Технология Тестирования Учебных Достижений

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Технология Тестирования Учебных Достижений. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Учебники».

Технология Тестирования Учебных Достижений.rar
Закачек 3829
Средняя скорость 2442 Kb/s

Технология Тестирования Учебных Достижений

1. Понятие контроля и диагностики в педагогическом процессе

Контроль и диагностика в педагогическом процессе

Педагогическая диагностика — это. (толкование понятия в словарях)

Диагностика учебных достижений, учебных возможностей и воспитанности обучающихся

Современные подходы к проблеме оценивания в средней школе

Педагогическая диагностика в работе классного руководителя

2. Основные подходы к оцениванию достижений обучающихся

Оценивание деятельности учащихся — это. (Толкование понятия в словарях)

Современные подходы к проблеме оценивания в средней школе

Новые подходы в оценивании учебных достижений обучающихся

Современные подходы к оцениванию учебных достижений учащихся

Оценочная деятельность в начальной школе : учебно-методическое пособие / З.А. Кокарева (файл *pdf)

3. Технология тестирования учебных достижений

Тестирование в учебном процессе: его история и возможности

Способы тестирования учебных достижений учащихся.

Предварительный просмотр:

И.К. Анганова, учитель бурятского языка

МАОУ «СОШ №35» г.Улан-Удэ

как способ объективного оценивания учащихся

Переход на ФГОС нового поколения поставил перед нами задачу внедрения новой системы оценивания учебных достижений учащихся. Существующая в современной школе система оценивания деятельности учащегося давно не удовлетворяет педагогическое сообщество и рождает стремление пересмотреть подходы к оцениванию. Причина кроется в том, что отметки могут носить необъективный характер.

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы (тесты). Такой стандартизированной процедурой оценки учебных достижений является тестирование.

Правильно составленный тест представляет собой совокупность сбалансированных тестовых заданий. Количество заданий в тесте должно быть таким, чтобы пропорционально отражать основное содержание предмета. Комбинации тестовых заданий различных трудностей должны обеспечить равную сложность различных вариантов тестов. Дифференцирующие силы используемых тестовых заданий, в свою очередь, должны обеспечивать надёжную дифференциацию уровня подготовленности различных учащихся.

Основным достоинством тестового способа оценки учебных достижений является его объективность, т.е. независимость от многих возможных действий, неизбежно присутствующих при традиционном способе оценки знаний, в том числе и от взаимных отношений между учащимися и учителями. Кроме того, тесты являются не только инструментом оценки, но диагностики, позволяющим установить причину итоговой неудачи. Не менее важным достоинством тестирования является возможность объективного сравнения учебных достижений, показанных учащимися различных учреждений и регионов в текущем году и по отношению с предыдущими годами.

На современном этапе российского образования тестирование широко используется в практике :

— для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний;

— для обучения и самопроверки учащихся;

-для оценки качества преподавания;

— для оценки самих испытательных материалов.

Каждый тест имеет несколько составных частей:

— тестовую тетрадь с заданиями;

— руководство по работе с тестом;

— стимулирующий материал или аппаратуру (по необходимости);

— шаблоны для обработки данных.

Тест обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечиваются предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений. Тесты обученности очень популярны в массовой практике. Кратковременный опрос всех учащихся на каждом уроке с помощью тестов имеет несколько преимуществ. Во – первых, занят и продуктивно работает весь класс. Во – вторых, за короткий отрезок времени можно получить срез обученности всех учащихся. Это вынуждает их готовиться к каждому уроку, работать систематически, чем и решается проблема эффективности и необходимости прочности знаний. При проверке определяются прежде всего пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообучения. Индивидуальная дифференцированная работа с учащимися по предупреждению неуспеваемости также основывается на текущем тестировании.

Для диагностики успешности обучения в педагогической квалиметрии разработаны специальные методы: тесты учебных достижений, тесты успешности, дидактические тесты и тесты учителя. По численности тесты учебных достижений занимают первое место. Они предназначены для того, чтобы оценить успеваемость овладения конкретными знаниями и даже разделами учебных дисциплин, и являются более объективными показателями обученности чем оценка. Тест достижений диагностирует прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов.

Обычно тесты достижений включают несколько десятков заданий. Это позволяет более полно охватить все разделы курса. При этом используются два вида заданий:

а) требующие от учащихся самостоятельного составления ответа (задания с конструктивным типом ответа) – открытая форма теста;

б) задания с выборочным типом ответа – закрытые тесты. В последнем случае учащийся выбирает из числа предъявленных ответов тот, который он считает правильным.

