Твердые и Мягкие Согласные Конспект Логопедического Занятия

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Твердые и Мягкие Согласные Конспект Логопедического Занятия. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Твердые и Мягкие Согласные Конспект Логопедического Занятия.rar
Закачек 3349
Средняя скорость 5346 Kb/s

Твердые и Мягкие Согласные Конспект Логопедического Занятия

Светлана Криницкая
Конспект логопедического занятия для учащихся с ОНР «Твердые и мягкие согласные»

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные».

Цель занятия: учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки устно и соответствующие им буквы на письме.

1. Тренировать детей в различении твёрдых и мягких согласных (в произношении и на слух);

упражнять в умении обозначать мягкость согласных на письме посредством гласных 2 ряда.

2. Развивать навыки осознанного анализа и синтеза звукового состава речи.

3. Учить детей пользоваться изученной терминологией (согласный звук, гласный звук, звук и буква, твёрдый и мягкий согласный звук) Расширять активный словарный запас.

4. Развивать мелкую моторику рук через упражнения на обведение контура геометрических фигур, игры с пальчиками. Способствовать развитию пространственных представлений, чувства ритма, общей координации, фонематического слуха.

5. Формировать у детей коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности (через повтор инструкции, задания с использованием изученной терминологии, через построение полных ответов на вопросы). Учить детей работать по алгоритму.

6. Воспитывать уважительное и вежливое отношение детей друг к другу, умение общаться и выполнять задание в паре.

Гномы Тим и Том, звуковые домики для этих гномов, фланелевые подушечки, камешки того же размера; слоги, записанные на карточках различной геометрической формы, «Звуковое лото» (чёрно- белая картинка с пустым окошечком для записи буквы, флажки красного цвета, тетради, цветные карандаши, контурные изображения мальчика и девочки (для рефлексии, мяч, буквы Г, Н, О, М, Ы на цветном картоне различного цвета и разной высоты.

Приветствие. Знакомство с гостями. Создание эмоционального настроя.

— На нашем занятии сегодня присутствуют гости. Это такие же учителя-логопеды, как и я. Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем работать. Представьтесь им, скажите, как вас зовут.

Рефлексия. — игра «Фотограф»

Ребята, мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы пришли на занятие? Я пойму это, если вы нарисуете как будто своё лицо на этом схематичном изображении ребёнка.

(раздаются контурные изображения мальчика и девочки)

После выполнения задания эти «фотографии» вывешиваются на доску.

Введение в тему занятия.

Звуковой анализ слов.

-Сегодня мы опять отправимся в город Красивой речи. Но того, кто поведёт нас туда, вы узнаете, выполнив задание: расположите буквы по высоте, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой.

-Кто помнит, как зовут наших гномов?

— А вот и их домики. Угадайте, кто в каком домике живёт?

(предлагаю звуковые схемы слов Тим и Том на домиках.)

— Что мы можем рассказать о слове по его схеме?

(в нём 3 звука, 1 гласный, 2 согласных, 1 слог.)

-Чем отличаются звуковые схемы слов?

(в схеме для слова Тим первый согласный звучит мягко, а в слове Том– твёрдо.)

— В городе красивой речи гномам отведена почётная роль: гном Том следит за тем, чтобы твёрдые согласные правильно звучали и записывались. А гном Тим отвечает за мягкое звучание согласных и их написание

-Попробуйте предположить, чему нас сегодня будут учить Тим и Том в городе Красивой речи?

(Учиться различать твёрдые и мягкие согласные)

— Да, мы с вами будем тренироваться различать твёрдое и мягкое звучание согласных звуков и обозначать их твёрдость или мягкость на письме.

— Вспомним, чем различаются понятия «звук» и «буква» (обращение к карте над доской). – Что мы видим в окошечках? (буквы)

-А какие звуки они могут обозначать? (тв. и мяг.)

1. Развитие фонематического слуха.

Игра «Позвоним в дверь»

— Тим любит, когда согласные звучат мягко, даже звонок у его двери в виде мягкой подушечки. Давайте позвоним в дверь его домика, прикасаясь к мягкой подушечке и произнося мягкий звук.:

Ть-ть-ть, дь-дь-дь, вь-вь-вь.

