Теологическая Теория Происхождения Государства Шпаргалка

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Теологическая Теория Происхождения Государства Шпаргалка. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Шпаргалки».

Теологическая Теория Происхождения Государства Шпаргалка.rar
Закачек 3399
Средняя скорость 7699 Kb/s

Теологическая Теория Происхождения Государства Шпаргалка

3. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА (ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ, ПАТРИАРХАЛЬНАЯ, ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА, НАСИЛИЯ)

1. Теологическая теория различается в разных религиях. Основная идея – всякая власть от Бога. В христианстве этот постулат сформулирован апостолом Павлом. Но, напр., для Древнего Египта и императорского Рима характерно обожествление императора. В христианстве эта идея неприемлема. Более того, Фома Аквинский даже обосновывает право народа на свержение монарха. С его точки зрения в формуле «всякая власть от бога» имеется в виду лишь абстрактная власть, а не власть конкретного монарха. Если монарх угнетает своих подданных-христиан, народ вправе его свергнуть для установления христианской власти.

2. Основателями патриархальной теории считаются Платон и Аристотель. Платон власть монарха сравнивает с властью отца над членами семьи. Патриархальная теория получила свое развитие в XVII в. в сочинении Р. Филмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от Бога «патриархом», а затем передачу ее уже своим потомкам – королям.

3. Договорная теория (теория общественного договора) получила распространение в XVII–XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо. Гоббс признавал естественные права человека, но полагал, что первоначальным, «естественным состоянием общества» была «война всех против всех», хаос, в котором «человек человеку волк». Поэтому люди, дабы обеспечить свою безопасность, передали все свои права государю. Власть государя безгранична. Локк полагал, что люди вовсе не передали государю своих прав, а напротив избрали его для защиты этих прав. С точки зрения Руссо, общественный договор – это лишь необходимая юрид. фикция, некая общая воля народа, которой должно следовать гос-во. Причем общая воля – это не воля большинства, она формируется наиболее развитой в нравственном отношении частью общества. 4. Теория насилия во второй половине XIX в. разрабатывалась в Австрии социальным дарвинистом Л. Гумпловичем и в Германии социал-демократом К. Каутским. Причину происхождения гос-ва они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Победители властвуют, побежденные становятся подвластными. Гос-во – это естественно (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. В результате войн племена превращаются в касты, сословия и классы.

84. Основные теории происхождения государства

Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики.

Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.

1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.

2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.

6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.

8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.

1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права — наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболееизвестным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).

2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец — своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государядля народа — это как власть отца в семье.

3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в ДревнейГреции (софисты, Эпикур, Гиппий — V-IV вв. до н.э.), была возрождена и переосмыслена в период кризисафеодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители (Дж. Лильберн,Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право какпродукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из «естественного» (догосударственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, то они могут быть лишены власти.

4. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностьюи сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государств во многих отношениях напоминаетживой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируютнормально.Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства. Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболееприспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции.

5. Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л.Гумпловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды,завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель — в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство. В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания одних народов другими (например, Золотая Орда). Но абсолютизировать роль насилия в истории нельзя, так как многие государства и правовые системы создавались в прошлом и создаются сейчас не в результате внешнего завоевания или только насильственным путем.

6. Психологическая теория Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, З. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

7. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям — право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временноеявление — оно возникло вместе с возникновением классов и т.ж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.


Статьи по теме