Старательный ученик, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях закрытого теста достижений. Но предложенные в заданиях закрытой формы готовые ответы на выбор снижают самостоятельность и творчество обучающихся из–за того, что гораздо легче выбрать готовый ответ, чем его сформулировать. Поэтому метод выбора ответов успешно может быть использован при изучении описательного и ознакомительного материала.

Тесты открытого типа развивают самостоятельность мышления учащихся и их творчество, но тоже имеют недостаток, который состоит в необъективности их оценок. Так, разные преподаватели и нередко даже один и тот же ставит разные оценки за один и тот же ответ. Кроме того, чем больше свободы в ответе у учащегося, тем больше и вариантов оценки преподавателей.

Поскольку тесты достижений предназначены для оценки эффективности обучения по конкретным предметам, то обязательным участником формулирования отдельных заданий должен стать преподаватель. При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил:

— нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися;

— неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными;

— правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке;

— вопросы не должны повторять формулировки учебника;

— ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие;

— вопросы не должны содержать “ловушки”.

Помимо разработки теста и оценки его качества, процесс тестового контроля предполагает применение тестов. Тестирование – это специально разработанная процедура, позволяющая оценить уровень достижений обучающихся и выразить результат рейтингом, характеризующийся следующими параметрами: объект проверки, количество заданий, рейтинг.

При подготовке учащихся в форме тестирования выделяются следующие задачи:

— организация тестового контроля в соответствии с инструкциями разработчиков;

— подготовка учащихся к тестированию, работа с ними во время контроля и после него;

— создание необходимых материально-технических условий для качественной организации тестового контроля;

— создание благоприятных психологических условий для положительного отношения к тестированию;

— разработка оптимальной системы подсчета баллов, методов интерпретации и представления данных.

При использовании тестовых технологий на занятиях рекомендуется применять следующие формы:

— лекция по теме (тематический материал + углубленный);

— работа с тренировочными тестами;

— домашнее задание (по той же теме);

— проверка домашнего задания;

— контрольный и итоговый тесты.

Работа с тестами на занятиях проводится поэтапно. На первом зачитывается инструкция по правильной организации работы. Учащимся рекомендуется внимательно читать задания с целью однозначного их понимания, рационально распределять время на выполнение заданий разного уровня, обязательно проверять выполненный тест, чтобы избежать механических ошибок и т.д. Второй этап – выполнение теста. На третьем осуществляется проверка знаний учащихся. На четвёртом этапе проводится работа над типичными ошибками, выполняются дополнительные задания. Пятый этап – ответы учителя на вопросы учеников. Такая организация работы помогает решить одну очень важную задачу: возможность переноса акцентов с деятельности учителя на деятельность учащегося, т.е. деятельность последнего осуществляется в единстве компонентов: учебная задача – учебное действие – самоконтроль – самооценка.

Введение. В настоящее время система образование является важной сферой в деятельности человека, одним из тех социальных институтов, значимость которых постоянно растёт по мере развития общества в сторону информационно-технологического и социально-экономического прогресса. В этой ситуации всё более очевидным становится несоответствие уровня выпускаемых вузами специалистов потребностям общества и динамике его развития.

Обновлённому обществу необходимы компетентные специалисты, которые обладают творческим мышлением, новым взглядом на проблемы, способные самостоятельно преобразовывать полученные знания для освоения новых технологий, наукоёмких производств и продуктов [2, 8]. Возникает необходимость в комплексном решении проблемы качества подготовки будущих специалистов.

Качество образования является сложным и многогранным понятием и, несмотря на отсутствие единого мнения о содержании обсуждаемой категории, оно, прежде всего, связывается с результативно-целевой направленностью педагогического процесса, которая оценивается совокупностью полученных студентами знаний, умений и навыков по завершении определенного этапа обучения [6, 7]. В этих условиях очень важное и принципиальное значение имеет выбор методов и средств оценивания результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся, а также их совершенствование в направлении создания системы непрерывного контроля с использованием тестовых технологий.

Интерес авторов к использованию тестовых технологий вызван потребностью в получении объективной информации об учебных достижениях студентов, а также для прогнозирования уровня достижения ими государственного стандарта, формулирования обоснованных выводов об эффективности использования тех или иных инновационных образовательных технологий, методов, дидактических приемов и организационных форм обучения.

Тестирование как форма контроля учебных достижений студентов имеет своих сторонников и тех, кто её активно критикует, но, несмотря на это, в последние годы она всё чаще стала применяться в системе профессионального образования как технология, которая позволяет объективно и быстро оценить уровень достижений каждого студента.

