Татьяна Пономарева Рассказы для 3 Класса

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Татьяна Пономарева Рассказы для 3 Класса. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Учебники».

Татьяна Пономарева Рассказы для 3 Класса.rar
Закачек 3309
Средняя скорость 3061 Kb/s

Татьяна Пономарева Рассказы для 3 Класса

Татьяна Пономарева «Лето в чайнике»

Предварительный просмотр:

  • Продолжать добиваться того, чтобы школьники сопоставляли автора, написанные им произведения и героев этих произведений.
  • С помощью системы вопросов побудить детей перечитывать, просматривать и пересказывать тексты рассказов по разным основаниям (для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента, с целью определить основную мысль текста и др.).
  • Развивать устную речь школьников в связи с необходимостью пересказа событий рассказа.
  • Работать над пониманием смысла названия рассказа.
  • Учить работать с картиной.

• постараться, чтобы дети вычитали из текста рассказа «Лето в чайнике» все подробности, которые свидетельствуют о том, что божья коровка попала к хорошим людям;

• обсудить название рассказа «Лето в чайнике» и выяснить, что текст назван в соответствии с его основным переживанием: ведь для всех героев божья коровка, заснувшая на зиму в чайнике, – это чудо кусочек лета среди зимы, которым они восхищаются.

Оборудование: учебник, конверты с сушеной травой, картинки фотоаппарата, полоски белой бумаги, мультимедийная презентация, музыкальное произведение, чайник.

1) Введение в тему. Эмоциональный настрой

Учитель : Здравствуйте, ребята. Вот пришли зимние холода. Мороз, снег, вьюга. Мы начинаем кутаться в теплые одежды, ищем защиты от холодного ветра. В морозные дни очень часто вспоминаешь именно об этом. Загляните в конверты, которые лежат у вас на столах. Подумайте, о чем мне хочется вам напомнить?

(в конверте лежит сухая травка лаванды)

Дети: О лете, солнце и тепле ( конверты можно отложить )

Учитель: Ребята, как вы думаете, какое произведение из учебника поможете нам вспомнить лето?

Дети: Рассказ Татьяны Пономаревой «Лето в чайнике».

Учитель: В названии этого произведения только слово «лето» «теплое»?

Дети: Нет, чайник может угостить нас горячим чаем, который нас согреет.

Учитель: Какие ещё произведения Татьяны Пономаревой мы читали?

Дети: Это рассказы «Автобус», «В шкафу», «Прогноз погоды».

Учитель: В каком разделе нашего учебника находится это произведение?

Дети: Учимся любить.

Учитель: На какой главный вопрос мы должны ответить в конце урока?

Дети: Что значит любить?

Учитель: Кто всегда помогает нам в достижении хорошего результата на уроках?

Дети: Маша и Миша Ивановы.

Учитель : Верно. С нашими помощниками начинаем работу с текстом.

2) Первичное ознакомление с текстом

Учитель: Надо же! В этой семье не только ТАКАЯ бабушка, но и ТАКОЙ дедушка! – сказала Маша, когда закончили читать рассказ. Ты понимаешь, что Маша имеет в виду?

Дети: У дедушки из рассказа Т. Пономаревой такой же характер, как и у чудесной бабушки (он наблюдательный, внимательный к окружающему, добрый).

Учитель: Подтверди Машин вывод словами из текста.

Дети: Дедушка решает поставить чайник с божьей коровкой на полку: « Не будем тревожить » , то есть он относится к маленькому насекомому как к равному себе.

3) Работа над содержанием текста

Учитель: Костя Погодин, друг Маши и Миши, нашел в рассказе «переломный» момент. Как вы понимаете «переломный» момент?

Дети: Речь идет о тех моментах, с которых события могли бы развиваться иначе, если бы героями этих рассказов были обычные люди, а не замечательная бабушка и ее родственники.

Учитель: Попробуйте найти в тексте эту «переломную» строчку.

Дети: «На дне сидела божья коровка».

Учитель: Почему именно это строчка «переломная»?

Дети: После этой строчки возможно любое развитие событий. Если люди жестокие, они не пожалеют божью коровку – выбросят её и заварят в чайнике чай.

Учитель: Подтверди, что божья коровка попала к хорошим людям.

