Технический Железнодорожный Словарь 1941

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Технический Железнодорожный Словарь 1941. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Словари».

Технический Железнодорожный Словарь 1941.rar
Закачек 3746
Средняя скорость 6396 Kb/s

Технический Железнодорожный Словарь 1941

см. Маршрутизация перевозок.

Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство . Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941 .

см. Маршрутизация перевозок.

Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство . Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941 .

Москва. 1941 год. Государственное транспортное железнодорожное издательство (Трансжелдориздат).

«Технический железнодорожный словарь» — это наиболее интересный и самый обширный по количеству статей из изданных железнодорожных терминологических словарей в довоенной России. Статьи снабжены многочисленными иллюстрациями. В словаре приведены почти все устаревшие термины, названия паровозов, сведения о путях и карты железных дорог России того времени.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

Кафедра «Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте»

В. А. ЗАХАРОВ, А. А. МИХАЛЬЧЕНКО, Д. В. ЗАХАРОВ

КРАТКИЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТЕРМИНОВ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

Кафедра «Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте»

В. А. ЗАХАРОВ, А. А. МИХАЛЬЧЕНКО, Д. В. ЗАХАРОВ

КРАТКИЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТЕРМИНОВ

Одобрено методической комиссией факультета УПП в качестве учебно-справочного пособия для студентов младших курсов транспортных специальностей

УДК 656.0 (075.8) ББК 39.2

Р е ц е н з е н т – канд. техн. наук, доцент кафедры «Транспортные узлы»

В.А. Подкопаев (УО «БелГУТ»)

З-38 Краткий толковый словарь железнодорожных терминов: учеб.-справ. пособие / В. А. Захаров, А. А. Михальченко, Д. В. Захаров ; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель : БелГУТ,

Приводятся наиболее распространенные железнодорожные термины и их трактовка.

Предназначено для студентов младших курсов транспортных специальностей. Может быть использовано студентами старших курсов, но с учетом, что некоторые термины изложены в упрощенном виде.

УДК 656.0 (075.8) ББК 39.2

© Захаров В. А., Михальченко А.А.,

Захаров Д. В., 2014

© Оформление. УО «БелГУТ» , 2014

Список рекомендуемой и используемой литературы .

Цель справочного пособия «Краткий толковый словарь железнодорожных терминов» – ознакомить студентов младших курсов транспортных специальностей с основными наиболее распространенными терминами железнодорожного транспорта и их трактовкой. Необходимость знания их появится при изучении специальных дисциплин, при прохождении практики и в дальнейшей работе.

Многоотраслевое хозяйство железнодорожного транспорта – это единый транспортный конвейер, в работу которого вносит свой вклад каждое подразделение. Будущим специалистам транспорта необходимо иметь четкое представление о структуре и назначении сооружений и устройств станционного и путевого, автоматики и телемеханики, вагонного и локомотивного хозяйств и выполняемых ими функциях.

В пособии все термины и понятия изложены по возможности в доступном виде, иногда упрощенном. Изучение студентами предлагаемых терминов будет способствовать лучшему усвоению теоретического материала на старших курсах, поможет развитию навыков самостоятельного решения профессиональных задач, связанных с организацией перевозок и управлением на железнодорожном транспорте и обеспечением четкого взаимодействия различных видов транспорта. Последнее в большей степени относится к будущим специалистам автомобильного и речного транспорта.

Транспортная железнодорожная терминология появилась сразу после ввода в эксплуатацию первых железных дорог. По мере их строительства она совершенствовалась и развивалась. Наиболее интенсивно транспортная наука развивалась в период развернутого строительства железных дорог, который приходится на вторую половину XIX века.

Основоположником железнодорожной терминологии в России по праву считается профессор Санкт-Петербургского Института путей сообщения Павел Петрович Мельников, который в 1865 году стал первым министром путей сообщения России. Ему принадлежат технические термины: железная дорога, стрелка, разъезд и др. Он автор структуры графика движения поездов, которая в последующем только совершенствовалась.

По мере становления железнодорожных наук расширялась используемая терминология. Большой вклад в ее развитие внесли русские и советские ученые.

