Толстой Акула о Чем Рассказ

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Толстой Акула о Чем Рассказ. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Сборники».

Толстой Акула о Чем Рассказ.rar
Закачек 1259
Средняя скорость 5656 Kb/s

Толстой Акула о Чем Рассказ

Познавательно-развлекательный проект

Навигация по записям

Главный герой рассказа Л.Н.Толстого «Акула» — морской офицер, артиллерист. Корабль, на котором он служил, однажды стоял возле африканского берега. Было очень жарко и душно. Капитан корабля разрешил всем купаться. Для этого матросы спустили в морскую воду парус, и получилась купальня. На корабле вместе со всеми плыли два мальчика, один из которых был сыном артиллериста. Мальчикам наскучило плавать в купальне, и они выбрались в открытое море, где стали плавать наперегонки.

С борта корабля с интересом наблюдали за соревнованием мальчиков, пока кто-то не заметил акулу, плывущую прямо к ним. Артиллерист стал кричать ребятам, чтобы они повернули назад, но те не слышали его. Матросы поспешно спустили шлюпку и поплыли на спасение мальчиков, но они не успевали это сделать. Акула подплыла уже совсем близко к ребятам.

Тогда артиллерист подбежал к пушке, навел ее на то место, где плыла акула, и выстрелил. После выстрела он в отчаянии закрыл лицо руками. Все заволокло пороховым дымом и люди с тревогой ждали, когда он рассеется. Прошла минута, дым рассеялся и на палубе раздался всеобщий ликующий крик. Акула была сражена наповал, а шлюпка с мальчиками уже плыла обратно к кораблю. Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Акула» состоит в том, что риск оправдан в тех случаях, когда речь идет о жизни и смерти. Поступок артиллериста был оправданным, не смотря на то, что его выстрел мог попасть в ребят. Но спасти мальчиков другим способом уже было невозможно, и они бы неминуемо погибли. Рассказ учит соблюдению правил безопасности. Капитан корабля не просто так приказал соорудить в море купальню из паруса, он сделал это для обеспечения безопасности купающихся. Если бы мальчики не нарушили правила купания и не выбрались в открытое море, то артиллеристу бы не пришлось идти на такие рискованные действия.

В рассказе «Акула» мне понравился главный герой, офицер-артиллерист, который, увидев опасность, грозящую его сыну, не стал паниковать, а действовал хладнокровно и обдуманно. Да, он рисковал жизнями мальчиков, но у него не было другого выхода.

Какие пословицы подходят к рассказу Л.Н.Толстого «Акула»?

Не испытав броду, да по уши в воду.
От умного риска до победы близко.
Хороша помощь, оказанная вовремя.

Цели урока:

• Продолжать знакомить детей с творчеством Л. Н. Тол­стого

• Развивать навыки беглого осознанного чтения.

• Научить находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное состояние героев, их поступки.

• Развивать память, внимание, воображение.

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Акула». Анализ рассказа»

• Продолжать знакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого

• Развивать навыки беглого осознанного чтения.

• Научить находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное состояние героев, их поступки.

• Развивать память, внимание, воображение.

  • Доска
  • Портрет Л.Н.Толстого
  • Иллюстрации к рассказу

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

II. Постанова цели урока.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «Акула», обсудим его и попробуем понять, какой главной мыслью объединены рассказы «Акула» и «Прыжок».

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение об акуле

Акулы — морские рыбы с хрящевым скелетом, рядом жаберных щелей по бокам головы, вооруженным множеством острых зубов ртом, вытянутым телом с неравнобоким хвостом. Существует около 370 видов акул.

Акулы распространены очень широко: обитают в прибрежных и открытых водах. Большинство акул живородящие, некоторые откладывают яйца. Почти все акулы — хищники. Питаются рыбами, иглокожими, моллюсками, червями. Иногда нападают на человека.

Хотя скелет акул состоит из хрящей, у некоторых видов в хрящах откладывается так много кальция, что они становятся почти такими же жесткими, как кости. Однако настоящих костей у акул нет. Структура скелета у них такая же, как и у всех рыб.

Большинство акул — день и ночь непрерывно плавают. У них нет плавательного пузыря, и если акула остановится, она пойдет ко дну.

Акулы — внушающие страх хищники, обладающие изумительно острыми сенсорными системами.

2. Чтение рассказа «Акула».

3. Беседа после чтения:

— Понравился ли вам рассказ?

— Какие чувства вы испытали при чтении этого рассказа?

( Начало рассказа спокойное. Ни что не предвещает беды ).

— Когда мальчики купаются в открытом море, что вы испытываете?

( Мы начинаем волноваться ).

— Резко и неожиданно раздался крик: «Акула»

— Акула близко, в 20 шагах, а матросы далеко. Что вы испытываете?

( Ужас. Даже сердце от волнения сжалось, трудно дышать)

— А когда на волнах колыхалось жёлтое тело акулы?

( Радость и облегчение ).

— Лев Николаевич Толстой заставил пережить нас тревогу. Беспокойство, волнение, страх, радость и облегчение в конце рассказа, т.е. мы испытали гамму чувств.

— Было ли вам страшно? За кого?

— Уже в названии рассказа есть что – то тревожное. Предчувствие: что – то случится.

Акула – страшный хищник моря.