Дети: « Всю зиму простоял он (чайник) там. Возле него мы и говорить стали тише. ». Каждому из членов семьи дано увидеть даже в маленьком живом существе нечто значительное, целый мир, к которому они относятся с уважением.

Учитель: Предположи, кто такие «мы»?

Дети: Внуки, внучки, а может быть, и мама с папой, или дядя и тетя.

Учитель: Как они объясняют, почему божья коровка решали перезимовать в чайнике?

Дети: Перечитывают строки с предположениями о том, как и почему божья коровка попала в заварочный чайник.

(чтение по ролям)

Учитель: А у вас есть свои версии?

Дети: Высказывают свое мнение по этому поводу. (Из этих высказываний будет видно, кто из детей мыслит логически, реалистично, а кто способен фантазировать.)

4) Работа над заголовком текста

Учитель: Для обычной жизни удивительная история. По-другому быть не могло, ведь название текста фантастическое. Какие два мира объединил автор в названии текста?

Дети: Природный мир и искусственный мир.

Учитель: Два слова из разных «миров» автор соединил предлогом «В». Попробуем создать другие оригинальные заголовки, используя прием автора.

Работать будем в парах.

Работа в парах (Бином фантазии)

На желтых листочках – слова «природного мира», точнее названия времен года.

На зеленых листочках записаны слова «искусственного мира». Для связи используем предлог «В». Создаем фантастические названия рассказов, и предлагаем идею рассказа, о чем он будет рассказывать. У вас будет несколько вариантов, выберите и расскажите классу самый интересный.

Например: осень в книге – про гербарий

зима в трубе – о красоте зимних звуков, калейдоскоп

весна в лодке – о спасенных животных от половодья

Учитель: Молодцы! Оригинальные идеи для полета фантазии.

5) Работа над главной мыслью текста

Учитель: А почему этот рассказ помещен в главу « Учимся любить » , а не в главу « Учимся наблюдать » , например?

Дети: Любить природу – значит сочувствовать всему живому и заботиться даже о самом маленьком ее создании, быть внимательным к окружающему.

6) Динамический момент

Представим себя фотографами. Возьмите фотокамеры, примите удобную позу для фотографирования. Сфотографируйте то, что вы очень любите в природе. Объясните, почему именно это вы сфотографировали?

(дети выступают в роли фотографов).

7) Поход в «Музейный дом»

Учитель: Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она навсегда останется частью его самого. Люди стремятся передать эти чувства с помощью слов, звуков и красок .

Предлагаю совершить поход в «Музейный дом». Сегодня нам поможет профессор Антон Платонович , который влюблен в живопись и может часами рассказывать про художников и их картины. Его верный слушатель и компаньон — кокер-спаниель по кличке Тиба.

(на экране видеофрагмент «В музей – без поводка» Фрагмент № 1_Вступление)

Учитель: Найдите репродукцию картины. Постараемся увидеть красоту лунной ночи.

— Небо ясное и облачное? Есть ли кусочки чистого неба, без облаков? В какие цвета окрашивает луна облака?

— Какова поверхность реки по сравнению с поверхностью неба?

(Темно-синее ночное небо почти полностью скрыто светящимися изнутри облаками, которые освещены изумрудным, зеленовато-золотистым светом луны. Благодаря лунному свету большая часть поверхности реки выглядит золотисто-зеленой, а в центре – почти белой. Поверхность реки кажется ровной, гладкой и блестящей, напоминающей металл. А поверхность неба благодаря облакам кажется мягкой, она как будто покрыта легкой дымкой, в ней ощущается глубина.)

— Закройте изображение реки узкой полоской бумаги и посмотри на пейзаж. Как он преобразился?

(Пейзаж почти погрузился в темноту. Исчезнет самый яркий контраст в картине – контраст реки, освещенной лунным светом, и темного берега. Пейзаж перестанет быть таким пронзительно красивым, он станет более спокойным и умиротворенным.)

— Теперь закройте, а потом откройте изображение луны. Как меняется освещение?

(Главный источник света в картине – река, которая светится только отраженным светом луны. На глазах меняется освещение всего пейзажа: с « появлением » луны пейзаж становится как будто торжественней.)

