Тема Рассказа Экспонат Номер

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Тема Рассказа Экспонат Номер. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Сборники».

Тема Рассказа Экспонат Номер.rar
Закачек 2630
Средняя скорость 8441 Kb/s

Тема Рассказа Экспонат Номер

Физика, опубликовано 9 часов назад

География, опубликовано 9 часов назад

Беларуская мова, опубликовано 9 часов назад

Экономика, опубликовано 9 часов назад

История, опубликовано 10 часов назад

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Литература.

Цели урока:

1. познакомить учащихся с творчеством Бориса Васильева;

2. создание проблемной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, дискуссионный спор, позволяющий каждому выразить свою точку зрения;

3. развитие умения анализировать литературное произведение на основе навыков, полученных на уроках, составлять собственное мнение о нём, видеть авторскую позицию.

4. воспитывать патриотические чувства, нравственность, доброе отношение к людям через память о погибших

Предварительный просмотр:

Тема памяти в произведениях о войне.

( по рассказу Бориса Васильева » Экспонат №…»)

  1. познакомить учащихся с творчеством Бориса Васильева;
  2. создание проблемной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, дискуссионный спор, позволяющий каждому выразить свою точку зрения;
  3. развитие умения анализировать литературное произведение на основе навыков, полученных на уроках, составлять собственное мнение о нём, видеть авторскую позицию.
  4. воспитывать патриотические чувства, нравственность, доброе отношение к людям через память о погибши

1. Организационный момент.

2 . Вступительное слово учителя. 1 слайд презентации.

История человечества – это, к сожалению, история войн, больших и малых. Русская земля, полита кровью русских людей. Русский человек испокон веков исполнял свой долг по защите родной земли. И в 20-м веке доля сия не миновала нашу страну. Самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества пришла на нашу землю 22 июня 1941 года.

Война – это событие, которое надо было не только пережить, но и осмыслить. И потому вновь и вновь берутся за перо писатели и поэты и рассказывают об уроках Великой Отечественной войны. С творчеством одного из таких писателей Б Васильевым мы познакомимся сегодня на уроке. Нам предстоит развивать умения анализировать литературное произведение , составлять собственное мнение о нём, видеть в произведении авторскую позицию. Я приглашаю вас сегодня к разговору о памяти.

Что значит помнить? Как надо помнить? Надо ли нам, живущим через 67 лет после Великой Победы, помнить о тех далёких годах?

Поможет ответить на эти вопросы анализ рассказа Бориса Васильева «Экспонат №». Но сначала давайте кратко познакомимся с биографией Писателя – фронтовика Бориса Васильева.

Презентация№1… ВЫВОД Судя по произведениям Б. Васильева о войне, мы уверены, что писатель благоговейно относится к памяти о войне. Он хочет, чтобы мы, читатели, знали о подвиге людей во время войны, чтили их память .

—————-Учитель: Именно с этой целью создаются и существуют Музеи боевой воинской славы. Понятно, чтобы создать новую или обновить старую экспозицию, надо обращаться к ветеранам, к их родственникам с просьбой передать какие-то документы или вещи в музей. Хорошее вроде бы дело…

  1. Почему же восстаёт против этого писатель Б.Васильев в рассказе «Экспонат №…» Чем он возмущён? Давайте вспомним, какое событие лежит в основе рассказа?

Одна из обычных московских «коммуналок» провожает на фронт своих сыновей.
Дошел черед и до Игорька, единственного сына вдовы Анны Федотовны, и она «потерянно стояла в дверях, отчаянно прижимая кулаки к безмолвно перекошенному рту, а из-за ее судорожно сведенных плеч страшными провальными глазами глядели соседки: по два лица за каждым плечом…»
Игорь оглянулся и сказал, что все они тогда говорили: «Я вернусь, мама».
И тут же за словами прощания — авторская фраза, короткая и пронзительная: «Не вернулся».

  1. Чтение эпизода «Письмо от сына» Ваня конверт, военная форма.
  1. Учитель : Пришёл ли праздник в этот дом? Почему?
  1. Праздник был не скоро. Скоро пришло второе письмо от сержанта В. Переплётчикова: «Уважаемая Анна Федотовна! Дорогая мама моего незабвенного друга. Ваш сын был….»

— Учитель : Как переживает это страшное горе Анна Федотовна?
Свой ответ подтвердите цитатой из текста 195стр

Учитель: Я предлагаю Вам прослушать лирическую арию «Ариозо матери». Прослушать внимательно и сопоставить с сюжетом рассказа «Экспонат». Что объединяет эти произведения разных жанров? Дети ответили . События. Сюжет.

