Совет Безопасности РФ Курсовая Работа

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Совет Безопасности РФ Курсовая Работа. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Рефераты».

Совет Безопасности РФ Курсовая Работа.rar
Закачек 1598
Средняя скорость 1643 Kb/s

Совет Безопасности РФ Курсовая Работа

Кафедра Теории и практики государственного и муниципального управления

Дисциплина: Система государственного и муниципального управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студентки группы Г 75 с / 2ч

Самусенко Натальи Александровны

Совет Безопасности РФ: структура, порядок формирования, функции и полномочия

Проверил: __________________

Оценка: ___________________

Глава 1. Совет Безопасности – назначение и основные особенности

1.1. Правовой статус, роль и задачи Совета Безопасности………………..5

1.2. Документы Совета безопасности…………………………… ………….9

Глава 2. Структура, особенности формирования

и полномочия Совета Безопасности

2.1. Структура Совета Безопасности…………………………… …………..13

2.1.1. Аппарат Совета безопасности……… …………………………….14

2.1.2. Межведомственные комиссии…………… …….…………………19

2.1.3. Научный совет при Совете Безопасности……….……………….20

2.2. Порядок формирования и организация деятельности

Глава 3. Функции и направления деятельности Совета Безопасности

3.1. Функции Совета Безопасности………………………………………. 28

3.2. Анализ направлений деятельности Совета Безопасности……………30

В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О безопасности» Президент РФ формирует Совет безопасности, который осуществляет подготовку решений Президента по вопросам обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства, защиты их от внутренних и внешних угроз.

Совет Безопасности Российской Федерации — конституционный орган, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Совет Безопасности формируется Президентом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О безопасности». 1

Совет Безопасности создан для обеспечения реализации функций Президента Российской Федерации по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан. 2

Сегодня вся сложность процесса политических и экономических преобразований в стране сфокусировалась в единой комплексной задаче – обеспечить национальную безопасность Российской Федерации. Выполнение этой комплексной задачи является не только условием, но и главной целью российского реформирования. Только научная методология комплексного исследования различных проблем национальной безопасности способна дать необходимые знания о явлении и выработать верную политику обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации. 3

Актуальность. Новые угрозы и вызовы изменили содержание и направленность деятельности Российского государства по обеспечению безопасности. Соответственно потребовались изменения в действующем Законе «О безопасности», расширение и уточнение целей и задач, стоящих перед Россией в этой области, а также полномочий органов государственной власти по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации – все это является задачами действующего государственного органа Российской Федерации – Совета Безопасности.

Цель курсовой работы рассмотреть структуру, особенности формирования, функции и полномочия Совета Безопасности.

Задачи для реализации поставленной цели:

  • Изучить назначение и основные особенности Совета Безопасности;
  • Определить структуру, особенности формирования и полномочия Совета Безопасности;
  • Проанализировать функции и направления деятельности Совета Безопасности.

Объект – Совет Безопасности как конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

Предмет – анализ структуры, вопросы формирования, деятельности и полномочий Совета Безопасности.

Глава 1. Совет Безопасности – назначение и основные особенности

1.1. Правовой статус, роль и задачи Совета Безопасности

Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности. 4

Президент РФ возглавляет Совет Безопасности, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Этот совещательный орган призван проводить работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности, оперативно готовить для Президента проекты решений по их предотвращению, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию решений в этой области органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ. 5

В Конституции Российской Федерации Совет Безопасности закреплен как государственный орган, определяющей полномочия Президента Российской Федерации в отношении формирования важнейших институтов государства (Правительство, Центральный банк, федеральные суды, Генеральный прокурор, Администрация Президента, высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации).

Предшественником российского Совета Безопасности является Совет Безопасности СССР, образованный в соответствии с Законом СССР.

В 1991 году в некоторых республиках СССР также стали создаваться советы безопасности, что осуществлялось, как правило, путем внесения дополнений в конституции республик.

Впервые о Совете Безопасности РСФСР говорится в Законе РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР»

В результате совместной работы этой комиссии, комитетов Верховного Совета Российской Федерации по безопасности и по законодательству был разработан и 5 марта 1992 г. принят Закон Российской Федерации «О безопасности». В Законе определены статус, состав и порядок формирования Совета Безопасности, его основные задачи и формы деятельности.

На Совет Безопасности как конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности, возлагалось рассмотрение стратегических проблем государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка. 6

В течение 1992 — 1993 гг. были определены основные организационно-правовые формы деятельности Совета Безопасности, образованы семь межведомственных комиссий, создан научный совет.

