Урок по Рассказу Куприна Allez

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Урок по Рассказу Куприна Allez. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Сборники».

Урок по Рассказу Куприна Allez.rar
Закачек 1828
Средняя скорость 6817 Kb/s

Урок по Рассказу Куприна Allez

В работе изложен анализ сюжета рассказа А.И.Куприна «Allez», предложенного участникам олимпиады по литературе.

Предварительный просмотр:

Анализ рассказа А.И.Куприна «Allez»

В этой жизни помереть нетрудно.

Сделать жизнь значительно трудней.

В этом году я в составе жюри оценивала олимпиадные работы по литературе восьмиклассников. Ребятам для анализа были предложены как поэтические, так и прозаические тексты. Среди них был и рассказ А.И.Куприна «Allez». Видимо, этот рассказ ребятам показался очень легким для анализа, поэтому большинство участников выбрали именно его. Но видимая легкость привела к тому, что ни один из участников не справился с работой. Некоторые, изложив сюжет произведения, заметили повторяющееся слово «Allez», но ничего не сказали о роли этого слова в композиции рассказа. А ведь именно вокруг него и развивается сюжет, а вернее, именно оно играет главную роль в рассказе.

Анализ любого произведения нужно начинать с осмысления заглавия, ведь в нём суть произведения. «Allez» «Этот отрывистый, повелительный возглас был первым воспоминанием mademoiselle Норы из её тёмного, однообразного, бродячего детства,» -начинает Куприн свой рассказ. Мы все знаем крылатое выражение: мы все родом из детства. Именно оно является ключевым для осмысления идеи данного произведения. Возглас «Allez» у Норы ассоциируется с детством, которое автор характеризует эпитетами «темное», «однообразное», «бродячее», к тому же на эту невзрачную картину накладываются такие детали как «холод нетопленной арены цирка», «тяжёлый галоп», «сухое щелканье длинного бича», «жгучая боль удара». Все эти средства помогают нарисовать беспросветное детство «крошечной пятилетней девочки». Изображая ежедневный изнуряющий труд маленькой циркачки, Куприн использует обилие глагольных форм. Возьмём небольшой отрывок, от предложения «Идёт дневная работа» до предложения «Маленькая Нора слышит…», который состоит примерно из 120 слов. В нём 13 глаголов, 6 причастий, 3 деепричастия, и все они характеризуют тягостную жизнь девочки. Даже существительные, прилагательные и наречия, встречающиеся в данном отрывке, содержат в себе определённые неприятные действия (около входа, вонючие сигареты, от волнения и стужи, стремительно, тревожно, нервные движения). Такими серыми, грустными, полными отчаяния и скорби тонами рисуется беспросветная жизнь ребёнка. Детство, в котором нет места теплоте, заботе, радости, — самое страшное время жизни человека. А у Норы детство – это непрерывная бесконечная дорога по арене, лишённая красок даже во время выступления.

И вот опять«Allez». Это слово помогает создать своеобразный эффект показа слайдов из жизни Норы. Как будто её жизнь – это набор определённых кадров. Но именно к ним и привлекает наше внимание автор произведения. Таким образом в рассказе с линейной композицией организуется событийное время. «Allez» начинает повествование о жизни Норы, «Allez» и заканчивает это повествование. И каждый раз оно символизирует об изменениях в жизни Норы. Из второго, третьего и четвёртого слайдов мы узнаём о внешней красоте работы воздушной гимнастки и о настоящей изнуряющей работе на арене цирка. Автор нас постоянно привлекает именно к тяжёлым моментам жизни Норы, используя отрицательную эмоционально — эценочную лексику. Если и встречается слово, несущее в себе положительные эмоции, то рядом с ним обязательно стоит лексема, снижающая эту характеристику (в короткой газовой юбчонке…на сильно качающейся трапеции; коренастый мужчина в розовом трико… жестокий; глупо красивые лица;) «И везде всё тот же страх и тот неизбежный, роковой крик («Allez»), одинаковый для людей, для лошадей и для дрессированных собак,» — подводит итог автор под первыми слайдами своего повествования.

Из пятого слайда мы узнаём о том, что шестнадцатилетняя Нора «упала на песок манежа», но никто не протянул ей руку помощи; не оказалось рядом человека, способного помочь, поддержать её, когда она «закричала и зашаталась от невыносимого страдания», зато «десятки рук подхватили её и насильно вытолкнули…к публике». Страшно жить, когда ты одинок, несчастен даже на работе, когда ты никому не нужен: публике, по сути, не нужен артист, публике нужен номер и положительные эмоции от этого номера.