— Где разворачивались действия в рассказе? (На море, у берега Африки))

— Где капитан устроил купальню для матросов? ( В парусе)

— Почему мальчики поплыли в открытое море? (Им тесно было в парусе)

— Как отреагировал отец одного из мальчиков на их поступок? ( Не злился, любовался на своего сынишку)

— Почему? (Гордился сыном, его умением хорошо плавать)

— Что же произошло дальше? (Все увидели в воде акулу)

— Что сделали матросы? (Спустили лодку и понеслись к мальчикам)

— Что им кричал артиллерист? (Назад, вернитесь, акула)

— Почему он так поступил? ( Он очень испугался за мальчиков)

— Как вы думаете, какие чувства он испытал в этот момент? (Ужас, страх за детей)

— Почему после выстрела он закрыл лицо руками? (Он испугался, ведь он мог попасть в мальчиков)

— Какие чувства испытали мальчики? (Страх, панику)

Спал цветок и вдруг проснулся

(Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел.

(Туловище вперед, назад.)

(Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

(Встали, руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется.

VI. Продолжение работы по теме урока.

— Кто главный герой рассказа? ( Старый артиллерист).

— Подумайте, почему Л.Н.Толстой называет его старым? Что он хотел сказать нам этим словом? (Артиллерист – опытный)

— Давайте по тексту проследим его состояние.

1. Стоит на палубе и любуется сыном, подбадривает: «Не выдавай», «Поднатужься»

2. Увидел акулу, закричал: «Назад», стоял бледный, как полотно, смотрел на детей.

3. Визг мальчиков разбудил его.

4. Сорвался с места и побежал к пушке, повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился, взял фитиль. Раздался выстрел.

5. Упал возле пушки и закрыл лицо руками .

6. Потом поднял лицо, посмотрел на море.

Отец: Любовался сыном.

Сорвался и побежал

Упал, закрыл лицо руками

— Льва Николаевича Толстого как всегда интересует внутренний мир человека в опасные, страшные, трагические моменты жизни.

Как много пережил артиллерист за короткое купание мальчиков!

  • оцепенел от ужаса;
  • действовал спокойно, решительно, смело, находчиво;
  • выстрелив, он мог попасть в мальчиков, но он совладал со своим горем;
  • упал возле пушки;
  • открыл глаза, когда понял, что опасность миновала.

— Какой же артиллерист? (Он сильный, смелый человек).

Несмотря на ужас, он действует решительно и спасает мальчиков. Тут и сила любви и умение действовать в трагические, страшные моменты жизни.

— А как ведут себя матросы на палубе?

Матросы на корабле:

Замерли от страха

Громкий радостный крик

— Лев Николаевич Толстой пишет как участник событий.

— Докажите это, обратившись к тексту.

«Мы все, сколько нас ни было на корабле…»

«Наш корабль стоял на якоре…»

4. Работа над иллюстрацией.

— Какой эпизод изобразил художник?

— Почему вы так думаете?

— Прочитайте отрывок из рассказа, который подходит к этому эпизоду.

— Что изобразил художник на иллюстрациях в учебнике на стр. 134?

— Прочитайте отрывки к этим иллюстрациям.

— Что ещё можно сказать о рассказе Л.Н.Толстого?

Мы переживаем с героями и разделяем все их чувства, страх, тревогу, ужас, волнение, беспокойство, радость, облегчение.

Вот как пишет Л.Н.Толстой!

Рассказ короткий, но сколько чувств!

— Весь рассказ – это действие, быстрая смена событий, как в кино, в звуковом кино: крики, визг, выстрел, крик радости, ликование.

( Никогда не забудешь, рассказ очень интересный)

VIII. Сравнение рассказов Л.Н.Толстого «Акула» и «Прыжок».

— Как вы думаете, какой главной мыслью объединены рассказы Л.Н.Толстого «Акула» и «Прыжок»? Чем п охожи эти два рассказа? (Похожи место действия — корабль на воде. Похожи рассказы настроением и переживаниями: вначале у всех хорошее настроение, потом тревога, волнение, страх, в конце облегчение, разрядка. И в одном, и в другом рассказе отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Это сильные, решительные, красивые люди. Когда их дети на волоске от смерти, они спасают их, им помогают сильные отцовские чувства, в их характерах — смелость, умение действовать и не теряться. В обоих рассказах столько картин, столько движения!)

Л.Н.Толстого как всегда интересует внутренний мир человека в опасные, страшные, трагические моменты жизни. Читая рассказы «Акула» и «Прыжок», он заставляет нас пережить тревогу, беспокойство, волнение, страх, радость и облегчение в конце рассказа.

— Как вы считаете, похожи ли мальчики, герои двух рассказов?

— Что у них общее?

— С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?

Толстой «Акула»: главная мысль и главные герои, что писать в читательский дневник?

В рассказе Льва Толстого «Акула» несколько героев, которых можно назвать главными.

Прежде всего это два мальчика, которые плавали в море и, играясь, забыли об осторожности. Также главным героем следует считать старого артиллериста, отца одного из мальчиков, потому что от его решения зависела судьба детей.

Несомненно важным действующим лицом рассказа является акула, но ее сложно назвать героем.

Главная мысль рассказа «Акула» по моему мнению заключается в том, что никогда нельзя забывать об осторожности, ведь даже самая безобидная ситуация может обернуться страшной трагедией.

Вспомним, что рассказ адресован маленьким читателям, которые часто за своими играми забывают всякую осторожность. Не делать этого и призывает рассказ.


Статьи по теме