Структура Философского Знания Шпаргалка

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Структура Философского Знания Шпаргалка. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Шпаргалки».

Структура Философского Знания Шпаргалка.rar
Закачек 2069
Средняя скорость 5070 Kb/s

Структура Философского Знания Шпаргалка

Как любая развитаянаука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделамифилософии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и историяфилософии.

Структура философскогознания относительна. Каждая философская система имеет собственную структуру.Между основными разделами философии ни в одной системе не существует жесткихграниц, их содержание пересекается, проблемы, изучаемые в одних разделах,рассматриваются и в других.

Важнейшим разделомфилософии является онтология.

ОНТОЛОГИЯ (от греч. ontos— сущее и logos— слово, учение, наука) — учение о сущем, учение о бытии.

Онтология — это учениеобо всем, что существует. Она изучает наиболее общие формы бытия, отвлекаясь отих конкретного содержания. Эти формы выражаются в основных онтологическихкатегориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание,пространство и время, прерывность и непрерывность, движение, изменение и т. д. (подробнеесм.: 5.2. Философское учение о бытии).

В составе онтологиивыделяют свои подразделы, изучающие наиболее общие закономерности существованияопределенных сфер бытия: природы, человека, общества.

Такими подразделамиявляются философия природы, философская антропология, социальная философия (подробнеесм.: Модули 5, 6, 7).

Философия природы, илинатурфилософия (от лат. rtatura—природа) — древнейший раздел философии. Его предметом являются основныезакономерности существования природы. Натурфилософия стремится обобщитьимеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира, она тесносвязана с естественнонаучным знанием. Важнейшей философской проблемой изученияприроды является вопрос о происхождении физического мира.

Философскаяантропология (от греч. anthropos человек)— философское учение о человеке. Как самостоятельная отрасль она сформироваласьв XVI в. Философская антропологияизучает проблемы происхождения человека, смысла его существования,взаимоотношений человека с природой и обществом. Подробнее см.: 7.3.Философия о происхождении человека и о его природе.

Социальная философия (отлат. socium общество)— наука об основных законах существования общества. Разделы социального знания,посвященные отдельным сторонам общественной жизни, содержались во всехкрупнейших философских учениях со времен античности. Однако выделение обществав качестве самостоятельного объекта изучения произошло только в начале XIXв. Современная социальная философия рассматривает общество как систему каксовокупность взаимодействующих элементов и как процесс (как последовательноеизменение, развитие общественных структур). Синонимами социальной философии вразличных философских теориях выступают понятия «общая социология», «философияистории», «исторический материализм» и др.

Вторым основополагающимразделом философии выступает гносеология.

ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis—знание) — учение о познании, теория познания.

Гносеология изучаетсущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения междусубъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форми способов познания существующего мира.

В современнойгносеологии выделяются такие ведущие отрасли, как эпистемология и науковедение.

Эпистемология (отгреч. episteme знание)— учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь отсубъектно-объектных отношений в процессе познания. Она исследует структурузнания и закономерности его функционирования. Эпистемология существует современ античной философии, хотя многие ее проблемы до XXв. изучались в рамках формальной логики.

Науковедение — дисциплина,изучающая теоретические проблемы развития науки. Выделение науковедения всамостоятельную отрасль относится к 60-м гг. XXв.

Следующим послеонтологии и гносеологии ведущим разделом философии является логика (отгреч. logos—слово, понятие, мысль, учение, наука) — наука о законах мышления. Логикаизучает законы, формы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы,связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным). Логиказародилась в античный период.

Основным разделомлогики является формальная логика — учение о формах рассуждений,рассматриваемых отвлеченно от их содержания. Родоначальником формальной логикиявляется Аристотель.

Классическую формальнуюлогику называют также традиционной, или аристотелевской. С конца XIXв. в рамках формальной логики получила распространение математическая(символическая) логика, изучающая процессы мышления посредством ихматематического описания.

Онтология, гносеологияи логика, изучающие существование, познание и мышление, представляют собой ядро,основу философского знания, являясь взаимосвязанными частями единого целого.Помимо этих основных разделов в состав философии входят и другие, такназываемые периферийные (от лат. periphereia отдаленныйот центра, окружной) разделы: этика, эстетика, история философии.

Этика (от греч. ethos обычай,характер) — учение о нравственности, морали. Этика исследует природу, сущностьи содержание нравственности, изучает основные ценности человеческой жизни.Этика возникла как практическое направление в античной философии, как учение онормах человеческого поведения. В отличие от онтологии, изучающей то, что есть,этика рассуждает о том, как должно поступать, т. е. является нормативнойдисциплиной. Основной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственныхнорм: создает ли их общество, или они существуют объективно, независимо отчеловека.

В рамках этикивыделяются этология — наука о нравственных нормах конкретных обществ иаксиология (от греч. axia—ценность) — учение о ценностях человеческой жизни.

