Стенографические Знаки по русскому для Сжатия Изложения

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Стенографические Знаки по русскому для Сжатия Изложения. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Рефераты».

Стенографические Знаки по русскому для Сжатия Изложения.rar
Закачек 1329
Средняя скорость 3007 Kb/s

Стенографические Знаки по русскому для Сжатия Изложения

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

1 Приготовьте бумагу, ручку. Писать карандашом на экзамене запрещено.При записи используйте различные способы сокращения, стенографические знаки. Например,
1. вместо слова «характеризуется» -«хар-ся», «является»-«явл-ся»;
2. если в тексте часто повторяется одно слово, допустим, «память», то первый раз напишите его полностью, а второй, третий – (П);
3. используйте стенографические знаки:

2 Прослушайте текст, делая пометки, составляя что-то типа плана, тезисов, записей для ориентации по тексту.
Помните, что на этом этапе главное — понять содержание текста!

3 Обдумайте услышанный текст. Попробуйте по плану пересказать его.

4 Еще раз прослушайте текст изложения, стараясь как можно больше записать на черновике. Используйте некоторые стенографические знаки.

5 Начинайте писать изложение. Помните, что работа должна включать не менее 70 слов и композиционно состоять из 3 абзацев.
Существует три способа сокращения текста:
Способ замены . Например, у вас в тексте идет предложение: «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». Выделенные слова вы заменяете так: «Все жители вышли на охрану родного города».
Способ исключения . В этом случае вы можете исключить лексические повторы, некоторые однородные члены, фрагменты предложения, имеющие менее существенное значение. Например: «Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». Исключив ряд слов, вы можете создать такое предложение: «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».
Способ слияния. Это образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же. Например: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». Из двух предложений делаем одно: «Призвание – это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».

6 ПРИСТУПАЙТЕ К РАБОТЕ

7 Попробуйте по смыслу разбить написанный вами текст на 3 абзаца.

10 Получилось сжатое изложение

11 Сосчитайте количество слов во всем изложении. Если при подсчете обнаружите менее 70 слов, то вернитесь к черновику и добавьте недостающее количество слов, используя прилагательные, причастия, деепричастия, заменив местоимение группой существительных (например, «все» = «мальчики и девочки, учителя и родители»).

12 Сравните написанное вами изложение с нашим, обратив внимание на абзацное членение текста.

13 Проверьте написанное вами сжатое изложение с помощью орфографического словаря.

14 Мы отыскали в Интернете полный текст изложения. Посмотрите его, сравните со своей работой.

15 Вариант сжатого изложения, написанного при использовании печатного текста.

Сравните свой и наш варианты, написанные под диктовку, с этим вариантом сжатого изложения. Сделайте выводы!

обучение приемам сжатия (компрессии) исходного текста, используя различные приемы.

развитие монологической речи учащихся (устной и письменной), умения анализировать и делать выводы; выделять главное; определять количество микротем текста.

воспитание осознания значимости книги в развитии общества, её интеллектуальной ценности.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Способы сокращения текста Подготовка к экзамену в новой форме

Сжатое изложение – задание №1 экзамена в новой форме В данной работе проверяются ваши умения: Уметь выделять микротемы Определять в них главное, отсекать второстепенное Этот вид работы сложнее, чем подробное изложение, так как вы не просто должны как можно больше записать, но отобрать главное и достаточно кратко передать полученную информацию.

Критерии оценивания ИК 1 – содержание изложения (0-2 балла) ИК 2 – сжатие исходного текста (0-3 балла) ИК 3 – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (0- 2 балла) Максимальное количество баллов по критериям ИК1-ИК3 – 7

Существуют три способа сжатия текста: Исключение Обобщение Упрощение

Исключение Вот бесчисленные портреты-штампы и просто силуэты с вытянутым лицом и кудрями, в которых сразу же угадывается Александр Сергеевич. Вот бесчисленные портреты-штампы, в которых угадывается Александр Сергеевич. Проверь себя

Обобщение Читая Пушкина, мы знаем, что за восторгом от встреч и с безупречным стихом — известная лишь нам, русским, печаль и грусть, а если радость, то странная, понятная только нам… Только мы, русские, можем понять те чувства, о которых пишет поэт. Проверь себя

Упрощение Есть ведь ещё мелочь разная – брелки , значки, календари, блокноты, шкатулки с изображением поэта… Есть ещё сувениры разные с изображением поэта! Проверь себя

Способы сокращения текста Содержательные Языковые Разделение информации на главную и второстепенную Свёртывание информации за счёт обобщения Замена однородных членов предложения обобщающим словом Замена фрагмента предложения синонимом Замена предложения или его части указат. Местоимением Замена СПП простым Исключение повторов Исключение синонимов Исключение фрагмента предложения Слияние несколько предложений в одно