И в эту беспросветную серую жизнь одинокого человека врывается клоун Менотти, «всемирно известный», «всемирно знаменитый». Его «устало – влажные глаза», «звериная страсть», «жестокое приказание «Allez» сделали своё дело. Могла ли Нора поступить по-другому? Позади неё беспросветная одинокая жизнь, а впереди жизнь с клоуном-знаменитостью. «И она пошла…» Появляется ещё один главный герой рассказа. Характеристика, данная ему автором, настораживает читателя: фраза «сделал устало-влажные глаза» характеризует его как человека фальшивого, неискреннего, играющего роль, не зря он всемирно известный дрессировщик. А Нора впервые увидела человека, который «спросил о её здоровье», а для неё это равносильно заботе. Уже то, что на Нору кто-то (а здесь не кто-то, а знаменитый артист) впервые за 16 лет обратил внимание не как на артистку, а как на человека, было для Норы, по её мнению, подарком судьбы. А кто бы так не посчитал, оказавшись в её положении? Нора впервые в своей жизни почувствовала себя счастливой. И дело не только в том, что «она ездила за ним», «стерегла брильянты», «надевала на него и снимала трико», «следила за его гардеробом» (опять пресловутые глаголы – она вся в действии, как, впрочем, было и до встречи с Менотти, но прежде все действия были направлены на подготовку номеров, сейчас они направлены на улучшение жизни Менотти), а ещё и в том, что Нора видела в нём «почти бога». И этот бог был рядом с ней.

Из седьмого слайда мы узнаём, что «через год» Нора надоела знаменитому артисту. Куприн – великий мастер слова. Несколькими мазками он нарисовал страшную картину («ночью», «прямо сказал», «немедленно убиралась от него ко всем чертям», «она послушалась», «у двери остановилась и обернулась с умоляющим взглядом», «Менотти быстро подбежал к двери, бешеным толчком ноги распахнул её и закричал: «Allez!»), которая поднимает в памяти серую безликую картину детства. Вот оно магическое действие слова «Allez»: после этого слова необходимо делать то, что приказано. Это как условный рефлекс у собаки Павлова на определённые раздражители, так и у Норы рефлекс на «Allez» — необходимо делать то, что приказано, ведь именно этому её учили с детства.

В последнем слайде — развязка. Почему молодая здоровая женщина бросается из окна на мостовую? Что заставило сделать её этот роковой шаг? Абсолютное большинство участников олимпиады написали, что виновником такой развязки является Менотти. По этому поводу были написаны такие измышления, что члены жюри даже подумали о том, что авторы работ пережили подобные моменты в своей жизни. Некоторые посчитали Нору слабовольной, бесхарактерной. Но никто не увидел ключевого слова, сыгравшего главную роль. Конечно, Менотти виноват. Он приручил Нору. Но Менотти – дрессировщик. Поэтому Нору, «как побитую и выгнанную собаку, опять потянуло к хозяину». Однако её не ждали. С одной стороны, со стороны Менотти, «томный голос», «счастливый смех» (он когда-то был и у Норы), «малиновые с золотом обои», «яркий свет канделябров», а с другой стороны – беспросветная жизнь, в которую никому не хочется возвращаться, в том числе и Норе. Она оказалась перед выбором. С самого детства она привыкла всё делать под «отрывистый, повелительный возглас «Allez», и рядом с Менотти она тоже всё делала под этот возглас. Вся её жизнь – это возглас «Allez». Другого пути она не знает. Так что же ей выбрать? Рядом с Менотти ей нет места, а на арену она не хочет. Ответ очевиден. И поэтому уже под свой возглас «Allez» она прыгает за окно. Всю жизнь Норой кто-то командовал, кто-то дрессировал её. Она не умела жить самостоятельно. В этом и была её трагедия. Да, «сделать жизнь значительно трудней». Жизнь, прожитая Норой, заставила её выпрыгнуть из окна.

Могли ли восьмиклассники увидеть все аспекты жизни Норы? Стоит ли давать для анализа столь глубокие, я бы сказала, философские произведения для учеников, не готовых к таким выводам?

Данный тест разнообразит урок, поможет понять детали текста.

Просмотр содержимого документа
«Тест по рассказу А.И.Куприна «Аllez»»

Тест по рассказу А.И.Куприна «Аllez»

Когда я однажды спросил у А. И, Куприна — откуда у него это постоянное, неостывающее и глубокое увлечение цир­ком, он, не задумываясь, ответил:

— Я, видите ли, потомственный укротитель. Мой дядя, мелкий наровчатский помещик, на всю Пензенскую губернию сла­вился своим уменьем «приводить в порядок» полудиких башкирских коней. Татарин по происхождению, он безумно любил скачки, борьбу и всякий сабантуй,— то есть народные увеселения с танцами, с хождением по канату и стрельбой из лука, где награждаются самые сильные, ловкие и сметливые.

Что означает цирковая команда allez?

2. Как зовут главную героиню рассказа?

3. Чем Нора занималась в цирке?

В какого циркового актера влюбляется Нора?

5. Куда пригласил Менотти Нору?

1.На прогулку в сад

Как Менотти обращается с Норой?

Любил её всей душой

Она ему надоела, он её унижает

Собирается жениться на ней

7. Когда Менотти говорит Норе «Allez!»?