У двери Тома лежит твёрдый камешек. Прикасаясь к нему, мы произнесём звуки твёрдо: б-б-б, з-з-з, м-м-м.

(дети выполняют задание, прикасаясь к своим подушечке и камешку, лежащим на партах.)

2. Игра «Поменяй звучание согласного» (с мячом)

— Тим и Том любят играть. Выберите себе пару. Решите, кто будет Тим, а кто – Том. Перекидывая мяч друг другу, дети произносят и изменяют звучание согласного на противоположное по твёрдости- мягкости.

Например, с—сь, п—пь, л—ль.

Когда поиграют, гномы поют песенки, произнося звуки и постукивая по камешку и подушечке.

Сейчас мы споём песенку Тима и Тома (с постукиванием по подушечке и по камешку): ла—ля-ля—ла—ля-ля—ла—ля-ля.

3. Слоговой анализ и синтез слов.

Игра «Слова рассыпались».

(Раздаю детям слоги, записанные на геометрических фигурах)

— Ребята, гномы несли вам на занятие слова, но по дороге они споткнулись и слова рассыпались на части.

–А из каких частей состоят слова?

(из слогов)

-О! Слоги записаны на геометрических фигурах. Какие фигуры вы узнали?

(квадрат, овал, треугольник и т. д.)

— Прочитайте слоги, послушайте звучание согласного и обведите цветным карандашом контур фигуры: если согласный звучит твёрдо – синим, а если мягко – зелёным цветом.

ЛИ СА МЫ ЛО РУ КА ЛЕ ТО

Соедините одинаковые фигуры и сложите слово.

Проверка: чтение слов по цепочке.

— Положите перед собой слово, слоги которого записаны на квадратах.

-Справа от него положите слово из треугольников.

-Между ними расположите слово на кругах.

-Слева от квадратов поместите слово в овалах.

-Назовите слова, в которых все слоги читаются твёрдо (мыло, рука)

А теперь такие слова, в которых все согласные звучат мягко (люди, тётя).

— Какие гласные буквы помогают Тому прочитать согласные твёрдо?

— Покажите беззвучную артикуляцию этих звуков. (можно добавить чередование артикуляций в качестве речевой гимнастики)

— Какие гласные буквы помогают Тиму прочитать согласные мягко?

4. Работа с индивидуальными карточками.

Игра «Вставь пропущенное слово в предложение».

-Давайте впишем эти слова в предложения.

(раздаю индивид. карточки)

В лесу живёт рыжая…

Мы купили для рук душистое …

Ложку держат в правой…

5. Физминутка. (в парах)

— Встаньте из-за парт, мы немного отдохнём.

6. Игра «Звуковое лото».

— Сейчас прошу вас поработать самостоятельно. Каждый из вас получил несколько (3) чёрно-белых картинок с окошечком возле них.

Вам нужно произнести это слово, выделить первый звук из названия картинки, раскрасить клеточку в зелёный или синий цвет. В окошечко запишите первую букву из названия картинки.

Порядок работы: (вывешиваю на доску)

Рот, схема в три окошка и крестик на первом окошке, цветные карандаши, ручка.

Проверка у доски.

Вывешиваются все картинки на доску.

7. Классификация предметов.

– Расположите картинки в три группы.

— В каждой группе найдите «четвёртое лишнее». Объясните свой выбор.

Дети находят «лишние» картинки.

(можно расположить картинки в порядке увеличения количества слогов в них: лист, петух, паровоз)

8. Игра «Носик — хвостик»

Придумывание предложений со словами. На какое слово 1 игрок закончил предложение, на такое слово 2 игрок должен придумать предложение.

9. Запись лучшего предложения в тетрадь.

Распространение предложений (возможно, по наводящим вопросам)

Итог занятия

Гномы сегодня очень устали. Изобразите, как устали Тим и Том, расслабьте тело, руки, голову.

Им пора возвращаться в свои домики.