Содержательные способы сокращения текста Здесь важно хорошо понять текст, определить: Проблему, содержащуюся в тексте Стиль текста Тип речи Строение абзацев Структуру предложений Необходимо также уметь отделять главную информацию от второстепенной Важная информация как правило содержится в главной части сложного предложения

Упражнение №1. Прочитайте предложение и выделите в нём главную информацию Книги, исследования, монографии! Над всем этим работают «пушкинисты», «пушкиноведы», «исследователи жизни и творчества», и всякий раз они что- то находят. Исследователи- «пушкинисты» пишут о нём книги, монографии… Проверь себя

Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям , подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве , так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Проверь себя Конечный вариант Чистый воздух нужен не только людям, но и машинам.

Языковые способы сокращения текста Дать подтверждение – подтвердить ; привести доказательство – доказать ; проводить исследование — …; совершать превращение — …; проявлять интерес — …; выдвинуть предположения — …; Процесс реакции – реакция ; свойство упругости — …; месяц март — … А) трансформация словосочетаний. Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие, ёмкие, экономичные.

Языковые способы сокращения текста Для того чтобы осуществить – для осуществления ; для того чтобы получить – для получения ; для того чтобы изменить — …; для того чтобы соединить — …; для того чтобы распределить — …; для того чтобы рассмотреть — … В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь ( достичь цели) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели. Б) трансформация предложений Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией. Проверь себя

Языковые способы сокращения текста Когда Александр Иванович решил поступить в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен. При поступлении в рыболовецкую артель ему устроили экзамен. Замените сложноподчинённое предложение простым. Проверь себя

Приготовьте бумагу, ручку. Писать карандашом на экзамене запрещено.При записи используйте различные способы сокращения, стенографические знаки. Например, 1. вместо слова «характеризуется» -« хар-ся », «является»-« явл-ся »; 2. если в тексте часто повторяется одно слово, допустим, «память», то первый раз напишите его полностью, а второй, третий – (П); 3. используйте стенографические знаки:

Прослушайте текст, делая пометки, составляя что-то типа плана, тезисов, записей для ориентации по тексту. Помните, что на этом этапе главное — понять содержание текста! Прослушайте аудиозапись ИЗЛОЖЕНИЯ 4:

Обдумайте услышанный текст. Попробуйте по плану пересказать его.

Еще раз прослушайте текст изложения, стараясь как можно больше записать на черновике. Используйте некоторые стенографические знаки. Изложение 4

Человек совершил проступок или не оправдал надежд, которые на него возлагали. Окружающие и он сам начинают искать объяснение случившемуся, обвиняя при этом школу, семью, но только не провинившегося. (28 слов) Сосчитайте количество слов в первом абзаце. Попробуйте по смыслу разбить написанный вами текст на 3 абзаца. АБЗАЦ 1

Не следует забывать, какую роль в жизни человека сыграл он сам, как занимался самовоспитанием, важнейшим звеном в формировании личности, предусматривающим сознательное отношение к собственной жизни, к собственным планам и действиям. (30 слов) Сосчитайте количество слов во втором абзаце. АБЗАЦ 2

Самовоспитание начинается с самооценки. Если она занижена, он неуверен, робок, а если завышена, то – самоуверен. Только умение адекватно оценивать свои возможности помогает человеку верно поставить цель в жизни и добиваться ее исполнения. (32 слов) Сосчитайте количество слов в третьем абзаце. АБЗАЦ 3

Сосчитайте количество слов во всем изложении. Если при подсчете обнаружите менее 70 слов, то вернитесь к черновику и добавьте недостающее количество слов, используя прилагательные, причастия, деепричастия, заменив местоимение группой существительных (например, «все» = «мальчики и девочки, учителя и родители»).

Сравните написанное вами изложение с нашим, обратив внимание на абзацное членение текста. Человек совершил проступок или не оправдал надежд, которые на него возлагали. Окружающие и он сам начинают искать объяснение случившемуся, обвиняя при этом школу, семью, но только не провинившегося. А как важно помнить, какую роль в жизни человека сыграл он сам, как занимался самовоспитанием, важнейшим звеном в формировании личности, предусматривающим сознательное отношение к собственной жизни, к собственным планам и действиям. Самовоспитание начинается с самооценки. Если она занижена, человек неуверен, робок, а если завышена, то – самоуверен. Только умение адекватно оценивать свои возможности помогает человеку верно поставить цель в жизни и добиваться ее исполнения. (91 слово) Несомненно, ваш вариант и наш друг от друга слегка отличаются. Но это нормально: ведь это авторское (ваше) восприятие текста.

Проверьте написанное вами сжатое изложение с помощью орфографического словаря.

