Текст Изложения 5 Класс Первый Снег

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Текст Изложения 5 Класс Первый Снег. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Учебники».

Текст Изложения 5 Класс Первый Снег.rar
Закачек 699
Средняя скорость 6669 Kb/s

Текст Изложения 5 Класс Первый Снег

Ответ оставил Гость

Я это уже писала, по плану так:
Однажды ночью я проснулся от странного шума. Мне показалось что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался, и вдруг понял что я не оглох. Попросту за стенами дома стояла необыкновенная тишина. Такую тишину называют мёртвой. Умер дождь, умер ветер, умер глумливый ,беспокойный сна ветку села ад. Было только слышно как посапывает во сне кот.
Я встал и подошёл к окну. Всё было белым. Окна, деревья, всё засыпало снегом. Вот на ветку дерева села маленькая птичка. Ветка качнулась ,с неё посыпался снег. Птичка медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь падающий с неба.
Земля была нарядной, похожей на застенчивую невесту.

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Русский язык.

Тема урока: РР Изложение «Первый снег»

Предмет: русский язык

Учитель: Цимбалист М. Н.

Класс: 5

Цели:

  • обеспечить деятельность учащихся по получению знаний, необходимых для изложения текста;
  • содействовать развитию навыков работы с текстом: определение темы, типа речи, главной мысли и стиля, сохраняя при подробном изложении текста его особенности; содействовать устной и письменной речи и навыков грамотного письма; проверить применение полученных знаний;
  • воспитывать у ребят чувство прекрасного, способствовать развитию интереса к изучаемому предмету.

Просмотр содержимого документа
«конспект»

Тема урока: РР Изложение «Первый снег»

Предмет: русский язык

Учитель: Цимбалист М. Н.

обеспечить деятельность учащихся по получению знаний, необходимых для изложения текста;

содействовать развитию навыков работы с текстом: определение темы, типа речи, главной мысли и стиля, сохраняя при подробном изложении текста его особенности; содействовать устной и письменной речи и навыков грамотного письма; проверить применение полученных знаний;

воспитывать у ребят чувство прекрасного, способствовать развитию интереса к изучаемому предмету.

Тип урока: развитие речи.

картины известных художников,

копилка «Подготовка к ГИА»,

материал для этапа «Рефлексия»

Приветствую класс, проверяю готовность к уроку, настраиваю ребят на позитивную плодотворную работу.

Активизация внимания учащихся.

— Прослушайте аудиозапись . Из какого она мультфильма? О каком времени года идет речь?

Трое из Простоквашино (аудиозапись) Зима.

— С чем у вас ассоциируется это время года? (… снег)

Художники рисовали картины зимы, первого снега — Вспомните, по какой картине на заданную тему вы писали недавно сочинение?

Грабарь «Февральская лазурь»,

С какими еще произведениями искусства вы знакомы?

И.Э. Грабарь «Сентябрьский снег»,

А вот как изобразила первый снег неизвестная нам художница Киптелая Елена Игоревна (авторская работа из интернета).

Не только художники изображали на своих полотнах первый снег, но и писатели и поэты не остались равнодушными к этому явлению природы.

Какие вы знаете художественные произведения, описывающие зиму? С отрывком из одного такого произведения мы как раз с вами сегодня и познакомимся.

Объявление темы урока. (учителем)

Тема урока: РР Изложение «Первый снег».

— Запишите число, тему урока в тетрадь по развитию речи. Отложите их. Дальше мы будем работать с черновиками.

Постановка учениками целей, задач урока.

Сегодня на уроке мы должны написать изложение. …

Написать изложение в тетрадях по РР

Работа над изложением.

Изложение мы будем писать по отрывку из текста Паустовского «Прощание с летом».

