Татьяна Пономарева Рассказы в Шкафу

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Татьяна Пономарева Рассказы в Шкафу. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Сборники».

Татьяна Пономарева Рассказы в Шкафу.rar
Закачек 2135
Средняя скорость 5988 Kb/s

Татьяна Пономарева Рассказы в Шкафу

Цели:

  • Довести к пониманию того, что важнейшими секретами творчества являются развитое воображение и фантазия. Учить отличать особенности рассказа, небылицы, сказки.
  • Развивать внимание, мышление, наблюдательность.
  • Воспитание бережного, доброго отношения к окружающим.

Знать, что в рассказе события развиваются так, как в обычной жизни (то есть подчиняются случаю), а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам.

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь работать с иллюстрациями; с толковым словарем; анализировать характер героев; видеть необычное в обычном; подтверждать свое мнение выдержками из текста; сравнивать героев рассказов Т.Пономаревой.

I. Организационный момент.

Улыбнитесь друг другу и гостям добрым взглядом. Ведь доброта — это солнце, которое согревает душу человека. Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца тёплыми чувствами.

II. Основная часть.

— С какими понятиями познакомила нас Летучая Мышь? (Небылицы, сказки, рассказы)

— Какова цель каждого из этих жанров?

Цель небылицы – поразить воображение слушателей необыкновенной выдумкой, тем, чего не бывает.

Цель сказки – приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевлённым миром природы и с волшебным миром.

Цель рассказа – “ рассказать” случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей

— Ребята, мы с вами читали очень много интересных рассказов, сказок, стихотворений поэтов, писателей, рассматривали картины художников. В чём же секрет их творчества?

Ответить на этот вопрос помогут нам в этом сегодня поэтесса Эмма Мошковская, Татьяна Пономарёва, художник Павел Филонов и их герои.

— Сейчас мы познакомимся с произведением Т.Пономарёвой “В шкафу” и выясним, к какому литературному жанру оно относится.

Татьяна Дмитриевна Пономарёва родилась 9 октября 1947 года впосёлке Клязьма Московской области в семье служащих. Закончила Литературный институт имени М. Горького в Москве. “Работала медицинской сестрой, воспитателем в детском саду, библиотекарем.

2. Самостоятельное чтение произведения в учебнике на стр. 118-119 и диалог Маши и Миши.

— Все ли слова вам понятно?

(Оркестр — группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах)

— Образцовое чтение 1 ученика

-Попробуем ответить на поставленный вопрос. Миша думает, что это небылица. Неужели цель этого текста – поразить нас выдумками? — улыбнулся Михаил Потапович. А может быть, цель побудить нас задуматься о жизни?

— Этот текст помогает понять характер бабушки?

— Какой же характер у бабушки?

— Как вы думаете, какая одежда из шкафа напомнила бабушке о театре, музыке, об оркестре – неужели тёплая кофта? Найдите нужные отрывки. (Это платье, оно праздничное, в блёстках, развевалось лёгким парусом, возможно, в этом платье бабушка ходила в театр или на концерты и др.)

4. Работа в парах (читают друг другу этот отрывок)

— Какие разные чувства вызывает у бабушки оркестр в шкафу? (Она испытывает удовольствие, ей понравился оркестр, она пыталась вспомнить название музыкального произведения, затем забеспокоилась о здоровье музыкантов и стала размышлять о жизни.)

— Такие чувства может испытывать человек, который смотрит на мир обыкновенными глазами?

Костя Погодин сказал: обыкновенный человек, увидев оркестр у себя в шкафу, испугался бы от неожиданности. Другой обыкновенный человек стал бы возмущаться: что это вы делаете в моём шкафу? А бабушка – необыкновенный, замечательный человек.

Если ты соглашаешься с Костей, подтверди его мнение выдержками из текста.

(читают 2-3 ученика)

— Что же можно добавить к характеру бабушки?

— А автор – человек с фантазией? (Да, Т.Пономарёва обладает фантазией и воображением; под её взглядом обычные предметы становятся чудесными, способными на превращения.)

6. Мультимедийная ф/минутка (Доброта)

7. Поход в “Музейный дом”

— Работа с толковым словарём. Стр. 122

— Кто знает, что такое арка? (Значения слова находят в толковом словаре)

— Найдите в “ Музейном доме фотографию “Нарвские ворота”

(1 ученик показывает свою презентацию “Нарвские ворота”, рассказывает)

Нарвские ворота находятся в Санкт-Петербурге. Они были построены в 1814 году в память об Отечественной войне 1812 года, когда Россия воевала с Наполеоном. Россия победоносно завершила войну с Францией. Чтобы торжественно встречать победителей, всего за один месяц построили эти ворота.