Эстетика (от греч. aisthetikos чувствующий,чувственность) — учение о законах прекрасного. Эстетика, как и этика, являетсядревнейшим разделом философии. Она изучает сущность, формы, типы прекрасного вприроде, искусстве, человеческой жизни. Основной проблемой эстетики являетсявопрос о происхождении критериев прекрасного: существует ли «объективнопрекрасное», или понимание прекрасного всегда субъективно как порождениечеловеческого сознания. История философии изучает развитие философскоймысли от ее зарождения до наших дней. Структурной основой истории философииявляется ее периодизация, т. е. разделение на периоды, этапы, а такженаправления и школы. В истории философии выделяют несколько этапов становленияфилософского знания

Вопросы для самопроверки

(первый уровеньпонимания материала)

философияонтология логика эстетика

1.Что входит вструктуру философии?

2.Каков кругвопросов онтологии?

3.Какая главнаяпроблема гносеологии?

4.Какую рольиграют законы и принципы в становлении философского знания как системы?

Предмет и структура философского знания

Предмет философии. Предмет философии исторически менялся: так предметом у древних философов являлась природа, космос; в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог — тео — теоцентризм. В центре внимания русских философов прошлого столетия стоял человек — антопоцентризм.

Мыслители Нового времени: Декарт, Гегель говорили, что философия показывает нам «первоначала бытия и познания», философия — это учение о первопричинах.

В целом такое понимание предмета философии сохранялось очень долго и считалось «классическим». С некоторыми преобразованиями это определение предмета философии применялось в программах и учебниках нашей страны. Философия определялась как «наука о всеобщих законах развития природы общества и мышления». Обычно к этому добавляли, что философия не только наука, но и форма общественного сознания, а также «учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру».

Существуют такие древние, идущие от Пифагора (V в. до н. э.) определения философии как «любви к мудрости». Именно так переводится само слово «философия» с древнегреческого на русский язык. Тогда предмет философии — мудрость, и возникает проблема, как определить мудрость? Древние греки определяли мудрость как некий космический «Ум», который правит всей Вселенной; или считали мудростью познание сущности дел божественных и человеческих.

В Новое время (XVII- XVIII вв.) большинство мыслителей связывали предмет философии с истинным познанием вещей (Локк, Гоббс). В XIX-XX вв. предметом философии называли «мировое целое», «сущность и законы общества», «изучение наиболее общих понятий», науку о ценностях устройства и т.п.

Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живет» в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека. Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения объектов, процессов мира. Главное в предмете философии — это философская рефлексия. Это значит, что философия рассматривает мир через призму субъект-объектных отношений, т.е. отношений человека к миру, обществу, другим людям. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека. С попытки ответить на вопрос — что такое человек? Что есть мир для него, чего может желать и добиться в этом мире человек.

Структура философии. Уже античная философия (IV в. до н. э.), становясь самостоятельной системой знаний, имела следующую структуру: философия начиналась с логики (учение о познании); после логики следует физика (учение о природе); после физики — этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). Предложенная схема сохранила свое значение и по сегодняшний день, хотя время внесло свои коррективы.

В XVII в. (прежде всего благодаря Бэкону и Декарту) углубленную разработку получила теория познания (гносеология). В понимании того времени она была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания (ощущения, восприятия, представления).

Переосмысление структуры философского знания осуществил в Новое время И. Кант. Кант понимал философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее трактовку только как теории и методологии научного познания.

Гегель строит свою систему в виде «Энциклопедии философских наук», он называет три части философского знания:

— логику (которая совпадала у него с диалектикой и теорией познания);

— философию духа (к последней относится комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии).

Из сказанного видно, что логика, диалектика, методология познания давно составляют теоретическое ядро философии.

Все статьи сайта → ФилософияСпецифика и структура философского знания

История систематизации философского знания

Система философского знания начала зарождаться еще в период античности. В IV в. до н. э. стоики разработали схему, которая с некоторыми коррективами актуальна и на сегодняшний день: философия берет свое начало из логики, далее следует физика как учение о природе, затем – этика как учение о человеке, путях достижения мудрой и осмысленной жизни.

В XVII в. повышенное внимание уделяется гносеологии – теории познания. В понимании того века данная наука была шире логики, поскольку рассматривала наряду с абстрактно-теоретическим и чувственный уровень познания (ощущение, восприятие, представление). Обособленно от физики возникает онтология, а сам термин «физика» приобретает совершенно другой смысл в связи с образованием специально-научного, опытного знания.

В Новое время происходит существенная перестройка структуры философского знания. И. Кант в «Критике способности суждения» выделяет три части философии и соотносит их с тремя «способностями души», а именно с познавательной, практической (желание, воля) и эстетической способностями, которые присущи человеку с самого рождения. Таким образом Кант представляет философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет трактовку философии только как теории и методологии научного познания.

В свою очередь Гегель определяет свою систему философии в виде «Энциклопедии философских наук». Он выделяет три области философии:

— логику, совпадающую с диалектикой и теорией познания;

— философию духа (философские науки о государстве и праве, всемирной истории, искусстве, религии и непосредственно философии).