А) знакомство с автором произведения «Прощание с летом»

Выступление ученика: Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая 1892 года в Гранатном переулке в Москве. Его отец был служащим в управлении железной дороги, мать — дочь служащего на сахарном заводе. Семья Паустовского несколько раз переезжала с места на место, пока не обосновалась в Киеве. В семье будущего писателя любили искусство: много пели, играли на рояле, часто посещали театр.

Выступление ученика: Учился Константин Паустовский в Киевской классической гимназии, у него были хорошие учителя, знавшие и любившие русскую словесность, историю и психологию. Паустовский много читал, увлекся сочинением стихов.

Учась в последнем классе гимназии, Паустовский написал свой первый рассказ, который был напечатан в киевском литературном журнале «Огни». С тех пор решение стать писателем завладело Константином Паустовским полностью.

Выступление ученика: Во время Великой Отечественной войны Константин Георгиевич был военным корреспондентом на Южном фронте, одновременно продолжая писать. В послевоенные годы к Паустовскому пришла мировая известность, что дало ему возможность много ездить по Европе. Писатель был в Болгарии, Польше, Чехословакии, Турции, Италии, Бельгии, Франции, Голландии, Англии, Швеции. Впечатления от этих поездок легли в основу множества его произведений. И часто вместе с Паустовским путешествовал Рувим Исаевич Фраерман.

Умер Константин Паустовский 14 июля 1968 года в Москве.

Б) первичное знакомство с отрывком из текста «Первый снег» (читает учитель)

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка качнулась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле».

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

(К. Г. Паустовский).

В) Беседа по прослушанному тексту.

— Какова тема текста? Тема текста отражена в его заглавии – «Первый снег».

— Какова основная мысль текста? Основная мысль выражена словами друга автора, писателя, Рувима Фраермана: «Первый снег очень к лицу земле». Тема и основная мысль текста внутренне скрепляют все его части в единое целое.

— Определите тип текста. Повествование, в которое включены, вплетены элементы описания.

Г) Составление примерного плана будущего изложения.

— На сколько частей мы можем разделить данный текст?

— Озаглавим каждую абзац, т. е. составим план

«За стеклами все было снежно и безмолвно» (Цитаты из текста — пропедевтика).

Земля, похожая на застенчивую невесту.

Физминутка. Видео «Суперфизминутка»

Д) Беседа по содержанию текста

-Определите стиль текста.

Стиль текста – художественный: автор рисует картины природы, говорит о своих ощущениях, о своём отношении к окружающему; широко использует слова в переносном значении.

Послушайте первое предложение.

-Какие слова произносятся в нём с логическим ударением?

От странного ощущения.

Они настораживают, заставляют ждать объяснения: что произошло?

-Как ответить на этот вопрос словами автора?

Мне показалось, что я оглох.

-Какое слово важно выделить в этом предложении?

Показалось: ведь на самом деле рассказчик не лишился слуха.

-Что произошло на самом деле? Чтение 1-го абзаца.

— Почему слово мёртвая взято в кавычки?

Оно употреблено в переносном значении. И глагол умер в следующем предложении тоже в переносном значении.

-Что достигается при употреблении слов в переносном значении?

Сравним: необыкновенная, необычная, особенная, особая тишина – мёртвая тишина; перестал дождь – умер дождь; прекратился ветер – умер ветер; затих шумливый, беспокойный сад – умер сад.

Слова, употреблённые в переносном значении, более выразительны. В данном случае благодаря этим словам мы более ярко представляем, даже ощущаем резкую перемену погоды.

-Проследим, как связаны в этом абзаце предложения.

В нём говорится в основном о слуховых впечатлениях рассказчика, а рассказ ведётся от первого лица. Отсюда сцепляющие слова в первых предложениях: я – мне – я; наступила тишина – такую тишину называют мёртвой – умер, умер, умер. Последнее предложение сложное: в каждой из его частей сказуемое стоит на первом месте, при чтении оно отделяется от подлежащего значительной паузой, интонация выделительная. Сказуемое умер повторяется трижды, и это усиливает наше впечатление от рисуемой здесь картины: на фоне мёртвой тишины слышно, как посапывает во сне кот.