Такое название этому памятнику дано в связи с его расположением у начала дороги на реку Нарву.

В 1834 году Нарвские ворота возобновили. Сами ворота кирпичные, покрытые медными листами. А наверху – колесница. Конями управляет богиня Славы. Кони сделаны из меди.

— А теперь рассмотрите Нарвские ворота на картине художника Павла Филонова.

— Видите коней? Фигуру наездника?

— А арку под конной группой видите?

— Догадываешься, какое время года изобразил художник?

— Почему так думаешь?

— А какой день погожий и солнечный или хмурый и пасмурный? Докажи своё мнение.

— А теперь сравни ворота на картине и на фотографии. Где ворота слились с городом в единое целое? А где они стоят отдельно от города?

— Где видно, что ворота – это вход в большой город с многоэтажными домами?

— Сравни изображение коней на картине и на фотографии.

На картине коней меньше и они очень смешные, а на фотографии кони очень важные и торжественные, сказал Миша. На картине как будто кони ожили, — заметила Маша.

— Вам не кажется , что художник пишет свою картину так, чтобы создать впечатление мозаики? Кто догадался, зачем он это делает? — спросила Анишит Йокоповна.

— А тебе удалось догадаться?

— Из-за этой мозаики кажется, что на улице очень солнечно и снег блестит.

Маша уверена, что разноцветные пятнышки делают картину нарядной и праздничной.

Костя Погодин решил уточнить:

— Мозаика из пятен создаёт впечатление большого города, который сверкает окнами многоэтажных домов.

— А что скажешь ты?

— Что вы можете сказать о художнике? (Для того чтобы изобразить Нарвские ворота так, как это сделал Павел Филонов, нужно обладать воображением и фантазией, так как фантазия и воображение преображают действительность, делая её необычной, яркой, праздничной.)

8. Э.Мошковская “Вода в колодце”

Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981) — российская детская писательница и поэтесса. Родилась в Москве.

1) Чтение про себя

2) Образцовое чтение (читает 1 ученик)

Вам понравилось стихотворение?

— Вы когда-нибудь пили воду из колодца? Какая она?

— Верите ли вы, что это вкусная вода? Найдите подтверждение тому, что для поэта вода обладает почти волшебными свойствами? (В неё падают звёзды,кто напьётся, тот обязательно засмеется)

— А удалось ли поэтессе передать запах воды? (Дети находят подтверждение)

— А самое главное, вода пахнет “деньками” счастливыми. Как вы понимаете эти слова?

— Ценит ли герой – рассказчик время, проведённое в этом месте?

— Как вы думаете, у поэтессы особое обоняние или особый взгляд на мир? (Так описать воду может тот, у кого отменное обоняние и особый взгляд на мир)

— Чтобы так видеть мир, человеку нужна фантазия?

1) Понравился ли вам урок?(Дети рисуют смайлик; улыбающийся-да, грустный — нет)

3) Д.з — по рабочей тетради стр. 32, №14, выполнить задания.

Использованная литература

  1. “Поурочные разработки по литературному чтению”(К учебнику Н.А.Чураковой) 3 класс.Авторы:В.В. Захарова, А.В.Серова.

Предмет: литературное чтение

УМК: «Перспективная начальная школа»

Тема учебного занятия: «Необычные фантазии в произведении Татьяны Пономаревой «В шкафу»»

Место урока в теме: 5-й урок в теме «Пытаемся понять, почему люди фантазируют»

Тип урока: изучение нового материала

Цель и ожидаемый результат урока: Подвести к пониманию того, что важнейшими секретами творчества являются

развитое воображение и фантазия. Выяснить к какому литературному жанру относится новое произведение.

Содержание и технология урока:

Формировать положительную учебную мотивацию.

Определить цель урока, формулировать задачи в соответствии с предложенным планом.

Урок литературного чтения я начну словами французского писателя Ж.Ж. Руссо «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» (Слайд №1)

Я желаю вам уже сегодня убедиться в этом.

-С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

-Откройте содержание учебника «Литературного чтения» и скажите с каким произведением мы познакомимся сегодня?

-Поставьте цель урока. (слайд №2)

-Какие задачи нам нужно выполнить на этом уроке?