Далее Совет Безопасности формировался Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О безопасности» (в редакции от 25 июля 2002 г.). В развитие этого Закона Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. утверждено Положение о Совете Безопасности Российской Федерации.

Основными задачами Совета Безопасности являются: 7

  • обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения безопасности;
  • формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией;
  • прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;
  • подготовка предложений Президенту Российской Федерации:
    • о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;
    • о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
    • о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;
  • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения безопасности;
  • оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. 8

В состав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности, которым по должности является Президент Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности, постоянные члены и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности. Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса. 9

Основные организационно-правовые формы работы Совета Безопасности – заседания, оперативные совещания, совещания по стратегическому планированию, рабочие совещания, а также заседания его рабочих органов — постоянных межведомственных комиссий, научного совета и его секций.

Заседания Совета Безопасности проводятся на регулярной основе (как правило, один раз в квартал) по планам, утверждаемым Председателем Совета Безопасности. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Заседания Совета Безопасности ведет Председатель Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета Безопасности простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности.

Для оперативного обсуждения вопросов обеспечения национальной безопасности Председатель Совета Безопасности проводит с постоянными членами Совета Безопасности оперативные совещания (как правило, один раз в неделю).

В целях подготовки решений по стратегическим направлениям развития Российской Федерации и концептуальным проблемам в области обеспечения национальной безопасности, выносимых на заседания Совета Безопасности, Секретарь Совета Безопасности по согласованию с Председателем Совета Безопасности может проводить с постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности совещания по стратегическому планированию.

Решения указанных заседаний и совещаний Совета Безопасности оформляются протоколами, которые утверждает Председатель Совета Безопасности.

Реферат Функции и задачи Совета Безопасности РФ

АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

«ФУКЦИИ И ЗАДАЧИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РФ»

1. ОСНОВНЫЕ ФУКЦИИ И ЗАДАЧИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ рф

2. состав совета безопасности российской федерации

3. ПОРЯДОК РАБОТЫ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ

Список использованной литературы.

В соответствии со ст.1 Закона РФ «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Основные объекты безопасности:

личность – ее права и свободы;

общество – его материальные и духовные ценности;

государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Субъектами обеспечения безопасности также являются граждане, общественные и иные организации. С Сове

Совет безопасности РФ является конституционным органом, на который возложена подготовка решений Президента РФ в области обеспечения безопасности. Он рассматривает вопросы внутренней и внешней политики России в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, решения стратегических проблем государственной, экономической, социальной, оборонной, экологической и иных видов безопасности, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятия мер по их предотвращению и преодолению их последствий.

Совет безопасности РФ осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, Закона РФ «О безопасности», Указа Президента РФ от 2 августа 1999г., международных договоров РФ по вопросам безопасности.

ОСНОВНЫЕ ФУКЦИИ И ЗАДАЧИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ рф

Основными задачами Совета Безопасности являются 1 :

¨ определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

¨ разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

¨ подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

¨ подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и по организации их ликвидации;

¨ разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;

¨ совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

Основными функциями Совета Безопасности являются:

¨ рассмотрение вопросов внутренней, внешней и, военной политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, решения стратегических проблем государственной, экономической, социальной, оборонной, экологической и иных видов безопасности, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятия мер по их предотвращению и преодолению их последствий;

¨ подготовка проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, развития глобальных информационных систем, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих безопасность;

¨ рассмотрение вопросов создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения безопасности, а также вопросов их деятельности;

¨ рассмотрение и оценка информации о состоянии безопасности Российской Федерации и факторах, угрожающих ей;

¨ накопление, анализ и обработка информации о функционировании системы обеспечения безопасности Российской Федерации, выработка рекомендаций по ее совершенствованию, организация разработки федеральных программ в области обеспечения безопасности Российской Федерации, а также оценка их эффективности;

¨ организация подготовки федеральных целевых программ обеспечения безопасности, осуществление контроля за ходом их реализации;

¨ организация научных исследований в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

¨ решение иных задач в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями Президента Российской Федерации.

состав совета безопасности российской федерации

Совет Безопасности формируется Президентом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом «О

безопасности». Постоянные члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности РФ.

В настоящее время в состав Совета Безопасности входят: Председатель Совета Безопасности — Президент РФ.

Постоянные члены Совета Безопасности:

Председатель Правительства РФ;

Секретарь Совета Безопасности РФ;

Министр иностранных дел РФ;

Директор Федеральной службы безопасности РФ;

Министр обороны РФ.