— Найдите домики на берегу Днепра. Есть ли ощущение, что там все погрузилось в сон?

(Пронзительность яркого ночного освещения реки и неба подчеркивается спокойствием и тишиной, разлитыми на берегу.)

Учитель : Удивительная картина. Мы смогли увидеть эту красоту.

Какое чувство помогло художнику создать уникальную картину?

Дети: Это любовь.

8) Рефлексия. Оценивание

Учитель: Что значит любить?

Дети: Уметь видеть и наблюдать красоту, заботиться о природе, уважать.

Учитель: Человек любит сердцем. Были у вас моменты на уроке, когда сердце замирало? От чего?

Билось чаще? Почему?

Трепетало от восторга?

Ответы детей (рефлексия)

Учитель: Наш урок коснулся и моего сердца.

Особенно оно замирало от ответов….

Оригинальные ответы прозвучали …

Фантастические идеи предложил …

Интересные названия придумала пара…

9) Домашнее задание

Учитель: Домашнее задание предлагаю выбрать по велению сердца. Это может быть: пересказ изученного текста или сочинение своей истории. Можно использовать заголовки, придуманные на уроке.

Дополнительный вопрос для самых любознательных: Как связано творчество писателя Т. Пономаревой с творчеством известных художников.

10) Подведение итогов

Учитель: Маленькая божья коровка, уснувшая в чайнике, открыла нам удивительный мир любви. Про неё есть замечательная считалочка-талисман, которая является древним символом счастья и удачи.

Принеси мне хлеба.

Чёрного и белого,

Только не горелого.

Представим, что мы на летнем лугу. Тепло. Солнышко. Божья коровка сидит у нас на ладошке. Произнесем хором шепотом считалочку, и отпустим божью коровку на волю.

(в конце дуем на ладошку)

Учитель: Спасибо за урок. Всем счастья и удачи. Урок окончен.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации рассказывается о первых космонавтах, сколько всего их побывало на космической орбите, чем они питались, кто летал до людей, как назван юбилейный космический корабль и многое другое. Совр.

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню космонавтики, включает в себя игры и конкурсы для организации командных соревнований среди учащихся 1 — 4 классов.

Материал содержит конспект для проведения урока литературного чтения по рассказу Т. Пономаревой «Лето в чайнике», 3 класс, УМК «Перспективная начальная школа».

Приоритетами современного воспитания на сегодняшний день являются: развитие личности ребёнка, его умение ориентироваться в жизненных ситуациях. Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных .

Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК «Перспектива» «Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира» .

Задачи:

  • Побуждать перечитывать, просматривать тексты произведений при помощи системы вопросов; работать над пониманием смысла названия рассказа.
  • Формировать познавательные умения: задавать вопросы, выдвигать предположения, делать выводы; умения и навыки учебного труда: работать с книгой, словарем.
  • Воспитывать ответственность за свои действия и поступки; формировать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебные книги, компьютер, карточки – опоры

I. Организация класса

II. Повторение изученного материала

1. Предлагаю прослушать музыкальное произведение.

Вспомнить название, автора Приложение

Сергей Прокофьев пьеса “Мимолётности № 1”

— При работе, над каким разделом мы слушали эту пьесу?

Пытаемся понять, почему люди фантазируют название на доску

— Что узнали, когда пытались узнать, почему люди фантазируют?

/ Люди начинают фантазировать, когда пристально всматриваются в окружающий мир. (с.102)

/ Фантазерам все вокруг кажется одушевленным и живым. (с.102)

— Как называется такой прием в искусстве? (олицетворение)

/ При наличии веры в свои силы, огромного желания и приложенных усилий может произойти чудо: можно научиться очень сложным вещам, которые казались невозможными. (Тим Собакин “Игра в птиц”)

/ Каждый по собственной воле способен переступить тот порог, за которым кончается реальность и начинается особый, сказочный мир. Чтобы переступить этот порог, нужна фантазия и определенная смелость (К.Бальмонт “Гномы”, Б.Житков “Как я ловил человечков”)

/ Фантазия и настоящая жизнь часто переплетаются в творчестве (с.140 картина Василия Кандинского “Двое на лошади”)

В своем творчестве соединить настоящую жизнь и фантазию могут только люди, которые любят, любят мир, в котором они живут, любят людей, с которыми они встречаются, любят всё вокруг.