Завтра они расскажут своим друзьям из города Красивой речи о том, что многому вас сегодня научили.

— А чему вы у них сегодня учились?

-Для чего нам такие знания?

-Что было интересным?

— В чём испытывали затруднения?

Подарим гномам на память свои «фотографии», только снова дорисуйте на них свои лица. Скажем Тиму и Тому слова благодарности, которые им приятно будет слышать от нас.

Гномы шепнули мне на ушко отметить работу ребят и наградить флажками:

(перечисляю, даю краткую оценку выбору от имени гномов.)

Я думаю, что Тим и Том ещё не раз придут к нам на занятия, чтобы поучить нас.

Конспект урока в первом классе «Твердые и мягкие согласные» Областная санаторная школа – интернат № 4 Открытый урок. Тема: «Твердые и мягкие согласные» Провела: учитель 1А класса Ахметова Н. О. Атырау.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи» «Овощи» Цель: Накопление и обогащение словарного запаса, закрепление понятия Овощи в словаре ребёнка. Знакомство детей с процессом выращивания.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи» в старшей группе. Курбанова Вера Маликовна Тема: Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи» в старшей группе. Цели: -уточнение и расширение.

Конспект логопедического занятия по теме «Насекомые» I.Организационный момент Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними. Создание положительного.

Конспект логопедического занятия по теме «Транспорт» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 «Родничок» Конспект логопедического занятия для детей с ОНР.

Конспект логопедического занятия в младшей группе по теме «Полевые цветы» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Расширять словарный запас по теме «полевые цветы» • Учить употреблять предлог «на» • Учить фразовой.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Космос» Задачи: -Продолжать работу по обогащению словаря, активизировать лексический запас по теме «Космос». -Развивать умение составлять предложения,.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Зима (обобщение)» Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Зима (обобщение)». Цель: формирование лексико-грамматических средств.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «Звук [Т] и буква Т» Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «Звук и буква Т». Образовательные задачи: — Уточнить характеристику.

Конспект открытого итогового логопедического занятия «Мягкие согласные» Цель: — рассказать о мягких согласных фонемах, — познакомить с мягким знаком, — научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью.

Данное логопедическое занятие направлено на формирование личности обучающегося и продвижение его в развитии в процессе собственной деятельности. Одним из механизмов реализации цели и задач являются: АМО, игровые технологии, компьютерные технологии, бланковая методика. Актуализация знаний, деятельный подход решение проблемной ситуация : Для чего? первичное закрепление во внешней среде, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-включение в систему знаний и повторение.

-самостоятельная работа с проверкой выполненного задания. Самоконтроль свей деятельности

-рефлексия деятельности Метод + — интересно, самоанализ собственной деятельности

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Конспект логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по теме: «Дифференциация твердых и мягких согласных»

Цель: закрепить умение различать твердые и мягкие согласные звуки в устной и письменной речи.

Коррекционно-развивающие: развивать зрительно-пространственную ориентировку, тактильные ощущения, совершенствовать навык слогового чтения, способствовать развитию критического мышления долговременной памяти, внимания, подводить к самостоятельному выбору форм и средств обучения

Коррекционно- обучающие: совершенствовать состояние артикуляционной и пальцевой моторики, развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, закрепить навык дифференциации твердых и мягких согласных в слогах, словах, предложениях, закрепить знания о правописании твердых и мягких согласных.

Дети и логопед стоят в кругу, в руках логопед мячик.

— Здравствуйте, ребята ( слайд 1). Давайте расскажем друг другу о своем настроении. У меня хорошее настроение потому, что я рада встрече с вами.

Далее каждый ребенок рассказывает о своем настроении, передавая мячик друг другу.

— Сегодня я хочу рассказать вам сказку о веселом гноме. А вы внимательно слушайте и выполняйте упражнения (слайд 2).

В одном сказочном королевстве стоял маленький дом. (упражнение “Домик”). В этом доме жил маленький Гном – Язычок (показать язычок).