Члены Совета безопасности РФ:

Председатели палат парламента России;

Руководитель Администрации Президента РФ;

Все полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;

Директор Службы внешней разведки;

Генеральный директор федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ;

Генеральный прокурор РФ;

Министр внутренних дел РФ;

Директор федеральной пограничной службы России;

Министр юстиции РФ;

Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Совет безопасности является совещательным органом при Президенте, его решения носят рекомендательный характер.

Значительны полномочия секретаря Совета безопасности, который является должностным лицом Совета Безопасности, подчиненным непосредственно Президенту, который назначает и освобождает его от должности.

При Совете безопасности создаются постоянные и временные комиссии по функциональному или региональному принципам, которые являются основными рабочими органами Совета безопасности.

В целях научного обеспечения деятельности Совета Безопасности при нем образован научный совет. В его состав включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также отдельные специалисты.

Все решения Совета безопасности по важнейшим государственным вопросам оформляются указами Президента РФ, иные решения — протоколами, а все решения Совета безопасности вступают в силу только после утверждения их Председателем Совета безопасности, т.е. Президентом РФ.

В своей деятельности Президент РФ использует в качестве рабочего органа Администрацию Президента РФ, которая является государственным органом, обеспечивающим деятельность главы государства 2 .

ПОРЯДОК РАБОТЫ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ

Работой Совета Безопасности руководит Председатель Совета

Заседания Совета Безопасности проводятся на регулярной основе в

соответствии с планами, утверждаемыми Председателем Совета Безопасности. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета Безопасности.

Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях Совета Безопасности определяет Председатель Совета Безопасности по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Заседания Совета Безопасности ведет Председатель Совета Безопасности.

Секретарь Совета Безопасности проводит рабочие совещания с членами Совета Безопасности.

Также он является должностным лицом Российской Федерации, подчиненным непосредственно Президенту Российской Федерации. Его деятельность и функциональные обязанности регламентированы , прежде всего, Указом Президента РФ от 02 августа 1999 года № 949 (с изменениями и дополнениями), известный как «Положение о Совете Безопасности».

Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

Секретарь Совета Безопасности обеспечивает деятельность Совета Безопасности, руководит его аппаратом, он:

— информирует Президента Российской Федерации по проблемам внутренней и внешней безопасности страны, обороноспособности, военно-технического сотрудничества, развития глобальных информационных систем;

— обобщает и представляет в Совет Безопасности информационно-аналитические обзоры состояния безопасности Российской Федерации;

-готовит планы работы Совета Безопасности, формирует повестки дня заседаний Совета Безопасности;

— координирует работу межведомственных комиссий Совета Безопасности, научного совета при Совете Безопасности, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подготовке необходимых материалов к заседаниям Совета Безопасности;

— готовит проекты решений Совета Безопасности;

— организует разработку концептуальных подходов к формированию стратегии в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и предложений для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

— осуществляет контроль за выполнением решений Совета Безопасности, документальную проверку работы федеральных органов исполнительной власти по обеспечению безопасности страны;

— представляет по поручению Президента Российской Федерации и Совету Безопасности информацию о кандидатурах, рекомендуемых к назначению на высшие государственные должности;

— вносит Президенту Российской Федерации предложения об освобождении от должности заместителей Секретаря Совета Безопасности;

В период отсутствия Секретаря Совета Безопасности его обязанности исполняет первый заместитель Секретаря Совета Безопасности.

Секретарь Совета Безопасности организует взаимодействие аппарата Совета Безопасности с подразделениями Администрации Президента РФ, Аппаратами Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, функциональными и региональными ассоциациями и объединениями, представителями трудовых коллективов и предпринимательских кругов, политическими партиями, общественными и религиозными объединениями по

вопросам, входящим в компетенцию Совета Безопасности.

Секретарь Совета Безопасности несет ответственность за обеспечение деятельности Совета Безопасности и исполнение принятых им решений.

Присутствие на заседаниях Совета Безопасности постоянных членов и членов Совета Безопасности обязательно. Делегирование постоянным членом и членом Совета Безопасности своих полномочий в Совете Безопасности иным должностным лицам не допускается.

Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета Безопасности простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности.

Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента Российской Федерации, иные решения — протоколами.

Проекты указов Президента РФ, выносимые на заседания Совета Безопасности, предварительно рассматриваются на заседаниях членов Совета Безопасности, проводимых под руководством Секретаря Совета Безопасности 3 .

