Закономерности Психического Развития Шпаргалка

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Закономерности Психического Развития Шпаргалка. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Шпаргалки».

Закономерности Психического Развития Шпаргалка.rar
Закачек 1651
Средняя скорость 3142 Kb/s

Закономерности Психического Развития Шпаргалка

Сформулируем основные закономерности психическо­го развития.

1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.

Неравномерность развития проявляется в том, что

различные психические функции, свойства и образования

развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои ста­дии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер. Гетерохронность развития

означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз

развития отдельных органов и функций. Чем же она вызва­на? По мнению П. К. Анохина, гетерохронность является закономерностью, заключающейся в неравномерном раз-

2. Неустойчивостьразвития. Развитие всегда про­ходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта

закономерность проявляется в кризисах развития. В свою

очередь, высший уровень устойчивости, динамизм сис­темы возможен на основе частых, мелкоамплитудных ко­лебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций -с другой. Таким образом, устойчивость возможна благо­даря неустойчивости.

3. Сензитивность развития. Сензитивный период развития — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно

к воздействию обучения и воспитания. Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому если упущен сензитивный период развития той или иной функ­ции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.непосредственная зависимость высших форм поведения, высших психических функций от структуры и функций нервной системы.

В онтогенезе человека, безусловно, представлены оба типа психического развития, которые в филогенезе изо­лированы: биологическое и историческое (культурное) развитие. В онтогенезе оба процесса имеют свои анало­ги . В свете данных генетической психологии можно раз­личать две линии психического развития ребенка, соот­ветствующие двум линиям филогенетического развития. Эти две линии реально существуют в слитом виде и обра­зуют единый процесс в онтогенезе. В этом состоит самое

основное своеобразие психического развития ребенка.

Природные предпосылки — строение организма, его

функции, его созревание — необходимы для психическо­го развития, а общественный опыт — среда и воспита­ние — источник психического развития человека.

их целенаправленной перестройке. В мотивах опредме­чиваются те или иные потребности человека. Развитие личности предполагает формирование иерархической мотивационно-потребностной структуры, где доминиру­ют высшие духовные потребности. Сознательно выдвигая цели собственной деятельности, когнитивно преобразуя

потребности, человек строит программу действий, вы­ступает как личность, ответственная за свои поступки.

Процесс развития деятельности, ее расширения и усложнения наиболее интенсивно протекает у растущего человека, определяя становление его как личности. При­чем это закономерное развитие, процесс которого обес­печивает освоение ребенком как действий, операций, так и мотивов, целей, социальных норм, приводя к овладе­нию миром вещей и выработке позиции в мире людей. Таким образом, деятельность выступает как условие и способ развития личности.

4. Кумулятивность психического развития означает,

что результат развития каждой предшествующей стадии

включается в последующую, при этом определенным об­разом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психи­ческом развитии. Характерный пример — последователь­ное становление и развитие наглядно-действенного, на­глядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

5. Дивергентность — конвергентностьхода разви­тия. Психическое развитие включает в себя две противо­речивые и взаимосвязанные тенденции — дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция — это повы­шение разнообразия в процессе психического развития,

а конвергенция — его свертывание, усиление избиратель­ности.

Кризис развития — это следующий основной меха­низм развития ребенка. Кризис — это переломный пункт

в нормальном течении психического развития. Он возни­кает на стыке двух возрастов. Источником его возникно­вения выступает противоречие между возрастающими физическим и психическими возможностями ребенка и

ранее сложившимися формами его взаимоотношений

с окружающими людьми и видами (способами) деятель­ности. Такое противоречие является основной движущей силойразвитияребенка. Психологическое новообразование — это:

— психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь;

— обобщенный результат этих изменений, всего психи­ческого развития ребенка в соответствующий период,

который становится исходным для формирования психи­ческих процессов и личности ребенка следующего воз­раста.

ТЕКСТЫ К ЛЕКЦИЯМ

Введение в возрастную психологию.

Проблема периодизации психического развития

Основные механизмы психического развития

Первым основным понятием механизма психического развития является так называемая социальная ситуация развития ребенка.

Социальная ситуация развития(ССР) представляет собой систему значимых для ребенка отношений, возникающую на определенном возрастном этапе. ССР: «человек-вещь» (ребенок-предмет) и «человек-человек» (ребенок-взрослый, ребенок-ребенок). Только оценив социальную ситуацию развития, можно выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка. Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности.

Согласно деятельностному подходу (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия и др.) психика развивается в результате деятельности (жизнедеятельности).

Под деятельностью понимается активное взаимодействие индивида со средой, направленное на удовлетворение его потребностей. Этот подход подразумевает, таким образом, неразрывную связь индивида со средой и его активное взаимодействие с ней как необходимое условие развития психики. Деятельность является источником психического развития как в филогенезе, так и в онтогенезе.

Ведущая деятельность — деятельность, максимально стимулирующая развитие психики на данном этапе. Признаки:

1) она должна быть смыслообразующей. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования;

2) в ходе этой деятельности реализуются основные, базовые отношения с окружающими;

3) в результате этой деятельности формируются основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь). На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.

Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности:

1.Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет.

2. Общение подростков в возрасте от 10-11 до 15 лет в разных видах деятельности(трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.).

Динамика перехода от одного возраста к другому.

На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут быстро и резко. Соответственно выделяют стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Кризисы же, в свою очередь, это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется в своих чертах.

Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. По мнению Л. С. Выготского, оно выступает «основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты». Новообразования возраста– новые психические свойства личности или набор личностных качеств, впервые формирующиеся на данной возрастной ступени.

Факторы и закономерности психического развития

Развитие психики— закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в них количественных, качественных и структурных преобразований.