+ Т. Пономарева «Автобус»

+Т. Пономарева «В шкафу»

+ ответы детей (Выяснить к какому литературному жанру относится новое произведение)

(Познакомимся с новым произведением, повторим какова цель жанров, определим к какому жанру относится произведение)

-принятие и сохранение цели

-постановка учебных задач

-поиск и выделение информации

Учебник лит. чтения часть 1

2. Актуализация знаний.

3.Открытие нового знания

Проверка домашнего задания с целью повторения жанров произведения.

Знакомство с новым произведением.

Отработка навыков чтения. Учить ориентироваться в разных источниках информации; ориентироваться в тексте.

Перечитывать текст с разными задачами. Отстаивать свою точку зрения.

-Ребята, с какими понятиями познакомила нас Летучая мышь на прошлом уроке?

— Вашим домашним заданием было по выбору придумать рассказ, сказку или небылицу. Перед тем как проверить домашнее задание, давайте вспомним какова цель каждого из этих жанров?

— Какая небылица, какой рассказ, сказка понравилась больше всего? (оценить детей) Соответствуют ли целям жанров?

— Как называется раздел, который мы изучаем?

— Что же такое фантазия?

— Скажите, пожалуйста, где мы встречаемся с фантазией?

-Для чего люди фантазируют?

— Сегодня на уроке мы знакомимся с новым произведением Т. Пономаревой «В шкафу» (Слайд № 4). Откройте страницу учебника 118. Прочитайте его самостоятельно, читая произведение отмечайте непонятные слова.

-Какие слова вам непонятны?

-Кто может объяснить значение этих

-Где мы можем найти более точное объяснение этих слов?

+ Прочитаем это произведение еще раз.

+Какую мы цель ставили на уроке?

-На с. 119 прочитайте, что думает Миша об этом произведении

— кто согласен с мнением Миши? Докажите, что это небылица.

— Прочитайте самостоятельно вопросы, которые задал Михаил Потапович.

— Постараемся ответить на эти вопросы.

— Неужели цель этого текста поразить нас выдумками?

— А может быть, цель побудить нас задуматься о жизни?

-Этот текст помогает понять характер бабушки?

-Какой же характер у бабушки?

-Как вы думаете, какая одежда из шкафа напомнила бабушке о театре, музыке, об оркестре – неужели это теплая кофта?

-Найдите в тексте нужные отрывки

-Прочитайте друг другу этот отрывок.

-Какие чувства вызывает у бабушки оркестр в шкафу?

-Такие чувства может испытывать человек, который смотрит на мир обыкновенными глазами?

-Что же ответил на этот вопрос Костя Погодин? Зачитайте

-Если вы согласны с Костей, что бабушка необыкновенный, замечательный человек, подтвердите его мнение отрывками из текста.

-Какой рассказ Т. Пономаревой мы читали на прошлом уроке?

-Как вы думаете, бабушка из этих рассказов – это одна и та же бабушка? Докажите.

— Вспомните на прошлом уроке мы говорили о бабушке. Какая она? Что же можно добавить к характеру бабушки?

-Теперь вспомним какую цель мы ставили на уроке?

— Кто сможет определить теперь к какому жанру относится произведение

Т. Пономаревой «В шкафу»? Почему вы так считаете?

-Автор – человек с фантазией? Почему?

— Я вам прочту стихотворение, а вы попытайтесь вспомнить, кто его написал

(Я вижу, как дремлет в реке крокодил…

Я вижу сквозь стену!

Сквозь десять стен!

Я в темноте вижу солнечный день!)

— Можете сказать, кто автор этого стих-я?

— Мальчик, герой этого стихотворения, похож на бабушку из рассказа «В шкафу» Чем именно?

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема учебного занятия : «Необычайные фантазии в произведении Татьяны Пономарёвой «В шкафу»»

Место урока в теме: 5-й урок по теме: «Пытаемся понять, почему люди фантазируют»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель и ожидаемый результат урока:Подвести к пониманию того, что важнейшими секретами творчества являются развитое воображение и фантазия творческого человека. Выяснить к какому литературному жанру относится произведение Татьяны Пономарёвой «В шкафу»

Просмотр содержимого документа
««Необычные фантазии в произведении Татьяны Пономаревой «В шкафу»» »

Предмет: литературное чтение

УМК: «Перспективная начальная школа»

Тема учебного занятия: «Необычные фантазии в произведении Татьяны Пономаревой «В шкафу»»

Место урока в теме: 5-й урок в теме «Пытаемся понять, почему люди фантазируют»

Тип урока: изучение нового материала

Цель и ожидаемый результат урока: Подвести к пониманию того, что важнейшими секретами творчества являются

развитое воображение и фантазия. Выяснить к какому литературному жанру относится новое произведение.