1.Во время выступлений с Норой

2.Когда грубо выгоняет её

3.Когда Нора кричит на него

8.На кого обращает внимание Менотти после того, как ему наскучила Нора?

2.на воздушную гимнастку

9.Как Нора относится к Менотти , когда тот начинает грубо с ней обращаться?

1.Хочет забыть его

3.пытается вызвать в нём ревность

10. Что делает Нора со словами «Allez!» после того, как уличает Менотти в измене?

Рассказ «Allez!», написанный в 1897 году, относится к киевскому периоду творчества А. И. Куприна. В это время тема цирка доминировала в произведениях писателя. Рассказ озаглавлен французским словом «Allez!» («Вперед!») — известным цирковым возгласом, сопровождавшим опасные и эффектные трюки.

Жанр произведения – рассказ, созданный в русле традиций реализма. Особенности произведения – лаконизм, тонкий психологический анализ в изображении главных героев.

Тематика рассказа

Основной темой произведения является любовь — искренняя, неразделенная любовь на фоне жизни цирковых артистов.

Столкновение добра и зла, духовной красоты и духовного уродства достигает в рассказе высочайшего трагедийного накала.

Автор поднимает в своей миниатюре сложнейшие философские вопросы, размышляя об одиночестве человека среди других людей, об отчаянии и воле к жизни, о силе и слабости человека.

Писатель акцентирует внимание на роли детства для дальнейшей жизни человека, на примере судьбы Норы подтверждая мысль, что «все мы родом из детства».

Анализ сюжетно-композиционных особенностей рассказа

Композиция произведения линейна. С помощью повторяющегося слова «Allez» Куприн создает эффект слайдового показа жизни Норы, организуя таким образом событийное время в рассказе.

Слово «Allez» играет важную композиционную роль: им начинается и заканчивается рассказ, придавая замкнутость и целостность произведению. Это холодное слово созвучно миру жестокости и равнодушия, в котором живет Нора.

В основе сюжетной схемы лежит история первой любви юной циркачки Норы. 16-летняя девушка влюбляется в заезжего клоуна Менотти – первого в ее жизни человека, который обратил на нее внимание. Трагичность судьбы Норы в том, что Менотти – ее первая, доверчивая и искренняя любовь. Сироте-циркачке, не знавшей, что такое любовь вообще, любовь была необходима как воздух. Нора возводит Менотти на пьедестал, видя в нем «почти бога». Менотти же через год пресыщается Норой и сходится с другой актрисой цирка. Не представляя своей жизни без Менотти, отвергнутая и обманутая возлюбленным, Нора решается на отчаянный шаг.

Куприн сумел поднять традиционный сюжет «любовного треугольника» от уровня обычной мелодрамы до глубоко реалистичной трагедии. В рассказе о первой любви все просто и трагично. Л. Н. Толстой, прочитав вслух в 1907 г. «Allez!», отметил: «Как все верно! Ничего лишнего…».

Писатель оставляет открытым вопрос о том, кто виноват в трагической развязке. Менотти, который приручил Нору, или сама Нора, главная трагедия которой заключалась в неумении жить самостоятельно, без дрессуры и команд.

Система образов рассказа

Для раскрытия образов героев Куприн использует прием «ступенчатого» построения: первоначально дается лишь поверхностная характеристика героя, а в ходе рассказа герой раскрывается через мысли, поступки, взаимоотношения с другими людьми.

Показывая духовную жизнь персонажей, Куприн противопоставляет образы главных героев – Норы и Менотти: в образе Норы воплощено цельное, искреннее чувство, а в образе клоуна-гастролера – грубое, животное начало.

Рисуя образ Норы, автор показывает страшную картину детства пятилетней девочки – детства, в котором не было места любви, заботе, теплоте. «Темное, однообразное, бродячее» детство Норы описано в серых тонах, полных грусти и отчаяния. Вся жизнь девочки – одна бесконечная дрессировка, жизнь, лишенная ярких красок и эмоций даже во время выступлений. Куприн показывает «изнанку» внешней легкости и красоты работы воздушной гимнастики – изнурительную работу через боль на цирковой арене.

Детали образа «клоуна-знаменитости» Менотти раскрывают его сущность: он имел «томно-покровительственный вид», при встрече с Норой «сделал устало-влажные глаза», что говорит о неискренности, фальшивости этого человека. Не случайно выбрана цирковая специализация героя: Менотти – «первый соло-клоун», «всемирно известный дрессировщик». Он носит маску не только на арене, но и в жизни, и дрессирует Нору со «звериной страстью в голосе». Автор дает емкую характеристику герою, говоря, что его выступления публика воспринимала, как «напыщенное, скучное и неуместное кривлянье».

Своеобразие стиля произведения

Рассказ написан в художественном стиле. В повествовании постоянно присутствует отрицательная эмоционально-оценочная лексика, подчеркивающая тяжелые моменты жизни Норы.

Рассказ перенасыщен обилием глагольных форм. Куприн использует их для изображения изнуряющего труда юной циркачки и жизни рядом с Менотти.


Статьи по теме