Учитель: Что стало болезненной потребностью Анны Федотовны? Зачем она перечитывала письмо сына? Стр 197 -198 (перечитывание писем сына) Зачитайте…

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ

УЧИТЕЛЬ: И так продолжалось из года в год: каждый вечер перед сном она читала письмо Игорька, и в ее сиротской комнате начинал звучать голос 41 года.
» . Скоро, очень скоро будет и на нашей улице праздник… »
В 1965 году, к юбилею Победы, по телевидению начали передавать множество фильмов о войне — художественных и документальных, смонтированных из военной хроники тех лет.
Обычно Анна Федотовна никогда их не смотрела: не могла она заставить свое насквозь изъеденное сердце обжигаться гибелью мальчиков, ровесников ее сына.
Но однажды…

Чтение эпизода «Мать узнала сына…» 204 стр

Учитель: Для того, чтобы Вы смогли лучше прочувствовать горе матери, страдания души материнской я предлагаю вам прослушать песню.

Песня “Алешенька” на стихи А. Дементьева “Баллада о матери”

УЧИТЕЛЬ: Тема памяти о войне актульна не только в прозаических произведениях, но и в музыкальных. ПОЧЕМУ? МУЗЫКА ЯРЧЕ ПОМОГАЕТ ПРОЧУВСТВОВАТЬ страдания матери, СОБЫТИЯ, БЕРЕДИТ, ТРОГАЕТ ДУШУ, МУЗЫКА БОЛЕЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО, более мощно ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА _ В ЭТОМ ЕЁ ОСОБЕННОСТЬ .

Именно поэтому большое количество стихотворений о войне, превратились в песни.

Вернёмся к нашему произведению….

УЧИТЕЛЬ: И теперь целыми днями с небывалым напряжением Анна Федотовна вглядывается в экран телевизора и также по-прежнему перечитывает перед сном заветные письма и думает, А вдруг и её Игорёк жив? И вдруг как-то впервые за много лет запнулась на письме друга. Почему?

— Пересказ эпизода (с. 465) Она ослепла…

УЧИТЕЛЬ:
Свою слепоту Анна Федотовна восприняла с горечью неизбежности.
— Кто помог ей в трудную минуту, когда она уже сама не могла читать письмо?

— ———————Валечка…..Как вы думаете от чего ослепла А.Ф.?

Учитель: Да, Она ослепла от горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого, но все равно каждый вечер перед сном брала письма, неторопливо вглядывалась в них, слушая голоса или вспоминая навечно врубившиеся в память строки “…ваш сын рядовой Силантьев Игорь Иванович пал смертью храбрых.” И только письма были той тонюсенькой ниточкой, связывавшей мать и сына на протяжении долгих лет.

Учитель: Так в привычных дневных делах, вечернем чтении писем, в предрассветных воспоминаниях и вечной, непроглядной тьме и проходила ее жизнь «.
Проходила и дошла до сорокалетия Победы.
Как раз в канун праздника явились к Анне Федотовне гости — «две очень серьезные девочки и один еще более серьезный мальчик». Они случайно узнали, что у старой женщины сохранились фронтовые письма.

1.ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ЭПИЗОДА «Детская жестокость «.

Охарактеризуйте поступок детей, пришедших к Анне Федотовне.

Учитель: Индивидуальные домашние задания : Исследовательская работа. При помощи каких худ. средств Б.Васильеву удаётся передать чувства и переживания Анны Федотовны и грубость школьников.?

Как изменилась жизнь Анны Федотовны после кражи писем?

Вечером к Анне Федотовне приезжала «неотложка» — врачи вытащили Анну Федотовну из «безвременья», но душа ее замолчала . Сын для нее «угас, умер, погиб вторично и теперь уже погиб навсегда».

— Как вы понимаете смысл этих слов?
— Выразительное чтение эпизода.
“Душа Анны Федотовны ослепла и оглохла” (с. 477).

УЧИТЕЛЬ: Умирает старая женщина, пережившая войну, смерть сына и не пережившая жестокость нашего времени — непонимание, недоброту, равнодушие.

— Чтение наизусть последнего эпизода рассказа “Послесловие” (с.478

То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для кого-то «вторичным экспонатом».

— Что это за понятие » вторичные экспонаты «?
«Вторичны» ли они в этом рассказе?
( А для Анны Федотовны — эти письма, воспоминания о сыне были смыслом всей ее жизни).

ВТОРИЧНЫЙ — 1. Представляющий собой вторую ступень в развитии чего- либо, а также происходящий, совершаемый второй раз.
2. Второстепенный, являющийся следствием чего-либо. Синоним – повторный.

