным формам соци­ального бытия, не подгонку под определенный стандарт, а целена­правленное развитие каждого ре­бенка как неповторимой человече­ской индивидуальности.

Организа­ция воспитание связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъек­тивного мира человека, содействуя осознанному принятию им общест­венных ценностей, самостоятельно­сти в решении сложных нравст­венных проблем в соответствии с образцами, идеалами общества. Вы­явление психологией определенных законов развития личности, харак­тера ее становления на разных воз­растных этапах онтогенеза с уче­том “зоны ближайшего развития” и особых сензитивных периодов, когда растущий человек особенно чувствителен к общественному мне­нию, к утверждению себя среди ок­ружающих, позволяет ориентировать педагогическую практику на построение принципиально новой целостной системы.

Воспитание детей, под­ростков, юношества, направленной на формирование у них самостоя­тельности и ответственности, прин­ципиальности и чувства собствен­ного достоинства, творческой актив­ности и критического мышления.

Совершенствование системы воспитания тре­бует не только качественного изме­нения деятельности специальных учреждений (школ разного типа, внешкольных детских учреждений, детских и молодежных обществен­ных организаций и пр.), но и пе­реориентации всех институтов об­щества, связанных с духовной и производственной деятельностью, на усиление внимания, уважения к каждому растущему человеку как самостоятельной личности; привле­чение молодых людей к участию в делах, имеющих социальную зна­чимость. При этом важно обеспе­чить единство общественного и се­мейного. Воспитание позволяющее осуще­ствлять коррекцию возникающих отклонений в развитии личности и поведения. В целях создания широких возможностей для макси­мального самовыражения, самореа­лизации, развития социальной ак­тивности растущих людей необхо­димо совершенствовать формы раз­нообразной деятельности как в си­стеме официально созданных дет­ских подростково-юношеских ор­ганизаций, так и в неформальных объединениях.


Статьи по теме