-Если в первом абзаце текста говорится в основном о слуховых впечатлениях рассказчика (…лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался…), то во втором – о зрительных: Я открыл глаза. (И что же увидел?)

Белый и ровный свет наполнил комнату.

-Почему свет назван белым и ровным?

Потому что он исходил от снега, побелившего всё вокруг, а не от солнца, не от луны.

-Послушайте следующее предложения. Как избегает автор повторения слова окно?

К окну — за стёклами.

-Отметьте в следующем предложении слова, которые употребляет автор для того, чтобы как-то раздвинуть рамки пейзажа, чтобы мы увидели не кусочек земли, а как бы всю её.

На головокружительной высоте…одинокая луна.

-Как связаны в этом описании картины определения в туманном небе – одинокая луна – желтоватый круг?

В туманном небе звёзд не видно, поэтому луна одинокая, и сквозь туман круг вокруг луны не жёлтый, а желтоватый.

Следующая часть текста начинается вопросом. Проследите, как рассказчик ищет и находит ответ на него.

— Прочитаем ту часть текста, которая соответствует пятому пункту плана. Отметим в ней сцепляющие слова.

Птица – ветку; ветка – птица.

-С чем здесь сравнивается снег? Почему?

Сравнение снега с ёлочным дождём вызывает в нашей памяти воспоминание о празднике; автор не просто описывает снег, но и передаёт нам радостное, праздничное чувство, вызванное красотой земли.

Слова Рувима постараемся запомнить и сохранить в изложении.

— С кем сравнивает писатель землю? Почему?

Земля в белом наряде- невеста в белом; невеста – застенчива – красота природы средней полосы России тоже скромна, неброска, «застенчива», как сказал о ней прекрасный русский поэт Н.Рыленков.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Тема урока: Подробное изложение (по упражнению №367)

Цель: — обеспечить деятельность учащихся по получению знаний, необходимых для подробного изложения текста.

— содействовать развитию навыков работы с текстом : определение темы, типа речи, главной мысли и стиля; сохраняя при подробном изложении текста его особенности; содействовать устной и письменной речи и навыков грамотного письма. — проверить применение полученных знаний.

ТУ — урок проверки, оценки и коррекция ЗУН учащихся

МО — проблемно — поисковый, индуктивный, словесный, наглядные, практические.

ФО — общеклассная, групповая, индивидуальная

-Какова задача нашего урока? -Какова тема вашего текста?

II. Подготовка к активной УПД на основном этапе урока.

Основное содержание учебного материала:

Тема первого снега волновала многих писателей и поэтов. -Кто писал об этом?

Художники рисовали картины зимы, первого снега -Вспомните, по какой картине на заданную тему вы писали недавно сочинение?

Знакомит с картинами И.Э. Грабаря «Сентябрьский снег» и А.А.Пластова «Первый снег».

-Почему первый снег и снег вообще волновал писателей и художников? Почему они пишут об этом?

-Научиться писать подробное изложение . -Первый снег.

М.Пришвин, А.Пушкин ,С.Есенина

-По картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

— Во время снега, особенно первого, происходят изменения в природе, в людях, в животных, изменяются все предметы. И писателям и художникам хочется рассказать и показать, каким все становится необычным

III. Проверка домашнего задания.

Основное содержание учебного материала: работа по карточкам, сообщения.

-Что для этого нужно?

-Задания, которые вы выполняли дома к тексту упражнения, помогут вам правильно все сделать. Вызывает к доске дает задания для 3-х учащихся: -Прочитайте выразительно текст

-Хорошо знать содержание текста.

— Писать по плану текста, чтобы ничего не забыть.

— В каждом абзаце выделять главное, не забывая о всех событиях, деталях

-Обратить внимание на трудные слова и предложения Один учащийся пишет план текста.

Второй выписывает заданные предложения, объясняет знаки препинания.