Утром гномик проснулся, улыбнулся, «Улыбка» и пошёл умываться, сначала почистил верхние зубки (упражнение “Почистим верхние зубки”), потом нижние зубки (упражнение “Почистим нижние зубки”), Взял расческу и причесался (упражнение “Расческа”) и решил проведать своего брата. Вышел на крылечко (Блинчик), сел на лошадку (Лошадка) и поскакал. Добрался Гном до своего брата, покачался вместе с ним на качелях (Качели), а потом гномам стало скучно, и они решили отправиться к нам на занятие.

Актуализация знаний. Сообщение темы занятия.

Давайте познакомимся с нашими гостями: Вот это гном Нак, а это гном Няк (слайд 3)

Ребята, Назовите первые звуки в именах наших гостей. Звук н какой? Каким цветом обозначаются твердые согласные?

Звук нь какой? Каким цветом обозначаются мягкие согласные звуки?

Как вы думаете, с какими звуками любит играть гном Нак? А с какими звуками любит играть гном Няк?

Вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (слайд 4).

4. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Твердый- мягкий». Я буду называть твердые и мягкие звуки. Если вы услышите твердый звук, то сжимайте в кулачке твердый мячик, если мягкий звук, то сжимайте мягкий мячик.

5. Дифференциация твердых и мягких согласных в слогах

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами таблица со слогами.

Прочитайте слог в верхнем левом углу, теперь две клеточки направо; одна клетка налево, одна клетка вниз; одна клетка налево, две клетки направо (слайд 5).

6. Дифференциация твердых и мягких согласных в словах

Нак и Няк очень любят играть в лото. Давайте мы тоже поиграем вместе с ними. У вас есть карточки с буквами. а также синие и зеленые фишки. Я буду называть слова, если слово начинается на твердый согласный, то вы кладете на букву, с которой начинается данное слово синюю фишку, если на мягкий согласный, то вы кладете на букву зеленую фишку. Начнем

лето. лото, сито, сытый, мишка, мышка, рев, ров, тук, тюк

А теперь давайте проверим, что у нас получилось (слайд 6)

Жил-был маленький гном (приседают и встают)

У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой)

Гномик кашу варил (помешивают кашу)

И всем-всем-всем говорил (показывают друг на друга)

«Все мы, и ты, я- друзья (кладут руку на плечо соседа)

В гости ко мне прибегайте (бег на месте)

Ноги вытирайте (вытирают ноги)

садитесь за стол (приседают)

Кашей угощайтесь (имитируют действия с ложкой)

И друг другу улыбайтесь!

8. Дифференциация твердых и мягких согласных в словах-паронимах

Ребята, посмотрите на наших гномов Нака и Няка. Один из них служил в Королевстве твердых звуков звуков, а другой — В Королевстве Мягких звуков. Как вы думаете в королевстве каких звуков служил Нак? А в каком Няк? Слова они тоже любили разные: Нак- начинающиеся с твердых согласных, Няк- с мягких. Догадайтесь, в чьем дворце были предметы. изображенные на картинках (слайд 7).

9. Развитие фонематического восприятия

Посмотрите на картинки, найдите на ней предметы, названия которых начинается с твердых звуков (мягких звуков). Придумайте слова, которые начинаются с твердых (мягких) звуков.

10. Дифференциация твердых и мягких согласных в предложении

Гномы Нак и Няк любили сочинять стихи со словами с твердыми и мягкими согласными. Послушайте внимательно эти стихи и найдите пары слов, отличающиеся одним только звуком запишем эти слова в тетради (слайд 8).

Мой котенок очень мал. Лапой пес бумагу мял.

У слоненка длинный нос. Я мороженое нес.

Конь тащил тяжелый воз. Я тележку сена вез.

Тут растет зеленый лук. Рядом есть железный люк.

11. Итог занятия

Ребята, чем мы занимались на занятии?

Какое задание понравилось больше всего?

Какое задание показалось трудным?

Ребята, посмотрите, у меня на доске есть фигурки гномов, а также колпачки синего и красного цвета. если вам понравилось занятие, то оденьте на гномика колпачок красного цвета, если нет то синего

Теперь пришло время прощаться.

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку (получается пирамида из ладошек) и говорят слова:

“ Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.


Статьи по теме