Полный текст изложения. Посмотрите его, сравните со своей работой. Текст изложения «Человек совершил проступок» Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.(37 слов) Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего – к собственным действиям. (45 слов) Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всём правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.(58 слов) ( По С.Л.Львову). 140 слов.

Уроки русского языка и литературы в школе очень увлекательны, но встречаются и определенные сложности. Одна из них – это написание изложения. Нам в данном задании необходимо укоротить рассказ учителя или имеющуюся информацию без потери основной мысли. Именно поэтому мы сегодня рассмотрим возможные способы сжатия текста и закрепим полученные знания на конкретных примерах. Обязательно смотрите их, они вам помогут разобраться с методом. Мы возьмем элементарные примеры для ознакомления.

Перед тем как мы рассмотрим способы сжатия текста, необходимо понимать, что бездумно удалять его части (предложения и абзацы) нельзя. Надо вникнуть, понять основную мысль. Лучше всего разделить весь текст на смысловые блоки, каждый озаглавить, опираясь на полученный план, продолжить работу.

Способы сжатия текста очень разнообразны. Предложения можно объединять, укорачивать, упрощать, но первым делом мы хотим обратить внимание на такой способ, как исключение.

Это не говорит о том, что можно просто взять и выбросить слишком длинное предложение, нет, его можно заметно укоротить с помощью исключения некоторых слов. Что можно выбросить из исходного текста без потери смысла? Вот вам небольшой перечень:

  • синонимы;
  • повторы;
  • однородные члены предложения;
  • фрагмент, который не несет смысловой нагрузки;
  • предложения с описаниями и рассуждениями.

Внимательно перечитывайте исходное предложение и получившееся. Второе должно быть компактным, но без ущерба смыслу. Для того чтобы было более понятно, приводим пример.

«На елке висели невероятной красоты шары, гирлянды, конфеты, она переливалась различными цветами: желтым, красным, синим, зеленым». Мы привели специально очень простой пример для тренировки. Попробуйте самостоятельно применить способы сжатия текста, а точнее, исключение и обобщение. Мы получим: «На елке висело много игрушек, которые переливались разными цветами». Смысл не потеряли, но предложение в разы короче изначального.

Для того чтобы получить высокий балл на экзамене, просто необходимо знать способы сжатия текста изложения. Сейчас мы переходим ко второму – обобщению. Мы в прошлом примере уже прибегали к этому способу, когда заменили названия различных елочных украшений одним словом «игрушки». Мы обобщили несколько незначительных частей. Как нужно действовать? Мы находим подобные сложные предложения, вычленяем в них однородное и находим речевую форму, которой их можно заменить.

«На лугу росли одуванчики, лютики, ромашки, маки, тюльпаны и колокольчики». Каким одним словом можно заменить это бесконечное перечисление? Конечно, «цветы». Мы получаем компактное предложение: «На лугу росли разные цветы».

Способы сжатия текста изложения многообразны, но чаще всего используют именно обобщение. Что мы еще можем объединить? Если в тексте несколько предложений подряд повествуют об одном и том же, то можно сделать одно сложное предложение.

Мы рассмотрели некоторые способы сжатия текста с примерами, но не уделили внимания упрощению. Это очень значимый инструмент в работе подобного рода. Приступим!

Мы можем упростить сложное и длинное предложение, то есть разбить его на простые. Конечно, этот прием нужно использовать совместно с другими. Практически любое сложноподчиненное предложение можно заменить простым. Не забываем про эту особенность. Проверим?

«Я уже лег в постель, когда последние солнечные лучи медленно уходили за крыши домов». Получаем «Я лег в постель на закате». Еще пример: «Мама сегодня встала рано, чтобы успеть подготовить праздничный торт на мой день рождения». Получаем «Мама встала рано, чтобы испечь торт».

Еще можно использовать прием перевода прямой речи в косвенную или формулировку основной мысли текста своими словами.

Для того чтобы укоротить текст, часто обращают внимание на некоторые приемы. Итак, выделим основные способы сжатия текста, чтобы было проще запомнить:

Что мы можем заменить: однородные члены, фрагменты текста, сложноподчиненные предложения простыми, диалог косвенной речью. Исключаем все то, что не несет смысловой нагрузки: повторы, синонимы, предложения с описанием или рассуждением. Слиянию подлежат однотипные предложения, если речь в них идет об одном и том же.

Техника сжатия

Сначала мы внимательно читаем текст и делим на смысловые блоки, так мы составляем план, на который и будем опираться при написании изложения.

Выделяем главную мысль. Ищем «бесполезные» фрагменты текста, которые можно сразу же убрать. Упрощаем сложные, большие фразы и предложения. Применяем все методы и инструменты для сжатия, которые были приведены в данной статье. Не забудьте прямую речь заменить на косвенную, так объем текста значительно уменьшится.


Статьи по теме