Третий работает по карточке. Выполнив задания садятся на место.

Текст упражнения № 367 Первый снег.

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения.

Мне показалось, что я оглох во сне.

Я лежал с закрытыми глазами, долго

прислушивался и, наконец, понял,

что я не оглох, попросту за стенами

дома наступила необыкновенная тишина.

Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер

ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только

слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату.

Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно

и безмолвно. В туманном небе на головокружительной

высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался

желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая

серая птица села на ветку клена в саду. Ветка качнулась, с

нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела,

а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал :

«Первый снег очень к лицу земле».

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

(К. Г. Паустовский).

ГУ .Усвоение новых знаний. Основное содержание учебного материала:

репродукции с картины А.М.Герасимова «После дождя», упражнение №6 1.

-Какова задача нашего урока? -Какова тема вашего текста?

-Научиться писать подробное изложение . -Первый снег.

II. Подготовка к активной УПД на основном этапе урока. Основное содержание учебного материала:

Тема первого снега волновала многих писателей и поэтов. -Кто писал об этом?

Художники рисовали картины зимы, первого снега -Вспомните, по какой картине на заданную тему вы писали недавно сочинение?

Знакомит с картинами И.Э. Грабаря «Сентябрьский снег» и А.А.Пластова «Первый снег».

-Почему первый снег и снег вообще волновал писателей и художников? Почему они пишут об этом?

М.Пришвин, А.Пушкин ,С.Есенина

-По картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

— Во время снега, особенно первого, происходят изменения в природе, в людях, в животных, изменяются все предметы. И писателям и художникам хочется рассказать и показать, каким все становится необычным

III. Проверка домашнего задания. Основное содержание учебного материала: работа по карточкам, сообщения.

-Что для этого нужно?

-Задания, которые вы выполняли дома к тексту упражнения, помогут вам правильно все сделать. Вызывает к доске дает задания для 3-х учащихся: -Прочитайте выразительно текст

-Хорошо знать содержание текста.

— Писать по плану текста, чтобы ничего не забыть.

— В каждом абзаце выделять главное, не забывая о всех событиях, деталях

-Обратить внимание на трудные слова и предложения Один учащийся пишет план текста.

Второй выписывает заданные предложения, объясняет знаки препинания.

Третий работает по карточке. Выполнив задания садятся на место.

Текст упражнения № 367 Первый снег.

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка качнулась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал : «Первый снег очень к лицу земле».

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

(К. Г. Паустовский).

ГУ .Усвоение новых знаний. Основное содержание учебного материала: репродукции с картины А.М.Герасимова «После дождя», упражнение №6 1.

-Прочитайте план, в котором каждая часть выражает главную мысль текста, которую вы должны будете выразить в изложении. -Определите по плану тип речи текста.

Учащиеся читают план.

1 .«Необыкновенная тишина»,

«За окнами все было снежно и безмолвно»,

«Земля была нарядная».

Составим схему строения текста, чтобы передать в тексте необходимые описания.

Схема строения текста. Описание 1 . автор, тишина Повествование 2. комната, вид за окном, птица,

-В каких частях текста есть описания деталей текст?

Обратите внимание на грамотное написание трудных слов и предложений. Они на доске.

-Повествование, так как одна картина действий сменяет другую. Но здесь есть и описание места происходящего, предметов, животных, птиц, описание состояния людей. Смотрят, помогают.

-В первой части текста только описание , в остальных частях повествования есть элементы описания: во второй части текста описывается комната, сад за окном, птица, снег; в третьей — нет ;а в четвертой — земля.

Смотрят на доску, при необходимости корректируют.

1) В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, 2) и вокруг нее переливался желтоватый круг . 1) Через окно я увидел, 2) как большая серая птица села на ветку клена в саду. 1) Птица медленно поднялась и улетела, 2) а снег все сыпался , как стеклянный дождь, падающий с елки. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле». А: «П.»