К недостаткам тестирования как формы педагогического контроля можно отнести следующие: невозможность проверить культуру мышления студента, его исследовательские качества, умение рассуждать, отстаивать свою точку зрения, а также творчески мыслить. Перечисленные качества будущих специалистов можно оценить, используя традиционные формы контроля, не исключая методы тестирования, т.е. на современном этапе необходима интеграция различных форм контроля.

Анализ исследований и публикаций. Вопросы оценки качества и контроля усвоения знаний, умений, навыков обучающихся всегда были и остаются в поле зрения исследователей педагогического процесса. На необходимость систематического контроля в образовательном процессе указывали в своих трудах такие выдающиеся ученые, как А. Дистервег, П.Ф. Каптерев, Д.И. Менделеев, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский. В работах отечественных педагогов Ю.К. Бабанского, Т.А. Ильиной, Е.И. Петровского, В.М. Полонского представлены различные методы и формы контроля знаний. Тестовому контролю посвящены исследования В.Н. Ефимова, Н.В. Изотовой, М.Р. Кудаева. Вопросам организации тестирования, принципы составления тестовых заданий, различные методики разработки тестов посвящены научные труды B.C. Аванесова, А.Н. Майорова, Ю.М. Неймана, А.В. Смирнова, М.Б. Челышковой и др. В них отмечается, что тестирование – одна из наиболее технологичных и объективных форм педагогического контроля.

Одной из фундаментальных работ по тестированию учебных достижений является работа А.Н. Майорова «Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование» [3]. Автор предлагает использовать для контроля учебных достижений задачи открытого (свободного изложения и дополнения) и закрытого (альтернативных ответов с множественным выбором, соответствия) типа.

Несмотря на достаточно глубокую проработку отдельных вопросов по рассматриваемой проблеме, имеет место недостаточная разработанность практических и технологических рекомендаций по применению педагогического тестирования как средства повышения качества профессиональной подготовки студентов в вузе, что позволило сформулировать цели и идею исследования.

Цель исследования – повышение качества процесса обучения студентов по образовательным программам, реализуемым в ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» на основании внедрения методики непрерывного контроля учебных достижений с использованием тестовых технологий.

На основе обобщения теоретического и практического материала, опираясь на логику системного и субъект-субъектного подходов, сформулирована ведущая идея исследования. Суть ее состоит в следующем: в условиях информатизации общества и образования все более важным и необходимым становятся оперативное получение информации об уровне учебных достижений обучающихся, а также оценка качества подготовки специалистов; поставленная задача будет успешно решена при внедрении в образовательный процесс инновационных технологий тестового контроля, осуществляемых на единой информационной основе, и оперативный анализ индивидуальных и статистических результатов с целью корректировки процесса обучения.

Изложение основного материала. Разработка и реализация новых государственных стандартов в профессиональном образовании повлекли за собой необходимость внедрения инновационных технологий и новых подходов к системе контроля знаний студентов.

Многолетний опыт педагогической деятельности в системе высшего профессионального образования показал, что традиционные методы контроля, такие как: письменная контрольная работа, устный опрос, защита проекта, защита лабораторной работы, выступление на семинаре, устный экзамен и др., не всегда позволяют объективно оценить знания студентов и являются субъективными. Это обусловлено несколькими причинами: во-первых, многие студенты в силу своих индивидуальных физиологических и психологических особенностей испытывают большой стресс при беседе с преподавателем, теряются, не могут сосредоточиться на вопросе и, как результат, получают неудовлетворительную оценку за ответ; во-вторых, вопросы, задаваемые преподавателем, не понятны студенту и не всегда отражают содержание дисциплины.

Учитывая перечисленные недостатки традиционных методов контроля, считаем, что система оценивания учебных достижений должна быть объективной, простой и понятной студенту, обеспечивала контроль на всех этапах обучения и позволяла оперативно получать информацию как преподавателю, так и студенту о качестве освоения реализуемых в образовательном учреждении образовательных программ, а при необходимости быстрой их корректировки с целью повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Таким критериям отвечает тестовая технология, которая может быть использована при любой форме профессиональной подготовке и на всех этапах обучения.

Авторы исследования в своей педагогической деятельности осуществляют подготовку студентов по направлению 261700 «Технология полиграфического и упаковочного производства», читая дисциплины как естественнонаучного (химия, химия высокомолекулярных соединений, органическая химия и др.), так и профессионального (производство тары и упаковки, основы полиграфического производства, производство упаковки на основе бумаги и др.) циклов. Образовательный процесс по любой дисциплине включает организацию различных видов контроля по этапам обучения: предварительный (входной), текущий, рубежный, итоговый, заключительный.