Структура современного философского знания

Современное философское знание имеет более разветвленную структуру. Это разветвление определяется сферами реальности, которые человек может выделить и исследовать. В соответствии с обозначенными сферами и формируются основные разделы философии.

Схема «Структура философского знания»

Какова же структура философского знания? Далее мы кратко рассмотрим ее основные элементы.

1) Путем осмысления природы и Вселенной возникает онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) как учение о бытии. Здесь рассматриваются проблемы бытия и небытия, материального и идеального бытия, бытия природы, общества и человека.

Философия природы (натурфилософия) является разновидностью онтологии. Основное внимание сосредоточено на том, чем является естественное бытие и природа в целом.

Теория развития – учение об универсальных законных движения и развития природы, общества и мышления.

2) Философское осмысление истории и общества в целом формирует следующие дисциплины: социологию, социальную философию, философию истории, философию культуры, аксиологию.

Социология представляет собой учение о фактах и формах социальной жизни (социальных системах, формах общностей, институтах, процессах).

Социальная философия изучает общество во взаимодействии всех его сторон, закономерности его возникновения, формирования и развития. Различные общественные процессы и явления рассматриваются на макроуровне, уровне всего общества в целом как самостоятельной саморазвивающейся системы. Основные проблемы, которые затрагивает социальная философия: взаимодействие между различными обществами; общественные отношения в процессе практической деятельности людей; объективные интересы и потребности общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности человека в определенном обществе.

Предметом философии истории является определение закономерностей исторического процесса, выявление смысла и направления движения человеческой истории.

Философия культуры исследует специфику возникновения и становления культурных процессов, сущность и значение культуры, закономерности и особенности культурно-исторического прогресса.

Аксиология представляет собой философское учение о ценностях и их природе (от греч. axios – ценность и logos — учение), их месте в реальности, взаимосвязи друг с другом и различными культурными и социальными факторами, а также структурой личности.

3) Философское осмысление человека выделяет следующие элементы философского знания: философскую антропологию и антропософию

Философская антропология исследует одну из важнейших проблем философии – проблему человека: выявление его сущности, анализ исторических форм его активности, раскрытие исторических форм его бытия. Основной круг проблем: природные, социальные и духовные факторы развития человека; сущность и существование, человек во взаимосвязи со Вселенной, сознательное и бессознательное, индивид и личность и т. д. Конкретно постижением смысла возникновения и жизни человека занимается антропософия.

4) Путем изучения духовной жизни возникает следующий комплекс философских наук: гносеология, логика, этика, эстетика, философия религии, философия права, история философии, философские проблемы информатики.

Гносеология (эпистемология) представляет собой учение о знании (gnosis – знание, logos – учение). Основные вопросы: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в познании; чувственное и рациональное в процессе познания; проблемы истины; эмпирический и теоретический уровни познания; метод познания, средства и закономерности; критерии истинности познания.

Логика является учением о формах мышления. Объектом изучения этики является мораль. Эстетика определяет закономерности художественного отражения реальности человеком, сущность и формы преобразования жизни по законам красоты, изучает природу искусства и его значение в развитии общества.

Философия религии определяет особую религиозную картину мира, анализирует причины происхождения религии и различных религиозных течений и направлений.

Философия права исследует основания правовых норм, потребность человека в правотворчестве.

История философии изучает возникновение и развитие философской мысли, конкретные философские концепции, школы и течения, а также определяет перспективы развития философии.

Философские проблемы информатики – особый компонент в системе философского знания, представляющий знания и исследования современных средств и способов познания мира.

Специфические черты философского знания

двойственность философского знания – философия не является научным знанием как таковым, однако имеет отдельные черты научного знания, такие как предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

— философия представляет собой теоретическое мировоззрение, обобщает ранее накопленные человеческие знания;

предмет философии имеет три направления исследования: природа, человек и общество и деятельность как систему «человек-мир»;

— философия обобщает и объединяет другие науки;

— философское знание имеет сложную структуру, которую мы рассмотрели выше;

— включает в себя базовые идеи, являющиеся основными для других наук;

— в некоторой степени субъективно – зависит от мировоззрения и личности отдельных философов;

— представляет собой совокупность ценностей и идеалов определенной эпохи;

— рефлексивно – субъектом познания философии является как окружающий мир, так и само философское знание;

— знание динамично – развивается, изменяется и обновляется; — имеет круг проблем, которые на данный момент не разрешены логическим путем.

Как видим, философия представляет собой многокомпонентную структуру, однако каждые отдельные дисциплины не являются механическими частями целого, их нельзя отделить друг от друга и рассматривать отдельно, только в совокупности со всеми остальными элементами. Таким образом, философия – довольно сложное и неоднородное образование, состоящее из совокупности отдельных дисциплин со своей спецификой. Однако философию нельзя сводить исключительно к науке, поскольку она подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека.

Видеоматериалы по теме:


Статьи по теме