Члены Совета Безопасности обладают равными правами при принятии решений.

Итак подводя итоги можно сделать следующие выводы:

Совет безопасности Российской Федерации рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и ответствен перед Верховным Советом РФ за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Совет Безопасности в соответствии с Конституцией РФ формирует и возглавляет Президент РФ.

В состав Совета Безопасности входят:

Председатель Совета Безопасности, которым по должности является Президент РФ;

Секретарь Совета Безопасности;

постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Список использованной литературы.

Конституция РФ.- Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2005.- 64 с.

Правоохранительные органы: Учебник / Под общей ред. Н.А. Петухова и Г.И. Загорского.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К ° », 2003.-504 с.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1999

4. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М., 1996.

5. Радченко И.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. —М., 2000.

6. Правоохранительные органы. Учебник / Под общей ред. Гуценко Г.Ф., Ковалев М.А. –М.: Зерцало, 2005.- 440 с.

1 Правоохранительные органы: Учебник/ Под общей ред.Н.А.Петухова и Г.И. Загорского.-М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К ° », 2003.- 504 с.

2 Радченко И.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. —

3 Радченко И.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. —М., 2000.

основаная часть курсовой по кпр.doc

II. Основная часть

1.Становление и развитие Совета Безопасности РФ

3.Статус Совета Безопасности РФ

IV. Список литературы

Российская Федерация в третьем тысячелетии оказалась в центре радикальных геополитических изменений, она стала объектом повышенного интереса и определенных территориальных притязаний других стран. Превращение России в сильную в экономическом и военном отношении державу, способную самостоятельно отстаивать свои национальные интересы, не вызывает особого восторга у ряда стран, сохраняющих приверженность к разрешению разнообразных противоречий путем применения военной силы в нарушение существующих норм международного права.

Понятно, что за прошедшие годы изменилась не только Россия, но и весь мир, существенно изменилась обстановка в мире, изменились угрозы. Ряд угроз, естественно, потерял былую актуальность, но появились и новые.

В настоящее время существует целый спектр внешних и внутренних факторов, в большей или меньшей степени, оказывающих влияние на состояние национальной безопасности России.

Размещение вблизи российских границ, элементов стратегической противоракетной обороны (ПРО) США, оказывают военное и политическое давление на российское руководство и направлены на подрыв существующей системы безопасности в мире; вооруженная агрессии Грузии против Южной Осетии и восстановление потенциала Вооруженных сил Грузии; территориальные притязания Японии на Курильские острова; быстрое уменьшение относительной численности населения в индустриально развитых государствах (в том числе и России) по сравнению со странами «третьего мира»; существенное нарастание гонки вооружений и распространение в мире ракетно-ядерных технологий — это лишь некоторые из очагов напряженности, потенциально угрожающие безопасности России.

В условиях непростой международной обстановки возрастает роль Совета Безопасности РФ как органа по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности. Даже обладая ядерным оружием и значительными природными ресурсами, трудно обеспечить национальную безопасность

Следовательно, и в XXI веке безопасность нашего государства будет иметь определяющее значение. Без нее само существование и развитие России подвергнется опасности.

Все это подтверждает актуальность рассматриваемой мною темы.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть статус и полномочия Совета Безопасности РФ, изучить роль и место Совета Безопасности в контексте национальной безопасности.

В соответствии с поставленной целью, автору необходимо решить ряд следующих задач:

1. Рассмотреть историю становления и развития Совета Безопасности;

2. Изучить понятие безопасности, её особенности;

а) Статус и состав Совета Безопасности РФ;

б) Основные задачи и порядок работы Совета Безопасности РФ;

Для написания данной курсовой работы, её автор обратился к труду профессора Возженникова А.В.“ Национальная безопасность России ”. Данная книга стала базовой и помогла автору курсовой ознакомиться с ролью Совета Безопасности в разработке важнейшие концептуальных документов в области национальной безопасности. А также этот труд оказал неоценимую помощь при анализе влияния современных политических процессов на национальную безопасность Российской Федерации.

Становление и развитие Совета Безопасности РФ

Становление Совета Безопасности Российской Федерации, его деятельность, на протяжении всех последних лет непрерывно связана с важнейшими вехами демократических преобразований в общественной жизни страны, развития и укрепления российской государственности, национальной экономики, формирования гражданского общества в России.

Предшественником российского Совета Безопасности, является Совет Безопасности СССР, образованный в соответствии с союзным Законом от 26 декабря 1990г. “Об изменениях Конституции СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления”. Этот орган возглавлялся Президентом СССР. В него входили высшие должностные лица ряда союзных республик, вице-президент, председатель Совета Министров, “силовые” министры и другие должностные лица.