Содержание и технология урока:

Формировать положительную учебную мотивацию.

Определить цель урока, формулировать задачи в соответствии с предложенным планом.

Урок литературного чтения я начну словами французского писателя Ж.Ж. Руссо «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» (Слайд №1)

Я желаю вам уже сегодня убедиться в этом.

-С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

-Откройте содержание учебника «Литературного чтения» и скажите с каким произведением мы познакомимся сегодня?

-Поставьте цель урока. (слайд №2)

-Какие задачи нам нужно выполнить на этом уроке?

+ Т. Пономарева «Автобус»

+Т. Пономарева «В шкафу»

+ ответы детей (Выяснить к какому литературному жанру относится новое произведение)

(Познакомимся с новым произведением, повторим какова цель жанров, определим к какому жанру относится произведение)

-принятие и сохранение цели

-постановка учебных задач

-поиск и выделение информации

Учебник лит. чтения часть 1

2. Актуализация знаний.

3.Открытие нового знания

Проверка домашнего задания с целью повторения жанров произведения.

Знакомство с новым произведением.

Отработка навыков чтения. Учить ориентироваться в разных источниках информации; ориентироваться в тексте.

Перечитывать текст с разными задачами. Отстаивать свою точку зрения.

-Ребята, с какими понятиями познакомила нас Летучая мышь на прошлом уроке?

— Вашим домашним заданием было по выбору придумать рассказ, сказку или небылицу. Перед тем как проверить домашнее задание, давайте вспомним какова цель каждого из этих жанров?

— Какая небылица, какой рассказ, сказка понравилась больше всего? (оценить детей) Соответствуют ли целям жанров?

— Как называется раздел, который мы изучаем?

— Что же такое фантазия?

— Скажите, пожалуйста, где мы встречаемся с фантазией?

-Для чего люди фантазируют?

— Сегодня на уроке мы знакомимся с новым произведением Т. Пономаревой «В шкафу» (Слайд № 4). Откройте страницу учебника 118. Прочитайте его самостоятельно, читая произведение отмечайте непонятные слова.

-Какие слова вам непонятны?

-Кто может объяснить значение этих

-Где мы можем найти более точное объяснение этих слов?

+ Прочитаем это произведение еще раз.

+Какую мы цель ставили на уроке?

-На с. 119 прочитайте, что думает Миша об этом произведении

— кто согласен с мнением Миши? Докажите, что это небылица.

— Прочитайте самостоятельно вопросы, которые задал Михаил Потапович.

— Постараемся ответить на эти вопросы.

— Неужели цель этого текста поразить нас выдумками?

— А может быть, цель побудить нас задуматься о жизни?

-Этот текст помогает понять характер бабушки?

-Какой же характер у бабушки?

-Как вы думаете, какая одежда из шкафа напомнила бабушке о театре, музыке, об оркестре – неужели это теплая кофта?

-Найдите в тексте нужные отрывки

-Прочитайте друг другу этот отрывок.

-Какие чувства вызывает у бабушки оркестр в шкафу?

-Такие чувства может испытывать человек, который смотрит на мир обыкновенными глазами?

-Что же ответил на этот вопрос Костя Погодин? Зачитайте

-Если вы согласны с Костей, что бабушка необыкновенный, замечательный человек, подтвердите его мнение отрывками из текста.

-Какой рассказ Т. Пономаревой мы читали на прошлом уроке?

-Как вы думаете, бабушка из этих рассказов – это одна и та же бабушка? Докажите.

— Вспомните на прошлом уроке мы говорили о бабушке. Какая она? Что же можно добавить к характеру бабушки?

-Теперь вспомним какую цель мы ставили на уроке?

— Кто сможет определить теперь к какому жанру относится произведение

Т. Пономаревой «В шкафу»? Почему вы так считаете?

-Автор – человек с фантазией? Почему?

— Я вам прочту стихотворение, а вы попытайтесь вспомнить, кто его написал

(Я вижу, как дремлет в реке крокодил…

Я вижу сквозь стену!

Сквозь десять стен!

Я в темноте вижу солнечный день!)

— Можете сказать, кто автор этого стих-я?

— Мальчик, герой этого стихотворения, похож на бабушку из рассказа «В шкафу» Чем именно?


Статьи по теме