— А может, место писем и должно быть в музее?
— Можно ли было по-другому попросить письма у Анны Федотовны?
— Как бы вы поступили на месте этих ребят?
— Как хорошее дело, организация музея, превратилось в плохое?
— Почему сердце Анны Федотовны оказалось беззащитным перед детской жестокостью?

ВЫВОД: Анна Федотовна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств.
Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И когда в ее жизнь ворвались жестокость и обман, она не выдержала.

— Учитель. Я чувствую, что рассказ Бориса Васильева «Экспонат № …» не оставил вас равнодушными.

Давайте вернёмся к ? начала урока. Что значит помнить? хранить в своих душах. Надо ли нам, живущим через 67 лет после Великой Победы, помнить о тех далёких годах?

— ВЫВОД учителя : Память не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. Память — это преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. Именно память будит нашу совесть, не даёт нам покоя.

Слайд последний первой презентации

«Беспамятный» — это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, в какой — то мере неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
Бойтесь быть беспамятными в этой жизни, бойтесь быть равнодушными к чужому горю . Чужая память должна стать вашей личной памятью, потому что от этого зависит, сколько человечности и добра будет в мире.

I. Подведение итогов урока.

Итак, давайте подведём итог нашему разговору, ответим на вопрос, который мы обозначили в начале урока: зачем нам нужна память о войне? Как надо помнить? (заслушиваются ответы учащихся).

Так давайте же помнить, «какою ценой завоёвано счастье», будем бережно относиться к живущим рядом с нами пожилым людям, будем вспоминать об участниках войны не только в дни юбилейных торжеств… И в светлый и горький («со слезами на глазах») праздник Победы поклонимся их светлой памяти!

(звучит грамзапись песни А. Пахмутовой «Поклонимся великим тем годам»)

Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Что значит помнить?»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном конспекте отражено,что характерно для произведений крупной формы,что они воспитывают,что такое сонатина и сонатная форма. Предложен более профессиональный анализ исполняемого произведения, ко.

Дать ряд приемов, с большей или меньшей эффективностью применимых в комплексном анализе текста малой эпической формы практически любого образца.

В конспекте указывается необходимые материалы и инструменты для плетения бисером. проводится инструктаж по технике безопасности.

конспект урока в 6 классе. Цели:познакомить с жизнью и творчеством Афанасия Фета, воспитание интереса к лирике поэта на материале стихотворений «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Ещу майская .

Данный урок был проведен в 2006 году, когда в городе, действительно, шли стройки объектов, упомянутых в тексте урока. Урок проведен в 10А классе социально-экономического профиля, поэтому интеграция с.

В данной работе рассмотрена специфика постсоветской детской литературы, выявлена в ней природа иронического.

1.Тема урока-размышления «Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе «Война и мир». Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста.

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления лексического значения слова ФОРМАЛИЗМ.

Образовательная. Выявить идейный замысел финала рассказа;

Развивающая.

  • Развивать способность к самостоятельной аналитической, исследовательской и оценочной работе с информацией через составление диаграммы Ишакава (“Фишбоун”), составления синквейна, написание отзыва о рассказе;
  • Формировать навыки коллективного труда и коммуникативных свойств личности; умение видеть авторское отношение к изображаемому и логически отстаивать свою точку зрения на предложенную проблему.

Воспитательная. Воспитывать чуткое отношение к родным и близким, “не позволять душе лениться”

Тип урока: комбинированный.

Инновационные технологии: технология критического мышления через чтение и письмо с элементами исследовательской работы (“Фишбоун”).

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах. (Класс заранее разделён на группы, где один ученик следит за временем, другой выполняет задания творческого характера, третий – оформляет итоги наблюдений и исследований, “лидер” группы и остальные дети исследуют предложенную проблему и готовятся защищать свою работу.)

Оборудование и наглядность: (Презентация, видеоклип с песней “Москвичи”, проектор, листы ватмана, фломастеры, портрет Бориса Васильева,)

1. Актуализация опыта: (Видеоролик. Звучит песня “Москвичи”. Слова Е.Винокурова, муз.А.Эшпай, песню исполняет Марк Бернес)

Учитель читает (Слайд № 4) :

“. Игорёк хоть и погиб, но как бы не окончательно, как бы не весь, что ли. Не исчез бесследно, не истлел в братской могиле, не распался, а остался навеки в бледном отпечатке плёнки, когда камера оператора снимала не его специально, а саму фронтовую жизнь, и в той фронтовой реальной жизни реально жил, двигался, существовал теперь уж навсегда её сын. В это хотелось верить, в это необходимо было верить, и она верила.”