III. Работа по теме урока

1. Следующая глава в учебнике нас этому будет учить.

Смотрим в содержание учебника. (с.6) Как называется новая глава?

Учимся любить название на доску

— Какая цель будет стоять перед нами при работе над материалом этой главы?

/ Что значит любить? Можно ли научиться любить? Если можно, то как этому научиться?

— Посмотрите на содержание этой главы, какие виды работ там содержатся? (Поход в “Музейный Дом”, Слушаем музыку)

— Есть ли произведения знакомых авторов?

2. С какого произведения начнем? (с.142)

Татьяна Пономарева “Прогноз погоды” название на доску

— Что уже знаете о писательнице? Портрет

Пономарева Татьяна Дмитриевна, родилась в Москве 9 октября 1947 года. В детстве мечтала быть балериной. Окончила Литературный институт Публиковалась в журналах, в том числе и детских “Костер”, “Трамвай”, “Мурзилка”, “Наша школа”, “Веселые картинки”. Автор коллективных сборников “Сказки без подсказки”, “Круглый год” и многих других. В издательстве “Детская литература” вышла книга прозы для старшего школьного возраста “Трудное время для попугаев”, в издательстве “Дрофа” – сборник сказок “Укротитель макарон” (2001). По нескольким сказкам (“Случай на болоте”, “Дверь” и другим) созданы мультфильмы. Издательство АСТ – редакция научно-популярной литературы (серия “Я познаю мир”) – выпустило энциклопедии “Мир загадочного” (1999), “История ремесел” (2000), “Великие ученые” (2002), которые затем неоднократно переиздавались. Для издательства “Белый город” написаны биографии таких известных художников, как А.И. Мещерский, И.Е. Репин, Рафаэль, а также пересказаны книги “Сказки народов мира” и “Библия для детей”. Являлась членом жюри нескольких литературных конкурсов. Член Союза писателей России с 1993 года.

3. Продолжим знакомство с творчеством писательницы.

— Просмотрите текст произведения. (с.142-143) Словарная работа.

Найдите слова, которые отмечены для работы в Толковом словаре.

  • Прогноз (с.149) – предсказание, суждение о развитии событий, явлений.
  • Газон (с.132) – площадка в саду, парке, засеянная травой.
  • Антициклон (с.128) – воздушные процессы в атмосфере, влияющие на погоду.
  • Оттепель (с.144) – теплая погода зимой или ранней весной, отмеченная таянием снега.

Можно посмотреть значения до прочтения, но если не найдут все сразу, то посмотрят после прочтения.

4. Посмотрите на иллюстрацию к произведению, на название.

— Предположите, о чем или о ком речь пойдет.

— Сейчас я прочитаю, а вы послушайте и ответите, правильно ли догадались.

— Оправдались ли наши предположения?

5. Прочитаем “буксиром” за мной.

— Подумать что это по жанру: небылица, сказка, рассказ. название на доску

/ Это рассказ. Вспоминаем содержание плаката Летучей мыши на с.116.

Цель рассказа – “рассказать” случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей.

6. Поднимите руку, кому понравился рассказ?

— Какие рассказы Татьяны Пономаревой уже читали? (“Автобус”, “В шкафу”)

— Кто главная героиня этих рассказов?

Выскажи свое мнение.

Сумеете подтвердить, что именно это именно та бабушка?

/ Бабушка обладает такими качествами, как фантазия и развитое воображение (она не удивляется, когда с ней заговаривает автобус или когда обнаруживает оркестр у себя в шкафу), сочувствие и внимательное отношение к ближним (она способна посочувствовать автобусу, ей неловко побеспокоить оркестр в собственном шкафу)

7. Выборочное чтение

— Чем на этот раз отличилась бабушка?

— Ее внуки верят в то, что она способна изменить погоду? Прочитайте (- Это ты постаралась? – спросили мы бабушку.)

— Как же это возможно? Каким волшебным средством она пользуется? (с.143)

— Какая черта характера превращает бабушку в волшебницу? (последнее предложение)

/ Бабушка жалеет снеговика и переживает за него. Сила ее доброты, сопереживания и ответственности такова, что даже способна изменить погоду.

