Учебник по Краеведению 8 Класс

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Учебник по Краеведению 8 Класс. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Учебники».

Учебник по Краеведению 8 Класс.rar
Закачек 1257
Средняя скорость 6656 Kb/s

Учебник по Краеведению 8 Класс

В свое время искала,не могла найти,использую для преподавания курса История Московской области

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его «Каспийский поход» и влияние, оказанное на развитие Астраханской области.

Материал к уроку по истории Красноярского края содержит опорный конспект темы «Развитие научных исследований на территории Приенисейского края» и тестовые задания с ответами.

урок проводился в рамках изучение регионального компонента по истории Донского края.Цель урока:1. ознакомление с историей родного города.2.Формирование умения работать с дополнительной литератур.

Урок истории Московской области в 8 классеБитва под Москвой. Гордеева С.С., учительистории и обществознания МОУ СОШ №4 г. ЖуковскийУрок сочетает в себе несколько педагогических т.

Новость о новых учебных пособиях и хрестоматии по истории Нижегородского края.

Презентация по истории Нижегородского края для 7-го класса.

Главная > Школьнику > 10 класс > Краеведение 8 класс

ДЕПОРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

на заседании м/о Зам. директора по НМР Директор ГБОУ СОШ №1985

ГБОУ СОШ №1985 ____________ Е.О.Ляпина ______________ А.М.Суковых

Проток. № _ от _______ «____» ___________ 2012г. «____» _____________ 2012г.

программа для учащихся 8 классов

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ: ДОБРИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

Срок реализации программы – 1 год

2012-2013 учебный год

Программа «Краеведение» рассчитана на 34 часа и предназначена для уч-ся 8 классов.

Природное краеведение обеспечивает необходимую связь глобальных, национальных и региональных аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно организовать работу по экологическому воспитанию учащихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности.

Близкое знакомое с окружающим ландшафтом, изучение действия законов, причинно-следственных связей природы формирует у учащихся интересы и склонности к полевой исследовательской работе, которые в дальнейшем могут сыграть существенную роль в их профессиональной ориентации.

— формирование у учащихся основ краеведческих знаний, умений и навыков;

— привитие интереса школьников к изучению данного курса;

— развитие личности ребенка на основе краеведческой деятельности;

— создать условия для воспитания патриотизма средствами краеведения;

— экологическое воспитание учащихся;

— овладение приемами работы на местности и умения приводить исследования.

Исходя из целей курса, можно выстроить следующие задачи:

— изучить природные компоненты своей местности;

— исследовать местный ландшафт;

— проследить изменения природного комплекса в результате хозяйственной деятельности человека;

— узнать основные природоохранные мероприятия, выполняемые на территории родного края;

— уметь использовать разные источники информации при изучении природы своей местности;

— научить наблюдать учащихся за природными явлениями и процессами;

— воспитывать любовь к своей местности, своей малой Родине;

— подготовить проект о родном крае.

Основные типы занятий:

— работа на местности.

Формы итогового контроля:

— проект и его защита

п/п

Тема занятий

Кол-во

Лек-

ция

Практ.

работа/исслед

Экскурсия

Форма контроля

Географ. положение Куркино

История нашего города

Топонимика Москвы и Куркино

Рельеф и полезные ископаемые

Климат нашего города

Гидрологические условия края

Особенности почвенного покрова

Природный заповедник «Долина реки Сходня»

Подготовка к проекту

Тема 1. Введение (1 час)

Предмет и задачи курса краеведения. Виды работы на занятиях. Методика проведения практических работ, исследований и экскурсий.

Тема 2. Географическое положение Куркино (1 час)

Территория, границы, географическое положение Москвы и Куркино.

Тема 3. Древнейшая Москва (4 часа)

Заселение территории Москвы. Славянские племена на территории Москвы. Версии происхождения названия. Посещение музея истории Москвы.

Тема 4. Улицы и историко-культурные памятники Москвы (2 часа).

Топонимика улиц Москвы . Красная площадь. Китай-город, Белый и Земляной город. Основные достопримечательности Москвы. Улицы и достопримечательности Куркино. Практическая работа «Составление карто-схемы улиц Куркино».

Тема 5.Рельеф и полезные ископаемые (2 часа)

Геологическое строение родного края, формы залегания горных пород. Полезные ископаемые. Формы рельефа местности. Рельефообразующие процессы. Изменение рельефа человеком. Практическая работа «Описание обнажения». Работа сгорными породами, минералами и полезными ископаемыми.