-Каким стилем речи написан рассказ? Задание классу:

-Выберите из текста лексический материал, который используется при художественном стиле речи.

Необыкновенная, странное, туманное, стеклянный, медленно, головокружительная, безмолвно, застенчивая — запомнить.

Улетела — полет, переливался —лить, стеклянный — стекла, вздохнул — вздох.

-Художественный, слова этого стиля помогают описать совершающиеся изменения, детали текста, выразить авторское к ним отношение. Класс работает с текстом

ГУ.Усвоение новых знаний. Основное содержание учебного материала:

Помогает в выборе художественных средств, корректирует.

-Для чего необходимо эти художественные средства использовать в изложении?

Называют признаки художественного стиля: много прилагательных, которые используются при описании: «странное ощущение», необыкновенная тишина, «мертвая»; шумливый, беспокойный сад; белый, ровный свет; головокружительная высота; желтоватый круг; стеклянный дождь, земля народная, употребление слов в переносном значении: умер дождь, умер снег, умер сад; в небе стояла луна; посапывает кот. Сравнение : снег, как стеклянный дождь. Действующие события и картины окружающей действительности даны через авторское восприятие. -Они помогут передать главную мысль текста: рассказать, какие происходят изменения во время первого снега и описать изменившиеся предметы.

IV. Первичная проверка усвоения новых знаний. Основное содержание учебного материала:

-Каким стилем речи написан рассказ? Задание классу:

-Выберите из текста лексический материал, который используется при художественном стиле речи.

Необыкновенная, странное, туманное, стеклянный, медленно, головокружительная, безмолвно, застенчивая — запомнить.

Улетела — полет, переливался —лить, стеклянный — стекла, вздохнул — вздох.

-Художественный, слова этого стиля помогают описать совершающиеся изменения, детали текста, выразить авторское к ним отношение. Класс работает с текстом

ГУ.Усвоение новых знаний. Основное содержание учебного материала:

Помогает в выборе художественных средств, корректирует.

-Для чего необходимо эти художественные средства использовать в изложении?

Называют признаки художественного стиля: много прилагательных, которые используются при описании: «странное ощущение», необыкновенная тишина, «мертвая»; шумливый, беспокойный сад; белый, ровный свет; головокружительная высота; желтоватый круг; стеклянный дождь, земля народная, употребление слов в переносном значении: умер дождь, умер снег, умер сад; в небе стояла луна; посапывает кот. Сравнение : снег, как стеклянный дождь. Действующие события и картины окружающей действительности даны через авторское восприятие. -Они помогут передать главную мысль текста: рассказать, какие происходят изменения во время первого снега и описать изменившиеся предметы.

IV. Первичная проверка усвоения новых знаний. Основное содержание учебного материала:

-А теперь пользуясь планом текста и его схемой перескажите текст по пунктам, выполняя требование изложения: подробный пересказ

Анализирует каждый пункт плана: раскрытие темы, главной мысли, следование типу и стилю речи.

Пересказ всего текста — одним из учащихся. Учащиеся дают оценку пересказу, вносят коррективы, замечания.

Учащиеся проверяют запись.

VII. Обобщение и систематизация знаний. Основное содержание учебного материала: текст упражнения № 75.

Повторное чтение текста.

-Какое вы должны написать изложение?

-О чем оно и какой у него тип речи?

Передавая подробное содержание текста, не забывайте соблюдать абзацы, оформляя каждую новую мысль в микротему. Обращайтесь к плану и схеме текста. И конечно же, старайтесь писать грамотно. Желаю успеха.

-О первом снеге. Повествование с описанием.

-Подбирая художественные выразительные средства, нарисовать

картины действий во время первого снега, описать детали

картин, состояние людей и авторское отношение к

IX. Контроль знаний. Основное содержание учебного материала: план и схема строения текста.

Деятельность учащихся: пишут изложение.


Статьи по теме