При организации контроля необходимо использовать как традиционные, так и инновационные тестовые технологии, которые позволяют быстро получить информацию о готовности студентов по теме, модулю или дисциплине в случае организации заключительного контроля. С этой целью преподавателями кафедры была организована работа по созданию контрольно-измерительных материалов по различным дисциплинам и к различным видам занятий, их апробации в реальном образовательном процессе с последующей корректировкой.

Для составления измерительных материалов текущего, рубежного и итогового контроля был разработан кодификатор элементов содержания, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и программой каждой дисциплины. Процентное содержание теста к полному объему программы по дисциплине составляет 90 %. Например, по дисциплине «Химия» кодификатор разработан по 6 темам, которые изучаются студентами всех направлений и специальностей:

В соответствии с кодификатором разработан и сформирован банк заданий по каждой теме (их более 100), определено содержание билета-теста (он состоит из 10 — 12 заданий в зависимости от темы и проверяемых элементов содержания образования), подготовлены условия формирования тестов, обладающих содержательной валидностью. Одной из основных характеристик теста является объективность, то есть исключение субъективных воздействий преподавателя. Для достижения объективности были разработаны инструкции по процедуре проведения тестирования и система оценивания. На заключительном этапе была проведена содержательная экспертиза тестирующих материалов и внесены необходимые коррективы в тестовые задания. Составленные задания, включающие теоретические вопросы и задачи по основным раз­делам курса, объединяют в пакеты. По многим дисциплинам, читаемым преподавателями кафедры химии, созданы такие пакеты.

При разработке контрольно-измерительных материалов были использованы открытые и закрытые тестовые задания с множественным выбором ответов (число выборочных ответов – 4, из них дистракторов – 3), которые отвечали следующим требованиям: логическая форма высказывания, однозначность правильного ответа, одинаковые правила оценки ответов, адекватность инструкции к форме и содержанию задания. Один из предлагаемых ответов – правильный. При составлении тестов учитывали, что каждое задание характеризуется качественными и количественными характеристиками; к качественным характеристикам относятся: элемент содержания, уровень усвоения знаний и умений, контролируемый данным заданием, а также форма и вид тестового задания в соответствии с общепринятой их классификацией [4, 5].

Наиболее важная характеристика тестового задания – это трудность, под которой понимают процент испытуемых, верно выполнивших данное задание. Наиболее эффективным считается задание с параметром трудности 50 %. Такое задание может разделить учащихся на тех, кто владеет определенными знаниями и умениями, и тех, кто ими не владеет. Для поддержки мотивации студентов в контрольно-измерительные материалы были включены задания, которые хорошо выполняют большинство тестируемых и задания, которые может выполнить небольшой процент тестируемых с целью выявления наиболее подготовленных студентов.

Процентное соотношение заданий по уровню составляет: 1-й уровень (воспроизведение) – 15 %; 2-й уровень (применение по образцу) – 70 %; 3-й уровень (умение применять знания, в том числе на теоретическом, промышленном и лабораторном материале) – 15 %.

Для проведения интерактивных заданий была создана электронная тестовая оболочка на основе ком­пьютерной программы Super Testing, использующая готовые пакеты с заданиями и позволяющая сформировать тест, в котором неограниченное количество вопросов; существует возмож­ность установления времени на решение теста; программа автома­тически выставляет оценки, внося их в журнал отметок. Тест оценивается в 10 баллов: 1 — 4 задания – 0,5 балла; 5 — 8 задания – 1 балл; 9 — 10 задания – 2 балла. Баллы выставляются автоматически. У каждого студента индивидуальный тест. На работу отводится 30 минут.

При выборе компьютерной программы из большого многообразия руководствовались тем, что программа должна обеспечивать возможность использования различных форм тестовых заданий, адаптации к возможностям пользователя, генерации заданной последовательности заданий из общего банка, а интерфейс компьютерной программной оболочки должен быть интуитивно понятным и обеспечивать комфортную работу студенту.

Для определения надежности созданных тестов использовался ретестовый метод оценки надежности (test-retest reliability) [6], который основан на подсчете корреляции индивидуальных баллов испытуемых, полученных в результате двукратного выполнения одного и того же теста (табл. 1). Повторное тестирование проводилось через 2 недели [1]. Для подсчета коэффициента надежности по методу повторного тестирования использовалась формула:

,

где – коэффициент надежности по ретестовому методу;

– индивидуальный балл испытуемого в первом тестировании;

– индивидуальный балл испытуемого во втором тестировании.

Результаты двукратного расщепления теста по теме «Растворы»


Статьи по теме