Тема 6. Климатические условия (2 часа)

Оценка действия климатообразующих факторов. Характеристика климата Москвы и его особенности. Хозяйственная и рекреационная оценка климата. Охрана атмосферного воздуха. Практическая работа «Наблюдения за погодой». Работа с календарем погоды.

Тема 7. Гидрологические условия (2 часа)

Виды природных вод на территории родного края. Влияние климата и рельефа на поверхностные воды. Характеристика наиболее важных из них. Влияние человека на внутренние воды и их охрана. Практическая работа «Описание реки Сходни».

Тема 8. Особенности почвенного покрова (2 часа)

Почва – особое природное образование. Состав, горизонты, структура и механический состав почвы своей местности. Типы почв и их плодородие. Степень хозяйственного освоения почв. Вопросы охраны. Практическая работа «Описание почвенного разреза».

Тема 9. Растительный и животный мир (2 часа)

Разнообразие растительного и животного мира родного края. Факторы, влияющие на их распространение. Красная книга Москвы. Практическая работа «Составление гербария растений».

Тема 10. Природный комплекс (2 часа).

Географическая оболочка и ее состав. Природные зоны родного края. Изменение их человеком. Знакомство с антропогенными комплексами. Культурные ландшафты. Практическая работа. «Описание родного ландшафта».

Тема 11. Охрана природы (4 часа).

Охранное законодательство России. Охраняемые территории в Москве и Московской области. Их характеристика. Экскурсия в природный заповедник «Долина реки Сходня».

Тема 12. Работа над проектом (10 часов).

Выбор и обсуждение темы, целей и задач проекта. Подбор дополнительной литературы. Разработка индивидуального плана проекта. Сбор информации, ее анализ и оценка. Планирование исследований. Выбор формы и установление сроков отчета. Выполнение исследований под руководством учителя. Анализ полученных данных. Формулирование выводов. Обсуждение и утверждение формы отчета и защиты. Представление и оценивание результатов.

1.Учебные материалы по географии Москвы и Московской области. – М.: Московский университет, 2006.

2.Алексеев А.И. Москвоведение. География Москвы и Московской области:- М.: Экопрос, 1995.

3.Алексеев А.И. Москвоведение. Край наш Московский. –М.: Экопрос, 1997.

4.Ефремов Г.К. Имена московских улиц: путеводитель. – М.: Московский рабочий, 1998.

5.Иконников А.В. Каменная летопись Москвы: Путеводитель – М.: Московский рабочий, 1978.

6.Рогачев А.В. Москвоведение. Москва (Город-Челове-Природа). – М.: Мирос, 1994.

7.Лихачев Э.А., Смирнова Е.Б. Экологические проблемы Москвы за 150 лет. – М.: Наука, 1994.

8. Моисеенко А. Московское краеведение: Учебно-методическое пособие. –М.: Центр «Школьная книга», 2007.

9.Александров Т.А., Резников С.Б. Москвоведение: Краткий справочник. – М.: Фирма Антарекс, 1997.

10.Горбаневский М.В. Тайны московских улиц: Топономические путешествия. – М.: Московский учебник, 2000, 1997.

11.Александров Ю.Н. Заповедная Москва. М.: Московская правда, 1987.

12.Колодный Л.Е. Москва у нас одна. – М.: Политиздат, 1991.

13.Вагнер Б.Б., Захарова Н.Ю. Животные подмосковного края. – М.: Московский лицей, 2003.

14.Раковская Э.М., Родзевич Н.Н. Экскурсии по Москве и Подмосковью: Книга для учителя. – М.: Московский лицей, 2004.

Презентации к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (717,8 кБ)

Пояснительная записка

«Родина» — понятие, совершенно не поддающееся разъяснению.
Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия.
(Ф.Гансберг).

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.

Архангельская область — региональное образование со сложившимися природно-климатическими, экономическими, социально — культурными и историческими особенностями.

Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

В общей направленности:

  • признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;
  • выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.
  • изложение содержания с территориально – хронологических позиций;
  • понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир, следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов, краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;
  • несводимость краеведения к содержанию ни одного другого школьного предмета (география, история и т.д.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения края как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;
  • пристальное внимание к субрегиональному материалу к изучению истории и сегодняшней жизни своей местности;
  • опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;
  • обращение к реалиям повседневной жизни северян, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.
  • реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения – лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;
  • придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, ИКТ, мультимедийных технологий;
  • вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экскурсии и туристические походы.

Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи:

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
  • ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Севера как опорного края России.
  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  • формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
  • позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, библиотеки, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
  • адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Изучение вопросов краеведения позволяют выявить следующие знания: специфику природы Архангельской области, изучить экологические проблемы своего края, дает возможность увеличить объем новых знаний по биологии, географии и конкретизировать наиболее сложные экологические понятия, закономерности, термины.

Региональный компонент способствует активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, содействует развитию у школьников познавательного мышления, наблюдательности, интереса к самостоятельному поиску знаний, развивает поисково-исследовательские умения и навыки.

Система образования с региональным компонентом ориентирована на развитие личности учащегося и имеет большое воспитательное значение.

В процессе изучения курса краеведения в 8 классе учащиеся раскроют особенности природных компонентов и природных комплексов родного края, увидят не только своеобразие и неповторимую красоту Севера, но и новые тенденции современной экологической науки.

Особое внимание в курсе уделено рассмотрению проблем взаимодействия природы и человека. Нерациональное использование природных ресурсов вызывает загрязнение атмосферного воздуха, водоемов, разрушение почв, оскудение растительного и животного мира.

Для преодоления этого требуются специалисты высокой квалификации, обладающие основами естественно — научного образования, способные принимать ответственные решения, действовать самостоятельно и творчески с учетом основных законов развития природы. Изучение краеведения будет способствовать воспитанию этих качеств.

Структура курса

Необходимость решения поставленных задач предопределила структуру данного курса. Изучение курса «Краеведение» в 8 классе рассчитано на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Для изучения используется учебные пособия для учащихся «Экология Архангельской области» под редакцией А.Е.Баталова, Л.В.Морозовой и «География Архангельской области» под редакцией Н.М. Бызовой, Я.К.Премининой.

В учебных пособиях сделана попытка включить учащихся в активную познавательную деятельность с целью формирования навыков самостоятельного изучения нового материала. Для этого разработана система вопросов и заданий, расположенных в разных разделах учебника.

Вопросы и задания в тексте помогают активизировать мыслительную деятельность, сознательно усваивать новые знания. Практические задания способствуют развитию исследовательских способностей.

В учебном пособии представлен разнообразный иллюстративный материал, который создает зрительный образ, конкретизирует текст, является самостоятельным источником знаний. Для обеспечения осознанного усвоения нового материала в тексте выделены опорные термины, понятия, экологическая и географическая номенклатура, особым шрифтом представлены внутренние рубрики. В конце учебных пособий имеется словарь новых терминов, список дополнительной литературы, таблицы, приложения.

Предполагаемые результаты обучения.

Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции. Это предполагает:

  • освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
  • стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации

Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.

  • «мозговой штурм»;
  • беседа по прочитанному тексту;
  • дискуссия по предложенной проблеме;
  • парная и групповая работа;
  • самостоятельная работа;
  • сбор и реферирование информации;
  • круглый стол.
  • словарный диктант;
  • зачет по терминологии;
  • устное сообщение.
  • творческие отчеты;
  • защита реферата.

Основные требования к ЗУН учащихся

Учащиеся должны знать:

  • особенности географического положения, рельефа, климата, внутренних вод, природных зон Архангельской области, экологические проблемы и причины , их вызывающие, основные охраняемые природные территории.
  • цели, задачи, теоретическое и практическое значение природопользования;
  • роль труда во взаимодействии человека с природой; возможные пути оптимизации взаимодействия общества и природы;
  • роль научно – технического прогресса в управлении природопользованием и охране окружающей человека среды;
  • значение лесов в биосфере и жизнедеятельности человека; суть проблемы сохранения лесных ресурсов;
  • роль транспорта в размещении производства и его влияние на окружающую среду, здоровье людей.
  • виды юридической ответственности за ущерб окружающей среде

Учащиеся должны уметь:

  • находить Архангельскую область на картах России различного
    содержания,
  • оценивать природные условия и ресурсы для жизни и
    хозяйственной деятельности человека,
  • оценивать природную ситуацию с точки зрения рационального
    природопользования и охраны природы,
  • выполнять правила природоохранного поведения в повседневной жизни.
  • составлять макет хозяйственного проекта и давать ему эколого – экономическую оценку;
  • приводить примеры рациональной добычи и использования полезных ископаемых;
  • выявлять источники загрязнения воздуха, воды, почвы своей местности;
  • оценивать состояние лесных ресурсов своей местности;
  • определять меры, необходимые для предупреждения вредного воздействия транспорта на окружающую среду своей местности.


Статьи по теме