Развитие психики реализуется в форме филогенеза, как биологическая эволюция вида и онтогенеза.

Развитие – это изменения, происходящие со временем в строении тела, психике, поведении, в результате биологических процессов в организме и воздействия окружающей среды (Г. Крайг).

Физическая: внешние изменения (динамика роста и веса), внутренние (динамика костей, мышц, желез, мозга, органов чувств). Физическое здоровье и двигательные навыки.

Когнитивная – познавательные психические процессы, умственная способность, объем ЗУНов.

Психосоциальная – развитие личности и межличностных отношений, Я-концепции, мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы. Все области взаимосвязаны между собой.

Факторы психического развития – это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности, то действие фактора активности – во взаимодействии двух предшествующих. Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Среда: социальная (культурные традиции, идеология, религия, система обучения и воспитания, ближайшее окружение); природная (климатические условия, традиционные виды деятельности). Некоторые воздействия среды являются постоянными, некоторые временными. Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активность – мера взаимодействия между S-м и О-м, либо между S-ми и О-ми, стремление к действию и предвосхищение результатом (А.И. Крупнов).

Ни среда, ни наследственность не могут оказать влияние на личность вне ее собственной активности!

Влияние биологических и социальных факторов на развитие

Выготский подчеркивал единство биологического и социального в развитии. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций, но имеет разный удельный вес: элементарные функции — более наследственные, высшие — более социальные. В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы способностями и характером.Противоположный подход у социологизаторов.Дж. Локк – ребенок «чистая доска».Дж. Уотсон – гены передаются по наследству и определяют только сам механизм мозга, а остальное обусловливается социальными условиями жизни. В поведении человека нет ничего врожденного и каждое действие есть продукт внешней стимуляции.

Основные закономерности детского развития:

1. Цикличность развития. Под циклом понимают возраст как стадию развития. Темп и содержание развития изменяется на протяжении детства. Периоды подъема интенсивного развития сменяются периодами затухания.

2. Неравномерность развития. Разные психические функции развиваются неравномерно, не пропорционально. Существуют наиболее оптимальные сроки для становления и роста отдельных психических процессов, такие периоды называют сенситивными. Возрастная сенситивность – присущее определенному сенситивному периоду, оптимальное сочетание условий для развития и становления определенных психических свойств и процессов.

3. «Метаморфозы» детского развития. Выготский отметил цепь превращения одной качественной формы в другие.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется (эволюция). Инволюционный эффект возникает если не были созданы условия для развития функции – обратное развитие (инфантилизм).

5. Интеграция психики – перерастание отдельных психических состояний в черты личности.

6. Пластичность психики и возможность компенсации. При слабости или дефиците одной психической функции усиленно развивается др.

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать.

  • 1. Психология развития как отрасль психологии
  • 2. Современная возрастная периодизация
  • 3. Периодизация развития человека Аристотеля, Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, П. П. Блонского, З. Фрейда, Э. Эриксона
  • 4. Периодизация развития человека в отечественной психологии
  • 5. Пренатальное развитие
  • 6. Законы и закономерности психического развития
  • 7. Зарубежные теории развития (Холл, Гетчесон, Штерн, Гейзелл, Термел, Бюллер)
  • 8. Социализация личности. Ценностные ориентации
  • 9. Характер и характерология
  • 10. Социальный характер
  • 11. Основные направления психического развития ребенка
  • 12. Гипотеза о периодичности процессов психического развития
  • 13. Интеллект
  • 14. Интеоризация

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология развития и возрастная психология. Шпаргалка (Аурика Луковкина, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6. Законы и закономерности психического развития

Психология возрастного развития – это отрасль знаний, рассматривающая динамику возрастных изменений. В психологии возрастного развития выделяют два типа развития: преформированный; непреформированный.

Преформированный тип развития – развитие, при котором заранее заданы и закреплены те стадии, которые организм пройдет в течение некоторого времени, например, эмбриональное развитие.

Непреформированный тип – это такой тип развития, когда процесс задан не изнутри, а извне.

Развитие происходит благодаря влиянию окружающей среды на организм.

Эволюционное изменение психики – это длительное и достаточно медленное развитие, в результате которого происходят устойчивые изменения организма, обогащается словарный запас человека.

Революционные изменения – это быстрые, глубокие преобразования психики и поведения человека. Происходят во время возрастных кризисов, сопутствуют им.

Ситуационные изменения – это быстрые, но недостаточно устойчивые изменения психики и поведения, они требуют подкрепления.

Бывают ситуационные изменения: организованные и неорганизованные.

Организованные предполагают разработку оказания обучающего влияния на человека, осуществляются в системе и носят целенаправленный характер.

Неорганизованные ситуационные воздействия носят, как правило, случайный характер и не предполагают системной работы по обучению и воспитанию.

Детское развитие – это непреформированный тип развития. Это качественно своеобразный процесс, который определен той формой развития общества и непосредственно окружающего ребенка социума.

Движущие силы психического развития – это факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка. Эти факторы являются причинами и содержат в себе побудительные энергетические источники развития.

Условия психического развития – это внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на процесс развития, направляя его ход и формируя динамику и конечный результат.

Законы психического развития – это общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие и опираясь на которые можно управлять ходом психического развития.

Л. С. Выготский отмечал, что разные стороны психической деятельности ребенка развиваются неравномерно.

Закон метаморфозы детского развития заключается в том, что развитие не сводится к количественным изменениям психики, оно представляет собой цепь качественных изменений.

Закон цикличности заключается в том, что возраст как стадия развития представляет собой определенный цикл, каждый цикл имеет свое содержание и свой темп.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология развития и возрастная психология. Шпаргалка (Аурика Луковкина, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.


Статьи по теме