Российские и белорусские ученые и изобретатели, внесшие наибольший вклад в развитие науки на транспорте:

– в области проектирования и строительства объектов железнодорожной инфраструктуры: Мельников П.П., Журавский Д.И., Фролов А.Н., Правдин Н.В. и др.;

– в области эксплуатации железнодорожного транспорта: Кочнев Ф.П., Тихомиров И.Г., Максимович Б.М., Грунтов П.С., Васильев И.И., Петров А.П., Угрюмов А.К. и др.;

– в области создания подвижного состава:

— тягового: Ерохов Л.А., Добронравов А.Г., Раевский А.С., Холодецкий А.А., Нольтейн Е.Е., Щукин М.Н., Гаккель Я.М.;

— вагонов: Петров Н.П., Козинцев И.П., Матросов И.К. и др.

А втоблокировка – система регулирования движения поездов по сигналам проходных светофоров. При этом перегон делят на блок-участки (БУ) длиной от 1000 до 3000 м и на их границах устанавливают проходные светофоры, показания которых зависят от местонахождения поездов. Последние воздействуют на сигналы через рельсовые цепи. Принцип схемы автоблокировки приведен на рисунке 1.

Пока на БУ нет поезда, ток от ПБ протекает через ПР, которое держит якорь прижатым к верхнему контакту, и на проходном светофоре горит зеленый огонь.

Как только на БУ вступает первая колесная пара поезда, блокируется цепь ПР и последнее отпускает якорь, в результате на светофоре загорается красный огонь.

Приведенная схема двузначной автоблокировки на железных дорогах не применяется. На железнодорожном транспорте используют 3- и 4-

значную сигнализацию. Для первой при зеленом огне свободны не менее двух БУ, для второй – не менее трех.

Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС) обеспечивает машинисту получение информации о состоянии расположенных впереди светофоров даже в условиях плохой видимости. Это обеспечивается путем посылки кодированных импульсов навстречу движущемуся поезду. На локомотиве перед первой колесной парой подвешены индуктивные катушки, которые эти импульсы улавливают и отсылают на дешифратор, в результате «работы» которого на локомотивном светофоре загорается соответствующий огонь.

Как правило, АЛС дополняется системой автостопа .

По характеру передачи информации на локомотивы АЛС подразделяется на непрерывную (АЛСН), точечную (АЛСТ) и комбинированную (АЛСК).

Автомотриса (от франц. automotrice – самодвижущаяся) – моторный самоходный вагон с двигателем внутреннего сгорания.

Автостоп – устройство на локомотиве и рельсовом пути для автоматической остановки поезда перед запрещающим показанием светофора в случае потери бдительности машиниста. Последняя контролируется нажатием специальной кнопки, называемой рукояткой бдительности .

Автосцепка служит для автоматического сцепления единиц подвижного состава, передачи и смягчения продольных усилий при движении. Корпус автосцепки показан на рисунке 2.

Состоит из механизмов сцепления (на двух сцепленных единицах подвижного состава), поглощающих аппаратов, расцепных приводов. Возможность взаимного сцепления обеспечивается формой большего и малого зубьев автосцепки, а также взаимодействием элементов замыкания.

Анкерный участок контактной подвески – участок, границами которого являются анкерные опоры, на которых подвешиваются грузы для обеспечения нужного натяжения проводов при температурных колебаниях. Расстояния между такими опорами на прямых участках – до 800 м, в кривых – меньше.

Б алласт – минеральный сыпучий материал, заполняющий пространст-

во между нижней постелью шпал и основной площадкой земляного полотна ,

а также межшпальные пространства. Балласт обеспечивает передачу давления от шпал на земляное полотно, упругое смягчение ударов от колес подвижного состава, стабилизацию пути в плане и профиле, быстрый отвод поверхностных вод. Наилучший материал для балласта – щебень. Применяют также гравий, песок, в приморских районах ракушки и даже отходы асбестового производства.

Балластная призма – элемент верхнего строения пути из балласта , укладываемого на основную площадку земляного полотна . Может состоять из одного или двух слоев балласта. Однослойная балластная призма сооружается из песка, песочно-гравийной смеси. У двухслойной балластной

призмы нижняя часть представляет собой песчаную или песочно-гравийную подушку, а верхняя – щебеночный балласт. При сооружении земляного полотна из скальных, песчаных и других дренирующих грунтов песчаной подушки не требуется.

Балльная оценка пути – система оценок в условных штрафных баллах состояния рельсовой колеи . Оценку производят по каждому километру после прохода вагона – путеизмерителя. Путь считается в отличном состоянии при сумме штрафных баллов до 40, в хорошем – от 41 до 100 и в удовлетворительном – от 101 до 500. Если насчитано большее количество баллов – путь аварийный.