На Совет Безопасности СССР возлагалась выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны, поддержанию её государственной, экономической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правопорядка.

Впервые о Совете Безопасности РСФСР говорится в Законе от 24 апреля 1991г. “О президенте РСФСР”. Этим актом предусматривалось что Президент возглавляет Сосет Безопасности РСФСР, структура, полномочия и порядок формирования которого определяются законом РСФСР. Конституционный статус Совет Безопасности РСФСР получил 24 мая 1991г., когда Законом РСФСР “Об изменениях и дополнениях Конституции” названная норма была инкорпорирована в Основной закон.

Выступая на IV Съезде народных депутатов РСФСР 21 мая 1991г., председатель комитета по законодательству Верховного Совета РСФСР С.М.Шахрай обосновывал: “Что касается Совета безопасности, здесь в целом или за основу взята концепция союзной Конституции, и Совет безопасности понимается как важный политический, консультативный орган при Президенте, орган, в который должны войти главы политических министерств и ведомств”.

19 июля 1991г. При Президенте РСФСР была сформирована Комиссия по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета Безопасности РСФСР в составе президента, вице-президента, секретаря Комиссии, Председателя Комитета Верховного Совета по безопасности; министров (внутренних дел, экологии и природопользования, связи, информатики и космоса, топлива и энергетики, транспорта и перевозок, здравоохранения), председателя Комитета государственной безопасности, председателя госкомитетов (по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, по оборонным вопросам, санитарно-эпидемиологического надзора, по делам национальностей, беженцев и переселенцев).

На эту Комиссию возлагались следующие задачи: разработка концепции безопасности РСФСР; формирование концепции статуса, структуры и порядка деятельности Совета Безопасности, разработка проекта закона “О Совете Безопасности”; выявление проблем, определяющих безопасность России на текущий момент, и путей их решения, т.е., реализация предусмотренного Конституцией РCФСР “права на создание в структуре президентской власти Совета Безопасности”. Секретарь Комиссии получил статус государственного советника РСФСР и помощника президента по вопросам создания Совета Безопасности.

Во второй половине 1991- начале 1992г. Комитетами Верховного Совета по безопасности и по законодательству был подготовлен проект закона “О Безопасности” принятый 5 марта 1992г. Этим законом определен статус, состав и порядок формирования Совета Безопасности, и названы его основные задачи и формы деятельности.

Совет Безопасности в соответствии с Законом “О безопасности” определён конституционным органом, осуществляющим подготовку решений президента РФ в области обеспечения безопасности. На него возлагалось рассмотрение вопросов внутренней и внешней политики страны в области обеспечения безопасности, проблем государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирование, предотвращение чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий и обеспечение стабильности и правопорядка. В соответствии с действовавшей тогда Конституцией устанавливалась ответственность Совета Безопасности перед Верховным Советом за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз ( с принятием Конституции 1993г. Эта норма в части ответственности перед парламентом, как противоречащая основополагающему принципу разделения властей, прекратила свое действие).

12 мая 1992 г. Президент РФ внес на рассмотрение Верховного Совета кандидатуру Ю.В. Скокова для утверждения в должности секретаря Совета Безопасности. Далее последовательно эту должность занимали Е.И.Шапошников, О.И.Лобов, А.И.Лебедь, И.П.Рыбкин, А.А.Кокошин, Н.Н.Бордюжа, В.В.Путин, С.Б.Иванов, В.Б.Рушайло, И.С.Иванов, Н.П.Патрушев (по настоящее время).

Затем Указом Президента РФ №547 от 3 июня 1992г. Был образован Совет Безопасности “для обеспечения реализации функций Президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально- политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан ”. Конкретизируя таким образом назначение Совета Безопасности, президент установил в качестве основных направлений его деятельности:

1- подготовку ежегодного доклада Президента Верховному Совету об обеспечении безопасности России как основного программного документа для органов исполнительной власти по вопросам внутренней, внешней и военной политики, а также для разработки правовых актов в области защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

2- организацию работы постоянных и временных межведомственных комиссий, образуемых Советом безопасности на функциональной и региональной основе, как главного инструмента по выработке проектов решений Президента РФ;

3- разработку предложений по защите конституционного строя, государственного суверенитета и территориальной целостности РФ в пределах, определенным её Конституцией, Федеративными договором и законами РФ;

Этим же указом президент утвердил Положение о СБ. В нем детализированы нормы Закона “О безопасности” об основных задачах и функциях Совета Безопасности, его составе и порядке формирования, порядке работы и полномочиях его секретаря, конкретизированы нормы о межведомственных комиссиях и аппарате СБ.