Способность сопереживать, и есть способность любить.

Молодцы, хорошо работали, предлагаю отдохнуть.

Слушаем песню, представляем, о ком поется.

8. Посмотрите, как называется следующий рассказ Т.Пономаревой

Лето в чайнике название на доску

— Сейчас прочитаем этот рассказ, ответить, почему перед рассказом предложила послушать песню о божьей коровке.

— Чтение детьми вслух абзацами.

Ответить на вопрос.

9. Кто из героев появился в рассказе еще? (дедушка)

Маша Иванова в селе Мирном после прочтения этого рассказа сказала, что в этой семье не только ТАКАЯ бабушка, но и ТАКОЙ дедушка!

10. “Жужжащим” чтением читаем

Вы понимаете, что Маша имела в виду? Найти и отметить строчки, подтверждающие ваши высказывания

/ У дедушки такой же характер, как и у чудесной бабушки. Он наблюдательный, внимательный к окружающему, добрый. Дедушка решает поставить чайник с божьей коровкой на полку: “Не будем тревожить”, т.е. он относится к маленькому насекомому как к равному себе

— Дедушка мог бы приютить потерявшийся автобус, услышать оркестр в шкафу, изменить для снеговика погоду? Почему так думаете?

— Из каких строк видно, что доброта – это семейная черта, а не только особенность бабушки и дедушки? (“Всю зиму простоял он (чайник) там. Возле него мы и говорить стали тише…”)

/ Каждому члену семьи дано увидеть даже в маленьком живом существе нечто значительное, целый мир, к которому они относятся уважительно.

— Какие предположения были высказаны о том, почему божья коровка решила перезимовать в чайнике? Прочитайте

— А какая версия у вас есть?

— “Мы заговорили все разом…”

/ Внуки, внучки (те самые, которые не спали всю ночь, беспокоясь об автобусе, и которые сразу догадались, почему не наступило обещанное прогнозом погоды потепление), а может быть и мама с папой, или тетя с дядей.

11. Костя Погодин нашел в рассказе “переломную” строчку: “На дне сидела божья коровка”.

— Почему он считает, что это “переломный момент” в рассказе?

/Начиная с этого момента, события могла бы развиваться иначе, если бы героями рассказа были обычные люди, а не замечательная бабушка и ее родственники.

12.Прочтите еще раз название рассказа. Почему он так называется?

/ Божья коровка – это знак лета, летом она живет, а зимой впадает в спячку. Поэтому спящая в чайнике божья коровка напоминает всем о лете. Можно предположить, что когда она проснется и улетит, это будет значить, что наступает лето.

— Почему этот рассказ помещен в главе о любви? В главу “Учимся любить”, а не в главу “Учимся наблюдать”, например?

/Можно прочитать высказывания Михаила Потаповича и Анишит Йокоповны на с.146

Любить природу – быть внимательным к окружающему – уметь видеть огромный мир в самых незначительных предметах и существах.

IV. Итог урока

  • В каком разделе начали работу? Какая цель?
  • Какие произведения прочли?
  • Что узнали?
  • Дома подготовить чтение по ролям
  • Выставление отметок

Умные дети — счастливые родители

Ты помнишь писательницу Татьяну Пономарёву? Какие ещё произведения она написала?

Произведения Татьяны Пономарёвой: «Автобус», «В шкафу», «Прогноз погоды», «Лето в чайнике».

? С. 73 А это произведение (рассказ? сказка? небылица?) тебе понравилось? Почему оно помещено рядом с произведениями, посвящёнными самым маленьким, — ведь в нём как будто рассказывается совсем о другом? Какие строки показались тебе смешными? Почему?

Вспомнив, что рассказ отличается от небылицы и сказки по цели повествования (Ч. 1, с. 116) и что сказка отличается от рассказа по построению (Ч. 1, с. 117), мы можем определить это произведение писательницы как рассказ.
Особенно смешными кажутся три последние строчки рассказа: в них бабушка говорит о том, что льва поймать гораздо проще, чем уследить за её внуками. Из этих же строчек понятно, почему этот рассказ помещён рядом с произведениями, посвящёнными самым маленьким.


Статьи по теме