Банкет – земляной вал вдоль выемки с нагорной стороны высотой 0,6 м, укладываемый на расстоянии одного метра от бровки выемки.

Берма – спланированная полоса земли от подошвы откоса до водоотводной канавы или резерва. Ширина бермы – не менее 3 метров, а со стороны будущего второго пути – 8 метров.

Бесстыковой путь – путь из рельсовых плетей, которые изготавливаются путем сварки на специальных стендах из обычных рельсов длиной 25 м. Длина плетей 150–1000 м. Два вида бесстыкового пути, оба темпера- турно-напряженные: первый – с разрядкой напряжений 2 раза в год, весной и осенью, второй – без разрядки напряжений. Но укладка его производится строго при расчетной температуре. Содержание его обходится дешевле, но при высоких температурах он более опасен, поскольку может произойти

Блок-участок – часть перегона на линиях, оборудованных автоблоки-

Бровка (от англ. brow – кромка) – верхняя кромка откоса земляного полотна или канавы. На насыпях бровка – линия пересечения основной пло-

щадки земляного полотна и ее откоса , в выемках бровка – линия пересече-

ния основной площадки и путевого откоса кювета . Различают также бровку откоса выемки .

Букса – узел вагона и локомотива для передачи нагрузки на шейку оси колесной пары.

В агон (от англ. wagon – повозка) – единица подвижного состава железных дорог, предназначенная для перевозки пассажиров или грузов.

Вагонный замедлитель – смонтированное на железнодорожном пути тормозное устройство для снижения скорости движения вагонов (отцепов) .

Вагонный парк – совокупность всех вагонов , составляющих инвентарный парк. Он делится на рабочий и нерабочий парки. Первый используется для перевозки народнохозяйственных грузов за оплату. К нерабочему относят вагоны, находящиеся в ремонте и ожидающие ремонта, в запасе и в хозяйственном движении (перевозки грузов для нужд железной дороги).

Вагонооборот – объем работы станции, определяемый как сумма числа прибывших и отправленных за сутки транзитных и местных вагонов.

Вагоноопрокидыватель – сооружение для механизированной разгрузки вагонов с навалочными грузами (углем, рудой и т.п.). В большинстве случаев эти грузы перевозятся в полувагонах . Наибольшее расположение получили вагоноопрокидыватели, в которых вагон поворачивается вокруг продольной оси на угол, достаточный для высыпания груза.

Вагонопоток – среднесуточное число вагонов, прошедших в одном направлении по участку (участкам) железной дороги.

Ввоз груза – показатель перевозок железной дороги, характеризующий массу груза (т), поступившего на станции дороги (отделения) со станций других дорог (отделений).

Вертикальная сопрягающая кривая обеспечивает плавный переход подвижного состава через перелом профиля пути, предотвращая самопроизвольное расцепление автосцепки . Радиус вертикальной сопрягающей кривой зависит от скорости движения поездов и категории линии. Для новых линий принимают R=20000…5000 м.

Верхнее строение пути включает в себя рельсы, рельсовые скрепления, подрельсовое основание ( шпалы ) и балласт , а также элементы соединений и пересечений путей ( стрелочные переводы , мостовое полотно и т.д.).

Взрез стрелки – перевод стрелки колесами подвижного состава, движущегося по неустановленному маршруту в направлении от крестовины к острякам ( пошерстное движение ). При этом происходит изгиб остряков, а иногда и излом. Создается опасность для обратного движения ( противошерстного ), так как остряки не прилегают плотно к рамным рельсам.

Виадук – сооружение типа моста над ущельем, глубоким оврагом, лощиной и т.п. (рисунок 3). От моста отличается высокими опорами.

Возвышение наружного рель-

са – в криволинейных участках пути для уменьшения воздействия центробежных сил и снижения износа рельсов. Максимальное значение установлено ПТЭ в размере 150 мм. Изменение (отвод) ВНР от нуля на прямых до соответствующего размера в круговых кривых производится в пределах переходных кривых . Практически возвышение наружного рельса обеспечива-

ется увеличением толщины балла- Рисунок 3 – Виадук ста под шпалами с внешней сторо-

Воздухораспределитель – устройство для автоматической зарядки сжатым воздухом запасных резервуаров тормозов подвижного состава , а также наполнения тормозных цилиндров сжатым воздухом при торможении.


Статьи по теме