Ребята, на первом уроке мы много рассуждали о том, как Борис Львович Васильев раскрывает проблему ПОМЯТИ в своём произведении “Экспонат №..”, говорили о тяжёлой судьбе матери, потерявшей единственного сына на войне

Работа с репродукцией картины Н.Марченко “Мир. Конец войны” (Слайд № 5)

– В чём можно соотнести сюжет картины Н.Марченко с содержанием рассказа Б.Васильева?

– Как художник изобразил мать на этой картине? В чём она похожа на Анну Федотовну?

– Как жители коммунальной квартиры помогали Анне Федотовне пережить её горе?

Проблемная ситуация. (Слайд №6): Сегодня мы продолжаем разговор о героях рассказа. Прочитайте АКРОСТИХ и предположите, о каком эпизоде рассказа пойдёт сегодня речь на уроке?

Пришла незваная война,
И сын уходит со двора.
С ним сердце матери летит,
Ь – душа её навзрыд кричит.
Мечтает сына видеть мать,
А дни летят, летят, летят.

(Называется тема урока, дети её записывают в тетради).

– Зачем каждый день Анне Федотовне читали письма, присланные сыном и его другом с фронта?

2. Рождение информационного запроса.

– Какой момент в финале рассказа произвёл на вас самое сильное впечатление?

– О чём бы вы хотели поговорить сегодня на уроке?

– Какие вопросы возникли у вас после прочтения финала рассказа?

Запишите эти вопросы себе в тетрадь. Далее учащиеся, зачитав вопросы, предполагают и озвучивают цель и задачи урока.

II. Стадия “Осмысления”

(Слайд №7) – Какими словами из текста можно озаглавить финальный эпизод рассказа?

(“Визит старательных пионеров”)

– В каком слове отчётливо видно авторское отношение к пионерам? Как вы понимаете это слово?

Работа в тетрадях. Ассоциативная цепочка. (Слайд №8).

Составьте ассоциативную цепочку из существительных с приставкой бес- (без-), характеризующих поведение пионеров.

(Бесчеловечность, безнравственность, бессердечие)

– Можем ли мы назвать эти слова контекстуальными синонимами?

(Слайд №9) – Какую проблему затрагивает автор в эпизоде “Визит старательных пионеров”? (Проблема детской жестокости)

– Какими изображены пионеры в рассказе Б.Л.Васильева “Экспонат №..”? Все ли дети жестоки по отношению к Анне Федотовне?

Работа в группах в течение 10 минут.

С помощью диаграммы Ишакава, которую вы видите на слайде №17, проведите исследование причин поведения пионеров. Записи БУДЕТЕ ДЕЛАТЬ НА ВАТМАНЕ. Они должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть проблемы.

Творческое задание: Составьте синквейн, отражающий суть проблемы исследования. (Приложение 1)

(Слайд№11) ЗАЩИТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.

– Прочитайте заключительные строки произведения. Почему эти строки выделены автором курсивом?

Работа с текстом или слайдом №20.

– Какой смысл вкладывает автор в строки “ВТОРИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ”?

– Какой смысл вложен автором в название рассказа “Экспонат №”?

– Можно ли утверждать, что в названии скрыта ирония, горькая усмешка?

(Понятие термина “ирония” Cлайд №19)

Лексическая работа со словом ФОРМАЛИЗМ.

– Как вы понимаете значение фразы “формальное отношение к делу”?

Слово учителя: В рассказе “Экспонат №..” Борис Васильев обличает бесчеловечную, разлагающую силу формализма. Бюрократический стиль мышления у взрослых невольно накладывает свой отпечаток и на молодое поколение, воспитывая у них такое же формальное отношение к делу. “Процентомания”, стремление любой ценой выполнить обязательства, взятые накануне Дня Победы, толкают пионеров на “жестокие” поступки. Так, для Анны Федотовны письма – это память о сыне, целая жизнь, а для пионеров всего лишь забытый экспонат. Ставя на первое место мероприятие само по себе, дети забыли о законах человечности, нравственности и просто внимательного отношения к матери, потерявшей на войне единственного сына.

III. Стадия “Рефлексия”

– В каких словах заключается идея рассказа? Стр.224 учебника.

Задание в тетрадях: Продолжите начатое предложение, выразив своё отношение к поступку пионеров.

  • Возмущена тем, как. .
  • Осуждаю, потому что. .
  • Негодую, так как. .

– На все ли вопросы, записанные вами в тетрадь, вы нашли ответ в ходе урока?

Задание на дом дифференцированное:

Написать отзыв о рассказе.

Желающие могут придумать свой финал рассказа (“фанфик”, то есть своё продолжение рассказа)


Статьи по теме