В этот же день президент распоряжением № 266-рп “О первоочередных мерах по обеспечению деятельности Совета Безопасности РФ” утвердил временную структура аппарата СБ. В частности, в составе аппарата образованы управление стратегической безопасности, управлению планирования и координации и информационно-аналитический центр. Секретарю Совета Безопасности совместно с комиссиями комитетов Верховного Совета поручалось обеспечить разработку законопроектов “О безопасности системы управления РФ”, “О государственной границе РФ” и других актов, необходимых для реализации Закона от 5 марта 1992 г. “О безопасности”.

Указом Президента РФ № 747 от 7 июля 1992 г. “О порядке реализации решений Совета Безопасности РФ” было установлено, что решения Совета Безопасности, принимаемые в порядке реализации его основных задач, оформляются в форме указов президента, а решения, касающиеся организационно-технического обеспечения Совета Безопасности, оформляются распоряжениями Президента РФ- председателя Совета Безопасности РФ. Одновременно этим указом на секретаря Совета Безопасности возлагается контроль за реализацией решений Совета Безопасности и указов президента по вопросам безопасности.

В течение 1992-1993 гг. были определены основные организационно- правовые формы деятельности в виде создания его межведомственных комиссий. Указом Президента РФ № 1807 0т 1 ноября 1993 г. При Совете Безопасности был создан научный совет.

Одновременно велась напряженная и как известно, конфликтная работа над проектом Конституции России. Проблема Совета Безопасности в рамках Конституционного совещания обсуждались в двух аспектах: во-первых, с точки зрения необходимости этого органа для государства; во-вторых, с позиции объема конституционной регламентации его статуса. Совещанием бела поддержана идея сохранения Совета Безопасности и закрепления этого государственного института в Основном законе. Что касается второго аспекта, то сначала в представленном президентом Конституционном совещании и опубликованном 30 апреля 1993 г. Проекте Конституции предлагалось регламентировать статус Совета Безопасности с определением его состава и компетенции. Однако возобладало мнение более сжатого регулирования статуса Совета Безопасности в Конституции с обозначением его в главе “Президент РФ” в ст. 83, определяющий полномочия Президента в отношении формирования важнейших институтов государства.

Принятие в 1993 г. Конституции России стало принципиальным этапом в деятельности Совета Безопасности и его статусе. С этого времени определившиеся правовые аспекты и формы организации работы Совета Безопасности постоянно совершенствовались в стремлении в большей мере соответствовать практике реализации Основного закона.

Так, само Положение о Совете Безопасности прошло 4 этапа своей корректировки: Указы Президента № 547 от 3 июня 1992 г., № 1024 от 10 июля 1996 г., № 949 от 2 августа 1999 г., № 726 от 7 июня 2004 г.(действует в настоящее время с изменениями 2008 г.), “Положение о межведомственных комиссиях СБ”- 3: Указы Президента № 1686 от 20 октября 1993 г., № 1037 от 19 сентября 1997 г., № 1244 от 28 октября 2005 г(действует в настоящее время с изменениями 2009 г.), “Положение о научном совете при Совете Безопасности” – 4: Указы Президента №1807 от 1 ноября 1993 г., № 814 от 1 августа 1997 г., № 1317 от 29 сентября 1999 г., № 182 от 19 февраля 2005 г.(действует в настоящее время с изменениями 2009 г.)

Важным этапом в формировании концептуальных и методологических основ деятельности Совета Безопасности, влияющих на его статус и место в государственной системе обеспечения национальной безопасности , стало утверждение Указом Президента № 1300 от 17 декабря 1997г. “Концепции безопасности РФ” и её корректировки, осуществленная Указом Президента № 24 от 10 января 2000 г.

Характерно, что время принятия этих документов совпадает с этапами корректировки “Положений о Совете Безопасности”, его межведомственных комиссиях и научном совете. Это само по себе отражает тенденцию развития нормативно-правового регулирования разработки концептуальных положений в сфере обеспечения национальной безопасности и их практической реализации в деятельности соответствующих уполномоченных органов, призванных учитывать меняющиеся в ней ситуацию и приоритеты. Эта тенденция как показывает анализ, в значительной мере характерна и для зарубежного опыта.


Статьи по теме